Конспект урока по обществознанию 11 класс
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

Малахова Алена Николаевна

Тема урока: «Правоотношения и правонарушения»

Тип урока - комбинированный

Оборудование:

раздаточный материал,  таблицы по теории права.

Цели урока:

Образовательные цели:

- обеспечить в ходе урока закрепление знаний связанных с правом, правоотношениями и правонарушениями;

- обобщить и систематизировать знания обучающихся о правоотношениях;

- познакомить обучающихся с видами правонарушений, признаками юридической ответственности;

- способствовать формированию понимания необходимости и важности соблюдения правовых норм.

Воспитательная цель:

- способствовать формированию правовой культуры;

- воспитывать активную гражданскую позицию;

Развивающая цель:

-развивать интерес к предмету и правовым нормам;

-содействовать развитию у учащихся логического мышления (самостоятельно сравнивать и анализировать события и факты);

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravootnosheniya_i_pravonarusheniya_urok_v_11_klasse.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обществознанию                                                                           11 класс

Тема урока: «Правоотношения и правонарушения»

Тип урока - комбинированный

Оборудование:

раздаточный материал,  таблицы по теории права.

Цели урока:

Образовательные цели:

- обеспечить в ходе урока закрепление знаний связанных с правом, правоотношениями и правонарушениями;

- обобщить и систематизировать знания обучающихся о правоотношениях;

- познакомить обучающихся с видами правонарушений, признаками юридической ответственности;

- способствовать формированию понимания необходимости и важности соблюдения правовых норм.

Воспитательная цель:

- способствовать формированию правовой культуры;

- воспитывать активную гражданскую позицию;

Развивающая цель:

-развивать интерес к предмету и правовым нормам;

-содействовать развитию у учащихся логического мышления (самостоятельно сравнивать и анализировать события и факты);

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания:
  1. фронтальный опрос

- Дать определение понятиям: норма права, право, источник права, система права, субъекты права, правосубъектность.

2.2  Работа  с тестом

1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 нормативно-правовой акт

источник (форма) права

судебный прецедент

естественное право

правовой обычай

Пояснение.

Источник права — самый главный по значимости термин.

В нём и находятся все остальные термины.

способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормы права, а форму выражения — как некий «контейнер норм», не совпадающий по своей сути с источником.

 Ответ: источник (форма) права.

2. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 обсуждение законопроекта в парламенте

законодательная инициатива

законотворческий процесс

парламентские слушания

отклонение законопроекта

Пояснение.

В законотворческий процесс входят все остальные процессы и термины.

 Ответ: законотворческий процесс.

3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 юридическое лицо

производственный кооператив

унитарное предприятие

полное товарищество

общество с ограниченной ответственностью

Пояснение.

Для организации всех этих предприятий нужна регистрация юридического лица.

 Ответ: юридическое лицо.

4. Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правоотношение». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 1) охраняемое государством

2) урегулированное нормами права

3) виновное

4) общественноопасное

5) общественное отношение

6) содержит права и обязанности участников

Пояснение.

Правоотношение — это общественное отношение, урегулированное нормами права. Оно охраняется государством и содержит права и обязанности участников.

 Ответ: 3, 4.

5. Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правовая норма». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 1) установлена государством

2) имеет письменную форму

3) представление о добре

4) содержит нормативно-правовые акты

5) внутреннее побуждение

6) охраняется и защищается государством

7) регулятор общественных отношений

Пояснение.

Нормы права в отличие от морали регулируют общественные отношения с позиций законного и незаконного, и обязательны для исполнения.

 Ответ: 3, 5.

6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Для юристов одним из главных профессиональных качеств является умение применять правовые ___________ (А) на практике. Однако давно известно, что пренебрежение теоретическими вопросами права основывается, как правило, на  потере уверенности в силе ___________ (Б). Для тех людей, которые устояли перед волной правового беспредела, ___________ В) стало одной из основ личного мировоззрения. Для современной России, возрождающей духовные традиции, очень важно формирование у граждан правовой ___________ (Г). В связи с этим очень важно разобраться в изначальном смысле права, понять его общественную ___________ (Д). Одна из аксиом права заключается в том, что право, так же как и религия, мораль, относится к идеальной ценности. Право самым тесным образом связано с другими сферами общественной ___________ (Е). Например, связь и отношение политики и права легче всего просматривается через понятие ___________ (Ж)».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 1) нормы

2) суд

3) право

4) милиция

5) жизнь

6) власть

7) ценность

8) культура

9) закон

 Пояснение.

Исходя из контекста, последовательность 1938756 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.

 Ответ: 1, 9, 3, 8, 7, 5, 6.

7. Найдите в приведенном списке положения, характеризующие нормы права. Запишите цифры, под которыми они указаны.

      1) совокупность представлений о добре и зле

2) общеобязательность выполнения

3) обеспеченность выполнения принудительной силой государства

4) форма общественного сознания

5) многократность применения

Пояснение.

Распространяются на всех граждан вне зависимости от статуса. Правовые нормы устанавливаются и охраняются государством. Применяются в любых правоотношениях и повсеместно, могут применяться несколько раз.

 Ответ: 2, 3, 5.

8. Найдите в приведённом ниже списке юридические факты, которые являются событиями. Запишите цифры, под которыми они указаны.

      1) В результате землетрясения были разрушены десятки домов.

2) Гражданин К. перешёл дорогу в неположенном месте.

3) В результате падения дерева повреждён кузов машины.

4) По достижении 14 лет подросток имеет право на получение паспорта.

5) Супруги В. купили загородный дом в кредит.

6) Гражданин У. подал документы на вступление в наследство.

Пояснение.

Юридические события происходят помимо воли людей.

 Ответ: 1, 3, 4.

  1. Фронтальный опрос:

- Дать определение понятиям: правоотношение, признаки правоотношений, структура правоотношений.

- В связи, с чем возникают, изменяются и прекращаются правоотношения?

- Дайте классификацию юридическим фактам.

  1. Решение задач:  

Определить, какая отрасль права регулирует каждое правоотношение. Определить субъект, объект правоотношений. Определить юридические факты.

  1. Вася купил в магазине «Норд» холодильник, который оказался плохим и отказался работать уже на второй день. Вася решил вернуть товар обратно.

Ответ: Гражданское право. Речь идет о договоре купли-продажи, имущественных отношениях. Магазин обязан заменить товар или вернуть деньги.

  1. Алексей скрыл от Елены, что состоит в браке, который не расторгнут. Прожив три месяца, Елена узнала о тайне мужа.

Ответ: Семейное право

  1. Отмечая день рождение ученика 10-го класса, ребята примерно в 23:30 продолжили танцы во дворе дома, где проживал именинник. Шум и громкая музыка разбудили жильцов, которые неоднократно требовали прекратить танцы, но подростки не реагировали на замечания, пока не появились работники полиции.

Ответ: «Нарушение тишины и покоя граждан» - административное право. Возможность привлечения к административной ответственности зависит от возраста: да, если им исполнилось 16 лет, иначе ответственность может быть возложена на родителей. Штраф.

  1. Петров из 11 «б» стал вымогать у прохожего деньги, а когда тот попытался убежать, достал нож и замахнулся им. Прохожий ударил Петрова, который упал, ударился головой о тротуар и скончался.

Ответ: Нет, он действовал в состоянии необходимой обороны.

3. Целевая установка.

Что общего между правоотношениями, описанными в задачи 3и4?

Чем отличаются?

- Сегодня на уроке мы рассмотрим виды  неправомерных правоотношений и виды юридической ответственности.

5.Изучение нового материала.

- Чем отличается проступок от преступления?

Запись в тетрадь под диктовку учителя: правонарушение, проступок, преступление, юридическая ответственность, принципы юридической ответственности, вина (умысел, неосторожность).

6.Закрепление изученного.

Определите, совершено ли правонарушение в случаях, перечисленных ниже, а также форму вины, виды юридической ответственности:

а) водитель автомобиля внезапно потерял сознание во время сердечного приступа, в результате чего был совершен наезд на пешехода;

Ответ: Преступления нет. Это неосторожная форма вины. Ее можно рассматривать как несчастный случай.

б) ученик похитил магнитофон из школьного радиоузла;

Ответ: Совершено уголовное правонарушение. Умышленная форма вины.

в) парень, желая продемонстрировать подруге свою силу, поднял ее на руки и решил, с ее согласия, подержать ее за оградой балкона. Но сил не хватило, девушка в результате падения получила сложные переломы;

Ответ: Осуществлено правонарушение. Однако это неосторожная форма вины (неумышленная). Можно рассматривать как неосторожность.

г) юноши встретили на улице женщину и вырвали у нее из рук сумку с деньгами;

Ответ: Совершено уголовное правонарушение. Умышленная форма вины.

г) на гражданина С. совершили нападение несколько грабителей, которые, угрожая ножами, потребовали отдать драгоценности и одежду. В ответ С. совершил несколько выстрелов из газового пистолета, ранив одного из нападавших;

Ответ: Правонарушения нет. Поскольку преступники несли угрозу жизни для гражданина С, этот случай можно рассматривать как самозащиту.

д) во время большого пожара, спасая от возгорания жилой дом, пожарные разобрали сарай, который мешал тушить огонь.

Ответ: Правонарушения нет. Поскольку действия пожарных рассматриваются как действия крайней необходимости.

7. Домашнее задание.

- записи в тетради учить, прочитать сказку «Баба – Яга» определить виды правонарушений и виды ответственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обществознанию в 10 классе. Тема урока Исторический процесс.

Разработка урока по обществознанию для профильного обучения в 10 классе....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество

Конспект урока по обществознанию.Класс: 9Тема: Гражданское обществоЦели урока:1.Образовательная:- Выявить смысл понятия «гражданское общество»-       Сформировать  з...

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...

Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"

Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....

Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9. Тема: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»

Конспект урока.  Предмет: обществознание. Класс: 9.Педагог: Бадерина Карина Евгениевна.Тема урока: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности  гражданина РФ.»Тип урока: комби...