Конспект урока математики 5 класс по теме "Проценты и налоги"
план-конспект урока по математике (5 класс)
Цели урока: закрепление умения решать простые задачи на проценты; формирование представлений о налогах
Задачи урока: читать проценты, объяснять, что такое процент; решать простые задачи на проценты (находить процент от числа, число по его процентам); пользоваться финансовыми понятиями (налог (прямой и косвенный), физические и юридические лица, обязательные выплаты, безвозмездные, добровольные)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок математики 5 класс "Проценты и налоги" | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Проценты и налоги
Цели урока: закрепление умения решать простые задачи на проценты; формирование представлений о налогах
Задачи урока
Предметные результаты: читать проценты, объяснять, что такое процент; решать простые задачи на проценты (находить процент от числа, число по его процентам); пользоваться финансовыми понятиями (налог (прямой и косвенный), физические и юридические лица, обязательные выплаты, безвозмездные, добровольные)
Метапредметные результаты
Регулятивные: принимать цель и план урока, цель и план решения задачи, выполнять инструкцию при выполнении математического диктанта, выполнять самопроверку и самооценку
Познавательные: находить ответы на поставленные учителем вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих уроках математики, применять приемы сравнения, анализа, классификации, овладевать действиями установления причинно-следственных связей, формулировать определение термина «налог»
Коммуникативные: отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оформлять письменное решение задачи
Личностные результаты: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять самостоятельность и активность
Тип урока: урок закрепления знаний
Методы обучения: беседа
Формы организации: коллективная и индивидуальная
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, доска, мел
План урока
1. Организационный момент – 3 мин
2. Этап актуализации знаний – 5 мин
3. Повторение опорных знаний и проверка д/р – 5 мин
5. Решение мотивирующей задачи – 7 мин
6. Этап закрепления знаний – 7 мин
7. Применение знаний и умений – 15 мин
8. Рефлексия - 3 мин
Учитель: Добрый день, ребята. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок. Я желаю хорошей активной работы каждому из вас.
Девиз: «Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь». Владимир Мономах Слайд 1
Итак, мы начинаем наш урок. Вам предстоит сегодня выполнить немало интересных заданий, вас ждет математическое испытание. На сегодняшнем уроке, вы продолжите решать задачи на проценты. Для повторения материала и проверки домашнего задания проведем математический диктант.
Я два раза диктую задания, вы в тетрадях записываете номер задания и ответ.
Если вы не успеете записать ответ, оставьте свободное место.
После завершения работы, я еще раз прочитаю все задания, и у вас будет возможность проверить свои ответы и вписать пропущенные ответы.
Приступаем к математическому диктанту.
Математический диктант (выполняется в рабочих тетрадях)
1. Найдите 1% от числа 350
2. Найдите 0,3% от 43
3. Найдите число, 20% которого равны 600
4. Товар стоил 300 р. Сколько стоит товар после повышения его цены на 50%?
5. Сколько процентов составляют 20 кг от тонны?
Проводится самопроверка и самооценка
Учитель:
Прочитаем задачу: Какую заработную плату начисляют работнику, если после уплаты 13% налогов он получает на руки 25700 рублей? Слайд 2
- О чем говорится в этой задаче? (о налогах)
- Кто платит налоги? (налоги платят физические и юридические лица)
Граждане – это физические лица, а фирмы, учреждения, организации – это все юридические лица Слайд 3
- Кому физические и юридические лица платят налоги? (государству)
- Зачем человек платит налоги?
Государственная власть всегда нуждалась в средствах для собственного обеспечения. Способы добывания этих средств изменялись с ростом уровня развития общества. С древнейших времен по мере опустошения казны всё сильнее возникала потребность в возникновении повода для объявления войны соседям. Победитель устанавливал либо разовую контрибуцию, либо регулярный сбор дани. В дальнейшем государства начали защищаться от агрессивных соседей, создавая армейские подразделения на регулярной основе, для содержания которых нужны были средства. Так появилось первое обоснование необходимости регулярных платежей государству. Иначе говоря, налоги появились с возникновением государства и по сей день представляют собой один из главных источников доходов государственного бюджета и являются средством оплаты его расходов.
Так как услугами государства пользуются все его граждане, то государство собирает плату за эти услуги со всех жителей страны, налоги служат инструментом перераспределения национального дохода, создания благоприятных и конкурентоспособных условий для различных сфер экономики.
Налог – это обязательный и безвозмездный платеж в пользу государства, который выплачивают физические и юридические лица Слайд4
По способам взимания налоги бывают прямые и косвенные.
Прямыми называются налоги, взимаемые непосредственно с получателя дохода или с владельца имущества. В случае с прямыми налогами субъектом и носителем налога всегда является одно лицо. К прямым относятся налоги на доходы физических лиц, имущество, автотранспорт, землю, водные ресурсы, прибыль, добычу полезных ископаемых, игорный бизнес.
Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара и оплачиваются покупателями при покупке этих товаров. Как уже говорили, в случае с косвенными налогами субъект и носитель налога не совпадают. Примерами косвенных налогов являются налог на добавленную стоимость, акциз, таможенные сборы, госпошлины.
Учитель: Сейчас мы вместе решим несколько простых задач, а затем вы самостоятельно решите творческое задание
Задача 1 (слайд 5)
Рассчитайте сумму подоходного налога (который составляет 13%), если ваша заработная плата составляет 30000 рублей и какую сумму вы получите после уплаты налога?
Задача 2
Рассчитайте сумму транспортного налога на автомобиль ЛАДА Гранта с мощностью двигателя 87 л.с., если для данной категории автомобилей налоговая ставка составляет 10 рублей за 1 л.с.
Задача 3
Ваша семья в собственности имеет квартиру стоимостью 800000 рублей (налог на недвижимость 0,1%) и дачный участок стоимостью 200000 рублей (земельный налог 1,5%). Рассчитайте сумму налога, которую нужно оплатить.
Задача 4
Семья, проводила отпуск за границей и сделала много покупок на сумму 15000 рублей. Какую сумму таможенного налога на ввозимый товар она заплатит, если единая ставка таможенных пошлин составляем 30% от стоимости.
Учитель: А теперь, Вы поможете семье Щеткиных принять правильное решение, совершать покупку или нет.
Творческое задание: Финансовое состояние семьи Слайд 6
В семье Щеткиных 6 человек.
Папа Щеткин Иван Петрович зарабатывает в месяц 40000 рублей, мама Щеткина Елена Викторовна – 32000 рублей (подоходный налог в размере 13% у них высчитывают из заработной платы ещё на предприятии, также налоговый вычет на ребёнка составляет 1400 рублей, а поскольку право на вычет имеют оба родителя, то сумма экономии на семью каждый месяц составит – 5600 рублей)
Дочь Анна учится в школе, сын Сергей – студент, его стипендия составляет 2100 рублей в месяц.
Бабушка Надежда Валентиновна ежемесячно получает пенсию в размере 18000 рублей, дедушка Евгений Иванович ежемесячно получает пенсию в размере 22000 рублей.
Щеткины проживают в квартире, которая стоит 1200000 рублей (налоговая ставка – 0,1%), и имеют автомобиль мощностью двигателя 106 л. с.
Подоходный налог с государственных пособий не взимается; ставка транспортного налога на автомобиль с мощностью двигателя 106 л. с. составляет 20 руб. за 1 л. с.
В среднем семья тратит ежемесячно:
1) на текущие покупки (продукты питания, одежда, хозяйственные товары и другое) - 35 000 рублей;
2) на оплату коммунальных услуг, транспорт и лечение – ещё 12500 рублей;
На семейном совете решили приобрести дачный участок в пригороде стоимостью 350 000 рублей
Задание. Принять решение на семейном совете по поводу приобретения дачного участка, которое связанно с увеличением расходов семьи по уплате налогов (ставка земельного налога составляет 1,5 % от кадастровой стоимости). Совершать покупку или нет?
(ответы обучающихся)
Рефлексия. Ответьте на вопросы
1) Что нового на уроке вы узнали?
2) Чему научились?
3) Какими результатами вы гордитесь?
4) Проанализируйте результат своей работы, ответив на вопросы
Ф. И обучающегося | |||
№ | Вопрос | Ответ обведите | |
1 | На уроке я работал | активно | пассивно |
2 | Было интересно | да | нет |
3 | Было трудно | да | нет |
4 | За урок я | не устал | устал |
5 | Материал урока мне был | понятен | не понятен |
6 | Решать задачи на % я | могу | не могу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Конспект урока математики в 5 классе "Математика о вреде курения"
Урок проводиттся с целью профилактики табакокурения на уроках математики. Учащиеся решают задачи и примеру и узнают о вредном влиянии табака на организм человека....
План-конспект урока математики в 5-7 специальном (коррекционном) классе VIII вида по темам: "Устное умножение и деление круглых сотен на однозначные числа" (5 класс),"Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" (7 класс).
Знакомство с с устными приёмами умножения и деления круглых сотен на однозначные числа (5 класс).Знакомство с приёмами сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (7 класс)....
Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».
Материал данного урока предназначен для повторения решения линейных неравенств; формирования понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»; форм...
Конспект урока математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» (интегрированный урок: математика – окружающий мир)
Данный урок математики предназначен для учащихся 5 классов, при изучении темы "Сложение и вычитание десятичных дробей". Вид урока -интегрированный. Урок ориентирован на развитие интереса к математике,...
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
Конспект урока математики по теме: "Проценты". Учебник. Математика 5 класс.Автор Н. Я.Виленкин
Обобщающий урок по теме: Проценты. Подготовка к контрольной рвботе....