конспект урока "Политический режим"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Урок изучения новой темы по обществознанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ»

Цель: продолжить знакомство с формами государства, ввести понятие политического режима и узнать, какие основные политические режимы выделяются политологами, правоведами, каковы признаки этих политических режимов..

Задачи урока:

 Познакомить учащихся с понятием политический режим, типами и признаками политических режимов.

 Развивать у учащихся умения по обработке и структурированию информации; работать в группе и парами.

Различать основные признаки политических режимов, раскрывать на примерах различные типы политических режимов.

Тип урока- комбинированный

Оборудование: учебники, рабочие листы, компьютерная презентация.

Эпиграф к уроку

«Лучшие должны править во всех государствах и при всех режимах. Всякий режим плох, если в нем правят худшие».  (И. А. Ильин, русский философ I половины XIX в.)

Ход урока

        I.Проверка д/з –

  • Тест

1. Решите тест.

1 вариант

1. Установите соответствие между признаками и формами правления, которые они характеризуют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца

ПРИЗНАКИ

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

А) единоличный правитель

Б) источником власти признаётся народ

В) бессрочная пожизненная власть главы государства

Г) передача верховной власти по наследству

Д) принцип выборности высших органов власти

1)  республика

2)  монархия

2. Государство Z имеет единую внешнюю границу и валютную систему. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод, что государство Z федеративное?

1) глава государства является гарантом конституции

2) высшие органы государства формируются выборным путём

3) государство обладает многонациональным составом населения

4) помимо единой общегосударственной конституции принимаются конституции субъектов

3. В государстве Z верховная власть передаётся правителю по наследству. Он руководит деятельностью кабинета министров, принимает законы, утверждает судебные решения. Какая форма правления существует в государстве Z? 1) федерация 2) абсолютная монархия 3) унитарное государство 4) республика

4. Что является признаком любого государства? 1) суверенитет 2) многопартийность 3) верховенство права 4) выборность высших органов власти

5. Верны ли следующие суждения о государстве? А. Государство осуществляет публичную власть в стране. Б. Государству принадлежит исключительное право взимания налогов и сборов с граждан и фирм. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

2 вариант

1. Установите соответствие между признаками и формами правления, которым они соответствуют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

А) бессрочная пожизненная власть главы государства

Б) источником власти признан народ

 В) наследование верховной власти

Г) принадлежность верховной государственной власти одному лицу

Д) выборность высших органов власти

1) республика

2) монархия

2. В состав государства Z входят 12 территориальных единиц, которые имеют свои конституции, высшие органы власти. При этом существует единое законодательство, образующее общегосударственные высшие органы власти. Какова форма государственно-территориального устройства страны Z? 1) социальное государство 2) республика 3) унитарное государство 4) федерация

3. В стране Z глава государства получает власть по наследству, законы принимаются законодательным собранием и исполняются правительством страны. Какова форма правления в государстве Z? 1) унитарное государство 2) парламентарная монархия 3) парламентская республика 4) абсолютная монархия

4. Что является признаком любого государства? 1) право на взимание налогов 2) идейное единство 3) разделение властей 4) федеративное устройство

5.Верны ли следующие суждения о государстве? А.Государству принадлежит право осуществлять верховную власть на определённой территории. Б.Государству принадлежит абсолютное право принимать законы. 1) верно только 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Ключ:

1. а2 б1 в2 г2 д1   2.4   3.2  4.1   5.3

2. Составьте схему, используя понятия.
«Форма государства», «монархия», «форма правления», «парламентская республика», «унитарное государство» «форма государственного устройства», «форма политического режима», «республика», «абсолютная монархия», «конституционная монархия», «смешанная республика»,  «конфедерация», «президентская республика», «федерация»

C:\Users\%D0%94%D0%BE%D0%BC\Desktop\i.webp

II. Изучение нового материала. Вступительное слово учителя:

Уч.: какая часть осталась не заполненной?

«портрет государства» будет не завершенным, если не охарактеризовать политический режим

Тема урока__________________________________________________

На какие основные вопросы мы должны будем ответить, что бы раскрыть тему урока?

Ответы

План

1Понятие П Р

2 Виды П Р

3 Признаки П Р

Давайте начнем с понятия. В ваших рабочих листах задание №3.

3. Соберите из данных слов определение «политический режим»

Слова: государственной власти,  способов и методов, права и свободы, совокупность,  граждан, объем, осуществления,

П Р- совокупность способов и методов государственной власти, объем прав и свобод граждан

Политологи  выделяют виды политических режимов

Политический режим

                                                          Демократический         Антидемократический

                                                                                                  1. Авторитаризм

                                                                                                  2.Тоталитаризм

На основе изучения текста параграфа 3 учебника Л.Н.Боголюбова и дополнительного материала для каждой группы учащиеся должны выделить основные признаки политического режима

  • 1 группа – тоталитарный
  • 2 группа – авторитарный
  • 3 группа – демократический

руководствуясь следующими характеристиками и заполнить таблицу

4. Заполнить таблицу «Характеристика политических режимов»

Критерий для сравнения

Тоталитарный политический режим

Авторитарный политический режим

Демократический политический режим

Правовой принцип

«Запрещено все, что не разрешено законом»

«Разрешено все, кроме политики»

«Разрешено все, что не запрещено законом»

Кто  правит? Полномочия главы государства

Во главе правящая партия с вождем

Полномочия не ограничены

Одна партия, ее лидер – общенациональный вождь

Полномочия ограничены формально

Народ, избранные, представительные  органы

Полномочия строго ограничены законом

Роль парламента и других представительных органов

Отсутствует

Формальна, незначительна

Законодательная власть

Партии

Единственная партия

Единственная партия

Многопартийность

Идеология

Обязательная официальная идеология

Одна идеология, другие есть формально

Политический плюрализм

Оппозиция

Отсутствует, запрещена

Находится под строгим контролем государственных органов

Действует легально

Права и свободы граждан

Отсутствуют

Декларируются, но нарушаются

Есть свобода частной жизни и экономическая свобода

Существуют, закреплены в конституции, охраняются законом

Роль СМИ

Жесткая цензура сми

Свобода в дозволенных властью пределах

Свобода сми

Роль армии и полиции

Широкие полномочия, вне закона, карательная функция

Армия используется для удержания власти и поддержки общественного порядка

Армия и полиция поддерживают порядок в рамках закона

Методы и средства

Карательная система, массовый террор, выдвижение крупных целей

Опора на армию-сила и церковь- традиции

Выборы , референдум, осноаны на законе

Определение

Тоталитарный режим– это политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом

АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ — политический режим, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения.

ДЕМОКРАТИЯ (от греч. demos — народ, kratos — власть, правление) — форма правления, при которой граждане лично или через избранных представителей осуществляют право принятия (политических) решений.

Формула

Полный Контроль+террор+страх

Традиции+ авторитет+ ограничения

Свобода+ инициатива+ ответственность

Выступления  групп

Закрепление

5. Прочитайте отрывки и определите, при каком политическом режиме была возможна такая ситуация

Отрывок 1.

Политические анекдоты 

Трое рабочих попали в тюрьму. Спрашивают друг друга, кто за что сел. Первый рассказывает:
- Я всегда опаздывал на десять минут на работу — обвинили в саботаже.
- Я всегда приходил на работу на десять минут раньше — обвинили в шпионаже, — говорит второй.
- А я всегда приходил вовремя — обвинили в том, что у меня импортные часы, — жалуется третий.

Отрывок 2.

Поспорили американец и русский. Американец: Я могу выйти посреди площади с плакатом «Долой американского президента!» — и ничего страшного со мной не будет, не арестуют! Русский: И я могу выйти посреди площади с плакатом «Долой американского президента!» — и тоже ничего страшного со мной не будет, тоже не арестуют!

Отрывок 3.

Статья 6.
Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.
Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.

Отрывок 4

В Древней Греции, в частности в Афинах, остра́коны (черепки) использовались для голосования в процедуре остракизма (изгнание гражданина из государства посредством голосования черепками) и поэтому являются ценным источником знаний не только о повседневной, но и политической жизни.

6. При каком политическом режим вы хотели бы жить и почему?

7. Домашнее задание: п. 3, понятия, признаки, составить 1 слайд  презентация «Узнай политический режим по фото, картине, карикатуре»

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока английского языка в 3 классе по теме "Режим дня"

Урок разработан с использованием УМК "Английский в фокусе - 3"...

Конспект урока по теме "Режим и питание рек" 6 класс

Урок-поэтическая композиция. Необычно и интересно. Урок разработан для 6-х классов по учебному плану 2004 года. я надеюсь будет особенно полезен для начинающих учителей географии....

Конспект «Мой режим дня ведет к успеху»

Цели: воспитать у учащихся бережное отношение к здоровью.Задачи:  раскрыть понятие «режим дня», научить правильно и эффективно распределять время....

Конспект урока по теме "Режим дня"

Конспект урока по теме "Режим дня"...

Конспект урока по теме "Режим дня" 3 класс

Конспект урока по английскому языку 3 класс...

План-конспект урока Оккупационный режим в Крыму 1941-1944

изучение учащимися оккупационного режима в Крыму;рассмотрение бесчеловечной политики гитлеровцев на оккупированной территории;выработка ненависти к фашистской идеологии;формирование навыков исследоват...