Исследовательская работа "Молодежная субкультура.за или против"
творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс) на тему
Цель исследования - изучение влияния молодежных субкультур на формирование личности подростка. Именно в подростковом возрасте происходит поиск и выбор образцов для подражания, формируются цели, человек пытается понять, кто он такой и кем хочет быть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_petrochenko_ili_ust-kamenskaya_sosh.docx | 51.06 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Введение: актуальность, цели, задачи.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к различным молодежным направлениям, многие молодые люди всё чаще становятся участниками тех или иных неформальных движений. Это часто неоднозначно воспринимается как сверстниками, так и людьми старшего поколения. Незнание сущности неформальных движений и субкультур стало причиной осуждения тех или иных молодёжных объединений и даже молодежи в целом. Для меня эта тема актуальна еще тем что, я являюсь сторонником одного из направлений субкультуры. И мне стало интересно более глубже посмотреть на эту проблему, выяснить какое влияние могут оказывать молодежные субкультуры, как относятся к ним в нашей школе.
Целью исследования стало изучение влияния молодежных субкультур на формирование личности подростка. Именно в подростковом возрасте происходит поиск и выбор образцов для подражания, формируются цели, человек пытается понять, кто он такой и кем хочет быть.
Объект исследования – учащиеся 7-10 классов. Предмет– факторы влияния молодежных субкультур на формирование личности
Я выдвинул следующие гипотезы:
- Принадлежность к субкультурам оказывает влияние на личность подростка, в том числе положительное.
- Учителя и учащиеся по - разному оценивают влияние молодежных субкультур на формирование личности
Цель, предмет и гипотезы исследования позволили сформулировать следующие задачи:
- Проанализировать мнение специалистов по вопросу о положительных и негативных факторах причастности молодых людей к молодежным субкультурам.
- Выявить классификацию молодежных субкультур.
- На примере субкультуры Street Workout выявить положительные факторы воздействия на подростков. Создать видеоролик «Street Workout за ЗОЖ!»
- Провести анкетирование среди учащихся 7-11 классов и учителей по вопросу отношения к молодежным субкультурам и их влиянию на формирование личности подростка
Практическая значимость работы будет заключаться в том, что материал можно будет использовать на уроках обществознания, истории, классных часах. Методы исследования: теоретические (изучение теоретического материала, сравнение, классификация), эмпирические (анкетирование)
2.Теоретическая часть.
2.1 Понятие «молодежная субкультура» в теоретической литературе и Интернет-ресурсах.
Субкультура- это группа людей с похожими взглядами на мир, которые отличаются от мировоззрения навязанного большинству (1).
В научный оборот понятие «субкультура» было введено в середине 30-х годов XX в. американским социологом Теодором Роззаком, который использовал его для обозначения так называемой «культурной сетки координат», вырабатываемой представителями того или иного сообщества для ориентации в сложном и противоречивом мире. (2).
В отечественной литературе субкультуры – это те или иные социальные группы, в которых основой объединения индивидов выступает общность ценностей, интересов, мировоззренческих и идеологических установок, форм досуговой деятельности, эстетических предпочтений, сходство переживаний и однотипность эмоционально-психических реакций (3).
Субкультура – это “под” культура. Это ветвь, которая отделилась из множеств общепринятых культур. (4)
Под молодежной субкультурой соответственно понимается совокупность эстетических, политических и иных ценностных ориентаций, символику,
модели поведения, жизненный стиль и внешнюю атрибутику какой-либо группы молодёжи, представляющую собой самостоятельное целостное образование в рамках общей культуры нации (5)
Авторы учебника «Обществознание. 10 класс» определяют молодежную субкультуру как культуру определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Некоторые исследователи выделяют возрастные рамки с 14 до 30 лет. (6).
2.2 Обзор литературы по проблеме. Классификация молодежных субкультур на основе социальной направленности
Изучение и анализ литературы по данной теме показали, что психологических исследований, посвященных анализу субкультурного влияния, крайне мало.
Изучение молодежных субкультур издавна составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов ХХ века к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира, в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 1980-х годов велся в очень узких рамках и не был сколько-нибудь значимой областью молодежных исследований.
Часто это происходило из-за того, что такие феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология, а подобного рода тематика в основном носила закрытый характер и ее разработка не могла вестись по свободному выбору того или иного исследователя или исследовательского коллектива.
Первые работы, где излагался взгляд отечественных исследователей на феномен субкультуры, появились на рубеже 80-90-х гг. XX в. Первым обобщающим трудом по данной проблематике в российской социологии культуры стал сборник статей «Субкультурные объединения молодежи», в котором излагалась концепция субкультур. (7).
В 2000-е годы исследовательская активность в этом направлении усилилась. Среди отечественных авторов, занимавшихся изучением данной проблемы можно назвать О.Г. Заярную, А.И. Мазурову, И.Ю. Сундиева, П.В. Разина, С. И. Левикову, В.А Лукова. И.С. Кон обращает внимание на то; что отказ от систематического изучения неформальных юношеских: групп, и молодежной; субкультуры — одна из главных причин неэффективности, работы с подростками (8)
Некоторые пытались выделить потребности, которые удовлетворяют подростки, вступая в молодежные неформальные объединения Рассматривая вопрос влияния субкультур на формирование личности подростков исследователи выделяют как отрицательные аспекты, так и положительные. Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде (проблемы наркотизма, насилия и т. д.), другие скорее имеют позитивное общественное значение (экология, спорт, творчество и т. д.). Во всех случаях отмечается, что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности. (9)
Другие исследователи относят к положительным аспектом субкультуры возросшую значимость индивидуальности человека и неотъемлемых его прав. Отсутствие идеологического давления на личность, свобода самовыражения, свобода совести и свобода мысли. А основным негативным аспектом - возросшая степень социальной фрустрации человека (10). Интересны выводы ряда авторов, делая анализ ряда субкультурных феноменов в современной России пришли к пониманию того, что в российской социальной практике укоренились те стороны общинного взаимодействия молодежи, которые в советское время реализовывались в деятельности комсомола. Утеря этого института социализации по соображениям политического характера не была восполнена на уровне обыденности, что вызывает определенную неудовлетворенность и поиск новых форм коллективности.
И.П. Башкатов полагает, что «вовсе не извращенные естественные потребности подростков в модной одежде, сексуальном удовольствии, престижных предметах, употреблении спиртного, наркотических веществ и т.п., а социальная потребность в общении, самоутверждении, престиже, стремление улучшить свою жизнь толкают их к взаимодействию с другими людьми. И такими людьми оказываются не родители, не педагоги и даже не «нормальные» сверстники, а такие же, как они, «отверженные» подростки, стихийно объединившиеся в неформальные группы» (11).
Таким образом, анализ литературы позволил сделать следующие выводы о влиянии субкультур на формирование личности подростка:
1.Социализация. Субкультуры необходимы для социализации личности — это самая главная роль субкультуры в нашем обществе. У поклонников музыки, спорта появляется желание общаться друг с другом, вести переписку, встречаться и дружить. Они рассуждают о смысле жизни, о проблемах — и помогают друг другу, хотя бы советом и просто вниманием.
Так подросток находит поддержку среди единомышленников. Субкультура учит ответственности — за себя и за друзей-неформалов. Подросток пробует и примеряет различные социальные роли.
Подростки значительно чаще людей старшего возраста чувствуют себя одинокими и непонятыми. Чувство одиночества, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков необходимость общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они ищут то, в чем им отказывают взрослые: эмоциональное тепло, спасение от скуки, признание собственной значимости.
2. Восстановление сил, снятие напряжения. Мы все живем в мире, где каждая минута на счету. В этом ритме приходится жить даже маленьким детям, тем более — подросткам. А вечная спешка, перенапряжение и попытка успеть буквально всё, чреваты нервным истощением. За работой или учебой обязательно должен следовать отдых. И очень важно, чтобы свободное времяпрепровождение было не только полезным (как хотят взрослые), но и приятным. Подросток, например, на турнике или слушая музыку, отдыхает от проблем, накопившихся за день в школе, и просто с интересом проводит время. И этот отдых — хорошая альтернатива «отдыху» другому — с сигаретой и пивом у подъезда. Подростки часто не умеют обращаться с собственными агрессивными чувствами, признавать их, находить безопасные способы их выражения. Они не знают, что агрессия в той или иной мере присутствует в душе большинства людей, порождаемая многими причинами: ущемлением важнейших потребностей личности, невозможностью осуществить свои интересы, длительным унижением и угнетением, нерешенными моральными проблемами. Способы избавиться от накопившейся агрессии существуют во многих субкультурах. Это и буйство футбольных фанатов на стадионах, и поведение на концертах панков и металлистов. Подобное поведение помогает и снять напряжение от слишком сильного давления социальных норм и правил, которые часто слишком активно навязываются подросткам родителями и школой. Таким образом, в ряде субкультур можно заметить элементы психотерапии, недаром они так привлекательны для подростков.
3. Компенсация. Взрослеющий подросток иногда выбирает себе в кумиры человека с качествами, которых нет у него самого: сильного, уверенного, общительного, тем самым компенсируя свои «слабые места». И постепенно сам становится смелее, активнее, увереннее в себе.
4. Творческая самореализация. Подросток, вдохновленный песней, сам начинает писать музыку, стихи, заниматься спортом или задумываться о своем месте на земле, искать смысл жизни. И даже если ребенок творит на любительском уровне, все равно умение мыслить креативно и добиваться хоть небольших, но успехов, пригодится в будущем. Подросток учится не просто создавать рисунки или рассказы, но начинает относиться к жизни, как к творчеству, находить в каждом дне что-то интересное. Многим подросткам новые увлечения добавляют друзей — и вместе они совершают новые открытия. В классе их начинают уважать, и даже появляется стимул учиться. Сначала, просто чтобы доказать окружающим: и мы, неформалы, кое на что способны. А потом желание учиться и совершенствоваться может закрепиться и остаться на всю жизнь. Поддерживайте эти творческие порывы в своем взрослеющем ребенке — и этим вы не только снизите стресс, но и поможете подростку самореализоваться и, возможно, найти профессию по душе.
Однако не следует забывать, что субкультура кроме положительных функций зачастую несет в себе ряд негативных последствий. Проблемы могут возникнуть в том случае, если неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых. Другим негативным фактором может стать эскапизм – склонность к уходу в романтизированный мир компьютерных или ролевых игр, «бегство» в воображаемые миры вместо налаживанья продуктивных и комфортных отношений с реальностью.
По словам педагогов и психологов, не надо ставить препятствия ребенку, если субкультура для него означает самовыражение. Опасны те субкультуры, которые предлагают употребление психоактивных веществ в подростковой группе как средство коммуникации и групповой идентификации.
Большинство авторов отмечают, чтобы осознать какое влияние оказывает субкультура на подростков, необходимо понять смысл их существования. Ведь различные молодежные течения возникают вследствие определенных тенденций общества. Агрессия в субкультурах становится ответом на несправедливость взрослых, военные конфликты и неправильное воспитание, а броский внешний вид свидетельствует о бунтарстве против норм. Поэтому родителям следует понять своих детей и дать им некоторую свободу. Подростки, как правило, «перерастают» свои увлечения. Влияние субкультур в таком случае постепенно ослабевает и со временем полностью исчезает.
Целостный феномен молодежной субкультуры проявляется через множество форм и явлений. Различия этих форм и явлений, а также изучение конкретных форм позволяет нам рассматривать типологии по различным основаниям. Существует целый ряд типологий молодежной субкультуры, которые дополняют одна другую, но не являются исчерпывающими.
Согласно Н. Фрадкину молодежные субкультуры типологизируются следующим образом: просоциальные, асоциальные, антисоциальные; группы принадлежности и референтные; большие и малые; постоянные и случайные; с демократическим и авторитарным подчинением; разновозрастные и одновозрастные; однополые и разнополые и ряд других.
А.В. Толстых типологизирует молодежные субкультуры по направлениям деятельности групп: общественно-политические группы ставят своей целью пропаганду определенных общественно-политических взглядов, они не агрессивны; радикалы (люберы, скины) очень агрессивны; во главе радикалов стоят в основном представители старшего поколения; эколого-этические группы (например, «зеленые»); группы образа жизни, или собственно неформально-молодежные объединения; нетрадиционно-религиозные группы; группы по интересам.
Ряд исследователей типологизируют молодежные субкультуры по гендерной ориентированности: маскулинно-ориентированные (металлисты, байкеры и др); андрогинно-ориентированные (хиппи, эмо, готы и др); без выраженной гендерной ориентации (хип-хоп, панки, хакеры и др) (12)
Группа исследователей изучающих особенности неформальных движений в России выделяют типы молодежных субкультур по таким критериям: связь с субкультурами криминала, влияние западной молодежной моды, феномен романтической компенсации повседневной рутины, а также воспроизводство некоторых черт советского прошлого. (13)
В целом, мне больше нравится разделение субкультур по критерию оценки деятельности: созидательный характер деятельности (субкультуры реперов, паркур); разрушительный характер деятельности (скинхеды, гопники, панки); развивающий характер деятельности (паркур, турникмены, граффитти, и др); разрушающий личность характер деятельности (готы, эмо, панки)
По социальной направленности принято выделять три направления:
1. Асоциальные молодежные объединения. Они стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу обществу, примерами таких объединений являются панки, рокеры. Нередко они связаны с определенным музыкальным стилем. Можно выделить позитивные и негативные аспекты влияния на формирование личности подростков
2. Антисоциальные объединения. Их протест может принимать социально опасные, агрессивные формы. Они открыто противостоят органам власти. Примером таких объединений является движение скинхедов. Среди них немало приверженцев фашистской идеологии. Данные субкультуры оказывают отрицательное влияние на формирование мировоззрения, ценностей подростка.
3. Просоциальные объединения. Они приносят пользу обществу. Члены этих объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, пропагандируют здоровый образ жизни.
2.3 Анализ влияния на формирование личности подростков молодежной субкультуры Street Workout.
По результатам социологического опроса учащихся школы одной из наиболее популярных направлений субкультур стала субкультура Street Workout. Это направление появилось относительно недавно, каких-либо аналитических статей, посвященных данной субкультуре фактически нет.
Несмотря на это Street Workout обладает основными чертами молодежных субкультур. Как и у любой субкультуры есть свои ценности, установки, способы поведения и жизненные стили.
Воркаут в настоящее время пользуется повышенным интересом у СМИ. Буквально каждый день выходят новости, фото и видео репортажи, разного рода другие информационные материалы. Человек, который занимается воркаутом, именуется не иначе как воркаутер.
В последнее время в мире появилось три уличных/дворовых дисциплины, в основе которых лежат упражнения на турниках и брусьях:WorkOut (Street Workout / Ghetto Workout). Gimbarr, Дворовая гимнастика (15)
Воркаут (Workout) - это уличное направление, базирующееся вокруг упражнений с собственным весом, в которых основной акцент идёт на развитие силы и выносливости. В тоже время, активное использование воображения в тренировочном процессе позволяет постоянно изобретать новые упражнения и комбинации, делая каждую тренировку непохожей на другую. Сама идея таких креативных тренировок зародилась в США, однако именно как социальное общественное движение (с регулярными бесплатными открытыми тренировками для всех желающих, показательными выступлениями в учебных заведениях, активной работе с молодёжью и т.п.) оно впервые возникло в 2009 году в России.
Джимбарр (Gimbarr) - это уличное направление, базирующееся вокруг упражнений на турнике, ориентированных на развитие силы, гибкости и ловкости, а так же подвижности суставов. Он зародился в Колумбии (г. Богота) более 55 лет назад. Именно в одном из районов города и практиковали свои трюки на турнике несколько человек, каждый из которых отличался своим стилем. Поначалу это были типичные элементы из гимнастики, но впоследствии было придумано много новых более технически сложных и опасных элементов. Такие страны как Россия, Мексика, Япония и многие другие, активно поддержали это движение и несколько раз принимали спортсменов из далёкой Колумбии. Дворовая гимнастика - это уличное направление, основная идея которого состоит в выполнении гимнастических элементов на обычных уличных снарядах. Основателями этого направления по праву считаются Михаил Баратов и Богдан Корженевский из Воронежа, которые первыми показали возможность выполнения сложных элементов из спортивной гимнастики на обычном дворовом турнике. Нужно определить несколько моментов.
Во-первых, воркаут не является ни спортом, ни видом спорта. Главный атрибут определения спорта — это соревнование, то есть сравнение достижений в широком смысле и противостояние участников друг другу. В воркауте же традиционно отрицается соревновательная компонента, поскольку он направлен не на высшие спортивные достижения, но на безопасность, здоровье и развитие человека.
Несмотря на то, что по дисциплине воркаут регулярно проводятся соревнования - они являются не целью тренировок, а побочным эффектом и основная их задача стоит не в определении сильнейшего и лучшего, а в популяризации направления в обществе и демонстрации результатов тренировок. Такие соревнования - это отличный повод воркаутерам из разных городов и стран собраться вместе для общения и обмена опытом.
Во-вторых, воркаут не является экстримом. Экстрим направлен на опасность для жизни, острые ощущения, получение адреналина. Воркаут принципиально отличается от этого определения. Его задача — совершенствование человека без опасности для его жизни. В основе воркаута находятся базовые упражнения общей физической подготовки, такие как подтягивания, отжимания от пола, отжимания на брусьях и приседания. Однако за счёт воображения были придуманы множества различных новых вариантов их исполнения, а так же комбинаций. При дальнейшем развитии направления были заимствованы некоторые элементы из гимнастики (для примера - передний и задний висы, драконий флаг, горизонт), но так же было придумано множество оригинальных упражнений.
К воркауту следует относиться как к способу проведения времени, полезному для здоровья и ориентированному на развитие физических показателей (в первую очередь, таких как сила, взрывная сила, выносливость). Несмотря на наличие акробатических элементов, они являются дополняющими и на них не делается акцент в тренировках.
Воркаут — это не только определённый подход к тренировкам, но так же и социальная составляющая. Это общение, определенное отношение к образу жизни, нормы поведения.
Есть такой стереотип: те, кто посвящает себя физической культуре, жертвуют умом и сообразительностью. Но есть доводы, которые доказывают, что это не так: 14% — на столько улучшилась работа кратковременной памяти у подопытных людей в зрелом возрасте, после того как они в течение шести месяцев три раза в неделю выполняли силовые тренировки, понемногу увеличивая нагрузку (15).
Можно привести такие факты (15):
- Благодаря 40-минутным аэробным тренировкам (три раза в неделю в течение года) размер гиппокампа в голове взрослого человека может увеличиться на 2%. А это, в свою очередь, улучшает механизмы памяти (гиппокамп — часть мозга, связанная с процессом перехода кратковременной памяти в долговременную). (Артур Крамер, профессор физиологии Иллинойского университета)
- «Часовые силовые тренировки (три раза в неделю в течение полугода) помогают улучшить и кратковременную/долговременную память, и способность к концентрации внимания. Объясняется это тем, что необходимость сосредотачиваться на технике выполнения упражнений подстегивает твои когнитивные способности. (доктор Гэри Смолл, директор Центра долголетия Калифорнийского университета)
- Высокоинтенсивные интервальные или силовые тренировки (с пульсом 80–85% от максимума) на 13% повышают выработку гормона BDNF, стимулирующего и поддерживающего развитие нейронов. Две получасовые тренировки в неделю — и ты соображаешь немного быстрее. (Джон Рэйти, автор книги «Импульс»)
Часто воркаутеры называют себя турникменами (15)
Они не призывает молодёжь к спорту с помощью банальных слоганов, а устраивает завораживающие показательные выступления, после которых у молодёжи появляется желание научиться так же, как и эти ребята, а, значит, у них появляется цель. Часты случаи, когда подростки начиная выполнять различные упражнения, бросают курить для того, чтобы добиться более высоких результатов. Спорт – привычка отнюдь не вредная. Благодаря ему человек самосовершенствуется, но не только физически, а ещё интеллектуально, ведь не зря говорят, что «в здоровом теле – здоровый дух».
Силы, здоровье и крепкий иммунитет – вот что дает нам эта субкультура
Таким образом, причастность к такому направлению молодежных субкультур как Street Workout оказывает положительное влияние на формирование личности подростка: приносит здоровье, заряжает энергией и способствует самосовершенствованию как физическому, так и интеллектуальному, формирует сознательное стремление к здоровому образу жизни, а юношей подготавливает к военной службе.
В целом мы можем считать, что подтвердили гипотезу о том, что молодежные субкультуры оказывают влияние на формирование личности подростков, в том числе положительное.
3. Эмпирическая часть
3.1 Организация и методы исследования
Цель: изучение отношения учащихся и учителей школы к молодежным субкультурам и их влиянию на формирование личности подростка
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о существовании неоднозначного отношения учащихся и учителей школы к молодежным субкультурам.
На первом этапе был проведен социологический опрос с целью выявление наиболее популярных среди подростков молодежных субкультур.
На втором этапе исследования были составлены два варианта анкеты: для учащихся и для учителей (см. приложение).
В анкете представлено девять вопросов, связанных с отношением к субкультурам и с самими субкультурами.
В исследовании приняли участие учащиеся 7-10 классов (30 человек) и учителя (10 человек). Всего – 40 человек.
3.2.Описание и анализ результатов исследования
Результаты социологического опроса.
Наиболее популярными оказались следующие субкультуры:
Турникмены – 42%
Хип-хоп рэперы- 21%
Граффиттеры – 27%
Байкеры- 33%
Брейк-дансеры- 25%
Паркурщики- 20%
Таким образом, если соотнести с тем или иным типом субкультур то интерес учащихся распределился следующим образом:
1. Субкультуры, выделенные на основании признака антисоциальной направленности и криминального поведения – 9% (скиндхеды, гопники)
2. Субкультуры, выделенные на основании признака увлечения различными видами спорта – 60% (турникмены, брейк-данс, паркур)
3. Субкультуры, выделенные на основании признака музыкальных пристрастий – 20% (хип-хоп рэперы, рокеры и др)
Результаты анкетирования. Первый вопрос был направлен на выявление знаний понятия «молодежная субкультура». Анализ результатов показал, что большинство подростков понимают, что такое «субкультура», но объяснить затрудняются. Часть учащихся (40%) и большинство учителей определяют субкультуру как неформальное движение молодежи с определенным отношением к жизни, поведением, внешним видом и взглядами. Среди учащихся (15%) есть те, кто не знает понятие «субкультура», хотя о самих молодежных движениях представление имеет.
Респондентам задавали вопрос: «Что является основным источником информации о субкультурах?»
Таким образом, основным источником получения информации для подростков является Интернет-ресурсы (41%). Учителя также считают, что подростки берут сведения о тех или иных молодежных неформальных движений из Интернета (80%)
Данные показатели могут говорить о том, что в подростковом возрасте авторитет родителей снижается, да и сами родители не ведут беседы с детьми о молодёжных субкультурах, так как в большей части относятся к молодёжным течениям негативно.
Как вы относитесь к субкультурам? Большинство подростков (78%) положительно относятся к субкультурам, а вот отношение учителей прямо противоположное – 65% определили свое отношение как отрицательное.
Следующий вопрос был направлен на выявление представителей субкультур среди учащихся нашей школы. Большинство учащихся не причисляет себя ни к какому направлению (82%). А вот 18% учащихся считают себя причастными к той или иной субкультуре ( турникмены – 2 чел, байкеры – 1 чел, трое не назвали субкультуру).
Наиболее сложным вопросом для учащихся стал вопрос о том, какое влияние молодежные субкультуры оказывают на формирование личности. Большинство учащихся ответили, что либо затрудняются определить влияние субкультур, либо не задумываются. Из положительных воздействий отмечается свобода самореализации; разносторонность взглядов, индивидуальность; здоровый образ жизни (не все субкультуры); использование свободного времени с пользой; приобретать опыт общения между людьми с различными интересами и индивидуальными особенностями. Всё это придаёт уверенность молодёжи, помогает развивать фантазию и прививает стремление к самопознанию. Из отрицательных воздействий отмечалось: агрессивность, пессимистичность, принятие наркотиков, бесполезное времяпровождение, внешний вид.
Учителя же считают, что субкультуры разрушающе влияют на психику и личность молодого человека. Часть учителей выделяют и положительные факторы влияния.
Молодым людям так же задавали вопрос: «Какие функции на ваш взгляд выполняют молодежные субкультуры?»
-Дают опыт общения с ровесниками -25%
-Компенсируют «слабые места» подростка, делая смелее, активней – 15%
-Восстанавливают силы, снимают напряжение- 15%
-Помогают избавиться от одиночества, отверженности – 50%
-стимулируют творчество-12%
-Добавляют друзей – 37%
Большинство опрошенных считают, что молодежные субкультуры помогают завести друзей и избавиться от одиночества.
А вот учителя считают, субкультуры компенсируют «слабые места», делая подростка более уверенным (25%), а также стимулируют развитие творческих способностей и добавляют друзей (28%). К такой функции как восстановление сил, снятие напряжённости относятся скептически.
На вопрос что означает быть представителем субкультуры, учащиеся в подавляющем большинстве ответили - показать свою свободу, а вот учителя считают, что это зависимость. Некоторые учащиеся отметили, что некоторые субкультуры несут положительную зависимость, некоторые – отрицательную. Часть учителей считают, что принадлежность к субкультуре это возрастная особенность, проявляется в удовлетворении потребности в общении.
Респонденты на вопрос, как обществу стоит относиться к различным молодёжным субкультурам ответили: ученики:
- Никак не относиться, принимать как факт– 10%
- спокойно и с пониманием -50%
- Поощрять их начинания, которые могут развиваться во что-то полезное для общества –47%
- Считать их “датчиками” эпохи, характеризующими наше время – 6 %
-запрещать– 3% (относительно скинхедов, гопников)
учителя: - Спокойно и с пониманием -15%
- Поощрять их начинания, которые могут развиваться во что-то полезное для общества –27%
- Считать их “датчиками” эпохи, характеризующими наше время – 27 %
- Стараться подавлять – 15% -запрещать– 10%
На вопрос нужны ли в нашей школе какие-либо мероприятия по данной теме, учителя и учащиеся посчитали, что нужны (беседы, классные часы). Хотя учащихся которые не проявили интерес ненамного меньше.
Таким образом, в ходе исследования мы пришли к выводу, учителя и ученики по разному относятся к молодежным субкультурам и их влиянию на подростков. Тем самым подтвердили выдвинутую гипотезу.
Заключение.
В ходе исследования были сделаны следующие выводы. Под молодежной субкультурой понимают культуру определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. В качестве основных факторов положительного влияния исследователи отмечают помощь в социализации, творческую самореализацию, компенсаторную функцию. Субкультуры помогают молодым людям выстроить свою систему ценностей, понять окружающих, и, безусловно, учат терпимости и толерантности в общении. Однако отмечаются и отрицательные факторы, которые во многом обусловлены не только сущностью самой субкультуры, но и социальной средой в которой живет подросток.
Среди учащихся нашей школы наиболее популярными молодежными субкультурами являются направления, связанные с занятием спортом и музыкальными предпочтениями. Большая часть учащихся и учителей знают, что такое субкультура, но не все могут дать определение этому понятию. Основным источником получения информации для подростков является Интернет. Большинство учащихся положительно относятся к субкультурам, а вот учителя отрицательно. Это может приводить к непониманию. Большинство учащихся не относят себя к какой-либо субкультуре, только несколько учащихся идентифицируют себя с неформальными движениями. Положительными факторами по мнению подростков является возможность избавиться от одиночества, дают опыт общения. Однако учителя больше считают, что главная функция субкультуры в компенсации «слабых мест» подростка, а также в стимулирование творческого потенциала. И быть представителем субкультуры для учащихся – это свобода, а для учителей – зависимость. Причины разногласия возможно в том, что учащиеся имеют недостаточные знания и представления о некоторых молодежных субкультурах, а учителя в плену многих стереотипов.
Некоторые результаты анкетирования заставляют задуматься: 9% учащихся нашей школы отдали предпочтение скинхедам, некоторые объяснили свой выбор тем, что они (т.е скинхеды) защищают русских. Это говорит о поверхностных знаниях и представлениях.
Римский философ Сенека-младший сказал: «Ты спрашиваешь, каким путем достигнуть свободы? Для этого надо научиться различать добро и зло самому, а не по указанию толпы», думаю эти слова актуальны и сейчас.
Литература.
(1) Молодёжные субкультуры и движения http://vampiry.net/
(2) (А.И. Фоменков Обзор исследований молодежной культуры в работах зарубежных и отечественных
(3) Матвеева С. Я. Субкультура в динамике культуры / С. Я. Матвеева // Субкультурные объединения молодежи: критический анализ; под ред. И. К. Кучмаевой. – М., 1989.
(4) Википедия, Свободная энциклопедия. www.wikipedia.org (5) Луков, В.А. Молодежные субкультуры в современной России / Электронный ресурс http://psyfactor.org/lib/subkult.htm (6) Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н Боголюбова. М. «Просвещение». 2006г, с.213
(7). Латышева Т.В Феномен молодежной субкультуры: сущность, типы.// Социологические исследования, № 6, Июнь 2010, C. 93-101
(8) Кон, И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1980.
(9)Журнал «Знание. Понимание. Умение».
(10) http://utopiya.spb.ru/ Автандилян Д.А Влияние субкультур на формирование личности подростка.
(11) http://psyfactor.org/lib/subkult2.htm
(12) Левикова С. И. Молодёжная субкультура / С. И. Левикова. – М., 2004.
(13) Социологические исследования, № 6, Июнь 2010, C. 95
(14) Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России // Социол. исследования. 2002. №10. С. 79–87.
(15) http://www.turnikpedia.ru
(16) Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы - М.: Наука, 2001. - 147с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОЛОДЁЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ: ЗА И ПРОТИВ
КОНСПЕКТ УРОКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕПО ТЕМЕ: «МОЛОДЁЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ: ЗА И ПРОТИВ»...
Презентация к уроку в 10 классе по теме:"МОЛОДЁЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ: ЗА И ПРОТИВ"
Презентация к уроку в 10 классе по теме:"МОЛОДЁЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ: ЗА И ПРОТИВ"...
Классный час «Молодежные субкультуры: за или против?»
Знакомство студентов с молодежными субкультурами не только отвечает интересу обучающихся к явлениям в современном обществе, но и помогает формировать иммунитет против деструктивных контркультур,...
дебаты на тему: "Субкультуры: за и против"
Дебаты для старшеклассников на тему: "Субкультуры: за ипротив" презентация...
Исследовательская работа "Субкультуры в нашей стране"
Автор относит свою работу к предмету «немецкий язык», так как она выполнена в рамках образовательной программы по немецкому языку, в которой красной нитью проходит тема «Жизнь подростков в вашем регио...
Презентация "Молодежные субкультура. за или против"
Исследовательская работа "Молодежная субкультура.За или против"...
Внеклассная беседа "Субкультура:"За" и "Против"
. Цель: познакомить воспитанников с понятием молодежной субкультуры и видами молодежных субкультур...