Рабочая программа и КТП по курсу "Обществознание" 10 кл., учебник Боголюбова 2018, база, 2 ч в неделю
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему
Рабочая программа и КТП покурсу "Обществознание" 10 кл.,учебник Боголюбова 2018, база, 2 ч в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10b_obshch.baza_2ch18-19.docx | 94.27 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
для 10-(11) класса Б
естественно-научного профиля
МБОУ ЦО № 44 г. Тулы
2018-2019 учебный год
Рабочая программа предназначена для изучения учебного курса «Обществознание (включая экономику и право)» в 10-(11) классе Б естественно-научного профиля, разработана в соответствии с ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г., фундаментальным ядром содержания общего образования, Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования, на основе Примерной программы среднего общего образования по обществознанию для 10-11 классов образовательных учреждений и авторской программы по обществознанию 10-11 классы, базовый уровень/Под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой, А.И.Матвеева. – М.: Просвещение, 2014.
Срок реализации рабочей программы 2 года. Предмет «Обществознание» (включая экономику и право), базовый уровень (2 ч в неделю). Всего 136 ч: из расчета 68 ч в 10 классе и 68 ч в 11 классе.
Программа соответствует следующим нормативным и распорядительным документам:
1. Федеральный закон от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312 (с изменениями).
3. Письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05. 03. 2004 года № 1089 7 «Об утверждении и введении в действие федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08. 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. приказа от 17.07.2015 №734).
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями).
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
8. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 19.04.2011 г. №03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Место предмета в учебном плане, новизна программы
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» в X классах, из расчета 2 учебных часа в неделю на этапе среднего общего образования.
Настоящая рабочая учебная программа рассчитана на 102 учебных часа, что соответствует рекомендациям авторской программы Л.Н.Боголюбова и учебному плану МБОУ ЦО № 44 г. Тулы на 2018-19 уч.гг. Количество часов увеличено за счет часов компонента образовательной организации с целью удовлетворения образовательных потребностей обучающихся. В программу включены уроки, направленные на подготовку к ЕГЭ, контрольные и обобщающие уроки, уроки представления результатов проектной деятельности. Дополнительное учебное время предоставляет возможности для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Согласно авторской программе Л.Н.Боголюбова, не менее 50% учебного времени должно быть отведено на самостоятельную работу учащихся. Важной особенностью предмета является наличие большого количества социальных терминов. Поэтому практически на каждом уроке ключевым навыком учебной деятельности является оперирование понятиями, что в свою очередь требует их понимания.
Автором предусмотрена логическая последовательность изложения учебного материала, позволяющая характеризовать общество как целостную систему. Структура изложения материала представлена в последовательности от общего к частному. Вначале рассматривается общество как целостная совокупность взаимосвязанных компонентов, основной составляющей которого является человек – биосоциальное существо. Затем подробно характеризуются основные сферы общественной жизни и их элементы, включая право, которое не изучаются в классах базового уровня в качестве отдельного предмета. В тематическом планировании предусмотрены уроки с опорой на актуализацию знаний, полученных учащимися в основной школе. Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей. Основу межпредметных связей составляют примеры из курса истории, характеризующие те или иные закономерности и особенности общественного развития, а также географии, литературы. Данные филологии используются при изучении большого количества терминов: на каждом уроке учитель разъясняет их происхождение и значение. Старшеклассники учатся использовать термины в своей речи, составляют предложения, приводят примеры применения. Активно используются учителем связи с курсом информатики и ИКТ.
При определении варианта проведения занятия программа ориентируется на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока:
- школьная лекция;
- семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников;
- уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;
- работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;
- использование интерактивных ресурсов на уроке, создание презентаций;
- объяснение учителя и беседа с учащимися;
- самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;
-выполнение заданий в формате ЕГЭ различного уровня сложности
- написание сочинений-эссе;
- заслушивание сообщений, докладов учащихся с последующим обсуждением.
Учебно – методический комплекс для обеспечения реализации программы:
- Обществознание: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень[Боголюбов Л.Н, Аверьянов Ю.А., Белявский А.В. и др. ]; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос.акад.наук; Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014
- Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень /Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л.Ф.Иванова и др./; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М.: Просвещение, 2018.
- Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват.организаций: базовый уровень /[Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Ю.И.Аверьянов и др.], - М.: Просвещение, 2014
- Обществознание: Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ / В.В.Баранов, Г.И.Грибанова,А.А.Дорская и др.; под ред. В.В.Баранова – Москва, Издательство АСТ, 2016
- Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л.Практикум по обществознанию (Подготовка к выполнению части 3(С)Москва: «Экзамен», 2016
- Махоткин А.В, Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. Москва : Эксмо, 2017г.
- Степанько С.Н. Обществознание 10 класс Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова Волгоград 2014
- 4.Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». 10-11 класса / Л.Н. Боголюбов и другие/. М.: Просвещение, 2016
- 5.Учебник «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке»./ Под ред. Л.В. Полякова. – М.: Просвещение 2009.
- 6.Большой энциклопедический словарь.- М.: Дрофа, 1999. С. 231-288 (обществознание)
- 7.Конституция РФ 1993 г., Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка.
- 8.Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 кл. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
- 9.Обществознание. 10 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова в 2 ч./ авт.-сост. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Сборник законов РФ.
- Тесты по обществознанию: пособие для подготовки к ЕГЭ, выпускному и вступительному тестированию. – М.: ФИПИ, 2014-17-18гг.
- Учебник «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке»./ Под ред. Л.В. Полякова. – М.: Просвещение 2009.
- Сборник законов РФ.
- Тесты по обществознанию: пособие для подготовки к ЕГЭ, выпускному и вступительному тестированию. – М.: ФИПИ, 2014-17-18гг.
Дополнительная литература:
- Сборники КИМов, тематических тестов, вариантов ЕГЭ за 2014-18 гг.
- Гуревич П.С. Введение в философию. 10-11 кл.-М.2010 г.
- Этика: учеб. пособие / Т.В. Мишаткина, З.В. Бражникова и др.; под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич. – 2011.
- Мухаев Р.Т. Социология. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.
- Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 кл: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
- Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право.10-11 класс. Книга в 2-х частях.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
- Никитин А.Ф. Основы государства и права:10-11 класс – М:2012.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
- http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
- http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
- http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
- http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
- http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
- интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»
- http://www.pish.ru– сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
- http://www.1september.ru– газета «История», издательство «Первое сентября»
- http://vvvvw.som.fio.ru– сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
- http://www.it-n.ru– российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
- http://www.lesson-history.narod.ru– компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)
- - http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
- - www.fipi.ru Методические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования»
- Конвенция о правах ребенка;
- Всеобщая декларация прав ребенка
Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации
- http://www.gov.ru
- Президент России: официальный сайт
- http://www.president.kremlin.ru
- Президент России - гражданам школьного возраста
- http://www.uznay-prezidenta.ru
- Государственная Дума: официальный сайт
- http://www.duma.gov.ru
Формы контроля:
- индивидуальный устный, фронтальный опрос;
- взаимопроверка
- самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
- различные виды заданий (на соответствие, с выбором ответа, раскрытие смысла понятия и его применение в заданном контексте; задание на конкретизацию теоретических положений);
- виды работ, связанные с анализом текста (ответы на вопросы, вставить пропущенные слова, составление плана);
- проектная деятельность
- тестирование
- написание эссе; составление кластера
- составление презентаций.
Срок реализации рабочей программы 2 года.
Предмет: обществознание (включая экономику и право), базовый уровень (2 ч в неделю). Всего 68 ч: из расчета 34 ч в 10 классе и 34 ч в 11 классе.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения обществознания ученик должен:
Знать / понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Приоритетными умениями и навыками, универсальными способами деятельности и ключевыми компетенциями являются:
- Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- Объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах
- Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации
- Применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах ( текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной , критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели( сжато, полно, выборочно).
- Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью( ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)
- Работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка СМИ
- Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- Участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умениями отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);
- Формулирование полученных результатов;
- Создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- Пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
деятельности учащихся
Критерии и нормы устного ответа
Оценка «5» ставится, если ученик
- показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы.
- Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
- Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.
Оценка «4» ставится, если ученик:
- показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки
- недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно).
- Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
- Недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой
помощи преподавателя.
- Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик
- усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик
- не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы
Оценка «5» ставится, если ученик:
- Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
- Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
- Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
- Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей.
Оценка «3» ставится, если ученик:
- Правильно выполняет не менее половины работы.
Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
- Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится, если ученик:
- Правильно выполняет менее половины письменной работы.
- Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 10 КЛАСС (2 ч/нед.) – 68 ч
РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ (20 ч)
Введение (1 ч). Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.
Структура общества. Особенности социальной системы. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного мира. Проблема общественного прогресса. Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.
Деятельность как способ существования людей. Основные характеристики деятельности. Структура деятельности и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание. Познание и коммуникативная деятельность.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
Современное общество. Глобализация как явление современности. Современное информационное пространство. Глобальная информационная экономика. Социально-политическое измерение информационного общества.
Глобальная угроза международного терроризма.
Проектная деятельность. Обобщение. Контрольная работа.
РАЗДЕЛ 2. ОБЩЕСТВО КАК МИР КУЛЬТУРЫ (15 ч)
Понятие «духовная культура». Культурные ценности и нормы. Институты культуры. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур.
Человек как духовное существо. Духовные ориентиры личности. Мировоззрение и его роль в жизни человека.Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура. Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России. Характерные черты массовой культуры. СМИ и массовая культура. Оценка массовой культуры как общественного явления.
Проектная деятельность. Обобщение. Контрольная работа.
РАЗДЕЛ 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (33 ч)
Современные подходы к пониманию права. Нормативный подход. Теория естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Взаимосвязь естественного и позитивного права. Принципы, презумпции, аксиомы.
Основные признаки права. Право и мораль. Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. . Законотворческий процесс в Российской Федерации,
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
Гражданство РФ. Права и обязанности гражданина России. Воинская обязанность Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения в РФ.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.
Правовые основы антитеррористической политики Российского государства.
Проектная деятельность. Обобщение. Контрольная работа.
Итоговое повторение. (1 ч)
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 11 класс (2 ч/нед) - 68 ч
Введение (2 час)
Раздел 1. «Экономическая жизнь общества. (18 ч)
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство. Бюджетная система Российской Федерации. Формирование бюджета в Российской Федерации. Муниципальные органы власти: формирование местного бюджета и расходные статьи. Возможности участия граждан в этом процессе.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Кредитование: его роль в современной экономике государств, фирм и домохозяйств. Плюсы и минусы (риски) кредитования граждан.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Электронные деньги. Сбережения, страхование. Доходы и расходы; навыки планирования. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
Раздел 2. «Социальная сфера (16 часов)» (16 часов)
Социальная структура общества. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Нация и национальные отношения. Семья и быт. Гендер – социальный пол. Молодежь в современном обществе. Демографическая ситуация в современной России.
Повторение темы «Социальная сфера»
Контрольная работа по теме «Социальная сфера»
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.
Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Раздел 3. «Политическая жизнь общества» (30 ч)
Политика и власть. Политическая система. Гражданское общество и правовое государство. Демократические выборы. Политические партии и партийные системы. Политическая элита и политическое лидерство. Политическое сознание. Политическое поведение. Политический процесс и культура политического участия.
Повторение по теме «Политическая жизнь общества»
Контрольная работа по теме «Политическая жизнь общества»
Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права.
Заключение. (2 часа)
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
Взгляд в будущее. Итоговый урок. Итоговая контрольная работа.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 класс (2 ч/нед.)
№ | Наименование раздела | Количество часов |
Введение | 1 | |
1 | Человек в обществе | 19 |
2 | Общество как мир культуры | 15 |
3 | Человек в XXI веке. Заключительные уроки Правовое регулирование общественных отношений. Итоговое повторение | 31 2 |
Итого: | 68 ч |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 11 класс (2 ч/нед.)
№п\п | Наименование темы, раздела | Количество часов |
1. | Введение | 2 |
2. | Экономическая жизнь общества | 18 |
3. | Социальная сфера | 16 |
4. | Политическая жизнь общества | 30 |
5. | Заключение. | 2 |
| Итого: | 68 ч |
Календарно-тематический план по обществознанию 10 класс (2 ч/нед.) – 68 ч
№ № | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Тип урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Оснащение урока | Д/З и контроль | |||||||
Обществознание | ||||||||||||||
Введение 2 ч | ||||||||||||||
1 неделя | Вводный урок. Что изучает курс «Обществознание» в 10 классе | Знакомство с курсом «Обществознание». Гуманизм как принцип отношений к окружающей действительности | Урок изучения нового материала | Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 10 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся | ИКТ, карта, учебник, §1 конспект. | Везде далее:учить определения, схемы в тетр., уметь устно рассказывать основное содержание каждого раздела §. Рабочие Тетради(РТ),Везде далее по темам: ответы на вопр. после §§; подготовка презентаций, докладов, работа с таблицами, анализ текстов документов к §§. Задания с кратким ответом §1, вопр. | ||||||||
Тема 1 «Общество и человек» 18 часов | ||||||||||||||
1 неделя | Человек в обществе. | . Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. | Комбинированный урок | уметь:- отстаивать свою точку зрения;- решать познавательные задачи, отражающие типичные ситуации общественных норм; - нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; - сознательного неприятия антиобщественного поведения | ИКТ, учебник, конспект. §2 | §2 | ||||||||
2 неделя | Что такое общество | Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.
| Урок изучения нового материала | Знать - биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений Продуктивный уровень Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Видеофильм Презентация, §2 учебник | Сообщения §3 | ||||||||
2 неделя | Общество как сложная система. | Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты. | Комбинированный урок | Знать Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Видеофильм Презентация §3. учебник | Сообщения, таблица § 3. | ||||||||
3 неделя | Общество как сложная система. | Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты. | Урок изучения нового материала | Знать Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Презентация §3 учебник | Текущий контроль §4 | ||||||||
6. | 3 неделя | Динамика общественного развития | Многовариантность общественного развития. Проблема общественного прогресса | Комбинированный урок | Знать Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | ИКТ, §3 учебник , конспект. | Сообщения, §3 | |||||||
7 | 4 неделя | Динамика общественного развития | Многовариантность общественного развития. Проблема общественного прогресса | Комбинированный урок | Знать – прогресс, регресс, революция, реформы их роль в системе общественных отношений Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | ИКТ, §3 учебник , конспект. | Сообщения, таблица §1-4 | |||||||
8 | 4 неделя | Социальная сущность человека. | Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Социальное и гуманитарное знание. | Урок изучения нового материала | Знать - биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений Продуктивный уровень Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | ИКТ, карта, § 4. учебник конспект. | Текущий контроль §4. рабочая тетрадь | |||||||
9 | 5 неделя | Социальная сущность человека. | Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Социальное и гуманитарное знание. | Урок изучения нового материала | Знать - признаки индивидуальности, индивида и личности, типы мировоззрения, этапы социализации Продуктивный уровень Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Карта Видеофильм Презентация §4 учебник | Устный опрос §5 учебник | |||||||
10 | 5 неделя | § 5. Деятельность — способ существования людей. | Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. | Урок изучения нового материала | Знать: деятельность, виды деятельности самоопределение личности. Уметь строить выступление на основе плана. | ИКТ, карта, §5 учебник, конспект. | Устный опрос §5 учебник | |||||||
11 | 6 неделя | § 5. Деятельность — способ существования людей. | Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Самосознание и самореализация. | Комбинированный урок | Знать: Сознание и деятельность. Самосознание и самореализация. Уметь Доказывать свою точку зрения. работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения жизни связано возникновение и развитие человека в обществе | ИКТ, карта, §4.5 учебник, конспект. | Устный опрос §6 учебник | |||||||
12 | 6 неделя | Познавательная и коммуникативная деятельность. | Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. | Урок изучения нового материала | Знать: деятельность, структура деятельности. Уметь делать выводы, полученные в результате наблюдений. Сравнивать различные социальные объекты | ИКТ, карта, §6 учебник, конспект. | Сообщения, таблица §6 | |||||||
13 | 7 неделя | Познавательная и коммуникативная деятельность. | Творческая деятельность. Создание и освоение духовных ценностей | Комбинированный урок | Знать: духовная деятельность, духовные ценности, духовный мир, самоопределение личности. Уметь строить выступление на основе плана. | ИКТ, карта, §6 учебник, конспект. | Устный опрос §7 учебник | |||||||
14 | 7 неделя | § 7. Свобода и необходимость в деятельности человека. | Свобода и произвол. Свободное общество | Урок изучения нового материала | Знать: свобода, свобода выбора, необходимость, ответственность, свободное общество Уметь формулировать и высказывать собственные суждения. | ИКТ, карта, §7 учебник, конспект. | Сообщения, таблица §7 | |||||||
15 | 8 неделя | Свобода и необходимость в деятельности человека. | Свобода и ответственность | Комбинированный урок | Знать: свобода, свобода выбора, необходимость, ответственность, свободное общество Уметь формулировать и высказывать собственные суждения. | ИКТ, карта, §7 учебник, конспект. | Устный опрос §8 учебник | |||||||
16 | 8 неделя | § 8. Современное общество. | Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. | Урок изучения нового материала | Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | ИКТ, карта, §8 учебник, конспект. | Сообщения, таблица §8 | |||||||
17 | 9 неделя | § 8. Современное общество. | Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. | Комбинированный урок | Знать, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | ИКТ, карта, §8 учебник, конспект. | Устный опрос §9 учебник | |||||||
18 | 9 неделя | § 9. Глобальная угроза международного терроризма. | Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. | Урок изучения нового материала | Знать, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | ИКТ, карта, §9 учебник, конспект. | Сообщения, таблица §9 | |||||||
19 | 10 неделя | Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек и общество». Вопросы для повторения к главе 1. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек и общество». Вопросы для повторения к главе 1. | Урок обобщения и систематизации знаний | Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек и общество» Умение работать с заданиями теста Умение показать уровень освоения материала. | Тесты. | Термины.Проверочная работа в форме теста по теме | |||||||
Тема 2 «Общество как мир культуры» 16 ч. | ||||||||||||||
20 | 10 неделя | Глава 2. Общество как мир культуры. | Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности. | Урок изучения нового материала | Знать: -сущность понятия «культура», взгляды древних ученых о духовной сфере. Уметь: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, | ИКТ, §10 учебник, конспект. | Беседа §10 учебник | |||||||
21 | 11 неделя | § 10. Духовная культура общества. | Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. | Комбинированный урок | Знать: -сущность понятия «культура», взгляды древних ученых о духовной сфере. Уметь: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, | Карта Видеофильм Презентация §10 учебник | Устный опрос §11 учебник | |||||||
22 | 11 неделя | § 11. Духовный мир личности | Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. | Урок изучения нового материала | Знать: -сущность понятия «культура», взгляды древних ученых о духовной сфере. -сравнивать мораль и нравственность решать познавательные и проблемные задачи. Уметь: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИю | ИКТ, карта, §11 учебник, конспект. | Защита проектных работ | |||||||
23 | 12 неделя | § 11. Духовный мир личности | Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека. | Урок изучения нового материала | Знать: -сущность понятий долг и совесть, их роль в жизни человека. -факторы, определяющие выбор человека и животного, взаимосвязь свободы и ответственности Уметь: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИю | ИКТ, карта, §11 учебник, конспект. | Текущий контроль §12 учебник | |||||||
24 | 12 неделя | § 12. Мораль | Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло главные понятия этики. Критерии морального поведения. | Комбинированный | Знать: Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло главные понятия этики. Критерии морального поведения. Уметь: отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, решать проблемные задания | Карта Видеофильм Презентация §12 учебник | Устный опрос §12 учебник | |||||||
25 | 13 неделя | § 12. Мораль | Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков. | Урок изучения нового материала | Знать: - -сравнивать мораль и нравственность решать познавательные и проблемные задачи. -факторы, определяющие выбор человека и животного, взаимосвязь свободы и ответственности Уметь: отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, решать проблемные задания | ИКТ, карта, §12 учебник, конспект. | Круглый стол §8-10 рабочая тетрадь | |||||||
26 | 13 неделя | § 13. Наука и образование | Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование. | Комбинированный | Знать: -сущность структуры и роль образования в современном обществе, элементы образовательной системы РФ -отличительные черты науки, ее возрастающую роль в жизни общества. Уметь: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, | Текст документа §13 учебник | Устный опрос. Конституция РФ | |||||||
27 | 14 неделя | § 13. Наука и образование | Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. | Урок изучения нового материала | Знать: -отличительные черты науки, ее возрастающую роль в жизни общества. Уметь: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, | ИКТ, §13 учебник конспект. | Текущий контроль §14 учебник | |||||||
28 | 14 неделя | § 14. Религия и религиозные организации | Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. | Комбинированный | Знать: -сущность религиозных представлений о мире и обществе, характерные черты религиозной веры. - выделять основную мысль в тексте учебника; - отстаивать свою точку зрения Уметь: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, | ИКТ, §14 учебник, конспект. | Практическая работа §14 рабочая тетрадь | |||||||
29 | 15 неделя | § 14. Религия и религиозные организации | Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. | Комбинированный | Знать: -мировые религии - выделять основную мысль в тексте учебника; - отстаивать свою точку зрения Уметь: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, | ИКТ, §14 учебник, конспект. | Устный опрос §15 учебник | |||||||
30 | 15 неделя | § 15. Искусство | Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России. | Урок изучения нового материала | Знать: -сущность понятия «искусства», виды искусства Уметь: сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, решать проблемные задания | ИКТ, §15 учебник, конспект. | Устный опрос §15 учебник | |||||||
31 | 16 неделя | Искусство | Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России. | Комбинированный | Знать: - Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России. Уметь: сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, решать проблемные задания | ИКТ, §15 учебник, конспект. | Устный опрос §16 рабочая тетрадь | |||||||
32 | 16 неделя | § 16. Массовая культура. | Массовая культура. | Урок изучения нового материала | Знать: -сущность понятия «культура», взгляды древних ученых о духовной сфере. - выделять основную мысль в тексте учебника; - отстаивать свою точку зрения Уметь: высказывать собственную точку зрения сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, решать проблемные задания | ИКТ, §16 учебник, конспект. | Конспект §16 учебник, | |||||||
33 | 17 неделя | Элитарная культура | Элитарная культура | Комбинированный | Знать: -сущность понятия «культура», взгляды древних ученых о духовной сфере. - выделять основную мысль в тексте учебника; - отстаивать свою точку зрения Уметь: высказывать собственную точку зрения сравнивать, обобщать, прогнозировать, рассуждать, участвовать в дискуссии, решать проблемные задания | ИКТ, §16 учебник, конспект. | §17 рабочая тетрадь, | |||||||
34 | 17 неделя | Обобщение и систематизация знаний по теме «Культура» | Обобщение и систематизация знаний по теме «Культура Вопросы для повторения к главе 2.». | Урок изучения нового материала | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. | ИКТ, учебник, конспект. | Устный опрос гл.2 учебник, | |||||||
35 | 18 неделя | Повторение по теме «Духовная жизнь общества» | Защита проектных работ | Урок обобщения и систематизации | Проектная работа. Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. | Учебные проекты ИКТ | Защита проектных работ | |||||||
Тема 3 «Правовое регулирование общественных отношений» 30 ч. | ||||||||||||||
36 | 18 неделя | Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений. | Правовое регулирование отношений в сфере образования. Законодательство в сфере образования. Значение образования в информационном обществе. Общее и профессиональное образование. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. | Урок- исследование юридического текста | Знать. Понятие нормы права. Теории происхождения права. Основные черты и признаки права. Принципы права Правоотношения и субъекты права. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами. | ИКТ, §17 учебник, конспект. | §17 анализ, работа с текстом | |||||||
37 | 19 неделя | § 17. Современные подходы к пониманию права | Понятие нормы права. Теории происхождения права. Основные черты и признаки права. Принципы права Правоотношения и субъекты права. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. | Комбинированный | Знать. Понятие нормы права. Теории происхождения права. Основные черты и признаки права. Принципы права Правоотношения и субъекты права. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами. | ИКТ, §17 учебник, конспект. | Устный опрос §18 учебник, | |||||||
38 | 19 неделя | § 18. Право в системе социальных норм. | Социальные права. Социальная политика государства. Меры социальной поддержки. Право на социальное обеспечение. Медицинское и социальное страхование. | Комбинированный | Знать. Социальные права. Социальная политика государства. Меры социальной поддержки. Право на социальное обеспечение. Медицинское и социальное страхование. Жилищные правоотношения. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами. | ИКТ, §18 учебник, конспект. | §18 учебник, конспект. | |||||||
39 | 20 неделя | Право в системе социальных норм. | Медицинское и социальное страхование. Жилищные правоотношения. | Урок изучения нового материала | Знать. Социальные права. Социальная политика государства. Меры социальной поддержки. Право на социальное обеспечение. Медицинское и социальное страхование. Жилищные правоотношения. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами. | ИКТ, §18 учебник, конспект. | §19 учебник, | |||||||
40 | 20 неделя | § 19. Источники права | Законотворческий процесс в Российской Федерации. | Урок- исследование юридического текста | Знать: Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов (законы, указы, постановления). Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами. | ИКТ, §19 учебник, конспект. | §18-19 рабочая тетрадь, | |||||||
41 | 21 неделя | § 19. Источники права | Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов (законы, указы, постановления). Иерархия нормативно-правовых актов | Урок изучения нового материала | Знать: Иерархия нормативно-правовых актов. Система законодательства. Основные отрасли права. Право, его роль в жизни государства и общества. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами. | ИКТ, §19 учебник, конспект. | Устный опрос §19, 20 учебник, | |||||||
42 | 21 неделя | § 20. Правоотношения и правонарушения | Административные правоотношения. | Комбинированный | Знать: Административное правонарушение. Признаки виды административных правонарушений. Виды административных наказаний. Субъекты применения взысканий. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами. | ИКТ, §20 учебник, конспект. | §20 рабочая тетрадь, | |||||||
43 | 22 неделя | Правоотношения и правонарушения | Уголовно-правовые отношения. | Урок- исследование юридического текста | Знать: Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Основные виды наказаний. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами. | ИКТ, §20 учебник, конспект. | Устный опрос §21 учебник, | |||||||
44 | 22 неделя | § 21. Предпосылки правомерного поведения | Правонарушения и юридическая ответственность | Урок изучения нового материала | . Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами. | ИКТ, §21 учебник, конспект. | §20-21 рабочая тетрадь,конспекты | |||||||
45 | 23 неделя | Предпосылки правомерного поведения | Правовая культура | Комбинированный | . Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами. | ИКТ, §21 учебник, конспект. | Устный опрос §21 учебник, | |||||||
46 | 23 неделя | § 22. Гражданин Российской Федерации | Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. | Урок- исследование юридического текста | Знать. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами | ИКТ, §22 учебник, конспект. | §22 рабочая тетрадь, | |||||||
47 | 24 неделя | Права и свободы человека и гражданина. | Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. | Комбинированный | Знать. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Классификация прав и свобод ребенка. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами | ИКТ, §22 учебник, конспект. | Устный опрос §22 учебник, | |||||||
48 | 24 неделя | § 23. Гражданское право. | Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. | Комбинированный | Знать: Гражданские правоотношения. Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Физическое и юридическое лицо. Право собственности на имущество. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами | ИКТ, §23 учебник, конспект. | Устный опрос §23 учебник, | |||||||
49 | 25 неделя | Гражданское право. | . Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. | Урок- исследование юридического текста | Знать: Сделка и договор. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Закон о защите прав потребителей. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами | ИКТ, §23 учебник, конспект. | Устный опрос §24 учебник, | |||||||
50 | 25 неделя | § 24. Семейное право. | Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. | Комбинированный | Знать: Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Брак и развод, неполная семья. Порядок и условия заключения брака. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами | ИКТ, §24 учебник, конспект. | §22-23 рабочая тетрадь, | |||||||
51 | 26 неделя | Семейное право | Правовое регулирование отношений супругов. | Урок изучения нового материала | Знать: Права и обязанности родителей и детей. Юридическая трактовка брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Органы опеки и попечительства. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами | ИКТ, §24 учебник, конспект. | Устный опрос §24 учебник, | |||||||
52 | 26 неделя | § 25. Правовое регулирование занятости и трудоустройства. | Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. | Урок изучения нового материала | Знать: Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус работника. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами | ИКТ, §25 учебник, конспект. | §22-25 рабочая тетрадь, | |||||||
53 | 27 неделя | Правовое регулирование занятости и трудоустройства. | Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус работника. | Урок- исследование юридического текста | Знать: Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами | ИКТ, §25 учебник, конспект. | Устный опрос §25 учебник, | |||||||
54 | 27 неделя | § 26. Экологическое право. | Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. | Урок изучения нового материала | Знать: Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами | ИКТ, §26 учебник, конспект. | Текущий контроль Работа на уроке | |||||||
55 | 28 неделя | Экологическое право. | Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения. | Комбинированный | Знать: Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами | Сборник дифференцированных заданий РТ Раздаточный материал | §26 рабочая тетрадь, | |||||||
56 | 28 неделя | § 27. Процессуальные отрасли права | Законотворческий процесс в Российской Федерации. Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции | Урок изучения нового материала | Знать. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами. | Сборник дифференцированных заданий РТ Раздаточный материал | Устный опрос §27 учебник, | |||||||
57 | 29 неделя | Процессуальные отрасли права | . Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. | Урок- исследование юридического текста | Знать. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами. | ИКТ, §27 учебник, конспект. | Текущий контроль Работа на уроке | |||||||
58 | 29 неделя | § 28. Конституционное судопроизводство | Конституция РФ. | Урок изучения нового материала | Знать. Конституция как основной закон РФ, ее структура. Отличие Конституции от остальных законов страны. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами. | Конституция РФ §28 учебник, | Устный опрос §28 учебник, | |||||||
59 | 30 неделя | § 28. Конституционное судопроизводство | Конституционное судопроизводство. | Урок- исследование юридического текста | Знать. Органы государственной власти в РФ. Равенство перед законом. Структура Федерального Собрания. Функции и роль депутатов. Институт президентства в России. Состав и функции Правительства. Республиканские и местные органы власти. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами. | Конституция РФ §28 учебник, | §27-28 рабочая тетрадь, | |||||||
60 | 30 неделя | § 29. Международная защита прав человека. | Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. | Урок изучения нового материала | Знать: Международные и политические организации. Международное гуманитарное право. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами. | ИКТ, §29 учебник, конспект. | Устный опрос §29 учебник, | |||||||
61 | 31 неделя | § 29. Международная защита прав человека. | Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право. | Комбинированный | Знать: Международные и политические организации. Международное гуманитарное право. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами. | ИКТ, §29 учебник, конспект. | Устный опрос §29 учебник, | |||||||
62 | 31 неделя | § 30. Правовые основы антитеррористической политики Российского государства | Структура и функции правоохранительных органов РФ. Судебная система РФ. | Урок изучения нового материала | Знать: Международные и политические организации. Международное гуманитарное право. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами. | ИКТ, §30 учебник, конспект. | Текущий контроль Работа на уроке | |||||||
63 | 32 неделя | Правовые основы антитеррористической политики Российского государства | Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. | Урок систематизации и обобщения | Знать: Международные и политические организации. Международное гуманитарное право. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Работать с нормативными актами. | ИКТ, §30 учебник, конспект. | Устный опрос §30 учебник, | |||||||
64 | 32 неделя | Обобщение и систематизация знаний по теме «Право». Вопросы для повторения к главе 3. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Право». Вопросы для повторения к главе 3. | Урок систематизации и обобщения | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. | Сборник дифференцированных заданий РТ Раздаточный материал | Проверочная работа по теме | |||||||
65 | 33 неделя | Заключение. Человек в XXI в. | Урок обобщения и систематизации знаний | Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. | Сборник дифференцированных заданий РТ Раздаточный материал | Повторение терминов, схем, записей потеме | ||||||||
Итоговое повторение - 2 ч. | ||||||||||||||
66 | 33 неделя | Итоговое повторение по курсу «Обществознание» в 10 классе | Защита проектных работ | Урок обобщения и систематизации | Проектная работа. Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов Уметь строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. | Учебные проекты ИКТ | Защита проектных работ.Подготовка к итоговому тестированию | |||||||
67 | 34 неделя | Контрольная работа по курсу «Обществознание» 10 класса | Решение КИМ по курсу «Обществознание» | Урок контроля | Провести диагностику результатов обучения в 10 классе. Подвести итоги учебной работы за год. | КИМ по курсу в форме контрольной работы | ||||||||
68 | 34 неделя | Итоговое повторение по курсу. Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию для 10класса по учебнику Боголюбова
Рабочая программа по обществознанию для 10класса по учебнику Боголюбова...
Рабочая программа по математике 6 класс по учебнику Н. Я. Виленкин 6часов в неделю.
Рабочая программа по математике 6 класс по учебнику Н. Я. Виленкин.6 часов в неделю( всего 204 часа).Содержит пояснительную записку и поурочное тематическое планирование....
Рабочая программа по обществознанию 7 класс по учебнику Боголюбова Л.Н.
Рабочая программа разработана с учетом ФГОС...
Рабочая программа по геометрии 11 класс по учебнику Л.С.Атанасян (3ч в неделю)
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование (3ч)...
Рабочая программа и КТП по курсу "Обществознание" 10 класс, учебник Боголюбова 2018, 3 ч в неделю
Рабочая программа и КТП по курсу "Обществознание" 10 класс, учебник Боголюбова 2018, 3 ч в неделю...
Рабочая программа по обществознанию 6 класс по учебнику Боголюбова , 2020
Рабочая программа к предмету обществознание 6 класс по учебнику Автор:Боголюбов Л.Н., Городецкая Л.И., Иванова Л.Ф.Издательство: Просвещение, М. 2020 г. Рабочая программа содержит разделы: Нормативно-...
Рабочая программа по обществознанию 6 класс к учебнику Боголюбова
Рабочая программа по обществознанию 6 класс к учебнику Боголюбова...