Разработка занятия "Избирательное право и процесс, выборы и референдум"для элективного курса по обществознанию "Подготовка к ОГЭ по обществознанию" 9 класс.
план-конспект занятия по обществознанию (9 класс) на тему

Осадчикова Наталья Юрьевна

Тема занятия  «Избирательное право и процесс, выборы и референдум»

Занятие элективного курса "Подготовка к ОГЭ по общнствознанию" , 9 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatieelektivnyy_kurs_.docx56.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия  «Избирательное право и процесс, выборы и референдум»

Цель: Закрепить и расширить у обучающихся знания об избирательном праве, создать представление о демократических выборах и принципах участия граждан в выборах.

  1. Организационный момент

Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к занятию? 
Дети: Да!
Учитель: Тогда вперед!

  1. Актуализация знаний учащихся.

Ребята, на прошлом занятии элективного курса мы перешли к повторению одного из сложных разделов обществознания «Политика».  В каждом тесте при сдаче государственного экзамена, вы обязательно с 14 задания  по 23, в первой части, найдёте вопросы по этой теме, да и во второй части такие задания есть.

Давайте проверим, как вы усвоили вопросы, рассмотренные нами на прошлых занятиях из блока «Политика» .

(РАБОТА В ГРУППАХ)

Вы разделились на группы,  поэтому каждой группе предлагаю выполнить следующее  задание.

     У вас на столах находятся схемы, по изучаемой нами теме,  которые вы сообща заполните. А затем   каждая группа даст пояснения выполненным заданиям.

  1. СХЕМЫ  (ФОРМА ГОСУДАРСТВА, ВЕТВИ ВЛАСТИ И ОРГАНЫ ИХ ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ, ПАРЛАМЕНТ РФ, ДЕМОКРАТИЯ И ЕЁ ФОРМЫ) – ЗАПОЛНЯЮТ СХЕМЫ, ДАЮТ ПОЯСНЕНИЯ К НИМ

СХЕМЫ

  1. ФОРМА ГОСУДАРСТВА

  1. Форма правления - это элемент формы государства, который показывает: кому принадлежит государственная власть: как она передается; существует ли разделение властей; ответственен ли глава государства перед народом.

2. Государственно-территориальное устройство -  элемент формы государства, который показывает, на какие составные части делится территория государства, какой вид власти осуществляется в них, сколько уровней органов государственной власти и уровней законодательства функционирует в государстве. История государства выделяет две формы государственно-территориального устройства - унитарную и федеративную.

- унитарное государство, территория состоит из муниципальных образований, в которых осуществляется местное самоуправление, существует единая система органов государственной власти и один уровень законодательства (Франция).

- федеративное государство, сложное государство, состоит из субъектов федерации, в которых осуществляется государственная власть; функционируют два уровня органов государственной власти (федеральные органы и органы субъектов федерации) и два уровня законодательства (Россия, США, ФРГ).

3Государственно-правовой режим - это элемент формы государства, который отражает совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть:

 демократический режим предполагает равноправие граждан, реальные права и свободы человека, участие граждан в решении государственных вопросов, правовой характер государства (либеральный, парламентарный режимы), отсутствие цензуры и политический плюрализм;

      тоталитарный режим предполагает всеобщий контроль государства над обществом и личностью (вмешательство в частную жизнь), отсутствие прав человека, террористические методы осуществления государственной власти, жесткую цензуру, господствующую государственную идеологию и однопартийность (фашизм, расизм);

- авторитарный режим является переходным между тоталитарным и демократическим, предполагает ограничение реальных прав человека и роли выборных государственных органов, существует мягкая цензура, может допускаться деятельность политических партий под контролем правящей партии (СССР в 1970-е гг.).

  1. ВЕТВИ ВЛАСТИ И ОРГАНЫ ИХ ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ

ТРИ ВЕТВИ ВЛАСТИ

Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание (парламент),

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляетПравительство 

СУДЕБНУЮ ВЛАСТЬ ПРЕДСТАВЛЯЮТ КОНСТИТУЦИОННЫЙ, ВЫСШИЙ ВЕРХОВНЫЙ, АРБИТРАЖНЫЙ СУДЫ

  1. ПАРЛАМЕНТ РФ

Федеральное Собрание (парламент), которое состоит из двух палат - Государственной Думы (Состоит из 450 членов (депутатов), которые представляют определённые политические партии и Совета Федерации (входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти 170 ЧЕЛОВЕК).

ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ

        

ДЕМОКРАТИЯ -ЭТО   Политический строй, при к-ром верховная власть принадлежит народу

При прямой демократии граждане имеют возможность участвовать непосредственно в принятии решений по тем или иным политическим или общественным вопросам.

Представительная демократия предполагает реализацию народом власти посредством выборных полномочных представителей, принимающих решения, которые отражают волю избирателей: население всего государства либо определенной его территории.

Итак, мы с вами повторили, какие элементы относятся к форме государства,  выяснили, что в демократическом правовом государстве существует три ветви власти, вспомнили, как называются органы их представляющие, и что такое демократия и её формы.

Ш. Объяснение новой темы занятия «Избирательное право и процесс, выборы и референдум». 

И сегодня  мы продолжим повторение теории по блоку «Политика»  и потренируемся применять её в тестах.

 Ребята, я предлагаю вам проанализировать картину Виктора Васнецова, известного русского художника 19 века, «Витязь на распутье», которую вы сейчас видите на экране. Скажите, какую тему раскрывает сюжет картины? (Выбор) 

Сформулируйте определение к данному понятию (принятие человеком одного решения из предложенного множества вариантов).

Я хочу привести вам слова О.Бисмарка, канцлера Германии в XIX  веке «Каждый народ заслуживает своего вождя» ». Думаю  любой из вас сразу определит своё согласие или несогласие с автором. Но сейчас меня интересует другое, как связано это высказывание  с понятием выбор?

(Здесь поднимается проблема связи народа и власти, автор утверждает, что существует неразрывная связь народа и власти, народ (его сознательность, образованность, инициативность) может повлиять на то, какая будет власть.

Учитель: С каким правом можно связать выборы?

Ученик: Избирательным правом.

Именно избирательное право граждан даёт возможность формирования власти, но в тоже время и порождает  ответственность за неё.

Учитель: Итак, ребята как вы думаете. Какова же тема нашего сегодняшнего занятия?

Ученик: Избирательное право.

Учитель: Конечно, же, вы догадались правильно. Сегодня мы повторим тему  «Избирательное право и процесс, выборы и референдум». Запишите тему в ваш опорный конспект. У вас на столах таковые имеются, по окончании занятия, вклейте их в тетради по подготовке к ОГЭ.

Какие задачи мы поставим на сегодняшнем занятии?

-повторить что такое выборы, референдум, избирательное право и процесс

-рассмотреть задания из кимов по данной теме.

План: (ПРИКРЕПИТЬ НА ЛИСТОЧКАХ И УБИРАТЬ ПО МЕРЕ ОБСУЖДЕНИЯ)

1.Избирательное право

2.Избирательный процесс

3. Выборы и референдум

1.Избирательное право. Давайте вспомним всё, что мы знаем об избирательном праве.

Обратимся к заданию 17 из кима.

Задание 17 № 358

К политическим правам (свободам) человека относится(ятся)

1) право собственности

2) свобода вероисповедания

3) избирательные права

4) свобода передвижения

Пояснение.

Личные права являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека.

Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны.

Социальные права — это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека.

Экономические — свобода труда, свобода промышленности и торговли, свобода приобретения собственности и распоряжения ею, право наследования, право на владение, пользование и распоряжение землёй.

Правильный ответ указан под номером 3.

Задание 19 

Граждане государства участвуют в формировании парламента, выбирая его депутатов. В этом проявляются их права

1) социально-экономические

2) культурные

3) политические

4) человек

Делаем вывод избирательное право – это политическое право. Т.е. право, позволяющее гражданам России избирать и избираться.

Прежде чем разбирать задание 20, обратимся к опорному конспекту. Найдите и прочитайте определения, подумайте какие термины они обозначают?

 (Пассивное избирательное право — право граждан быть избранными в органы власти. Активное избирательное право, право участия в выборах, а также во всех иных политических мероприятиях, имеющих своей целью выявление воли избирательного корпуса (референдум, плебисцит, отзыв, народная инициатива)).

Разберём задание 20.

Задание 20 

Верны ли следующие суждения об избирательном праве?

 

А. Право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти — это активное избирательное право.

Б. Право гражданина быть избранным в представительные органы власти — это пассивное избирательное право.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Пассивное избирательное право — право граждан быть избранными в органы власти. Активное избирательное право, право участия в выборах, а также во всех иных политических мероприятиях, имеющих своей целью выявление воли избирательного корпуса (референдум, плебисцит, отзыв, народная инициатива).

Правильный ответ указан под номером 3.

Делаем вывод – избирательное право может быть пассивное и активное.

 

Активное избирательное право – право избирать, то есть право граждан государства

     участвовать в выборах в органы государственной власти, местного самоуправления.

  • С 18 лет

 Пассивное избирательное право – право быть избранными.

  • С 21 года в представительные органы
  • С 35 лет президентом

Избирательное право всегда связано с нашим выбором.

В процессе выборов обязательно должны соблюдаться принципы избирательного права. С этими принципами мы знакомились на уроке обществознания. Назовите их.

ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА в России:

 всеобщее право;

 равное право;

прямое право;

тайное голосование,

 гласность,

открытость,

добровольность реализации избирательного права

Принцип всеобщего избирательного права предполагает, что гражданин, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, — быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

Принцип равного избирательного права означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях, участвуют в голосовании только один раз. Каждому гражданину выдается одинаковое количество бюллетеней, а его волеизъявление имеет такое же значение, как и волеизъявление других граждан РФ.

Принцип прямого избирательного права  Принцип прямого избирательного права предполагает не только непосредственное, но и личное участие каждого гражданина в голосовании на выборах. 

Принцип тайного голосования исключает возможность какого-либо контроля со стороны любых органов, должностных лиц, а также общественных объединений за волеизъявлением избирателей.

Гласность и открытость являются универсальными принципами организации и проведения выборов. Указанные принципы означают открытость и гласность избирательного процесса для всех его участников - кандидатов, избирательных объединений и блоков, избирателей. В мировой практике разработаны и реализуются различные институты, при помощи которых обеспечивается гласность и открытость выборов. К числу таковых относится, например, институт наблюдателей, которые следят за легитимностью проведения выборов. Законодательством предусмотрено положение о систематической публикации в средствах массовой информации сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, предусмотрена обязательная официальная публикация полных данных о результатах выборов в объеме данных протоколов избирательных комиссий всех уровней.

Давайте проверим хорошо ли вы разбираетесь в принципах избирательного права.

Группа показывает свой эпизод и объясняет, какой принцип избирательного права описан или нарушен.

(ИНСЦЕНИРОВКА)

Сценка 1

На избирательный участок заходят водитель грузовика и хорошо одетая дама. Куртка и руки водителя испачканы соляркой. Водитель подходит к председателю избирательной комиссии:

- Вот мой паспорт. Дайте мне бюллетень.

Председатель (с опаской):

- Вы бы руки сначала вымыли, всё перепачкаете!

- Да некогда мне было. Всю ночь за баранкой. Домой заехать не успел. Сразу к Вам.

Водитель получает избирательный бюллетень, быстро заполняет, бросает его в урну для голосования и уходит.

К столу председателя подходит хорошо одетая дама и приказным тоном говорит:

- Дайте мне два бюллетеня, я хочу проголосовать два раза!

Председатель:

- У Вас нет такого права. Есть принцип «один человек – один голос», поэтому мы можем дать Вам только один бюллетень.

- У меня есть такое право! У меня дед и бабка были дворянами, да и я сама занимаю не последнюю должность в банке! И притом учтите мои заслуги, у меня есть звание «Почётный банкир»!

- Нет! Происхождение, должность и заслуги не учитываются при голосовании. Ни одному избирателю не даётся большего числа голосов, чем другим.

- Я буду на вас жаловаться! Рассерженная дама уходит, хлопнув дверью.

- Какой избирательный принцип описан в этом эпизоде и что он означает?

( Равное право)

Сценка 2

Избирательный участок. 10.03.2018 г. Неделя до выборов. Входит женщина и обращается к председателю: - Товарищ председатель избирательной комиссии! Через неделю выборы, а меня завтра отправляют в командировку в Омск на месяц. Я же не смогу здесь проголосовать. Что делать?

Председатель: - Ничего страшного! Паспорт у Вас с собой?

- Да, да, конечно с собой.

Председатель заполняет открепительное удостоверение и передаёт женщине:

- Вот Вам открепительное удостоверение. В Омске в день выборов идите на любой избирательный участок, там по вашему удостоверению Вам дадут избирательный бюллетень.

- Спасибо, всё поняла.

- Что нужно делать, если вы не можете проголосовать по месту жительства в день выборов? (ВЗЯТЬ ОТКРЕПИТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ)

Сценка 3

Возле избирательного участка стоит автомобиль, в нём сидят двое. Мимо идёт мужчина. Водитель автомобиля через опущенное стекло кричит ему:

- Товарищ. Можно Вас?

Мужчина удивлённо:

- Меня?

- Да, да, Вас! Вы на выборы?

- Да.

- Если не секрет, Вы за кого проголосуете?

- Да я сам толком не знаю.

Водитель, кладя руку на плечо пассажира:

- Тогда я Вас попрошу проголосовать вот за этого товарища. Запомните лицо? Фамилия его Кравченко, зовут Николай Михайлович. Коля, дай человеку сотню!

Тот протягивает мужику 100 долларов. Мужик прячет валюту в карман:

- Да я за такую купюру за кого хочешь, проголосую.

- Посмотрим. Смотри не обмани!

- Как называются нарушения избирательного права в этом эпизоде?(ПОДКУП ИЗБИРАТЕЛЯ) (принцип добровольности)

Сценка 4

На избирательный участок заходит молодая женщина, вынимает из сумочки два паспорта и выкладывает на стол:

- Я хочу проголосовать за себя и за своего мужа!

Председатель:

- Гражданка! Вы можете проголосовать только за себя. А ваш супруг должен прийти сюда сам и проголосовать. Если он не сможет, тогда мы поедем к нему на дом.

- А зачем? Он очень сильно занят домашними делами. Да и какая разница! Паспорт же его у меня, да ещё я на всякий случай доверенность от него взяла. Вот посмотрите. Вот… подпись… дата. Всё как положено.

- Нет! Поймите правильно. Каждый избиратель должен проголосовать за себя лично – в нашей стране прямое избирательное право. Вот вам ваш бюллетень, а мужу своему скажите – пусть сам придёт сюда.

- Да, да я поняла – так и ему скажу. Женщина голосует и уходит.

- Какой избирательный принцип описан в этом эпизоде и что он означает? Принцип прямого избирательного права

Обратимся к заданиям из ОГЭ

1. Принцип всеобщего избирательного права означает, что
а) избирательные права (или хотя бы активное избирательное право) признается за всеми взрослыми и психически здоровыми людьми.
б) право избирателя избирать и быть избранным непосредственно в выборный орган или на выборную должность.
в) избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган
г) избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе, а если участвовать, то в какой мере.

2. Принцип свободных выборов означает:
а) что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе, а если участвовать, то в какой мере.
б) что любой гражданин обязан проголосовать;
в) что принять участие в выборах имеет право любой человек независимо от возраста;
г) что выдвигать свою кандидатуру может любой гражданин достигший 21 года.

3. Неучастие избирателей в выборах называют:
а) пассивным избирательным правом;
б) активным избирательным правом;
в) аутизмом;
г) абсентеизмом.

4.В России человек приобретает активное избирательное права по достижению:
а) 14 лет;
б) 16 лет;
в) 18 лет; 
г) 21 года.

5. Президентом РФ может быть избрано лицо, достигшее
а) 18 лет;
б) 21 года;
в) 25 лет;
г) 35 лет.

6. Чтобы быть избранным в депутаты Государственной Думы РФ, необходимо достичь возраста
а) 18 лет;
б) 21 года;
в) 25 лет;
г) 35 лет.

Назовите источники избирательного права (В состав источников избирательного права входит Конституция и законодательство Российской Федерации, нормативно-правовые акты избирательных комиссий, а также постановления Конституционного Суда Российской Федерации).

Спасибо, вижу, что вы разобрались в основных принципах избирательного права.

 (Убираем вопрос, который разобрали)

2.Избирательный процесс

- Реализовать свое избирательное право граждане РФ могут в ходе избирательного процесса.

Избирательный процесс – это действия всех политических субъектов, которые, так или иначе, связаны с выборами.  

Давайте вспомним, что собою представляют  этапы избирательного процесса.

 (РАБОТА В ПАРАХ)

ЗАДАНИЕ. Учащиеся в группах самостоятельно определяют этапы избирательного процесса, расставляя их в правильной последовательности.

А) предвыборная агитация; б) назначение выборов; в) голосование; г) образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей; д) определение итогов голосования, результатов выборов; ж) публикация итогов голосования; з) выдвижение кандидатов(списков кандидатов), их регистрация.

Правильные ответы: б,г,з,а,в,д,ж

Этапы избирательного процесса демонстрируются на слайде, при проверке правильности выполнения задания (идет самопроверка)

Итак, избирательный процесс – это деятельность по подготовке и проведению выборов.

Убирается листочек с 2 вопросом.

3.Референдум и выборы

(В опорном конспекте пишут термины для определений)

Референдум - это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

Вы́боры — это процедура избрания кого-либо путём открытого или тайного голосования. 

В заданиях ОГЭ очень часто встречаются вопросы, касающегося этого понятия.

РЕШЕНИЕ ТЕСТА ИЗ ОГЭ

Задание 14 № 572

Что является формой непосредственного народовластия?

1) выборы

2) многопартийность

3) референдум

4) парламентаризм

Пояснение.

Референдум (от лат. referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения. Референдум — важнейший институт прямой демократии.

Задание 15 № 1344

В стране Z прошло всеобщее голосование по вопросу изменения системы пенсионного обеспечения. Такое участие граждан в политической жизни страны называется

1) референдумом

2) выборами

3) избирательным правом

4) абсентеизмом

Задание 16 № 1909

Верны ли следующие суждения об участии граждан в политической жизни?

А. Граждане участвуют в политической жизни посредством выборов и референдумов.

Б. Граждане участвуют в политической жизни, направляя свои обращения в органы государственной власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Политический процесс предполагает различные формы политического участия граждан в политической жизни общества. Основой его является участие большинства граждан в выборах, которые проводятся регулярно через определенные, предусмотренные законом, промежутки времени.

Правильный ответ указан под номером 3.

Задание 20 № 857

Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?

 

А. Конституция Российской Федерации была принята путем всенародного референдума.

Б. Конституция Российской Федерации предусматривает особый порядок внесения в нее изменений и дополнений.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Таким образом, мы должны запомнить, что для решения особо важных проблем в государстве используют референдумы.

Основными признаками референдума являются:

1 ) референдум - это форма непосредственного осуществления народом своей власти, позволяющая выявлять волю народа в своем «чистом» виде, не опосредованном представительством депутатов;

2) референдум - это всегда голосование - способ выявления воли большинства населения;

3) законопроекты, принятые на референдуме, как правило, могут изменяться (отменяться) только путем принятия нового решения на референдум;

4) решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении каким-либо другим органом и вступает в силу, как правило, с момента официального опубликования результатов референдума.

Чем референдум отличаются от выборов?

Задание 21 № 517

В приведенном списке указаны черты сходства выборов и референдума и отличия выборов от референдума. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) является (-ются) выражением народовластия

2) проводится (-ятся), как правило, регулярно

3) служит формой демократии

4) предполагает выдвижение кандидатов

Задание 22 № 1791

Установите соответствие между признаками и формами политического участия граждан РФ, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 

ПРИЗНАКИ

 

ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО

УЧАСТИЯ РФ

А) организация работы участков для голосования

Б) один гражданин имеет один голос

В) голосование за кандидата на пост Президента РФ

Г) установленная законом периодичность проведения

Д) одобрение или неодобрение какого-либо решения

 

1) только выборы

2) только референдум

3) и выборы, и референдум

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

Итак. Мы подошли к ВЫВОДУ: что избирательное право даёт возможность гражданам формировать государственную политику, участвовать в управлении государством.

РЕФЛЕКСИЯ:

Мы с вами рассмотрели примеры вопросов, касающихся этой темы.

Поднимите руки, кто сможет уверенно сказать, что задания по таким темам вы выполните на «отлично». Поднимите руки, кто может допустить ошибки при выполнении таких заданий.

В кимах подчеркните вопросы, касающиеся этой темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка элективного курса по русскому языку для 11-го класса "Речеведение".

Методическая разработка элективного курса для 11 класса "Речеведение". Учитель-языковед может использовать при подготовке к ЕГЭ и для уроков в 9-11 классах при работе с текстами и с художественно-выра...

Авторская педагогическая разработка адаптационного типа - программа элективного курса «Исторический портрет» для обучающихся 9-х классов

Настоящий курс  по выбору ориентирован на преподавание в 9 -х классах (34 часа в год, 1 час в неделю) для обучающихся гуманитарного отделения, изучающих историю на профильном уровне и является пр...

АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « Европейская и русская геральдика » 7-8 КЛАСС

программа предназначена для предпрофильной подготовке учащихся 7-8 классов по истории....

Методическая разработка элективного курса "Знатоки английского языка"для 9-х классов.

Методическая разработка элективного курса " Знатоки английского языка"для 9-х классов....

«Конституционное право» программа элективного курса профильного обучения для 10 - 11-х классов общеобразовательных школ

Элективный курс  «Конституционное право» - это краткосрочный тематический курс (модуль), разработанный для учащихся  10- 11 классов профильного уровня. Содержание программы направлено на угл...

Методическая разработка урока «So wоrtlich wie notig, so frei wie moglich».Элективный курс Слово о переводе для учащихся 9 класса.

Задачами работы являются развитие коммуникативной способности на базе аутентичного материала,  закрепление навыков и умений чтения, говорения (мон., диал. речи), аудирования и письма, а...