Ресурсы музея (в том числе цифровые) в помощь учителю ОРКСЭ и ОДНКНР. Из опыта работы школьного музея «Десант памяти. Лиговский рубеж». Тезисы выступления на районном семинаре
материал

Прийменко Елена Валерьевна

Тезисы выступления на районном семинаре 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_priymenko.docx29.68 КБ

Предварительный просмотр:

Прийменко Е.В., учитель истории, истории и культуры СПб, ОДНКНР, заведующий школьным музеем ГБОУ школы № 217 Красносельского района Санкт-Петербурга                                                   имени Н.А. Алексеева

Тема выступления: Ресурсы музея (в том числе цифровые) в помощь учителюОРКСЭ и ОДНКНР. Из опыта работы школьного музея «Десант памяти. Лиговский рубеж».

«Музей может быть открыт для всех только путем учения: вход в него ведет через учебное заведение. В Музее воспитательное начало не только получает место рядом с началом образовательным, но и становится по праву преобладающим, просвещая умы…» Н. Ф. Фёдоров, русский религиозный мыслитель, педагог-новатор. (1829-1903)

Сегодня транслирование духовно-нравственных ценностей является общей целью школы как учреждения образования и музея как учреждения культуры.

Современный учитель, преподающий предметы ОРКСЭ и ОДНКНР, знает, что образовательное пространство государственных музеев, например, таких как Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге http://www.gmir.ru),  Музей истории религии и национальностей Прикамья в Сарапуле (http://mirinp.pravorg.ru),  Музей истории мировых культур и религий в Дербенте (http://derbentmkr.ru), позволяет изучать на его базе пять из шести модулей учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» и курса предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» при помощи цифровых ресурсов, представленных на официальных сайтах этих музеев и доступных учителю из любого региона. А чем может помочь в этом направлении школьный музей, думаю, ответить смогут не многие.

На самом деле музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, объяснять сложный материал на простых и наглядных примерах, организовывать интересные уроки и дополнительные внеклассные занятия, познавательные мероприятия, проводить исследовательскую работу, используя музейные экспонаты.

         Курс «ОДНКНР» ставит своей целью  приобщение младших школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию, что конкретизирует и расширяет цели курса ОРКСЭ: формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурныхи религиозных традиций многонационального народа России, а также диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

            Одним из средств формирования этих компетенций является школьный музей. В современных условиях его роль стала значительно возрастать. Во многом это связано с тем, что позволяет активно включать его в целостный образовательный, воспитательный процесс. Особенностью современной школы является то, что в ней учатся дети разных национальностей, культур. Все это обусловливает необходимость образования и развития подрастающего поколения, способного найти возможности адаптации и самореализации в своем месте проживания.           

Из шести модулей, которые входят в структуру курса ОДНКНР есть сквозные темы, например,

         Россия – наша Родина.

         Понятие добра и зла.

         Праздники в религиях мира.

         Семья, семейные ценности.

         Золотое правило морали.

         Милосердие, забота о ближнем.

         Любовь и уважение к Отечеству.

В школьном музее для изучения этих и других тем могут быть использованы различные формы работы, от обзорной экскурсии до информационного наполнения каждого экспоната, представленного в музейном зале. При этом, необходимо учитывать целый ряд факторов: доступность материала, уровень развития обучающихся, особенности восприятия религиозного материала аудиторией, технические возможности музея. (видео работы в музее).

Для любого учителя-практика очевидно, что преподавать предмет, опираясь только на материал учебника, невозможно. Целесообразно задействовать как можно больше доступных ресурсов, одним из которых может стать школьный музей.

В связи с активным развитием информационных технологий, развитием Интернета -  появилась инновационная форма – виртуальный музей. Он позволяет создать новое пространство для развития ученической исследовательской и проектной деятельности, не ограничиваясь помещением, количеством и качеством экспонатов.

Чем могут помочь учителю цифровые ресурсы музея?

1. Предоставить в открытом доступе справочные материалы расширенной тематики.

2. Обеспечить доступ к фотографиям редких музейных экспонатов в виртуальных медиатеках.

3. Возможность не покидая помещения класса посетить в виртуальном пространстве любой музей мира.

4. Использовать наработанные видеоматериалы при построении урока или внеурочного занятия.

Средствами музейной педагогики, возможно, заинтересовать и привлечь к партнерскому сетевому сотрудничеству семьи школьников, с целью развить у ребенка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества.

Такая форма работы очень интересна и детям, и родителям, поскольку они сами являются «сотрудниками» школьного музея, таким образом, прикасаясь к «живой» истории страны, родного края, места, в котором живут.

Занятость обучающихся во внеурочное время в музее содействует укреплению самодисциплины, развитию организованности и самоконтроля, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать практические навыки различных видов творчества для дальнейшего использования их дома, в семье.

Внеурочная деятельность по курсу ОДНКНР посредством занятий в школьном музее способна помочь решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:

         Выровнять стартовые возможности развития личности ребенка.

         Способствовать выбору его индивидуального образовательного пути.

         Обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха».

         Содействовать самореализации личности ребенка и педагога.

Таким образом, школьный музей – это прежде всего, территория неограниченных возможностей, место, где каждый ребенок может проявить свои таланты, самостоятельно собрать информацию, рассказать о людях, которыми гордится семья, узнать и поведать о результатах своей деятельности одноклассникам, проявить себя в роли исследователя и экскурсовода. 

Идея применить возможности Музея школы на уроках ОДНКНР возникла благодаря ряду предпосылок:

Во-первых, прослеживается явное сходство принципов реализации курса соспецификой дополнительного образования, в сферу которого входит музейная педагогика. Оно выражается в следовании за интересами и потребностями ребёнка, развивающем характере деятельности, отсутствии отметок.

Во-вторых, культурологический аспект преподавания ОДНКНР органично сочетается с воспитанием у музейной аудитории эстетического вкуса, интереса и терпимости к разнообразию образов, ценностей и традиций, уважительного отношения к процессу и результатам труда.

Проанализировав опыт сочетания музейных возможностей и особенностей курса, можно выделить следующие «точки пересечения»:

  • применение на уроках характерных для музея форм работы: экскурсия, лекция с видеоподдержкой, путешествие (реальное или виртуальное), деловая игра, встречи с интересными людьми-носителями исторического опыта, интерактивные занятия с применением музейных предметов и т.д.
  • получение «обратной связи» также возможно осуществлять с помощью музейной экспресс-диагностики. Это помогает удивлять, увлекать учеников новым предметом, выходить за привычные рамки стандартного урока.
  • при подготовке музейного урока используются такие технологии, как: проблемное и интерактивное обучение; технология познавательного конфликта; проектной и исследовательской деятельности; технология критического мышления.

Отношения, возникающие в ходе занятий, связаны с разнообразием ролей и стилей педагогического руководства. Учитель меняется из урока в урок, становясь поочерёдно лектором, экскурсоводом, проводником, собеседником, исследователем, научным руководителем. Возможность быть разными, испытать, лучше узнать себя получают и дети.

более глубокое, личностно значимое содержание. Оно изначально перекликается, т.к. и школьный Музей, и курс ДНК призваны воспитывать схожие ценности, отношения, навыки общественно одобряемой деятельности. Среди них добро, трудолюбие, взаимовыручка, понять и прочувствовать которые помогают яркие экспонаты, воспоминания участников жизни разных лет, которые изучаются в том числе в живом общении.

Таким образом, опыт заявленного в теме сочетания позволяет не только эффективнее работать по курсу ОДНКНР, но и способствует популяризации школьной истории.

«Без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности» - писал академик Г.Н. Волков. Эти слова заставляют задуматься о будущем наших детей каждого неравнодушного человека.

Использованные источники (литература):

1.   Архив школьного музея.

2. Программа: Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации / Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2014

3. Методические материалы по Основам православной культуры.

4. Склярова Т. В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе. // Вестник ПСТГУ. Педагогика и психология. 2012. - №4. - С.7-12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре библиотекарей "Приоритетные направления в работе школьной библиотеки"

Выступление на районном семинаре библиотекарей "Приоритетные направления в работе школьной библиотеки"....

Обобщение опыта работы школьного музея

Современный мир трудно представить себе без музеев. Они уже давно и прочно вошли в наш быт....

Выступление на районном семинаре методического объединения учителей биологии Московского района города Нижнего Новгорода по теме "Роль школьных экологических экспедиций в развитии проектно-исследовательских компетенций учащихся".

В рамках проекта «Наша школьная страна», ДОО «Зелёная планета» и экологического кружка «Эколог» в июне 2014 года была организована летняя экологическая экспедиция на базе учебно-исследовательского пол...

Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)

Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...