Внеклассная беседа "Субкультура:"За" и "Против"
план-конспект занятия (6, 7, 8, 9 класс)

Кенина Вера Викторовна

. Цель: познакомить воспитанников с понятием молодежной субкультуры и видами молодежных субкультур

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл subkultura.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа  «Субкультура: «За» и «Против»

. Цель: познакомить воспитанников с понятием молодежной субкультуры и видами молодежных субкультур

Задачи:

1) выяснить исходный уровень информированности воспитанников по проблеме «Молодежные субкультуры»;

2) повысить уровень информированности воспитанников по проблеме «Молодежные субкультуры»;

3) создание психологический портрет представителей молодежных субкультур;

4) воспитать чувство толерантности к различным видам субкультур;

5) формировать представления о контркультурах как опасных для психического здоровья подростка явлениях в современном обществе; формировать неприятие таких асоциальных явлений как отрицание общекультурных ценностей, цинизм, злоба, инфантилизм, агрессия, национализм, наркомания, сексуальная распущенность;

6) способствовать развитию нравственного самосознания;

7) учить детей размышлять над смыслом жизни, не бояться высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения;

8) помочь  разобраться в многообразии  современных молодёжных течений, выяснить каковы плюсы и минусы принадлежности к какому-либо из молодёжных течений, обозначить портрет современника.

Ход мероприятия

Добрый  день, ребята!)

Тема беседы, которую мы с вами сегодня затронем поднята не спроста.

Все вы, рано или поздно, покинете школу,   Всех вас ожидает в будущем встреча с новыми людьми, с совсем другим, уже не школьным коллективом. У вас появятся друзья – это могут быть люди с разными взглядами на жизнь, на многие вопросы. Чтобы лучше понять этих людей, и, понять, нужно ли вам их общество и их общение – вот для этого наша сегодняшняя тема. Можете сами её назвать, увидев 1 слайд.  Тема нашей беседы– « Субкультуры: ЗА или ПРОТИВ?»

Сегодня мы постараемся разобраться в том, что несут молодежные субкультуры вам, молодым людям, для того, чтобы вы не оказались в опасных ситуациях, которые могут нанести вред вашему здоровью: физическому и моральному, разрушить вашу личность. Вы должны уметь отделить «хорошее» от «плохого», понимать, чему следует подражать, а чего следует опасаться..

3 слайд. В 1950 г. американский социолог Дэвид Райэмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры, как группы людей преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Дик Хэрбидж в своей книге «Субкультура: значение стиля» писал – субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности. В СССР для обозначения членов молодёжных  субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы».

4 слайд. Итак, молодёжная субкультура это культура определённого молодого поколения, обладающего общностью: стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

- Ребята, чем же отличаются друг от друга субкультуры? 5 слайд

  • Стилем одежды;
  • Поклонение различным жанрам музыки;
  • Манера поведения;
  • Определённый сленг;
  • Общественные убеждения

 6 слайд

Всё началось с появления в 1950-е годы «стиляг» - эпатажной и контркультурной группы городской молодёжи. Они и стали символов первой волны неформалов. Одевались они стильно, за что и получили кличку «стиляги». Музыкальным пристрастием стиляг был «джаз», а затем «рок-н-ролл». Основное обвинение, которое предъявлялось им – это преклонение перед Западом. В конце 50-х годов появились КСПэшники. КСП – это клубы, объединяющие людей, любящих песни под гитару и стихи). КСПэшник мог не писать стихов,и песен, не играть на гитаре, но он должен был присутствовать на вечерах постоянных для каждого клуба. Высоцкий, Окуджава тоже посещали КСП, но они не участвовали в жизни этих объединений.

С середины 60-х годов молодёжное движение приобретает важную составляющую – рок-музыку. Появляется советская  хипповская  субкультура под названием «Система». 7 слайд

Вскоре за хипповским движением возникает движение панков, имеющих более мощную социальную базу – молодёжь индустриальных центров.

Всплеск молодёжной субкультуры в СССР относится ко 2 половине 1980-х годов. Тогда начал рушиться «железный занавес». В страну начали массово проникать западные культурные реалии, ослабел идеологический контроль. Одной из ведущих субкультур того времени стали – металлисты – поклонники тяжёлого рока. Чаще всего металлистами становились выходцы из рабочей среды, учащиеся ПТУ. 8 слайд

В 1986 году существование неформальных групп было признано официально. Российские неформалы стремились копировать характер течений западной молодёжной культуры.

Во всем мире насчитывается более 70 молодёжных субкультур. Вот некоторые из них:

9 слайд

Все субкультуры можно разделить по их основной направленности: 10 слайд

Например:

  • музыкальные, сюда относятся поклонники различных стилей и жанров музыки; 
  • субкультуры, основанные на литературе, кино, мультипликации, играх;
  • субкультуры, выделяющиеся по стилю в одежде и поведению – имиджевые;
  • политические и мировоззренческие;
  • субкультуры хулиганов.

Каковы же причины объединения молодых людей в неформальные группы?

11 слайд

  • Нежелание быть как все
  • Одиночество
  • Непонимание в семье
  • Неуспеваемость в школе и отчуждение школьного коллектива
  • Желание утвердиться, привлечь к себе внимание
  • Дань моде
  • Возрастные увлечения, потребность в необычных эмоциональны впечатлениях
  • Вызов обществу, возможность проявить протест
  • Идейные убеждения
  • Отсутствие интереса к чему либо и цели в жизни
  • Копирование образцов западной культуры
  • Способ развлечься

А сейчас ,я предлагаю вам еще раз рассмотреть несколько видов неформальных объединений и дать им краткую   характеристику.

       Почему данная субкультура так называется?

    Какое это течение? (музыкальное, имиджевое, хулиганское, политическое и            мировоззренческое, хобби и др. )

Идеология (философия) этой субкультуры

Описание внешнего вида и атрибутика

       Что вам нравится в этом молодёжном течении?

   Что отталкивает?

А теперь, ребята, сделаем вывод

Изучив тему нашей беседы , мы приведём аргументы, как в пользу молодёжных субкультур, так и против.

Молодежная субкультура - проявление свободы личности:

- Причастность к какому-либо неформальному объединению позволяет реализовать право человека на свободу самовыражения.

- Участие в неформальных объединениях - хороший способ найти новых друзей и единомышленников.

- Принадлежность к выбранной субкультуре дает подросткам и молодежи возможность реализовать свой творческий потенциал.

- Молодежные субкультуры помогают ребятам избавиться от комплекса неполноценности.

- Субкультура удовлетворяет юношескую потребность в поиске смысла жизни, новых ощущений и удовольствий.

- Молодежные субкультуры являются источником новых знаний. Учёные считают, что участие в молодёжных группах способствует социализации.

Молодежная субкультура - результат вседозволенности:

- Представители отдельных субкультур (гопники, скинхеды) переходят границы, установленные действующим законодательством.

- Поиск новых ощущений и попытка найти себя зачастую приводит к появлению вредных привычек.

- Эпатажный внешний вид, свойственный представителям многих субкультур, вызывает непонимание со стороны общества и провоцирует ссоры с родителями.

- Некоторые молодежные субкультуры являются опасными для здоровья.

- Молодежная субкультура - всего лишь способ уйти из реального мира, погрузившись в мир своих увлечений и грез.

- Чрезмерное увлечение некоторыми субкультурами может привести к депрессии и суициду.

- поклонение и фанатизм уничтожает личность…

Ребята, мы видим, что у субкультур есть как положительные, так и отрицательные черты.

И, конечно же, неформальные объединения имеют право на существование – мы ведь все разные и это очень хорошо! За исключением криминальных субкультур, которые унижают, оскорбляют человеческое достоинство, угрожают здоровью и жизни людей.

С какими бы людьми вас не сталкивала жизнь…помните, выбор всегда за вами. Какими вы будете, с кем вы будете… зависит только от вас. Сделайте правильный выбор!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...