Программа курса внеурочной деятельности «Безопасность в финансовой сфере» 10 класс ФГОС СОО
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему
Программа курса внеурочной деятельности "Безопасность в финансовой сфере" для 10 класса составлена на основе авторской программы: авторских программ элективных курсов «Проблемы обеспечения информационной безопасности в финансово-экономической сфере» доцентов кафедры «Административное и информационное право».
Финансового университета при Правительстве РФ Лапиной М.А., Остроушко А.В., Карпухина Д.В. и др. (2015 г.) и «Мир инвестиций» к.п.н., доцента АПК и ПРО Н. В. Новожиловой (2003 г.).
Программа предлагает углубление и конкретизацию основных экономических понятий, определяет самостоятельные, проектные и практические работы, выполняемые обучающимися.
Цель курса состоит в формировании финансовой культуры и навыков эффективного управления личными финансами, способствующих, в конечном счете, финансовой безопасности и будущему благосостоянию обучающихся.
Задачи курса заключаются в:
- повышении финансовой грамотности в сфере инвестиций;
- обеспечении безопасности в банковской сфере;
- изучении проблем безопасности платежных систем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_bezopasnost_v_finansovoy_sfere_10_kl_2017.doc | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №65/23» г. Пензы
Принято протокол педагогического совета № __ от __________________
| Утверждаю: Приказ №_____ от ____________ Директор МБОУ СОШ №65/23 ____________Э. Г. Маткова «___» ____________
|
Программа
курса внеурочной деятельности
«Безопасность в финансовой сфере»
10 класс
ФГОС СОО
Рассмотрена на заседании МО
учителей истории и обществознания
протокол №1 от 30.08.2017 г
председатель МО ____________Рыжова Л.Н.
Составитель: Варлапова О.В.
Пенза, 2017
Пояснительная записка
Статус документа
Программа курса внеурочной деятельности "Безопасность в финансовой сфере" для 10 класса составлена на основе авторской программы: авторских программ элективных курсов «Проблемы обеспечения информационной безопасности в финансово-экономической сфере» доцентов кафедры «Административное и информационное право».
Финансового университета при Правительстве РФ Лапиной М.А., Остроушко А.В., Карпухина Д.В. и др. (2015 г.) и «Мир инвестиций» к.п.н., доцента АПК и ПРО Н. В. Новожиловой (2003 г.).
Программа предлагает углубление и конкретизацию основных экономических понятий, определяет самостоятельные, проектные и практические работы, выполняемые обучающимися.
Общая характеристика курса
Проводимая в России модернизация образования обусловливает поиск новых педагогических идей и решений, отвечающих задачам подготовки подрастающего поколения к жизни в обществе с рыночной экономикой.
В свете задач перехода к профильному обучению программа «Безопасность в финансовой сфере» может представлять определенный интерес для работников образования всех уровней. Реалии современной действительности, с которой уже пришлось столкнуться россиянам, показали важность экономического образования. Вместе с тем, проблемы отбора содержания экономического образования пока находятся в стадии научного осмысления и проработки.
Сравнительный анализ содержания школьных программ по экономическому образованию, получивших определенное распространение в настоящее время, обнаруживает нишу, которая может быть заполнена содержанием курса «Безопасность в финансовой сфере».
Если рассматривать проблемы отбора содержания школьного экономического образования с точки зрения системного подхода, то содержание курса «Безопасность в финансовой сфере» является одним из элементов системы, тесно взаимосвязанным с этими, дополняя и развивая их. Следует подчеркнуть, что рассматриваемая программа не является чем-то внешним по отношению ко всей системе предпрофильной подготовки.
Цели и задачи курса:
Цель курса состоит в формировании финансовой культуры и навыков эффективного управления личными финансами, способствующих, в конечном счете, финансовой безопасности и будущему благосостоянию обучающихся.
Задачи курса заключаются в:
- повышении финансовой грамотности в сфере инвестиций;
- обеспечении безопасности в банковской сфере;
- изучении проблем безопасности платежных систем
Содержательные компоненты курса «Безопасность в финансовой сфере» могут дополнять курсы внеурочной деятельности для предпрофильной подготовки по:
- математике (задачи на нахождение простых и сложных процентов, графическое построение линейных и нелинейных зависимостей и др.);
- информатике (изучение текстового редактора, XL-таблиц и др.);
- общественным и политическим дисциплинам (Конституция и права граждан, экономическая свобода, частная собственность и др.);
- экономической географии (отрасли промышленности, экономическая структура региона др.);
- истории (формирование и развитие капиталистических отношений и др.)
Программа курса «Безопасность в финансовой сфере» поддерживается учебным пособиями Черешнева Е. «Пособие по выживанию в социальных сетях // Право и
кибербезопасность», «Вы и мир инвестиций» и учебно-методическим комплектом для учителя. Особенностью изучения курса является усиление практической составляющей - большое число работ, связанных с анализом статистических материалов, документации, социально-экономических ситуаций, математических задач с экономическим содержанием, семинаров и др. Большое внимание уделено учебно-исследовательской деятельности учащихся. Предлагаются темы для проведения исследовательских работ, рефератов, проблемных семинаров.
Следует отметить, что в рамках технологической поддержки (УМК) курса внеурочной деятельности «Безопасность в финансовой сфере» рассматриваются разные методические конструкции использования современных телекоммуникационных технологий, предлагаются Интернет-экскурсии, проекты.
Ценностные ориентиры содержания курса
Социально-экономические условия таковы, что россияне после проведения в 1992-1993 гг. приватизации стали обладателями ценных бумаг. Однако только 1 8% людей (по данным официальных источников) удалось реализовать в полной мере свои инвестиционные задумки. Для большинства россиян их первый инвестиционный опыт был неудачным. Однако время берет свое. Сегодня формирование семейных и личных инвестиционных портфелей становится важной сферой жизнедеятельности многих граждан, вне зависимости от их карьеры и профессиональной принадлежности. Анализ участников Российского фондового рынка показывает постоянный рост интереса разных категорий граждан к инвестиционной деятельности. Именно поэтому в настоящее время крайне важно уже со школьной скамьи начинать изучение основ инвестиционной деятельности как одного из новых и быстро развивающихся видов деятельности.
Психологическим фактором, определяющим важность изучения курса «Безопасность в финансовой сфере» является то искаженное представление об инвестиционной деятельности и ее возможностях, которое складывается в умах большого числа людей, в том числе молодежи. Часто мечты о быстром финансовом обогащении связываются с удачно проведенной инвестиционной операцией. Заметим, что знания законов и основных правил функционирования рынка ценных бумаг не выделяются респондентами как важные и обязательные.
Исследования российского инвестиционного рынка выявили, что в настоящее время для большого числа участников рынка высоко рискованные инвестиционные операции, манипуляции с ценными бумагами, информацией, платежными системами и др. являются привлекательными. Этот факт является очень тревожным как для развития личности участников рынка, так и для рынка в целом.
Педагогические особенности программы обусловлены тем, что основы функционирования рынка ценных бумаг рассматриваются на конкретных примерах, в частности Московской межбанковской валютной бирже. Различные явления, происходящие на рынке, изучаются не только в теоретической плоскости, но и иллюстрируются конкретными примерами, имеющими место в мировой истории. Все это делает изучаемый материал более доступным и интересным.
Результаты обучения
1.1. Личностные результаты:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;
3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
4) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
7) финансовая грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы.
1.2. Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных экономических источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных экономических институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
1.3. Предметные результаты:
1) сформированность системы знаний о бюджете и финансах в жизни общества;
2) понимание сущности финансовых институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества;
3) сформированность у обучающихся стандартов новой финансовой потребительской культуры, предусматривающей активное освоение гражданами современных способов сбережения и инвестирования личных средств на основе легитимных институтов и инструментов;
4) сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
5) развитие у обучающихся социального неприятия любых финансовых предложений и услуг, которые находятся вне сферы правового регулирования и выводят граждан из-под защиты Закона;
6) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в реальной жизни;
7) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, покупателя, продавца, заёмщика, вкладчика, застрахованного, налогоплательщика);
8) умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире;
9) умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по социально-экономическим проблемам, по различным аспектам социально-экономической политики государства.
Содержание (34 ч.)
Раздел 1. «Мир инвестиций» (17 ч.)
Введение, актуализация задач курса «Безопасность в финансовой сфере»
Инвестиционная деятельность как вид экономической деятельности. Уровни инвестиционной деятельности: профессиональный и условно профессиональный (как вид приработка). Инвестиции. Для чего люди занимаются инвестированием. Инвестиционный доход.
Источники роста бизнеса. Особенности инвестирования. Ценные бумаги, их реальная и номинальная стоимость
Капитал. Заем. Ценная бумага. Инвестор. Эмитент. Номинальная стоимость. Рыночная стоимость ценных бумаг.
Виды ценных бумаг, их сущностные отличия. Механизм продажи ценных бумаг
Облигации: процентные и дисконтные. Акции: обыкновенные и привилегированные. Биржа. Брокер. Инвестиционный фонд.
Биржевая торговля ценными бумагами. ММВБ. Главные отличия биржевой и внебиржевой торговли
Листинг, курс ценных бумаг. Интернет-экскурсия на ММВБ (www.micex.ru)
Участники рынка ценных бумаг. Игроки на бирже: «Быки», «Медведи». Их основные функции. Деловая игра «Биржа»
Первые биржи России. Условия, определяющие становление и развитие биржевого дела в России. Купцы - первые участники биржевой торговли. Гостиный двор
Особенности становления и развития биржевого рынка России.
Новый этап развития биржевого дела в России (конец XX в.). ММВБ: организация торгов. Знакомство с организацией и проведением торгов на ММВБ» (www.micex.ru)
Рынок акций на ММВБ. Фондовый показатель ММВБ. Сводный фондовый индекс ММВБ.
Основные проблемы инвестирования. Информационная поддержка инвестиционной деятельности
Компания-эмитент, инсайдеры, инсайдерская информация, Федеральная комиссия по ценным бумагам.
Что нужно знать о ценных бумагах, предлагаемых для инвестирования.
Что нужно знать о брокере. Рискованная и взвешенная инвестиционные стратегии. Ликвидность, брокер, брокерская компания, инвестиционная стратегия.
Раздел 2. Личная финансовая безопасность (17 ч.)
Основные угрозы информационной безопасности в финансовой сфере и
методы противодействия им. Обеспечение защиты информационных ресурсов от
несанкционированного доступа. Компетенции органов власти, в сфере нормативного регулирования защиты информации в финансовой сфере. Ответственность за нарушение требований информационной безопасности в финансовой сфере.
Что значит быть финансово грамотным? Личный финансовый план. Создание резервов на будущее. Модели угроз и нарушителей информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Система информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Кредиты. Микрофинансовая деятельность. Недвижимость как инструмент инвестирования. Страхование. Налогообложение физических лиц.
Мошенничество на финансовых рынках. Общие требования в части обеспечения защиты информации в национальной платежной системе. Обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, блокирования и иных
неправомерных действий в отношении информации. Кибертерроризм. Защита прав потребителей финансовых услуг.
Планируемые результаты
По результатам изучения курса внеурочной деятельности «Безопасность в финансовой сфере» обучающийся научится:
- иметь представление об особенностях функционирования фондового рынка;
- разбираться в правовых законодательных актах, регулирующих деятельность фондовой биржи;
- владеть информацией об органах, контролирующих деятельность фондовой биржи (Федеральная комиссия по ценным бумагам, ММВБ), международных организациях, регулирующих инвестиционную деятельность (МВФ).
- понимать место и роль инвестиций в рыночной экономике, их природу и сущность;
- знать специфику инвестиционной деятельности и основы теории инвестиционной деятельности;
- знать уровни инвестиционной деятельности: профессионального и условно профессионального;
- характеризовать виды инвестиционных стратегий;
- знать главные отличия биржевой и внебиржевой торговли.
- разумно обосновывать свои инвестиционные планы
- анализировать текущую информацию об изменениях в инвестиционном мире
- различать виды игроков на фондовом рынке
- ориентироваться в текущих биржевых, экономических и политических новостях, извлекать из них необходимую и важную для себя информацию
- защищать свои сбережения
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- разбираться в курсах мировых валют;
- понимать значение биржевых индексов;
- для приобретения ценных бумаг.
Приложение
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Курса внеурочной деятельности
«Безопасность в финансовой сфере» (10 класс)
Количество часов: 34
№ урока | Дата план | Дата факт. | Основное содержание | Форма организации занятия | Вид деятельности ученика |
Раздел 1. «Мир инвестиций» (17 ч.) | |||||
1/1 | Введение. Актуализация задач курса «Мир инвестиций» | Беседа | Ведение диалога, раскрытие роли инвестиций в жизни общества. | ||
2/2 | Инвестиционная деятельность, ее уровни. | тестирование | Называние и характеристика основных уровней инвестиционной деятельности. Ответы на вопросы в кратком и развернутом виде | ||
3/3 | Источники роста бизнеса. Особенности инвестирования. | Практическое занятие | Объяснение ограниченности факторов производства, сути проблемы экономического выбора. | ||
4/4 | Ценные бумаги, их реальная и номинальная стоимость. | Семинар | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. | ||
5/5 | Виды ценных бумаг, их сущностные отличия. | Практическое занятие | Сбор и классификация коллекционного материала. Наблюдение за демонстрациями учителя. Анализ графиков, таблиц, схем. | ||
6/6 | Механизм продажи ценных бумаг | Семинар | Объяснение особенностей предпринимательской деятельности. Моделирование ситуаций развития частного бизнеса в конкретных экономических условиях | ||
7/7 | Биржевая торговля ценными бумагами. ММВБ. | Практическое занятие | Исследование несложных практические ситуации, связанные с функционированием различных субъектов экономической деятельности. | ||
8/8 | Главные отличия биржевой и внебиржевой торговли | Интернет-экскурсия на ММВБ | Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных. Разработка и проверка методики экспериментальной работы. | ||
9/9 | Участники рынка ценных бумаг. Игроки на бирже: «Быки», «Медведи»; их основные функции | Деловая игра | Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. | ||
10/10 | Первые биржи России. Условия, определяющие становление и развитие биржевого дела в России. Купцы - первые участники биржевой торговли | Семинар | Объяснение наблюдаемых явлений. Анализ проблемных ситуаций. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. | ||
11\11 | Новый этап развития биржевого дела в России (конец XX в.). ММВБ: организация торгов | Интернет-практикум | Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. | ||
12/12 | Рынок акций на ММВБ. | Интернет-практикум | Просмотр учебных фильмов. | ||
13/13 | Фондовый показатель ММВБ | Деловая игра | Проведение исследовательского эксперимента. Моделирование и конструирование. | ||
14/14 | Основные проблемы инвестирования. Информационная поддержка инвестиционной деятельности | Практикум | Работа с раздаточным материалом. Выполнение работ практикума. | ||
15/15 | Что нужно знать о ценных бумагах, предлагаемых для инвестирования. | Семинар | Объяснение наблюдаемых явлений. Анализ проблемных ситуаций. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. | ||
16/16 | Что нужно знать о брокере. | Итоговое тестирование по теме | Решение экспериментальных задач. Систематизация учебного материала. | ||
17/17 | Рискованная и взвешенная инвестиционные стратегии | Итоговое тестирование по теме | Выполнение фронтальных лабораторных работ. | ||
Раздел 2. Личная финансовая безопасность (17 ч.) | |||||
18/1 | Основные угрозы информационной безопасности в финансовой сфере и | Беседа | Ответы на вопросы в кратком и развернутом виде | ||
19/2 | Обеспечение защиты информационных ресурсов от несанкционированного доступа. | тестирование | Решение текстовых количественных и качественных задач. | ||
20/3 | Компетенции органов власти, в сфере нормативного регулирования защиты информации в финансовой сфере. | Практическое занятие | Выполнение заданий по разграничению понятий. | ||
21/4 | Ответственность за нарушение требований информационной безопасности в финансовой сфере. | Семинар | Написание рефератов и докладов. Систематизация учебного материала. | ||
22/5 | Что значит быть финансово грамотным? | Практическое занятие | Описание различных видов страховых услуг. Выявление и различение различных видов инвестиционной деятельности. | ||
23/6 | Личный финансовый план. Создание резервов на будущее. | Семинар | Выявление и различение различных видов инвестиционной деятельности. Характеристика значения пенсионного обеспечения. | ||
24/7 | Модели угроз и нарушителей информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. | Практическое занятие | Раскрытие роли банков в экономике. Систематизация учебного материала. | ||
25/8 | Система информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. | Интернет-экскурсия | Характеристика различных видов банковских услуг и форм дистанционного банковского обслуживания | ||
26/9 | Кредиты. Микрофинансовая деятельность. | Деловая игра | Проведение исследовательского эксперимента. Моделирование и конструирование. | ||
27/10 | Недвижимость как инструмент инвестирования. Страхование. | Семинар | Нахождение и извлечение социальной информации о страховых услугах, фондовом рынке и пенсионном обеспечении из педагогически адаптированных источников различного типа и знаковых систем | ||
28/11 | Налогообложение физических лиц. | Интернет-практикум | Систематизация учебного материала. | ||
29/12 | Мошенничество на финансовых рынках. | Интернет-практикум | Просмотр учебных фильмов. | ||
30/13 | Общие требования в части обеспечения защиты информации в национальной платежной системе. | Деловая игра | Проведение исследовательского эксперимента. Моделирование и конструирование. | ||
31/14 | Обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, блокирования и иных | Практикум | Работа с раздаточным материалом. Выполнение работ практикума. | ||
32/15 | Кибертерроризм. | Семинар | Объяснение наблюдаемых явлений. Анализ проблемных ситуаций. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. | ||
33/16 | Защита прав потребителей финансовых услуг. | Итоговое тестирование по материалу курса | Решение экспериментальных задач. Систематизация учебного материала. | ||
34/17 | Моя финансовая грамотность и финансовая безопасность в моих руках! | Итоговое тестирование по материалу курса | Выполнение фронтальных лабораторных работ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире финансовой грамотности"(направление личностного развития),7 класс
«В мире финансовой грамотности» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 7 классов в сфере экономики семьи.Основные содержательные линии курса:-...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность: от А до Я»
Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосост...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Безопасное колесо"
Прогармма охватывает всю структуру воснитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения, включает в себя работу с детьми, их родителями, педагогами школы и сотрудничество с работника...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Безопасное детство", 6 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению "Безопасное детство" для обучающихся 6 класса...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Безопасный интернет"
Программа формирования общекультурных навыков работы с информацией с учетом целей и задач ФГОС основного общего образования «Безопасный интернет»...
Рабочая программа межпредметного курса внеурочной деятельности «Безопасность в сети Интернет»
Программа межпредметного курса внеурочной деятельности «Безопасность в сети Интернет» адресована учащимся 7-9 классов. Актуально...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «Финансовая грамотность» 5- 6 классы
Финансовая грамотность является одной из составляющих функциональной грамотности современного человека и входит в состав «навыков 21 века». В «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Ф...