Ресурсы музея (в том числе цифровые) в помощь учителю ОРКСЭ и ОДНКНР. Из опыта работы школьного музея «Десант памяти. Лиговский рубеж». Тезисы выступления на районном семинаре
материал
Предварительный просмотр:
Прийменко Е.В., учитель истории, истории и культуры СПб, ОДНКНР, заведующий школьным музеем ГБОУ школы № 217 Красносельского района Санкт-Петербурга имени Н.А. Алексеева
Тема выступления: Ресурсы музея (в том числе цифровые) в помощь учителюОРКСЭ и ОДНКНР. Из опыта работы школьного музея «Десант памяти. Лиговский рубеж».
«Музей может быть открыт для всех только путем учения: вход в него ведет через учебное заведение. В Музее воспитательное начало не только получает место рядом с началом образовательным, но и становится по праву преобладающим, просвещая умы…» Н. Ф. Фёдоров, русский религиозный мыслитель, педагог-новатор. (1829-1903)
Сегодня транслирование духовно-нравственных ценностей является общей целью школы как учреждения образования и музея как учреждения культуры.
Современный учитель, преподающий предметы ОРКСЭ и ОДНКНР, знает, что образовательное пространство государственных музеев, например, таких как Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге http://www.gmir.ru), Музей истории религии и национальностей Прикамья в Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru), Музей истории мировых культур и религий в Дербенте (http://derbentmkr.ru), позволяет изучать на его базе пять из шести модулей учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» и курса предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» при помощи цифровых ресурсов, представленных на официальных сайтах этих музеев и доступных учителю из любого региона. А чем может помочь в этом направлении школьный музей, думаю, ответить смогут не многие.
На самом деле музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, объяснять сложный материал на простых и наглядных примерах, организовывать интересные уроки и дополнительные внеклассные занятия, познавательные мероприятия, проводить исследовательскую работу, используя музейные экспонаты.
Курс «ОДНКНР» ставит своей целью приобщение младших школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию, что конкретизирует и расширяет цели курса ОРКСЭ: формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурныхи религиозных традиций многонационального народа России, а также диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Одним из средств формирования этих компетенций является школьный музей. В современных условиях его роль стала значительно возрастать. Во многом это связано с тем, что позволяет активно включать его в целостный образовательный, воспитательный процесс. Особенностью современной школы является то, что в ней учатся дети разных национальностей, культур. Все это обусловливает необходимость образования и развития подрастающего поколения, способного найти возможности адаптации и самореализации в своем месте проживания.
Из шести модулей, которые входят в структуру курса ОДНКНР есть сквозные темы, например,
∙ Россия – наша Родина.
∙ Понятие добра и зла.
∙ Праздники в религиях мира.
∙ Семья, семейные ценности.
∙ Золотое правило морали.
∙ Милосердие, забота о ближнем.
∙ Любовь и уважение к Отечеству.
В школьном музее для изучения этих и других тем могут быть использованы различные формы работы, от обзорной экскурсии до информационного наполнения каждого экспоната, представленного в музейном зале. При этом, необходимо учитывать целый ряд факторов: доступность материала, уровень развития обучающихся, особенности восприятия религиозного материала аудиторией, технические возможности музея. (видео работы в музее).
Для любого учителя-практика очевидно, что преподавать предмет, опираясь только на материал учебника, невозможно. Целесообразно задействовать как можно больше доступных ресурсов, одним из которых может стать школьный музей.
В связи с активным развитием информационных технологий, развитием Интернета - появилась инновационная форма – виртуальный музей. Он позволяет создать новое пространство для развития ученической исследовательской и проектной деятельности, не ограничиваясь помещением, количеством и качеством экспонатов.
Чем могут помочь учителю цифровые ресурсы музея?
1. Предоставить в открытом доступе справочные материалы расширенной тематики.
2. Обеспечить доступ к фотографиям редких музейных экспонатов в виртуальных медиатеках.
3. Возможность не покидая помещения класса посетить в виртуальном пространстве любой музей мира.
4. Использовать наработанные видеоматериалы при построении урока или внеурочного занятия.
Средствами музейной педагогики, возможно, заинтересовать и привлечь к партнерскому сетевому сотрудничеству семьи школьников, с целью развить у ребенка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества.
Такая форма работы очень интересна и детям, и родителям, поскольку они сами являются «сотрудниками» школьного музея, таким образом, прикасаясь к «живой» истории страны, родного края, места, в котором живут.
Занятость обучающихся во внеурочное время в музее содействует укреплению самодисциплины, развитию организованности и самоконтроля, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать практические навыки различных видов творчества для дальнейшего использования их дома, в семье.
Внеурочная деятельность по курсу ОДНКНР посредством занятий в школьном музее способна помочь решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:
∙ Выровнять стартовые возможности развития личности ребенка.
∙ Способствовать выбору его индивидуального образовательного пути.
∙ Обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха».
∙ Содействовать самореализации личности ребенка и педагога.
Таким образом, школьный музей – это прежде всего, территория неограниченных возможностей, место, где каждый ребенок может проявить свои таланты, самостоятельно собрать информацию, рассказать о людях, которыми гордится семья, узнать и поведать о результатах своей деятельности одноклассникам, проявить себя в роли исследователя и экскурсовода.
Идея применить возможности Музея школы на уроках ОДНКНР возникла благодаря ряду предпосылок:
Во-первых, прослеживается явное сходство принципов реализации курса соспецификой дополнительного образования, в сферу которого входит музейная педагогика. Оно выражается в следовании за интересами и потребностями ребёнка, развивающем характере деятельности, отсутствии отметок.
Во-вторых, культурологический аспект преподавания ОДНКНР органично сочетается с воспитанием у музейной аудитории эстетического вкуса, интереса и терпимости к разнообразию образов, ценностей и традиций, уважительного отношения к процессу и результатам труда.
Проанализировав опыт сочетания музейных возможностей и особенностей курса, можно выделить следующие «точки пересечения»:
- применение на уроках характерных для музея форм работы: экскурсия, лекция с видеоподдержкой, путешествие (реальное или виртуальное), деловая игра, встречи с интересными людьми-носителями исторического опыта, интерактивные занятия с применением музейных предметов и т.д.
- получение «обратной связи» также возможно осуществлять с помощью музейной экспресс-диагностики. Это помогает удивлять, увлекать учеников новым предметом, выходить за привычные рамки стандартного урока.
- при подготовке музейного урока используются такие технологии, как: проблемное и интерактивное обучение; технология познавательного конфликта; проектной и исследовательской деятельности; технология критического мышления.
Отношения, возникающие в ходе занятий, связаны с разнообразием ролей и стилей педагогического руководства. Учитель меняется из урока в урок, становясь поочерёдно лектором, экскурсоводом, проводником, собеседником, исследователем, научным руководителем. Возможность быть разными, испытать, лучше узнать себя получают и дети.
более глубокое, личностно значимое содержание. Оно изначально перекликается, т.к. и школьный Музей, и курс ДНК призваны воспитывать схожие ценности, отношения, навыки общественно одобряемой деятельности. Среди них добро, трудолюбие, взаимовыручка, понять и прочувствовать которые помогают яркие экспонаты, воспоминания участников жизни разных лет, которые изучаются в том числе в живом общении.
Таким образом, опыт заявленного в теме сочетания позволяет не только эффективнее работать по курсу ОДНКНР, но и способствует популяризации школьной истории.
«Без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности» - писал академик Г.Н. Волков. Эти слова заставляют задуматься о будущем наших детей каждого неравнодушного человека.
Использованные источники (литература):
1. Архив школьного музея.
2. Программа: Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации / Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2014
3. Методические материалы по Основам православной культуры.
4. Склярова Т. В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе. // Вестник ПСТГУ. Педагогика и психология. 2012. - №4. - С.7-12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы школьного музея "Живая нить истории"
из опыта работы школьного музея...
Выступление на районном семинаре библиотекарей "Приоритетные направления в работе школьной библиотеки"
Выступление на районном семинаре библиотекарей "Приоритетные направления в работе школьной библиотеки"....
Обобщение опыта работы школьного музея
Современный мир трудно представить себе без музеев. Они уже давно и прочно вошли в наш быт....
Выступление на районном семинаре методического объединения учителей биологии Московского района города Нижнего Новгорода по теме "Роль школьных экологических экспедиций в развитии проектно-исследовательских компетенций учащихся".
В рамках проекта «Наша школьная страна», ДОО «Зелёная планета» и экологического кружка «Эколог» в июне 2014 года была организована летняя экологическая экспедиция на базе учебно-исследовательского пол...
Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)
Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...
Тезисы выступления на городском семинаре "Особенности преподавания ОДНКНР по учебнику Н.Ф. Виноградовой"
Особенности составления рабочей программы по ОДНКНР...
Из опыта работы школьного музея МБОУ Степано-Савченской ООШ
Из опыта работы школьного музея...