Методическая разработка урока "Орфограммы и орфографические правила" (в соответствии с ФГОС)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Урок составлен в соответствии с учебником А.Шмелева

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orfogrammy_i_orfograficheskie_pravila.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         Конспект  урока русского  языка

на тему:  «Орфограммы и орфографические правила».                                                                                     

Тема урока:            

 «Орфограммы и орфографические правила».

Базовый учебник:  

Русский язык. 5 класс.  Учебник для образовательных учреждений под редакцией А.Д.Шмелёва. Москва. Издательский центр  «Вентана-Граф».    2012 г.  («Алгоритм успеха.»)

Цели

Личностные: 

  • развивать устную речь учащихся 
  • развивать внимание, память во время аудио занятий 

Регулятивные 

  • продолжить работу по развитию умений распознавать определенные критерии текста.
  • развивать умение работать в паре.

 Предметные

  • формировать умение выделять орфограммы в тексте; формулировать орфографические правила

Тип урока.                

Урок открытия новых знаний

Формы работы учащихся.        

Коллективная и индивидуальная  работа, фронтальный опрос, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование.        

Компьютер, проектор, экран, аудиозапись.

Структура и ход урока

Этапы урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Результат

Этап 1.

Организационный этап

Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

  1. Учитель организует обучающихся, взаимодействует с классом,  предлагает посмотреть на слова:

Трава или трова   - безуд.провер. гласная

Корова или карова - безуд.непровер. гласная

Грусный или грустный –непроизносимая согласная

Купешь или купишь – спряжение глагола


- Ребята, у нас получилось разгадать написание слов?

Личностные УД: 

  • Самооценка готовности к уроку.

Учащиеся включаются в учебную деятельность,  выразительно читают  загадку.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Этап 2.  Мотивационный этап

Вхождение в тему урока. Планирование своей деятельности, формулирование задач урока

Учитель подводит обучающихся к теме урока 

Создание проблемной ситуации.

Видео. Проектор.

- Ребята, мы с вами определили правильное написание слов:

Трава, корова, грустный, купишь

- Ребята, как называются проблемные места в написании слов? (орфограммы)

- А как называются правила, которым нужно следовать при написании слов? (орфографические)


- Сформулируйте тему нашего урока.

- Как вы считаете, какие задачи стоят перед нами сегодня на уроке?

- Для чего нам нужно уметь пользоваться орфографическими правилами?

    Учитель обобщает точку зрения учащихся и предлагает сформулировать тему урока и его цель, организует общее обсуждение, помогает преодолеть проблемную ситуацию

Регулятивные УД: целеполагание; Коммуникативные: ответы на  вопросы.

Познавательные: поиск и выделение информации, подведение под понятие, доказательства.


 Фронтальная работа.

Приводят свои варианты цели и задач урока.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, выделяют информацию, определяют тему урока.

Личностные :

Осознание ценности изучаемого материала и практической его важности

Метапредметные УД:

Самостоятельное формулирование учебных задач и цели урока, умение выявлять проблему, выбирать действия по достижению цели.

Этап 3.

  Актуализация знаний

Изучение понятия орфограммы и орфографических правил

Учитель организует изучение понятия орфограммы и орфографических правил с помощью материала, помещенного в учебнике. Взаимодействует с обучающимися, создает условия для оптимального усвоения материала.

  1. Опрос

- Что такое орфограмма?

- Какие орфографические правила вы помните из курса начальной школы? Для чего вы их изучали?

- Прочитайте. Расскажите, что нового вы узнали об орфограммах и орфографических правилах

2. - Ребята, чтобы закрепить наши знания, давайте обратим внимание на упражнение 57.

Базовый:1) Запишите слова в три столбика, подчеркните в них орфограммы.

Повышеный: 2) Для слов из каждого столбика выберите соответствующий признак орфограмм:

а) гласные буквы, обозначающие безударные гласные в слове;

б) согласные буквы, обозначающие согласные звуки в конце слова;

в) согласные буквы, обозначающие группу, сочетание согласных звуков.


2. Работа устно с загадками

- Давайте с вами отгадаем загадки, а заодно найдем в тексте загадки орфограммы и объясним их


Стеклянный домик на окне
С прозрачною в
одой,
С камнями и песком на дне
И с ры
бкой золотой.
Аквариум

 


Под сосною у дорожки
Кто ст
оит среди травы?
Но
жка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть - нет г
оловы.
Гриб



Я капелька лета на тоненькой ножке,
Пл
етут для меня кузовки и лукошки.
Кто люб
ит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне р
одная землица.
Земляника


Ты весь мир обогреваешь
И усталости не
 знаешь,
Улыба
ешься в оконце,
А з
овут тебя все ...
Солнце


Над лугом парашютики
К
ачаются на прутике.
Одуванчики



  1. Физкультминутка

Ребята встают из-за своих парт и выполняют несложных физические упражнения

  1. Работа в группах.

Задание: исправьте ошибки в тексте. Каждая группа защитит свою работу


На доске текст:

Тихо было вокруг. Солнце лижало на запущенной клумби и на тровянистой лужайке. Коричневая бабочка сидела на цвитке. Пчёлы с бальшими шерокими полосками вокруг брюшка сновали с цвитка нацвиток и слатко гудели.

Лежало – лечь

На клумбе – п.п

Травянистой – травы

Цветке – цвет

Большими – больше

Широкими – шире

На цветок – предлог

Сладко – сладенький



  1. Творческое задание

Составьте небольшой рассказ по теме «Мои друзья» и подчеркните известные вам орфограммы.



Познавательные УД:

  • Устная работа по заявленным вопросам;
  • Работа с текстом;
  • Работа с учебником;
  • Выполнение практических упражнений

Регулятивные УД:

  • Работа в группах

Коммуникативные УД:

Учащиеся рассуждают и выражают свои точки зрения, учитель обобщает ответы учащихся.

Учащиеся дают ответы, учитель подводит учащихся попробовать самостоятельно работать

Предметные :

1. изучение понятия орфограммы и орфографических правил;

Метапредметные:

1.Научились правил строить свои ответы и высказывания, извлекать необходимую для выполнения упражнений информацию, отбирать и систематизировать материал по теме урока

Этап 4.

Закрепление материала









Закрепление умений по определению орфограмм и орфографических правил

Учитель предлагает выполнить тест, направляет, координирует деятельность обучающихся, корректирует результаты.

- Ребята, расскажите, какие орфограммы вы знаете?

- Какие орфограммы представляют для вас наибольшую трудность?

- Над какими орфограммами нужно еще поработать?

Познавательные УД:

  • Выполнение задания.

Индивидуальная работа.

Развитие  коммуникативных  УД, обеспечивающих возможность сотрудничества.


Регулятивные УД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Личностные:

1.Успешно выполненные задания.

2.Самооценка и адекватное реагирование на свои результаты.

Этап 5.

  Рефлексия

Организация рефлексии.

- Итак, подошел к концу наш урок, где мы с вами познакомились с орфограммами и орфографическими правилами.

- что мы делали на нашем уроке? (Мы узнали, что такое орфограммы, для чего нужно знать орфографические правила)

- достигли ли мы цели нашего урока?

- что вам понравилось на уроке, какие задания?

- Что не понравилось? Какие виды работы вы хотели бы выполнить на следующем уроке?

Личностные:

  • Самостоятельно выбрать тему домашней работы.


Развитие  регулятивных  УД.

  • Выполнить все требования к домашней работе

Коммуникативные:

  • Обсудить возникающие затруднения по домашней работе

Личностные:

1.Осознание обучающимися своей учебной деятельности

2.самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Этап 6. Домашнее задание

Домашнее задание

Упражнение  59. 

Базовый: 1) Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

Пр…верка, п…дарк…м, н…летел, о…дых, б…зу дарный, (в) к…рнях, ч…ртить, смел…сть, м…роз…ц, клубоч…к, (он) кле…т, (для) красн…й, (о) замысл…, (за) дом…м.

Повышенный: 2) Обозначьте части слова, в которых пропущены буквы. Сделайте

вывод: в каких частях слова могут быть орфограммы?

3) Составьте и запишите предложения с этими словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по избирательному праву

Учебное занятие с элементами групповой работы...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в соответствии с требованиями ФГОС

Эта разработка открытого урока в 5 классе. Обучающееся знакомятся и используют новую технику рисования способом разбрызгивания (АЭРОГРАФИЯ). Работа ведётся по группам.К уроку имеются две презентации п...

Древнейшие люди. Разработка урока в 5 классе в соответствии с ФГОС ООО

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС ООО нового поколения. Материал содержит подробный план-конспект урока, оформленный в виде технологической карты, а также приложения....

Разработка урока музыки 6 класс в соответствии с ФГОС тема "Образы русской народной и духовной музыки"

разработтка открытого урока по музыке 6 класс2 четверть тема урока "Образы русскойнародной и духовной музыки"...

Разработка уроков по русскому языку в соответствии с ФГОС

Данная серия разработок уроков была подготовлена к педсовету "Организация уроков русского языка в условиях реализации ФГОС второго поколения основного общего образования"...

Методическая разработка: Технологическая карта индивидуального занятия в соответствии с требованиями ФГОС и адаптированной общеобразовательной программой варианта 2.2.

Технологическая карта индивидуального занятия в соответствии с требованиями ФГОС и адаптированной общеобразовательной программой варианта 2.2.Учебный предмет: Развитие слухового восприятия и форм...

Методическая разработка урока «Защита гражданских прав и ответственность в гражданском праве»

Урок в рамках преподавания права в профильном классе.  Основной целью урока является  формирование у обучаемых  представления  о таких понятиях как «форма защиты граждан...