Приемы работы по составлению плана в задании ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему
Данный материал был подготовлен для выступления на РМО учителей истории и обществознания. В нем рассматриваются приемы, используемые учителем при подготовке выпускников, сдающих обществознание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rmo._zavodilenko_o.l.docx | 31.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на РМО по теме «Приемы работы по подготовке к ЕГЭ»
«Viam supervadet vadens» (лат.), или «Дорогу осилит идущий».
Сегодня перед учителем истории и обществознания стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по истории и обществознанию и подготовить выпускников к ЕГЭ? Успешно освоить предмет обществознание и пройти основной государственный экзамен и единый государственный экзамен возможно лишь при систематических занятиях и эффективной организации учебного процесса на протяжении всего изучения курса с 5 по 11 класс. В связи с этим выстраивается структура формирования у учащихся обществоведческой культуры. В настоящий момент данная структура выглядит так:
- первый уровень (5-8 классы): уроки в рамках школьной программы (1 час в неделю). На этом этапе учащиеся получают первичные знания в области социологии, психологии, этики, права, превалируют работы с тестами, проблемными и творческими заданиями, фрагментами текстов;
- второй уровень (9 класс): уроки в рамках школьной программы (1 час в неделю), консультационные часы, подготовка к олимпиадам. На этом этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся, происходит ознакомление со структурой экзаменационной работы, типологией заданий, алгоритмами их выполнения;
- третий уровень (10-11 классы): уроки в рамках школьной программы на базовом уровне (2 часа – в неделю), элективное занятие «Подготовка ЕГЭ», консультационные часы, подготовка к олимпиадам.
Таким образом, обществоведческое образование в школе ведется и в урочное время и во внеурочной деятельности. К выстраиванию этой системы подвело изучение потребностей учащихся и их родителей в образовательных услугах.
В ходе подготовки к ЕГЭ по обществознанию, были апробированы различные формы и методы подачи материала и его отработки. Я хотела бы остановиться на вопросе подготовки выпускников по выполнению 28 задания ЕГЭ по обществознанию.
Слайд № Задание 28 предусматривает составление развернутого плана по предложенной теме. В условии задания раскрывается характеристика понятия «развернутый план»: предложенный вариант плана должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Данное задание призвано проверить:
1) в какой мере у экзаменующихся сложились комплексные представления об определенной группе социальных явлений, связанных в целое;
2) выделяют ли выпускники отдельные положения в составе предложенного смыслового блока, которые могут быть детализированы, представлены как самостоятельные конкретизирующие позиции;
3) насколько успешно экзаменующиеся овладели умением логически выстраивать содержание крупной темы.
Указанное задание в известной степени компенсирует недостаток проверочных средств, которые преимущественно нацелены на выявление отдельных характеристик социальных объектов, их отличительных особенностей. Выполнение задания 28, как и последующего 29, дает представление о том, сложилось ли у выпускников целостное, системное понимание социальных явлений. С данным заданием в 2017 году справились 21, 5 % от всего количества сдающих ЕГЭ. В 2018году изменилась система оценивания данного задания. Для задания № 28 были выделены три критерия оценки: раскрытие темы 2 балла, количество пунктов плана 1 балл, корректность формулировок пунктов и подпунктов плана 1 балл. Максимальный балл за данное задание увеличился до 4. Ранее спорный вопрос про абстрактные пункты плана теперь чётко описан в первом критерии; если по критерию 1 выставляется 0 баллов, всё задание оценивается в 0 баллов. В идеале план должен выглядеть так Слайд №
Каковы же особенности составления плана по предложенной теме?
Умение составлять развернутый детализированный план по предложенной теме относится к кругу базовых компетенций. Именно с составления такого плана начинается работа над любым исследовательским проектом: школьным сочинением, курсовой или дипломной работой в вузе и т.п.
Выработке этого умения в школе уделяется немало внимания при изучении многих, особенно гуманитарных, предметов. Используются задания на составление плана и на уроках обществознания. Это позволило включить задание на составление плана предложенного фрагмента в экзаменационную работу в рамках ОГЭ в 9 классе.
Если сравнивать модели заданий в КИМ 9 и 11 классах, то со всей определенностью можно сказать, что задание для сдающих ЕГЭ существенно сложнее. Действительно, перед глазами девятиклассника весьма значительная опора — целостный, взаимосвязанный текст. Школьнику следует выделить в нем относительно завершенные части и правильно озаглавить каждую из них. Для того, кто сдает единый государственный экзамен, единственный ориентир — предложенная тема. Ему предстоит самостоятельно «распаковать» этот заголовок, выделив основные стороны, аспекты, менее крупные содержательные блоки, входящие в данную тему. Точные формулировки, отражающие суть этих сторон, и станут пунктами плана.
Как выстраиваю я свою работу в этом учебном году, работая в 6-х, 10-х, 11 классах?
Слайд № 1. Предлагаю ребятам, начиная с 6 класса, составить план ответа по пройденному параграфу. Например, тема «Человек в группе». Изучив данную тему, мы коллективно составили план в вопросной форме.
1. Что такое группа?
2. Какие бывают группы?
а) малые
б) большие
3. Что такое групповые нормы?
А) правила
Б) ритуалы
В) манера одеваться
4. Что такое санкции?
А) наказание
Б) поощрение
5. Как группа влияет на человека?
Опираясь на план, ребята готовят устный ответ домашнего параграфа, вычленяя главную информацию.
2.10-й, 11-й классы – это уже третий уровень подготовки. Приступая к изучению обществознания в 10-м классе, я не только сверяюсь с избранной программой курса, но и обязательно ориентируюсь на Кодификатор.
Заранее выявляю, кто из учащихся уверенно выбирает ЕГЭ для аттестации, и предлагаю им план систематической самостоятельной подготовки к экзамену.
Учащимся 10 и 11-х классов, помимо учебных занятий, предложено посещать элективный курс «Подготовка к ЕГЭ», индивидуальные консультации. Курс разбит на два модуля. В 10 классе изучается модуль 1, в 11 классе - модуль 2, исходя из тех вопросов, которые рассматриваются в курсе обществознания в 10 и 11 классах. Элективный курс носит практико-ориентированный характер. Предусматривается работа с источниками, различными документами, тестами, заданиями. В процессе подготовки к экзамену по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа. Для ознакомления с заданием 28 в 10 классе:
Слайд № а) использую презентацию «Рекомендации по выполнению задания 28», из которой ребята детально узнают о видах плана, его структуре; Слайд №
Слайд № б) раздаю памятки «Как составить сложный план», алгоритм составления развернутого ответа;
Слайд № Практическая работа начинается с не сложных заданий.
Слайд № 1.Приведенный ниже план является простым по форме. Преобразуйте его в сложный.
План по теме «Социализация личности»
- Что такое социализация?;
- Виды деятельности, оказывающие влияние на социализацию личности;
- Первичная и вторичная социализация;
- Институты (агенты) социализации;
- СМИ как агенты социализации.
2. Составление плана-конспекта по теме «Право в системе социальных норм» выглядит так:
1. Понятие социальные нормы.
2. Виды социальных норм:
А) ритуалы
Б) мифы;
В) религиозные нормы;
Г) мораль;
Д) правовые нормы и т.д.;
3. Право- система обязательных правил поведения.
4. Основные признаки права:
А) установлены государством;
Б) нормативность;
В) общеобязательный характер;
Г) охраняется государством.
4.Структура права.
Задание: закончить написание плана-конспекта.
Слайд № 3.Проанализируйте приведенный ниже план темы «Влияние экономики на политическую жизнь» с учетом всех критериев оценивания и оцените выполнение задания в баллах.
План
- Экономическая сфера жизни общества;
- Политика и ее влияние на жизнь общества;
- Взаимосвязь экономики и политики:
а) влияние политического строя на развитие экономики,
б) экономические ограничения политических действий. - Экономическая политика современных государств:
а) борьба с инфляцией,
б) поддержка малоимущих классов.
Мы знаем, что задания ЕГЭ составлены с разным уровнем сложности. Одним из таких заданий, я считаю, являются задания на знания Конституции. Слайд № Вот, например, как надо написать план по теме «Правительство РФ как институт исполнительной власти РФ».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Порядок формирования Правительства РФ:
а) назначение Председателя Правительства с согласия Государственной Думы;
6) Председатель Правительства представляет Президенту структуру Правительства;
в) Председатель Правительства представляет Президенту кандидатуры членов Правительства.
2. Полномочия Председателя Правительства РФ:
а) определяет направления деятельности Правительства;
б) организует работу Правительства.
3. Полномочия Правительства РФ:
а) разработка и исполнение государственного бюджета;
6) обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;
B) обеспечение проведения в РФ единой государственной политики B области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
г) управление федеральной собственностью и др.
4. Порядок отставки Правительства РФ:
а) по инициативе Президента РФ;
6) по инициативе Председателя Правительства;
в) добровольная отставка Правительства;
в) вотум недоверия Правительству;
г) избрание нового Президента РФ.
Таким образом, чтобы выполнить только это задание, выпускник должен выучить полностью главу 6 Конституции (а еще лучше все 137 статей).Чтобы максимально улучшить знания по Конституции я провожу эту работу следующим образом:
Слайд № 1) дети получают индивидуальный план, который соответствует пункту 5.4 кодификатора;
2) провожу мини-лекцию, т.к. этот материал рассматривался в 9 классе;
Слайд № 3) затем организую работу в группах для более детального изучения одной из глав, с дальнейшим проговариванием;
Слайд № 4) отрабатываем полученные знания путем выполнения различных заданий, связанных с Конституцией;
Слайд № 5) составление плана с «дырами» т.е. какие-то пункты плана пропущены либо требуют детализации.
В 10 классе при изучении темы «Конфликт» проводится социологический вопрос «Причины межличностных конфликтов», включающий в себя теоретический этап и практический с представлением в конечном итоге полученного продукта. Школьники готовят теоретическое обоснование социологического опросы – выясняют понятие конфликта, его основные составляющие, классификацию конфликтов. Причём при подготовке теоретического материала используется, как учебная литература, так и интернет-ресурсы.
Причины конфликтов – тема собственно самого социологического опроса. Респондентам (их количество может быть различным, но не менее 10 человек) могут задаваться примерно следующие вопросы – Причинами межличностных конфликтов могут являться:
- личная неприязнь;
- предвзятое отношение;
- отсутствие взаимопонимания;
- уровень воспитанности;
- социальное окружение.
В завершение учащиеся отображают полученные данные в диаграмме.
К данной диаграмме составляются вопросы соответствующие заданиям в ЕГЭ. Полностью ход исследования, теоретическое обоснование, практическая часть представлены в общей презентации и защищаются учащимися на одном из уроков.
Такой вид проектно-исследовательской работы также способствует лучшему усвоению учебного материала и, соответственно, выполнению задания 28.
В 11-м классе все методические приёмы остаются прежними, только расширяется практическая часть.
Если тема, предложенная для составления плана многоаспектна, например: «Государство и право», «Инфляция и безработица», «Общество и природа», «Государство и экономика», «Семья как социальный институт», «Индивид, индивидуальность, личность», «Гражданские правоспособность и дееспособность», «Мышление и деятельность» и т. п., необходимо определить /обозначить/:
I. Причинно-следственную связь между двумя явлениями /процессами/социальными институтами…(причины вмешательства государства в рыночную экономику)
II. Влияние (взаимовлияние) искомых явлений:
- Направления…(деятельности государства в экономике)
- Формы…(взаимодействия государства и права; государства и гражданского общества…)
- Пути…(решения глобальных проблем; решения социальных конфликтов)
- Характер…(отношений между обществом и природой, взаимодействия общества и государства…)
- Отличия…(права от других социальных норм, труда от игры, страты от класса, морали от права…)
- Функции одного в отношении другого…(государства в экономике; семьи как социального института)
- Роли одного (частного) в другом (общем)…(человека в решении проблем «общество-природа»; «антиинфляционной политики государства»; выборов в политическом процессе; социализации в жизни человека)
- Права и обязанности субъектов определенного социального института…(права и обязанности супругов, права и обязанности детей, права и обязанности участников судебного процесса…)
Слайд № Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме
«Общество и природа».
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Общество и природа - органические части материального мира.
2. Влияние природы (окружающей среды) на общественные процессы:
а) темпы и качество социальной динамики;
б) размещение производительных сил и хозяйственная специализация;
в) особенности ментальности, мироощущения и характера людей;
г) природные катаклизмы и их социальные последствия.
3. Воздействие общества на природную среду:
а) изменение ландшафтов под влиянием деятельности человека;
б) использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов;
в) использование флоры и фауны;
г) создание преобразованной человеком природной среды.
4. Значение природы для человека и общества:
а) кладовая ресурсов;
б) естественная среда обитания;
в) источник вдохновения и красоты.
5. Специфика взаимодействия природы и общества на современном этапе общественного развития.
Пример 2. Возьмем тему «Конкуренция в условиях рыночной экономики». В этом случае и само центральное социальное явление — конкуренция, и контекст его рассмотрения — рыночная экономика— заданы достаточно однозначно. Отсюда и весьма ограниченный круг выделяемых аспектов темы: суть конкурентной борьбы в экономике, виды конкуренции, роль конкуренции в развитии экономики, социальные последствия конкуренции.
Следующим шагом после выделения основного круга вопросов, охватываемых поставленной темой, является определение тех из них, которые поддаются конкретизации, детализации в виде непротиворечивой последовательности позиций. В нашем последнем примере могут быть, в частности, детализированы три последних пункта плана:
виды конкуренции: а) совершенная, б) несовершенная;
роль конкуренции в развитии экономики: а) снижение издержек производства, б) ускорение внедрения технических достижений, в) повышение качества продукции; социальные последствия конкуренции: а) разорение части производителей, б) сохранение социального неравенства.
Для формирования умения раскрывать предложенную тему в виде сложного плана целесообразно попробовать использовать следующий прием. Учащимся предлагается при изучении ряда тем одновременно формулировать пункт плана и тезисно раскрывать знание, стоящее за этим пунктом. Этот методический прием позволит, во-первых, исключить «пустые» пункты, не обеспеченные содержанием. Во-вторых, такая работа позволит выработать видение изучаемых тем как на уровне целостного восприятия, так и на уровне основных идей, содержательных составляющих. Выделение основных идей первоначально может проводиться по тексту учебника и, желательно, вместе с учителем, с разбором вслух каждого предлагаемого учащимися пункта и подпункта.
Выполняя самостоятельно, неоднократно задание 28, ребята убеждаются в том, что это сложное теоретическое задание, требующее и знания курса, и умения подавать эти знания структурно, системно, организованно. Даю следующие рекомендации:
- постарайтесь восстановить логику темы, в рамках которой мог прозвучать такой заголовок.
-вспомните соответствующее занятие.
- начинайте постоянно составлять развернутые планы по ключевым вопросам курса и не ленитесь их повторять как можно чаще.
Практика показывает, что главным условием для успешной сдачи ЕГЭ является интерес ученика и очень хорошее владение учебным материалом.
Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ - это тяжёлый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по составлению плана развернутого ответа к экзаменационному заданию по литературе в формате С5
Презентация с планом ответа на экзаменационное задание по литературе в формате С5....
Практическая работа №3: «Составление плана макета местности способом глазомерной полярной съёмки»
Уважаемые коллеги!Вот уже 30 лет меня занимает вопрос, как советские и российские географы проводят с учащимися практическую работу «Составление плана местности»?!Парадокс в том, что в советских образ...
Задание 28 ЕГЭ обществознание: составление плана. Рекомендации.
Задание 28 ЕГЭ обществознание: составление плана. Рекомендации....
План-конспект открытого занятия "Составление сценария на заданную тему. Тема, идея и режиссерский замысел"
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «СОСТАВЛЕНИЕ СЦЕНАРИЯ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ. ТЕМА, ИДЕЯ И РЕЖИССЕРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ»...
Приемы работы по составлению плана в задании ЕГЭ
Данный материал был подготовлен для выступления на РМО учителей истории и обществознания. В нем рассматриваются приемы, используемые учителем при подготовке выпускников, сдающих обществознание....
План-конспект урока по профильному труду 6 класс. Тема урока: «Ориентирование в задании по чертежу. Разбор чертежа. Составление плана работ изготовления скамейки».
Изучение план изготовления скамейки, научить самостоятельно изготавливать скамейку по плану; Развитие моторики рук, глазомер, связную речь, развить образную память, логическое мышление; Ко...