Методическая разработка по обществознанию "Общение" 6 класс по УМК Л.Н. Боголюбова ФГОС
методическая разработка по обществознанию (6 класс) на тему

Лазарева Людмила Владимировна

Презентация, конспект урока, все необходимые методические материалы по уроку обществознания "Общение" для 6 класса по УМК Л.Н. Боголюбова в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_po_obshchest_obshchenie_6_klass.rar2.77 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по обществознанию

Тема: Общение.   Класс 6

Цель урока: Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека;  создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей.

Планируемые результаты:

  • Предметные – осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека; научить учащихся формулировать определение понятия “общение”; различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения.
  • Метапредметные: 
  • 1) Коммуникативные: приобретение учащимися знаний и навыков культурного общения; умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли;
  • 2) Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности (общения);
  • 3) Познавательные: осуществлять поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать явления и факты; давать определения понятиям.
  • Личностные – получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности; Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Средства обучения: учебник, презентация, понятие общения из словарей, учебные задания.

План урока:

  1. Понятие общения.
    2. Способы общения. 
    3. Правила общения.

4. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

5. «Слово – серебро, молчание – золото».

Ход урока

Учитель приветствует учеников.

 Предлагает решить кроссворд. Просит назвать получившееся ключевое слово (учащиеся называют слово «Общение»)

- Хорошо. Сейчас послушайте притчу и ответьте на вопросы. «Человек сидел в одиночестве. Вдруг к нему подошел его друг. «Я должен поговорить с тобой», - сказал он. Человек увидел знак в том, что пришел его друг, и стал говорить о том, что он увидел в приходе друга знак от своего ангела, потому что до этого он чувствовал себя одиноко, а теперь у него была компания. Друг слушал его, не говоря ни слова, поблагодарил и ушел. Но не счастье, а еще большее одиночество почувствовал человек. Позже он понял, что в восторге не обратил никакого внимания на просьбу своего друга: просто поговорить».

- Итак, ребята, как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? (Учащиеся формулируют тему урока: “Общение”). (Слайд  тема урока “Общение”.)

- А в вашей жизни были случаи, когда вас не понимали или вы не понимали собеседника? (Ученики отвечают на вопросы учителя).

В качестве эпиграфа учитель предлагают учащимся высказываниями А.Сент-Экзюпери “Единственная роскошь в мире – это роскошь человеческого общения” и М.Твена "Мы осыпаем детей подарками, но самый ценный для них подарок – радость общения..." (и побуждает к высказыванию учениками собственного мнения.  (Слайд. Высказывание А.Сент-Экзюпери и М.Твена.) Дети высказывают свое понимание этих высказываний.

Далее учитель предлагает ученикам сформулировать цель урока. Просит сформулировать те вопросы, ответы на которые они хотели бы получить в течение занятия. (Учащиеся формулируют цель урока).

Учитель записывает поставленную учащимися цель на доске.

Цель: Узнать, что такое общение и его роль в жизни людей.

Проблемный вопрос: Может ли человек прожить без общения?

Предлагает учащимся подобрать ассоциации к слову «общение». (Дети называют свои ассоциации к понятию “общение”). Учитель фиксирует все ответы обучающихся на доске, чертит на доске кластер.

- Из каких источников мы ещё можем узнать, что такое общение? (Ответы учащихся: учебник, словарь, энциклопедия, Интернет).

Учитель предлагает учащимся самим сформулировать определение «Общение».

Предлагает проверить свои предположения: раздает по группам выдержки из словарей и формулирует задание: внимательно прочитать и дополнить кластер. Напоминает ученикам правила работы в группе.

Дети в группах знакомятся с определениями понятия “общение” анализируют и подбирают дополнения к составленному кластеру. Учитель контролирует выполнение работы.

Философский словарь – “Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности”

Психологический словарь “Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению”

В толковом словаре В. Даля слово “общаться” означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия.

Учитель напоминает обучающимся, что общение -  это один из видов деятельности и задает вопрос по структуре деятельности. Из чего состоит любая деятельность?

Ученики отвечают на вопрос учителя. Деятельность начинается с цели, затем подбираются средства, производятся действия и получают результат.

После дополнения кластера ученики сами формулируют понятие общения.

Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща. (Слайд  )

- Итак, мы узнали, что такое общение, а сейчас познакомимся со Способами общения.

Предлагает выполнить учебное задание «ДАВАЙТЕ ОБЩАТЬСЯ» (см. Приложение  ).  

Учитель: Назовите способы общения. (Проверяет выполнение задания).

Учащиеся называют способы общения: Речевое (вербальное, словесное) и неречевое (невербальное, мимика, жесты, интонация).

А сейчас практика, работа в группах. Передать полученную информацию предложенным способом. Другие группы определяют способ передачи информации и содержание.

Самостоятельно работают в группах. 1-я группа. Вербальное общение: Выразительно (по ролям) прочитать стихотворение А. Л. Барто “Сильное кино”. Предлагается двум обучающимся: девочке и мальчику сесть друг к другу спинами. Начинают выразительно читать стихотворение.

Заранее, заранее всё было решено:
У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
– Они ползут, а он им– раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Он был с ней заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно я ещё мала:
Я ничего не поняла.

Почему же не поняла сестричка рассказ брата? (Ответы обучающихся. Он пытается рассказать о фильме. О действиях героев, за которых он переживал. Пробует рассказать и не может – не хватает слов (вместо глаголов употребляет слова-заменители).

Учитель спрашивает: Было ли комфортно слушать друг друга? (Учащиеся отвечают, что не комфортно). Что хотелось сделать во время прочтения стиха? (Учащиеся ответили, что хотелось бы видеть друг друга при прочтении).

2-я группа. Невербальное общение. Изобразить отрывок из басни А.Крылова “Ворона и лисица”.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру; 
На ель Ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась, 
Да позадумалась, а сыр во рту держала. 
На ту беду, Лиса близехонько бежала; 
Вдруг сырный дух Лису остановил: 
Лисица видит сыр, – Лисицу сыр пленил, 
Плутовка к дереву на цыпочках подходит; 
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит 
И говорит так сладко, чуть дыша: 
“Голубушка, как хороша! 
Ну что за шейка, что за глазки! 
Рассказывать, так, право, сказки! 
Какие перышки! какой носок! 
И, верно, ангельский быть должен голосок! 
Спой, светик, не стыдись! 
Что ежели, сестрица, 
При красоте такой и петь ты мастерица, 
Ведь ты б у нас была царь-птица!” 
Вещуньина* с похвал вскружилась голова, 
От радости в зобу дыханье сперло, – 
И на приветливы Лисицыны слова 
Ворона каркнула во все воронье горло: 
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

- Какой вид общения здесь мы можем увидеть? (Невербальное и вербальное)

Учитель организует подведение итогов работы группы и подводит учащихся к выводу, о том, что в общении важно учитывать словесную информацию и невербальную. “Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести”.

Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Оказывается, что слова, которым мы придаем такое большое значение, раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % – позы и жесты.

Учитель сообщает, что зачастую в общении возникают сложности. Они называются барьеры общения.

Почему возникают барьеры общения? Какие существуют причины непонимания, возникающего в процессе общения между людьми? Вместе с учащимися определяются причины непонимания друг друга. (Нежелание увидеть, услышать другого.   Неумение донести до другого свои собственные мысли.  Неоправданные ожидания).

Далее учитель предлагает по группам вспомнить и записать особенности общения с родителями, с учителями, с друзьями и одноклассниками, с младшими братьями и сёстрами.

1 группа – особенности общения с взрослыми

2 группа – особенности общения со сверстниками

3 группа – особенности общения с младшими детьми

Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, а затем каждая группа представляет сою работу.

Итак, чтобы общения было полным, интересным, полезным важно приобщении соблюдать все предложенные вами правила. Ребята, а сейчас предлагаю вам сформулировать правила общения. Учащиеся предлагают свои варианты.  (Слайд ).

Таким образом, ребята при общении важно помнить, что любой человек сложен, раним, интересен, глубок как вы сами поэтому:

“Попробуйте 
не наступать, а уступать.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а руку протянуть.
Не спрятать, а поделиться. 
Не орать, а выслушать. 
Не разорвать, а склеить” (М.М. Рощина)

Учитель предлагает учащимися самостоятельно прочитать «Слово – серебро, молчание – золото» в учебнике на стр. 72-74. Просит объяснить значение пословицы.

Предлагает выполнить учебное задание «Телеграмма». Учащиеся представляют свои варианты, сверяют с эталоном на слайде. (О  объединение, Б    близость,  Щ     щедрость,  Е     единение, Н    необходимость,  И     искренность,  Е     единство). (Примерный ответ на слайде)

Учитель предлагает, используя голос, интонацию, мимику, жесты три раза произнести одно и то же слово, но с разным смыслом:  ЗДРАВСТВУЙТЕ, СПАСИБО, МОЛОДЕЦ. (Слайд)

Учитель предлагает поработать над заданием «Смайлики». Учитель раздает обучающимся листы, на которых нарисованы заготовки для «Смайликов», на которых нужно нарисовать разные выражения лица:  нейтральное, враждебное, радостное, гневное, недовольное, простодушное, усталое, чуть злое, притворно радостное, расстроенное, скептическое, печальное.  Затем происходит проверка задания. Сам учитель предлагает свои варианты. (Слайд)

Учитель предлагает обучающимся при помощи походки и жестов изобразить: (Слайд)

Балерину;  боксера; спортсмена-гимнаста; ученика, получившего за урок двойку. (Обучающиеся по желанию выходят и изображают названных людей).  

Итак, мы с вами в начале урока поставили цель выяснить что такое общение и его роль в жизни людей?  Запишите, в табличку, что нового вы узнали об общении. (Учащиеся анализируют свою деятельность по достижению цели).

Учитель предлагает вернуться к проблемному вопросу: Может ли человек прожить без общения с другими людьми? (Учащиеся отвечают, делают выводы).

Просит оценить свою работу на уроке. Учащиеся оценивают себя.

Далее учитель предлагает учащимся продолжить мысль…(Слайд  )

Самая главная цель общения состоит в том, чтобы…..

В ходе общения происходит…..

Результатом общения можно считать….

Учитель: Ребята общайтесь и получайте от общения истинное удовольствие. Благодарю вас за урок истинного общения.

Приложение

1

о

б

 

щ

е

н

и

е

 

  1. Это понятие в широком смысле: все человечество, все население земли; в узком смысле: группа людей, объединенная для какой-либо цели.
  2. Чувство, основанное на привязанности людей друг к другу, взаимопомощи и взаимопонимании.
  3. Качество характера, связанное с умением делиться чем-либо с другими людьми.
  4. Это качество характера, основано на уважении к другому человеку, необходимо при общении с другими людьми, особенно с людьми старшего возраста.
  5. Это качество характера, особенно необходимо во время уроков, сосредоточенность на чем-то.
  6. Бывают спортивные, бывают подвижные, бывают компьютерные.
  7. Это то активные действия, направленные на создание того, чего нет в природе. Труд.
  8. Тема нашего урока.

Что я знаю

Что нового я узнал

Общение

Приложение

Учебное задание:   «ДАВАЙТЕ ОБЩАТЬСЯ».  Вы знаете, что общаться можно разными способами. В зависимости от способа передачи информации различают разные виды общения.

Прочитайте текст учебника на стр. 68-70, соотнесите виды общения и занесите результат в  таблицу.

Виды общения

Речевое (вербальное) – это общение при помощи

Неречевое (невербальное) – это общение

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

Обсудите в парах и устно выскажите свое мнение: Какой вид важнее при общении друг с другом? При помощи какого вида общения можно более полно передать информацию?

Приложение

Учебное задание «ТЕЛЕГРАММА».  Почтальон Печкин принес Дяде Фёдору и его друзьям телеграмму от знакомого мальчика, в которой было написано всего одно слово «ОБЩЕНИЕ». Что же хотел мальчик сказать своему другу. Расшифруйте слово «общение», каждую букву слова используйте для того, чтобы дать характеристику понятия «общение». Результат запишите в тетрадь.

Приложение

Учебное задание «СМАЙЛИКИ».  Художник, работающий в типографии одного известного издательства, захотел изобразить эмоции человека на смайликах. Он нарисовал глаза, а все остальное изобразить не успел, так как его срочно вызвали к директору. Для того, чтобы вовремя выполнить свою работу он обратился за помощью к вашему классу.

нейтральное,

враждебное,

радостное

гневное

недовольное

простодушное

усталое

чуть злое

притворно радостное

расстроенное

скептическое

печальное

Нарисуйте на предложенных шаблонах разные выражения лица:  нейтральное, враждебное, радостное, гневное, недовольное, простодушное, усталое, чуть злое, притворно радостное, расстроенное, скептическое, печальное.  

Определите, к какому виду общения мы могли бы отнести наших «Смайликов»?  

Проверьте себя по эталону, насколько вы справились с заданием.

11-12 правильных изображений - «5»; 8-10 изображений – «4»; 6-7 изображений – «3», 5 и меньше «2».

Приложение

Философский словарь – “Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности”

Психологический словарь “Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению”

В толковом словаре В. Даля слово “общаться” означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия.

Приложение

1-я группа. Вербальное общение

Выразительно (по ролям) прочитать стихотворение

 А. Л. Барто “Сильное кино”.

Заранее, заранее всё было решено:
У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
– Они ползут, а он им– раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Он был с ней заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно я ещё мала:
Я ничего не поняла.

Почему же не поняла сестричка рассказ брата?

2-я группа. Невербальное общение. Изобразить отрывок из басни А.Крылова “Ворона и лисица”.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру; 
На ель Ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась, 
Да позадумалась, а сыр во рту держала. 
На ту беду, Лиса близехонько бежала; 
Вдруг сырный дух Лису остановил: 
Лисица видит сыр, – Лисицу сыр пленил, 
Плутовка к дереву на цыпочках подходит; 
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит 
И говорит так сладко, чуть дыша: 
“Голубушка, как хороша! 
Ну что за шейка, что за глазки! 
Рассказывать, так, право, сказки! 
Какие перышки! какой носок! 
И, верно, ангельский быть должен голосок! 
Спой, светик, не стыдись! 
Что ежели, сестрица, 
При красоте такой и петь ты мастерица, 
Ведь ты б у нас была царь-птица!” 
Вещуньина* с похвал вскружилась голова, 
От радости в зобу дыханье сперло, – 
И на приветливы Лисицыны слова 
Ворона каркнула во все воронье горло: 
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои методические разработки нетрадиционныхформ уроков (сюжетно-ролевая игра,КВН, урок- путешествие, ФГОС)

Обобщающий урок в 6 классе по теме "Взаимосвязь строения и функций побега и корня". Тип урока: Сюжетно-ролевая игра.Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Насекомые" Тип урока: КВН.Урок -путешестви...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в соответствии с требованиями ФГОС

Эта разработка открытого урока в 5 классе. Обучающееся знакомятся и используют новую технику рисования способом разбрызгивания (АЭРОГРАФИЯ). Работа ведётся по группам.К уроку имеются две презентации п...

Методическая разработка (история 5 класс) по теме: "Древняя Спарта" ( по ФГОС второго поколения).

Урок по истории Древнего мира для 5 класса разработан  в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения. Тема урока  "Древняя Спарта".  Урок представлен в виде технолог...

Методические разработки театрализованных игр-занятий с использованием куклотерапии в условиях ФГОС НОО

Методические разработки разработанной автором Иргит В.В., предназначены для занятий кружковой деятельности для учащихся начальной школы во внеурочной деятельности...

Технологическая карта урока (методическая разработка) для 5 класса по ФГОС Освоение техники ведения мяча в футболе

Технологическая карта урока по физической культуре для 5 класса (ФГОС)Учитель ГБОУ СОШ №283 Кировского района СПб Евсеенко В.Н. Тема: Освоение техники ведения мяча в футболе. Развитие физич...

Технологическая карта урока (методическая разработка) для 6 класса по ФГОС СПРИНТЕРСКИЙ БЕГ, ЭСТАФЕТНЫЙ БЕГ, Высокий старт 60 м

Технологическая карта урока     6 класс СПРИНТЕРСКИЙ БЕГ, ЭСТАФЕТНЫЙ БЕГ, Высокий старт 60 м Цели деятельности учителяФормировать представление о правилах поведения во время з...