План-конспект урока по обществознанию 8 класс «Экономические функции домохозяйств»
методическая разработка по обществознанию (8 класс)
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Цель: знакомство с понятием «домохозяйства», их видами и функциями, приобретение практических навыков составления семейного бюджета.
Задачи:
- Познакомиться с понятием «домохозяйства»;
- Рассмотреть виды и функции домохозяйств;
- Определить основные источники доходов и статьи расходов семьи;
- Сформировать практические навыки составления семейного бюджета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.docx | 50.58 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по обществознанию 8 класс
Тема урока: «Экономические функции домохозяйств»
Выполнила: Аминова Юлия Евгеньевна
Учитель истории и обществознания
ГБОУ ЦО №167 Красносельского района
Санкт-Петербурга
2024 год
Санкт-Петербург
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Цель: знакомство с понятием «домохозяйства», их видами и функциями, приобретение практических навыков составления семейного бюджета.
Задачи:
- Познакомиться с понятием «домохозяйства»;
- Рассмотреть виды и функции домохозяйств;
- Определить основные источники доходов и статьи расходов семьи;
- Сформировать практические навыки составления семейного бюджета.
Планируемые результаты
Предметные результаты: оперировать понятиями «домохозяйство», «семейный бюджет», «личный финансовый план», «доходы», «расходы», «потребительские товары длительного пользования», «потребительские товары кратковременного пользования»; знать основные экономические функции домохозяйств: потребление, производство, подготовка трудовых ресурсов для общества; определять источники доходов и расходов, отличать обязательные расходы от произвольных, приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни для анализа потребления домашнего хозяйства, структуры семейного бюджета; составления личного финансового плана; приобретать опыт составления простейших документов (личный финансовый план, семейный бюджет).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать решение учебной задачи; оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; корректировать учебную деятельность; осуществлять итоговый контроль деятельности; оценивать результаты деятельности; анализировать собственную работу.
Познавательные УУД: умение извлечь необходимую информацию их различных источников, осмысление услышанной и прочитанной информации, структурирование полученных знаний, анализ и синтез полученных элементов знания.
Коммуникативные УУД: умение работать в команде, учитывать мнения одноклассников, решать конфликты, брать на себя ответственность; владеть языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, адекватную обсуждаемой проблеме.
Личностные результаты: формирование толерантного сознания и поведения личности, навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками в образовательной деятельности; готовность и способность вести диалог, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; развитие критического мышления; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи; установка на активное участие в решении практических задач технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Ресурсы урока: Обществознание: 8-й класс: учебник / Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова [и др.]. Москва: Просвещение, 2023. 208 с.
Оборудование: презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.
Ход урока
- Организационный блок (1 минута)
Обучающиеся: приветствуют учителя и гостей.
Учитель: Здравствуйте! Рада вас видеть! Обратите внимание – сегодня на уроке присутствуют гости, поприветствуем их.
- Мотивационно-целевой блок (5 минут)
Учитель: Ранее мы познакомились с основными экономическими системами, узнали, что рынок – это система отношений и взаимодействий между производителями, продавцами и покупателями по поводу обмена товаров и услуг. Согласитесь, что любая система, любой механизм состоят из отдельных элементов. Взаимодействие элементов рыночной системы экономисты представляют в виде круговорота (слайд 1);
Учитель: Все ли понятия нам с вами знакомы? (предполагаемые ответы: нет, термин «домохозяйство» не знаком);
Учитель: из каких двух слов состоит слово «домохозяйство»? (слайд 2) (предполагаемые ответы: дом и хозяйство)
Учитель: Мы знаем определение этих двух слов? Попробуем их совместить?
Итак, домохозяйство - это группа людей, совместно проживающих в одном жилом помещении или его части, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства.
Тема сегодняшнего урока: экономические функции домохозяйства (слайд 3).
Цель: знакомство с понятием «домохозяйства», их видами и функциями, приобретение практических навыков составления семейного бюджета (слайд 4).
Задачи:
- Познакомиться с понятием «домохозяйства»;
- Рассмотреть виды и функции домохозяйств;
- Определить основные источники доходов и статьи расходов семьи;
- Сформировать практические навыки составления семейного бюджета.
- Организация познавательной деятельности (29 минут)
Учитель: на столах у вас лежат буклеты, с которыми нам предстоит сегодня поработать. Определим основные виды домохозяйств. Откройте учебник на странице 176. Прочитайте текст учебника. Запишите в буклет пропущенные элементы.
Фронтальный опрос
Учитель: Рассмотрим экономические функции домохозяйств. Изучите информацию на страницах 177-179, выпишите в буклет недостающие элементы.
Учитель: Все справились? Давайте проверим (учитель включает по очереди видео, отражающие ту или иную функцию домохозяйства, ученикам предлагается определить к какой функции относится видео).
Учитель: Первая функция домохозяйств – потребительская. Потребителем чего выступает домохозяйство? (предполагаемые ответы: товары и услуги)
Учитель: Какие виды товаров мы знаем? (предполагаемые ответы: потребительские товары длительного пользования, потребительские товары кратковременного пользования)
Учитель: Попробуем распределить товары и услуги на их виды.
(интерактивная игра)
Учитель: Вторая функция – производственная, с какой целью может происходить производство благ в домохозяйстве? (предполагаемые ответы: на продажу и для собственного потребления)
Учитель: Третья функция - подготовка трудовых ресурсов для общества. Данная функция больше подходит для семей, так как семья - это первичный агент социализации. Ранее социальный статус, как и профессия передавалась по наследству. Сейчас времена изменились, но, может быть, среди вас есть те, у кого в семье сформировались профессиональные династии?
Учитель: Прошу обратить внимание на слайд, прочитайте высказывание немецкого писателя и поэта еврейского происхождения Б. Ауэрбаха (слайд 9)
Учитель: Как вы понимаете данное высказывание? (предполагаемые ответы: для умелого расходования необходимо финансовое планирование, учет доходов и расходов, семейный бюджет)
Что необходимо учитывать при составлении семейного бюджета? (доходы и расходы)
Учитель: Изучив информацию на странице 182 ответьте на вопросы - каковы основные источники доходов семьи? Что кроме денежных средств может являться доходом? (слайд 10)
Ответы запишите в буклет.
Учитель: на какие виды делятся расходы? (слайд 11) (обязательные и произвольные)
Учитель: что мы можем отнести к обязательным, а что к произвольным?
Учитель: Получаете ли вы доходы? Ведете учет доходов и расходов? Нам предстоит научиться вести учет доход и расходов семьи.
(физкультминутка)
Практическая работа
Итак, остановимся на семейном бюджете.
Обучающимся предлагается разделиться на группы («семьи») по 4 человека. Каждой группе раздаются роли. Каждая «семья» ставится в определенные условия, в которых требуется грамотно распределить свой бюджет. «Семье» необходимо расписать все возможные статьи доходов (в приблизительном денежном эквиваленте) и все возможные статьи расходов на месяц. После обсуждения и записи в таблицу показателей, команда озвучивает свое решение задачи.
Учитель: Наш урок подходит к концу. Достигли ли мы его цели? (слайд 12)
- Рефлексия (3 минуты)
Учитель: Обратите внимание на слайд. Ответьте каждый для себя на следующие вопросы (слайд 13).
- Домашнее задание (1 минута)
Обучающимся предлагается дифференцированное домашнее задание (слайд 14):
1 уровень. Создать и творчески оформить памятку «Правила составления семейного бюджета» (по желанию)
2 уровень. Решить кейсы в формате ГИА-9 по пройденной теме (по желанию) (https://forms.yandex.ru/u/627b79aa2ae434826b67197e/)
3 уровень. Изучить §22-23, выполнить задания (обязательно)
Группа «Семья №1»
Состав семьи: мать, отец, ребенок – дошкольник, бабушка
Дополнительные условия: наследство – 10 000 рублей
Средняя заработная плата в Санкт-Петербурге по состоянию на начало текущего года составила 65 190 руб. (Источник: пресс-служба платформы по поиску работы HeadHunter)
Минимальная страховая пенсия в 2024 году в г. Санкт-Петербург – 14 220 руб.
Доходы
Вид дохода | Сумма |
Итого: |
Расходы
Обязательные | Сумма | Произвольные | Сумма |
Итого: |
Экономия бюджета
Итого: |
Группа «Семья №2»
Состав семьи: дедушка, мама, отец, ребенок школьник
Дополнительные условия: наследство – 10 000 руб.
Средняя заработная плата в Санкт-Петербурге по состоянию на начало текущего года составила 65 190 руб. (Источник: пресс-служба платформы по поиску работы HeadHunter)
Минимальная страховая пенсия в 2024 году в г. Санкт-Петербург – 14 220 руб.
Доходы
Вид дохода | Сумма |
Итого: |
Расходы
Обязательные | Сумма | Произвольные | Сумма |
Итого: |
Экономия бюджета
Итого: |
Группа «Семья №3»
Состав семьи: мать, отец, ребенок – студент (бюджетной формы обучения), ребенок – школьник
Дополнительные условия: доход от сдачи недвижимости в аренду – 20 000 руб.
Средняя заработная плата в Санкт-Петербурге по состоянию на начало текущего года составила 65 190 руб. (Источник: пресс-служба платформы по поиску работы HeadHunter)
Минимальная академическая стипендия в ВУЗах – 1967 руб.
Минимальная академическая стипендия в учебных заведениях СПО – 539 руб.
Доходы
Вид дохода | Сумма |
Итого: |
Расходы
Обязательные | Сумма | Произвольные | Сумма |
Итого: |
Экономия бюджета
Итого: |
Группа «Семья №4»
Состав семьи: мать, отец, дедушка, ребенок – школьник
Дополнительные условия: наследство – 10 000 рублей
Средняя заработная плата в Санкт-Петербурге по состоянию на начало текущего года составила 65 190 руб. (Источник: пресс-служба платформы по поиску работы HeadHunter)
Минимальная страховая пенсия в 2024 году в г. Санкт-Петербург – 14 220 руб.
Доходы
Вид дохода | Сумма |
Итого: |
Расходы
Обязательные | Сумма | Произвольные | Сумма |
Итого: |
Экономия бюджета
Итого: |
Группа «Семья №5»
Состав семьи: мать, отец, ребенок-дошкольник, ребенок-школьник
Дополнительные условия: сдача свободной квартиры в аренду – 20 000
Средняя заработная плата в Санкт-Петербурге по состоянию на начало текущего года составила 65 190 руб. (Источник: пресс-служба платформы по поиску работы HeadHunter)
Доходы
Вид дохода | Сумма |
Итого: |
Расходы
Обязательные | Сумма | Произвольные | Сумма |
Итого: |
Экономия бюджета
Итого: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект открытого урока по обществознанию в 8 классе.
План-конспект открытого урока в 8Б классе по теме "Предпринмаптельская деятельность" по программе Боголюбова....
План – конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе по теме «Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты»
Цели и задачи урока:1) познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтн...
План-конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе. Тема: «Налоги»
Ход урока Организационный момент I.Текущий контроль знаний и умений учащихся 1. Проверочные тесты 2. Вопросы и задания учащимся: а) зада...
Разработка плана-конспекта интегрированных уроков (история+обществознание+кубановедение) по теме: Понятие общества в эпоху камня и бронзы на древнейшей стадии истории развития человека в пределах территории Краснодарского края.
Конспект трех интегрированных уроков....
План-конспект открытого урока по Обществознанию по теме «Образование в жизни человека»
План-конспект открытого урока по Обществознанию по теме «Образование в жизни человека» Наименование учебного предмета: ОбществознаниеКласс: 5 -АУровень общего о...
План-конспект интегрированного урока по обществознанию и математике в шестом классе
Конспект содержит информацию об основных этапах урока, тип урока, цель, задачи и планируемые результаты....
Духовный мир личности: план-конспект открытого урока по обществознанию в 10 классе.
Духовный мир личности: план-конспект открытого урока по обществознанию в 10 классе....