урок- конспект
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему
Данный урок-конспект содержит материал по защите прав несовершеннолетних, можно использовать на уроках по праву и обществознанию для учащихся 7-8 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план-конспект урока | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема: «Правовая защита детей. Правовой статус ребенка».
Цель:
формирование у учащихся представлений о правах человека и правовом статусе несовершеннолетнего.
Задачи:
Обучающая:
• формировать понятие об основных составляющих правового статуса ребенка;
• продолжить знакомство учащихся с документами по международному праву, призванными защищать права ребенка.
Развивающая:
• закреплять и совершенствовать умения и навыки учащихся по работе с правовыми документами;
• формировать потребность совершенствовать собственную правовую культуру.
Воспитательная:
• воспитывать активную жизненную позицию по правовым вопросам;
• способствовать выработке негативного отношения учащихся к случаям противоправного поведения.
Оборудование:
Мультимедиа проектор, ЭОР - презентации по данной теме, карточки с заданиями, тексты документов.
Тип урока: изучение нового материала.
Источники:
- Декларация прав ребенка.
- Конвенция о правах ребенка.
- Живое слово. Занимательная энциклопедия практического права. В. Н. Пронькин, А. Б. Гутников. СПб, 2000.
- Правовое воспитание школьников. 5-9 классы: конспекты занятий/ сост. О.В.Летнева. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Внеклассные мероприятия по обществознанию. 8-11 классы./ Т.А.Корнеева. – М.: Издательство «Глобус», 2010.
- Материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы:
• Права и дети в Интернете: http://www.school- sector.relarn.ru/prava
•Твое право – форум для детей и подростков:
http://www.teenclub.ru/forum/law
• Права человека в России: http://www.hro.org
План проведения урока.
- Что такое права человека? (вводная беседа по вопросам)
- История создания Конвенции о правах ребенка (слово учителя– историческая справка).
- Характеристика Конвенции о правах ребенка и ее историческое значение (практическая работа в группах с фрагментами документа).
- Конвенция и дети (решение ситуаций).
- Россия – член Совета Европы (практическое задание).
- Правовой статус ребенка (работа в группах).
- Подведение итогов.
1. Вводное слово учителя.
На предыдущих уроках мы с вами рассматривали права и обязанности родителей и детей, закрепленные Семейный кодексом РФ. Сегодня речь пойдет о правах ребенка и защите их в соответствии с международными правовыми документами.
Вопросы:
- Что такое права человека?
- Какую роль играют права в нашей жизни?
- Зачем надо изучать права человека?
- Какие права вы считаете главными для человека?
- Кто больше всего нуждается в защите прав?
- Как вы думаете, есть ли особые права у детей? Если есть, то какие?
- Как вы считаете, в каком возрасте можно говорить о правах ребенка?
- Что бы вы сделали для защиты прав детей?
По первому вопросу можно предложить готовые ответы, написанные на доске, а ученики должны выбрать правильный ответ и объяснить свой выбор (ответы на доске до начала беседы должны быть закрыты).
Варианты ответов на 1 вопрос:
- Совокупность правил, которые присущи природе человека и без которых он не может существовать;
- Идеальные нравственные принципы;
- Совокупность представлений о достойном поведении человека;
- Справедливые притязания людей по отношению друг к другу и государству;
- Система жизнеобеспечения личности, без которой не возможно ее нормальное развитие;
- Минимальная неотъемлемая мера свободы, определяющая статус отдельной личности.
Вариант ответа на 3 вопрос:
Чем больше людей будет знать о правах человека и стараться жить по принципам, которые содержат в себе эти права, тем больше вероятность того, что права человека не просто станут идеальной моделью, но и реальностью.
2.Слово учителя.
Федору Михайловичу Достоевскому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка. К сожалению, не всегда это хорошо понимали взрослые люди, в том числе и государственные деятели. В нашей стране, как и во всем мире, было пролито не одно море детских слез. Войны, кровавые перевороты, болезни, голод, страх, одиночество. Через все это проходили дети. О том, что дети нуждаются в особой защите, заговорили в 1913 году. Союз спасения детей вместе с Лигой женщин разрабатывают и предлагают к рассмотрению Ассамблеи Лиги Наций Декларацию прав ребенка, которая состоит из 5 пунктов. И лишь в 1924 г. эта Декларация была принята и получила название Женевской.
До сих пор Женевская Декларация имеет большое политическое значение.
- Именно в ней была подчеркнута необходимость заботы о детях « ввиду их физической и умственной незрелости».
- В связи с этой декларацией был принят первый закон о детях в Германии. Он действовал на протяжении несколько лет до прихода фашистов к власти.
С момента создания ООН (1945) дети и их благополучие были в центре внимания мировой общественности. Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи ООН было образование Детского Фонда ЮНИСЕФ, которые в настоящее время обеспечивают механизмы международной помощи детям.
1959 год ООН принимает Декларацию прав ребенка. Основной тезис этой Декларации: « Человечество обязано давать детям лучшее, что имеет»
Декларация состоит из 10 принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях.
Она призывает правительства признавать эти принципы и стремиться их выполнять. Все, казалось вопрос о защите прав ребенка решен, можно поставить точку.
Вопрос ученикам:
Но, что такое Декларация? Какой характер носит этот документ? (провозглашеие, рекомендательный характер)
В 1978 г. польская делегация в ООН выступила с предложением создании Конвенции о правах ребенка.
Вопрос: Чем Конвенция отличается от Декларации?
(международное соглашение, носит обязательный характер)
Дискуссия длилась около года. Позиция поляков основывалась на идеях известного польского гуманиста, педагога, писателя Януша Корчака. В это же время на заседаниях ООН были сделаны доклады о серьезном нарушении прав детей. Так же было признано, что интересы родителей и детей не всегда совпадают. Стали известны факты жестокого обращения с детьми.
Из Брошюры ООН « Права человека. Изложение фактов №10»:
- около 100 млн детей существуют лишь за счет изнурительной работы, мелкого воровства, проституции и нищенства;
- более 50 млн детей работают в опасных и вредных для здоровья условиях;
- 120 млн детей лишены в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;
- ежегодно около 3,5 млн детей умирает от болезней, поддающихся профилактике или лечению.
По результатам этих сообщений создается комиссия по подготовке Конвенции о правах детей. Комиссия работала с 1979 по 1989г. Все 10 лет возглавлял Комиссию поляк Адам Лопатко. Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г., а вступила в силу 02.09.1990г. с момента ратификации ее двадцатью государствами. 15 сентября 1990г. ее ратифицировала Россия.
Основная идея Конвенции: выработка общих положений, направленных на защиту детей от невнимания к ним, от эксплуатации и оскорблений.
Требования Конвенции: обеспечение прав детей на выживание, развитие, защиту и активное участие в жизни общества.
Дух Конвенции: « Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему».
- Практическая работа в группах по фрагментам Конвенции.
Учитель предлагает уч-ся разделиться на три группы. Каждая группа получает свои фрагменты статей Конвенции, обсуждает их и квалифицирует права детей по следующим видам:
- Права на выживание.
- Права на развитие.
- Права на защиту.
После работы в группах уч-ся докладывают результаты своей деятельности всему классу и сдают учителю листочки с выполненным заданием.
Вопрос всему классу: Какие выводы можно сделать об этом документе?
Примерный ответ:
- Наиболее полный документ, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права,
- Является обязательством на будущее, так как призвано создать благополучные условия для развития детей
- Служит ориентиром для правительств, партий, организаций в их попытках внести положительные изменения в жизнь детей.
Вопросы:
- К кому в основном обращена Конвенция?
- Как вы считаете, должны ли дети знать ее содержание и почему?
- Решение ситуаций.
- У мусорного контейнера в коробке дворник обнаружила крохотную, ревущую новорожденную девочку. В коробке лежала записка: « Позаботьтесь обо мне». Женщина вызвала милицию.
??? Какие права имеет эта девочка?
Правильно ли поступила дворник?
Что должны сделать взрослые, чтобы девочка не осталась
сиротой?
- 13 летняя американка подала в суд на собственных родителей.
Те не были пьяницами, заботились о девочке. Но контролировали каждый ее шаг и поступок. Родителей лишили родительских прав. Девочка получила собственную независимость от семьи. Многие американцы восхищались решительностью и юридической грамотностью юной истицы. А большинство граждан от всей души пожалели ее.
??? Представьте себя сторонниками такого решения суда. Какие аргументы в доказательство своей позиции вы можете привести?
Представьте, что вы среди тех, кто пожалел юную американку. Обоснуйте свое мнение.
Как бы вы решили этот конфликт?
Общий вопрос:
Как вы считаете, необходимо ли каждой семье глубоко изучить Конвенцию и Семейный кодекс, чтобы соблюдать права ребенка в семье?
Учитель говорит:
В Конвенции также звучит идея о единстве прав и
обязанностей. В основе этой идеи лежат нравственные
категории;
- Достоинство.
- Уважение личности.
- Терпимость.
- Ответственность.
- Практическое задание по делу о соблюдении прав человека в школьном сообществе России.
В 1996 году Россия стала 39-м членом Совета Европы. Условием вхождения в Совет является признание верховенства права и обеспечение гарантий прав человека для каждого, проживающего на территории государства-члена. Совет Европы постоянно наблюдает за положением дел с правами человека в странах, входящих в него. С этой целью проводится изучение ситуации в стране.
Задание:
Специальная Комиссия посетила несколько регионов России и выявила ряд ситуаций, в которых, возможно, имеются нарушения прав человека и неисполнение соответствующих обязанностей. Вот некоторые ситуации:
- Один школьник постоянно дразнил и обзывал одноклассницу, и она ударила его по голове толстым учебником.
- Старшеклассники, дежурившие по школе, останавливали расшалившихся учеников младших классов, и слегка шлепали и встряхивали их, чтобы те успокоились.
- На родительском собрании учитель обсуждал взаимоотношения некоторых учеников друг с другом и высказывался об уровне развития некоторых учеников.
- Не поверив, что школьник оставил дневник дома, учитель стал проверять содержимое его сумки.
- Учитель отобрал и прочитал , переданную во время урока одним школьником другому.
- Молодым людям запрещают курить в школе и вблизи школьных зданий.
- Директор заставил школьников стереть со стены школы названия любимой музыкальной группы и футбольного клуба.
- Директор снял школьную стенгазету перед приходом Комиссии из РОНО, так как она портила внешний вид школьных помещений.
- 15-летний ученик был отчислен из школы после того, как получил двойки на большинстве экзаменов.
10)Учитель задержал учеников после звонка на перемену до
самого начала, следующего урока.
11) В ответ на полученную двойку ученик нагрубил учителю
и пригрозил ему неприятностями со стороны влиятельных
родителей.
12) Школьников принуждают выполнять работу по уборке
классов, пришкольной территории, мелкие ремонтные работ
работы.
Вопросы к ситуациям;
- Кто участники этой ситуации?
- Каковы права участников этой ситуации?
- Каковы их обязанности?
- Нарушение, каких прав и обязанностей выявлено в данной ситуации?
6. Задания по группам. Работа с текстом « Ваш правовой статус»
Вопрос: Как меняются с возрастом права, обязанности и ответственность несовершеннолетних?
1 группа готовится по правам;
2 группа по обязанностям;
3 группа по ответственности.
7. Подведение итогов урока. Заполнение анкет.
Анкета
На уроке я работал | Активно / пассивно |
Своей работой я | Доволен / не доволен |
Урок мне показался | Коротким / длинным |
Во время урока я | Не устал / устал |
Мое настроение | Стало лучше / хуже |
Тема занятия для меня | Понятна / не понятна Полезна / бесполезна Интересна / скучна |
Этой темой я с другими поделиться | Готов / не готов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парламентский урок, конспект урока
Открытый парламентский урок, посвященный Конвенции о правах ребенка ....
Открытый урок ( конспекты уроков)
Недавно проходил месячник "Педагогичемких идей", где я решился представить на суд открытый урок по теме : "Бег с нзкого старта" и " Техника ловли и передачи мяча"...
Мои уроки (конспекты и презентации к урокам)
Данные уроки разработаны для 11 класса.Первый урок по теме "Развитие кинематографа" разработан по учебнику В.П.Кузовлева. На уроке представлена презентация, учащиеся выполняют компьютерный тест и рабо...
Технологическая карта урока "Конспект урока по физической культуре для 5 класса (по ФГОС)"
Технологическая карта урока "Конспект урока по физической культуре для 5 класса (по ФГОС)". Статья из сборника материалов Поволжской научно-практической конференции им. ак. К.А. Валиева...
Технологическая карта урока. Конспект урока по физической культуре для 5 класса (по ФГОС)
Тема урока: Овладение способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий баскетболом....
"Жизненные уроки" - конспект урока по произведению В.Астафьева "Конь с розовой гривой" в 6 классе
Этот урок дает возможность познакомить учащихся с автором и произведением, помочь им разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа, выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и...
Урок-конспект в 6 классе по литературе на тему: "В.Г.Распутин "Уроки французского"
Урок о добром отношении учителя и ученика....