«Налоги: система налогов, их функции» Конспект урока по обществознанию, 8 класс
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

Варлапова Ольга Васильевна

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Предметные результаты.  Научатся: характеризовать налоговую политику государства, понимать необходимость своевременной уплаты налогов.

Получат возможность научиться: работать в группах, высказывать собственное мнение, суждения, проявлять активную гражданскую позицию.

Познавательные УУД: Владеть приемами осмысленного чтения, преобразовывать и интерпретировать информацию, представленную в графической форме.

Регулятивные УУД: Вырабатывать критерии оценки и самооценки

Коммуникативные УУД: Понимать другие позиции (взгляды, интересы). Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

Личностные УУД: Ценность социализации (солидарности).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nalogi_urok_kompleksnogo_primeneniya_znaniy_i_umeniy.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Тема: «Налоги: система налогов, их функции»

Предметные результаты.  Научатся: характеризовать налоговую политику государства, понимать необходимость своевременной уплаты налогов.

Получат возможность научиться: работать в группах, высказывать собственное мнение, суждения, проявлять активную гражданскую позицию.

Познавательные УУД: Владеть приемами осмысленного чтения, преобразовывать и интерпретировать информацию, представленную в графической форме.

Регулятивные УУД: Вырабатывать критерии оценки и самооценки

Коммуникативные УУД: Понимать другие позиции (взгляды, интересы). Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

Личностные УУД: Ценность социализации (солидарности).

Ход урока:

1.  Организационный этап.

Здравствуйте, дорогие юные экономисты! Сегодня мы с вами проведем урок в необычной обстановке. У нас присутствуют гости. Когда к нам в дом приходят гости, мы стараемся предложить им самое лучшее, что у нас есть, показать себя с самой лучшей стороны. Вот и сейчас, давайте с вами сделаем так, чтобы нашим гостям было приятно у нас на уроке.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Определимся с темой. Предлагаю вашему вниманию фрагмент из мультфильма «Чиполлино» созданный в 1961 году режиссёром-мультипликатором Борисом Дёжкиным по мотивам сказки «Приключения Чиполлино» итальянского писателя Джанни Родари. (демонстрация фрагмента)

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока. «Налоги: система налогов, их функции»

Какова цель урока, зачем нам изучать эту тему? «Осознать значение налогов для общества,  научиться понимать необходимость своевременной уплаты налогов»

Что является основным источником поступления доходов в городской бюджет? (налоги). Значит главная задача государства обеспечить, чтобы все граждане своевременно и в полном объеме платили налоги. У нас есть группа художников. Вам предлагаю отдельное задание. Разработать проект рекламного плаката, призывающего к уплате налогов.

3. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Прежде чем, мы начнем разговор по нашей теме давайте повторим материал, который мы уже изучили.

Фронтальный опрос д/з. За каждый правильный ответ вы получаете жетон, кто наберет 5 жетонов за сегодняшний урок, получит оценку 5, 4 жетона – 4, при отказе от ответа или неправильные ответы вы можете получить удовлетворительные и неудовлетворительные оценки, но я надеюсь, что этого не произойдет. Причем, оценки вы можете получить не только за ответы по домашнему заданию, но и за работу на уроке. Нужен человек, ответственный за выдачу жетонов.

Вопросы: 1. Что такое бюджет?

2. Виды бюджета?

3. Источники доходов бюджета?

4. Статьи расходов бюджета.

5. Что такое налоги?

6. Виды налогов.

7. Функции налогов.

8. Виды систем налогообложения.

4) Первичное закрепление    в знакомой ситуации (типовое)

Задание: рассмотрите таблицу представленную на экране. Скажите, какой вид бюджета имел наш город за последние 3 года? (дефицитный)

Что это значит? (что доходы были меньше расходов и денег в бюджете города не хватало)

Это неправильно, и государство должно эту проблему решать. Давайте попробуем представить, как можно решить эту проблему.

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Деловая игра «Налогообложение»

Итак, представим воображаемую ситуацию. Вы – депутаты парламента, органа, который может внести изменения в систему налогов. Правительство страны для решения проблемы дефицита бюджета внесло законопроект, в котором ставка подоходного налога (НДФЛ) увеличивается в 2 раза. Вы разделены на 2 группы.

1 группа: сторонники увеличения налога.

2 группа: противники данной меры, то есть выступаете против повышения налоговой ставки.

Вы должны в течение 5 минут посовещаться в группе и разработать аргументы (5-6) за и против повышения налогов. Затем по очереди мы будем эти аргументы высказывать, опровергать и предлагать свои.

По итогам дискуссии мы должны предложить как можно больше вариантов повышения доходов бюджета, их можно записать на доске.

Работа в группах.

Общая дискуссия. Аргумент – контраргумент – новый аргумент и т.д.

Подведение итогов.

Вывод: Нельзя просто так повышать налоги, делать это до бесконечности. Это может вызвать обратный эффект. Если налоги слишком высокие, то граждане начинают больше уклоняться от их уплаты, скрывать доходы. У них пропадает стимул больше зарабатывать.  

Кривая Лаффера. Идею о вредности слишком сурового налогообложения выдвинул американский экономист Артур Лаффер. Как только налоговые ставки (особенно для подоходного налога) превышают определенный предел, начинает сокращаться налоговая база, что ведет к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет. Кривая Лаффера исходила из здравого смысла, а не из статистических данных. но впоследствии многие экономисты пытались рассчитать оптимальную ставку налога в разных странах. Большинство считает, что стимулы к росту доходов исчезают при ставке > 35%

Пути повышения доходов:

1. Ввести прогрессивную систему налогообложения, то есть доходы увеличатся за счет людей, имеющих высоки заработки. Это даже выгодней, т.к. с высоких доходов будет больше собираться налогов, при этом основная часть граждан не пострадает.

2. Повысить не прямые налоги, а косвенные. Особенно акцизы. Это сохранит доходы граждан, которые не покупают табак и алкоголь, то есть не имеет вредных привычек, повысит доходы бюджета. И возможно сократит потребление социально вредных товаров.

3. Расширять производство, содействовать открытию малых и средних предприятий. Это расширит налоговую базу.

4. Сократить расходы бюджета, но это может вызвать недовольство населения, т.к. это снизит финансирование социальных программ.

5. Наладить систему контроля и преследования (ужесточить наказание) за уклонение от уплаты налогов, и т.д. Воспитывать сознательное отношение граждан к уплате налогов.

Презентация плаката.

А чтобы повысить сознательность граждан, наша особая группа разработала рекламный плакат. Предоставим им слово.

Закрепление материала.

Перед вами тест. Он маленький. Состоит всего из двух заданий. Это задания из Основного Государственного экзамена № 24 и 25. Давайте их выполним. (см. Приложение)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Напишите небольшое сочинение по одной из предложенных тем.

1. «Никакое общество никогда не в состоянии обходиться без налогов» (Франческо Саверио Нити). 

2. «Государство прекращает войну всех против всех, и налоги являются ценой, которой покупается общественный мир» (Томас Гоббс).

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

На листочке запишите количество набранных вами баллов. За правильные ответы на вопросы теста прибавьте себе еще по одному баллу. А пока вы записываете, я прошу вас ответить на вопросы. 

Выберите  начало фразы и закончите предложение:

  • сегодня я узнал(а)…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я научился(лась)…
  • у меня получилось …
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

Заключительное слово. Спасибо всем за плодотворную, творческую работу. Надеюсь, сегодняшний разговор будет способствовать тому, что в нашем государстве (возможно в будущем) станет больше добросовестных налогоплательщиков. Закончить наш урок я хотела бы словами.

«Налоги – это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе». Оливер Уэнделл Холмс-старший, американский судья 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обществознанию с применением ИКТ "Деньги, их функции" (7 класс)

Открытый урок по обществознанию с применением ИКТ: «Деньги, их функции» класс 7Цель: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости ...

Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество

Конспект урока по обществознанию.Класс: 9Тема: Гражданское обществоЦели урока:1.Образовательная:- Выявить смысл понятия «гражданское общество»-       Сформировать  з...

Презентация к уроку «Налоги: система налогов, их функции»

Презентация включает в себя фрагмент из мультфильма «Чиполлино» созданный в 1961 году режиссёром-мультипликатором Борисом Дёжкиным по мотивам сказки «Приключения Чиполлино» ита...

Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9. Тема: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»

Конспект урока.  Предмет: обществознание. Класс: 9.Педагог: Бадерина Карина Евгениевна.Тема урока: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности  гражданина РФ.»Тип урока: комби...

План-конспект урока по обществознанию 8 класс «Экономические функции домохозяйств»

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.Цель: знакомство с понятием «домохозяйства», их видами и функциями, приобретение практических навыков составления се...

Конспект урока математики 5 класс по теме "Проценты и налоги"

Цели урока: закрепление умения решать простые задачи на проценты; формирование представлений о налогахЗадачи урока: читать проценты, объяснять, что такое процент; решать простые задачи на пр...