Задания 1 части ОГЭ по обществознанию с ответами
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс) по теме
Материал содержит задания части 1 ОГЭ по обществознанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_1_chasti_oge_po_obshchestvoznaniyu_s_otvetami_.docx | 64.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание 1 проверяют умения распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания
1. В узком смысле слова под обществом надо понимать
1) конкретный этап в развитии народа
2) территорию, имеющую четкие границы
3) социальную организацию страны
4) часть материального мира
2. В узком смысле слова под обществом надо понимать
1) территорию, имеющую четкие границы
2) социальную организацию страны
3) танцевальный коллектив
4) часть материального мира
3. В узком смысле слова под обществом надо понимать
1) политическую организацию данной страны
2) социальную организацию страны
3) экипаж авиалайнера
4) часть материального мира
4.В широком смысле слова под обществом надо понимать
1) конкретный этап в развитии народа
2) часть материального мира
3) коллектив учащихся одного класса
4) хоккейную команду
5. В широком смысле слова под обществом надо понимать
1) всё человечество
2) рабовладельческое общество
3) спортивный коллектив
4) население страны
6.В широком смысле слова под обществом надо понимать
1) сотрудников одной фирмы
2) первобытное общество
3) учащихся одной школы
4) всё население планеты Земля
7. Человека от животного отличает
1) наличие мозга
2) наличие инстинктов
3) развитая кисть руки
4) способность мыслить
8. Человека от животного отличает
1) наличие инстинктов
2) развитая речь
3) способность к воспроизводству
4) приспособляемость к природным условиям
9. Человека от животного отличает
1) наличие инстинктов
2) приспособление к природным условиям
3) наличие сознания
4) поведенческая активность
10. Отличительной тенденцией развития современного общества является
1) механизация
2) индустриализация
3) модернизация
4) глобализация
Задания 2 проверяют умение распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания
1. К категориям нравственности относятся понятия
1) деятельность и активность
2) прибыль и убыток
3) богатство и бедность
4) честь и достоинство
2. Нормы морали в отличие от норм права
1) регулируются государством
2) касаются отношений только определённой группы людей
3) регулируют поведение всех людей
4) изменяются в связи со сменой правительства
3. К объектам материальной культуры относятся
1) нормы поведения
2) книги
3) церемонии
4) традиции
4. К объектам нематериальной культуры относятся
1) орудия труда
2) жилые дома
3) украшения
4) ритуалы
5. К объектам материальной культуры относятся
1) орудия труда
2) нормы поведения
3) церемонии
4) традиции
6. К объектам нематериальной культуры относятся
1) язык
2) жилые дома
3) кинофильм
4) орудия труда
7. Категории «стыд» и «совесть» относятся к
1) науке
2) искусству
3) образованию
4) морали
8. Категории «добро» и «зло» относятся к
1) искусству
2) морали
3) образованию
4) религии
9. К категориям нравственности относятся понятия
1) честь и достоинство
2) комфорт и удобства
3) природа и культура
4) здоровье и успех
10. Что относится к видам искусства
1) живопись
2) литературоведение
3) история
4) искусствознание
Задания 3 проверяют умение применять социально-гуманитарные знания при решении познавательных и практических задач
1. Люди племени Р. живут за счёт охоты и собирательства. Они сами изготавливают себе одежду и предметы быта. Они живут большими многопоколенными семьями. Слово главы семьи является законом для её членов. К какому типу относится общество этого племени?
1) индустриальному 3) постиндустриальному
2) традиционному 4) информационному
2. Основу экономики государства Б. составляет промышленное производство. В данном государстве развито машинное производство, существует множество корпораций и фирм. К какому типу принадлежит это общество?
1) традиционному 3) постиндустриальному
2) индустриальному 4) информационному
3. Сергей оказал помощь тонущему в пруду маленькому мальчику, несмотря на то, что мог сам утонуть. Этот поступок характеризует Сергея как
1) хорошего спортсмена
2) воспитанного мальчика
3) личность
4) нарушителя дисциплины
4. Учёный пытается создать новый вид летательного аппарата, который позволит использовать самолёты для полётов на сверхдальние расстояния. Это пример деятельности в сфере
1) искусства 3) образования
2) религии 4) науки
5. В государстве П. происходит бурное развитие наукоёмких отраслей производства, развиваются новые виды массовых коммуникаций. Большинство населения занято в сфере образования и обслуживания. К какому типу общества относится государство П.?
1) аграрному 3) индустриальному
2) традиционному 4) постиндустриальному
6. Выражение «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться» является результатом
1) научного познания 3) мифологического знания
2) обыденного знания 4) религиозного мировоззрения
7. Николай Николаевич всегда уступает место в транспорте женщинам и людям пожилого возраста. Он следует нормам
1) морали 3) эстетики
2) религии 4) этикета
8. В селе Р. жители специализируются на производстве с/х продукции. Земля принадлежит общине, члены которой ведут совместные работы в поле. Всё необходимое для жизни, в том числе предметы быта, одежду, производят сами жители села. К какому типу хозяйства относится это село?
1) товарному 3) натуральному
2) мелкосерийному 4) мануфактурному
9. К. – небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжения главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.?
1) традиционному 3) постиндустриальному
2) индустриальному 4) информационному
10. Анна Петровна активный и творческий человек. Она выступает инициатором проведения субботника в своём дворе. Это характеризует её как
1) личность 3) интеллигентного человека
2) администратора 4) профессионала
Задания 4 проверяют умение оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук
1. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личностью человек становится в результате преодоления трудностей и накопления социального опыта.
Б. Человек рождается личностью.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
2. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество – это группа людей, объединившихся для выполнения какого-то действия.
Б. Общество – это конкретный этап в историческом развитии народа.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
3. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А. Экономическая сфера включает классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимодействии друг с другом.
Б. Духовная сфера общества – это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
4. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А. Политическая сфера включает отношения между людьми по вопросам воспитания подрастающего поколения.
Б. Экономическая сфера включает производство, потребление и распределение материальных и духовных ценностей.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения о глобализации?
А. Главным фактором в развитии мировой цивилизации становится тенденция к единообразию.
Б. В ходе процесса глобализации происходит сближение наций и народов, стираются традиционные границы.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения о природе?
А. Природа – это совокупность естественных условий обитания человека.
Б. Природа – это мир, созданный человеком.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?
А. От решения глобальных проблем зависит существование человечества на всей планете.
Б. Одной из глобальных проблем является угроза новой мировой войны.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
8. Верны ли следующие суждения о типах общества?
А. Для традиционного общества характерна развитая система промышленного производства.
Б. В индустриальном обществе основной отраслью экономики является с/х.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
9. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми.
Б. Личность формируется на протяжении всей жизни человека.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А. Экономическая сфера регулирует организацию государственной власти.
Б. Экономическая сфера обеспечивает удовлетворение материальных потребностей человека.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
Задания 5 проверяют умение распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания
1. Эта культура появилась одновременно с появлением и распространением средств массовой информации. Она доступна представителям всех социальных слоёв. Она понятна и доступна всем возрастам и всем слоям населения независимо от уровня образования. О каком типе культуры идёт речь?
1) массовая культура 3) элитарная культура
2) народная культура 4) поп-культура
2. Михаил учится в 11-м классе общеобразовательной школы. Он готовится к окончанию школы и к поступлению в ВУЗ. На какой системе образования находится Михаил?
1) полное (среднее) образование
2) среднее профессиональное образование
3) высшее образование
4) основное (общее) образование
3. Александра учится в 6-м классе школы. Она посещает спортивную секцию и балетный кружок. На какой ступени образования находится Александра?
1) полное (среднее) образование
2) среднее профессиональное образование
3) высшее образование
4) основное (общее) образование
4. Второклассница Лена, кроме общеобразовательной школы, посещает теннисную секцию и художественную студию. На какой ступени образования находится Лена?
1) полное (среднее) образование
2) среднее профессиональное образование
3) дополнительное образование
4) высшее образование
5. Выражение «Нет бога кроме Аллаха и Магомед пророк его» относится к
1) морали
2)искусству
3) религии
4) образованию
6. Для этой области духовной культуры характерны обращение к сверхъестественным силам и вера в существование потустороннего и реального мира. Это
1) мораль
2)искусство
3) религия
4) образование
7. Целью этой деятельности является получение знаний, накопленных предыдущими поколениями. Для какой деятельности это характерно?
1) познавательной 3) научной
2) трудовой 4) игровой
8. Эти социальные нормы возникли одновременно с появлением человека. Одним из признаков этих норм является добровольность их исполнения. Это нормы
1) права 3) эстетики
2) религии 4) морали
9. Василий учится на 5-м курсе университета, он готовится к сдаче государственных экзаменов и к защите диплома. На какой ступени образования находится Василий?
1) полное (среднее) образование
2) среднее профессиональное образование
3) высшее профессиональное образование
4) дополнительное образование
10. Призыв «Каждый день делай какое-то доброе дело!» относится к
1) науке 3) искусству
2) образованию 4) морали
Задания 6 проверяют умение оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук
1. Верны ли следующие суждения о культуре?
А. Культурным мы называет начитанного и воспитанного человека.
Б. У первобытных народов не было культурных людей.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
2. Верны ли следующие суждения о культуре?
А. Культура народа – это его образ жизни, духовные представления и верования.
Б. В культуру входят и социально-бытовые правила, принятые в обществе.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
3. Верны ли следующие суждения о видах культуры?
А. Материальная культура включает физические объекты, созданные людьми.
Б. Нематериальная культура не может быть передана последующим поколениям, поскольку она не воплощена в реальных объектах.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
4. Верны ли следующие суждения о культурном наследии?
А. Далеко не всё, что создано руками человека, может быть названо культурным наследием.
Б. Культурным наследием можно считать романы В.Н. Толстого.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения о культурных нормах?
А. Каждое последующее поколение полностью отвергает культурные нормы предыдущих поколений.
Б. С ускорением технического прогресса значительно сократился цикл смены моды.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения об элитарной культуре?
А. Элитарная культура является достоянием привилегированной части общества
Б. К элитарной культуре можно отнести телесериал.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения о народной культуре?
А. Мы всегда можем установить автора произведения народной культуры.
Б. Народная культура – это результат коллективного творчества.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
8. Верны ли следующие суждения о массовой культуре?
А. Массовая культура выражает вкусы высокообразованных слоёв населения.
Б. Массовая культура доступна и понятна всем слоям населения независимо от уровня образования.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
9. Верны ли следующие суждения об искусстве?
А. Произведения искусства воспринимаются каждым человеком по-своему.
Б. В произведениях искусства используются художественные образы.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения об образовании в РФ?
А. Конституция РФ гарантирует гражданам бесплатное основное общее образование.
Б. В РФ предусмотрена возможность бесплатного высшего образования на конкурсной основе.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
Задания 7 проверяют умение распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания
1. Социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию, престижу, - это
1)статус
2) страта
3) класс
4) нация
2. Реальный общественный слой или группа, объединённые по профессиональным, возрастным или имущественным признакам, - это
1) класс
2) этнос
3) страта
4) группа
3. Характерным признаком нации является
1) общность аппарата управления
2) наличие общей территории
3) единое экономическое пространство
4) общая система ценностей
4. Отличительный признак этноса - это
1) единое экономическое пространство
2) наличие единого языка
3) единая политическая система
4) общее законодательство
5. И этнос, и класс
1) являются элементом социальной структуры
2) занимают определённое место в системе производства
3) являются носителями публичной власти
4) обладают общностью языка
6. Разделение общества на группы – это
1) маргинализация
2) глобализация
3) демократизация
4) стратификация
7. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны между собой общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью – это
1) народность
2) семья
3) класс
4) нация
8. Малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, - это
1) этнос
2) племя
3) семья
4) страта
9. Что является отличительным признаком нации?
1) общность исторической памяти
2) наличие политической системы
3) конкурентоспособность
4) наличие аппарата управления
10. И класс, и нация
1) обладают суверенитетом
2) являются элементом социальной структуры
3) характеризуются определённым местом в системе производства
4) осуществляют публичную власть
Задания 8 проверяют умение распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания
1. Что относится к основным факторам производства?
1) цена
2) спрос
3) предложение
4) земля
2. Что относится к основным факторам производства?
1) законодательство
2) труд
3) предложение
4) конкуренция
3. Государственный бюджет – это планируемые государством на один год
1) расходы и доходы государства
2) расходы и доходы населения
3) расходы на социальные программы
4) доходы от внешней торговли
4. К косвенным налогам относится
1) налог на добавленную стоимость
2) подоходный налог
3) налог на имущество
4) налог на прибыль предприятия
5. К прямым налогам относится
1) таможенная пошлина
2) акциз
3) налог на прибыль
4) налог на добавленную стоимость
6. Государственный бюджет расходуется на
1) подоходный налог
2) налог на имущество
3) социальные программы
4) акцизы
7. Основным признаком командной экономики является
1) государственный план производства товаров и услуг
2) экономическая независимость производителей
3) существование разных форм собственности на средства производства
4) формирование цены товаров под влиянием экономических законов
8. Цена товара возрастает, если
1) спрос остаётся неизменным, а предложение сократится
2) спрос уменьшится, а предложение останется неизменным
3) спрос и предложение не меняются
4) спрос уменьшится, а предложение возрастет
9. Цены на товары указывают, где больше спрос. Туда и устремляются ресурсы производства. Такая ситуация характерна для экономики
1) традиционной
2) командной
3) кризисной
4) рыночной
10. В 1992 г. Доходы федерального бюджета составили 350 млрд рублей, а расходы – 357 млр рублей. Эти данные свидетельствуют о
1) сохранении плановых начал в экономике
2) увеличении налоговых поступлений
3) дефиците государственного бюджета
4) Падении курса рубля
Задания 9 проверяют умение применять социально-гуманитарные знания при решении познавательных и практических задач
1. В Германии 20-х годов 20 века цены на товары увеличивались чуть ли не каждый день. Это факт служит непосредственным проявлением
1) кризиса командной экономики
2) роста платежеспособного спроса
3) товарного дефицита
4) денежной инфляции
2. Согласно закону одной фирме запрещено приобретать активы другой фирмы, если в результате ослабнет конкуренция. Этот закон непосредственно направлен против
1) крупных предприятий
2) предприятий – монополистов
3) акционерных предприятий
4) частных предприятий
3. Марина получила на работе денежную премию. Она решила не тратить деньги, а пополнить уже отложенную на приобретение автомобиля сумму. Какая функция денег проявилась в этом примере?
1) средство обмена
2) средство накопления
3) мера стоимости
4) платёжное средство
4. В государстве К. 15%- ный подоходный налог. Объектом налога является
1) предприятие
2) товарная продукция
3) прибыль производителя
4) заработная плата
5. В государстве Н. производственные ресурсы распределяются через плановые задания, установлен твёрдый валютный курс. Эти черты характерны для экономики
1) традиционной
2) рыночной
3) командной
4) смешанной
6. Правительство на своём заседании приняло решение повысить цены на мясо и мясопродукты в связи с их дефицитом. Эта ситуация характерна для экономики
1) рыночной
2) традиционной
3) командной
4) конкурентной
7. В стане М. все стиральные порошки производятся на трёх крупных предприятиях-гигантах. Крупные предприятия поглощают мелкие и в других сферах производства. В этом проявляется процесс
1) приватизации
2) национализации
3) монополизации
4) стандартизации
8. Цены на товары зависят от потребителей. Такая ситуация характерна для экономики
1) традиционной
2) командной
3) кризисной
4) рыночной
9. Фирма повысила цены на производимые ею телевизоры, так как для улучшения их качества она закупила и использовала новые технологические линии. Эта ситуация непосредственно иллюстрирует
1) технический прогресс
2) рост инфляции
3) падение спроса
4) монополизацию экономики
10. Цена на драгоценные металлы на мировых рынках существенно возросла. Этот пример иллюстрирует функцию денег как
1) мера стоимости
2) средства платежа
3) средства обмена
4) средства накопления
Задания 10 проверяют умение оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук
1. Верны ли следующие суждения о формах собственности?
А. Переход частной собственности в руки государства называется приватизацией
Б. Частными собственниками могут выступать как физические, так и юридические лица.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
2. Верны ли следующие суждения об инфляции?
А. Инфляция выражается в повышении общего уровня цен.
Б. Повышение цены на товар во всех случаях вызвано инфляцией
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
3. Верны ли следующие суждения о формах собственности?
А. В условиях рыночной экономики может существовать только частная собственность.
Б. Государственная собственность является основой командной экономики.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
4. Верны ли следующие суждения о безработице?
А. К безработным относятся все люди трудоспособного возраста, не имеющие работы.
Б. Безработица присуща всем экономическим системам
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения о государственной собственности?
А. Государственная собственность может сохраняться в условиях рынка
Б. АО является одним из видов государственного предприятия
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения о частной собственности?
А. Частная собственность – необходимое условие рыночной экономики.
Б. Одним из путей создания частного сектора в экономике является национализация.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения об экономической сфере общества?
А. Распределение материальных благ относится к экономической сфере.
Б. Экономическая сфера оказывает влияние на все другие сферы общества.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
8. Верны ли следующие суждения об инфляции?
А. Потери от инфляции у средних слоёв населения больше, чем у бедных.
Б. Инфляция предполагает рост цен на товары и услуги.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
9. Верны следующие суждения о механизмах регулирования в условиях рынка?
А. Одним из главных регуляторов рыночной экономики является соотношение спроса и предложения.
Б. В условиях рынка на цену товара влияет его качество.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения о частной собственности?
А. Передача государственной собственности в частные руки называется национализацией.
Б. Частная собственность является основой командной экономики.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
Задание 11 проверяют умение распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания.
1. Что относится к основным факторам производства?
1) капитал
2) деньги
3) акции
4) спрос
2. Государственный бюджет – это планируемые (ый) государством на один год
1) объёмы строительства жилья
2) прирост населения
3) расходы на социальные программы
4) расходы и доходы
3. К косвенным налогам относят
1) налог на прибыль предприятия
2) таможенные пошлины
3) подоходный налог
4) налог на имущество
4. В государственный бюджет доходы поступают от
1) акцизных сборов
2) обслуживания государственного долга
3) дотаций предприятиям
4) проведение социальных программ
5. Для рыночной экономики характерно
1) установление твёрдого курса валюты
2) преобладание государственной собственности
3) формирование цен под влиянием конкуренции товаров
4) регулирование деятельности предприятий государством
6. И для рыночной, и для командной экономики характерно (-ен)
1) контроль государства над ценообразованием
2) наличие конкурентной борьбы
3) существование товарного дефицита
4) наличие товарного хозяйства
7. Спрос и предложение на бытовую технику формируются на рынке
1) капитала
2) товаров и услуг
3) ценных бумаг
4) недвижимости
8. Как потребитель человек выступает, когда
1) покупает продукты
2) сочиняет музыку
3) занимается спортом
4) пишет книгу
9. К основным факторам (ресурсам) производства относится
1) земля
2) торговля
3) цена
4) спрос
10. В рыночной экономике, в отличие от командной,
1) свободно продаются и покупаются ресурсы производства
2) устанавливается твёрдый курс официальной валюты
3) ведущие позиции занимает государственная собственность
4) складываются хозяйственные пропорции.
Задания 12 проверяют умение применять социально-гуманитарные знания при решении познавательных и практических задач
1. Правительство распланировало на будущий год все доходы и расходы государства. Они будут записаны в
1) смету расходов
2) налоговый кодекс
3) бюджет
4) реестр доходов
2. В стране В. цены на товары формируются независимо от ситуации на рынке. Их определяет государство, и никто не имеет права изменять их. Какой тип экономики в государстве В.?
1) рыночная
2) смешанная
3) традиционная
4) командная
3. В стане М. происходит рост цен на все товары и услуги и обесценивание денежных знаков. Как называется это процесс?
1) регресс
2) стагфляция
3) девальвация
4) инфляция
4. В экономике страны С. Свободно продаются и приобретаются ресурсы производства. Наряду с государственной собственностью существует и частная и прочие формы собственности. К какому типу экономики принадлежит государство С.?
1) рыночной
2) административной
3) традиционной
4) командной
5. В текущем году доходы государства превысили его расходы. Бюджет такого государства можно назвать
1) сбалансированным
2) дефицитным
3) профицитным
4) отрицательным
6. В текущем году расходы государства превысили его доходы. Бюджет такого государства можно назвать
1) сбалансированным
2) дефицитным
3) профицитным
4) отрицательным
7. Граждане государства И. платят подоходный налог. Какой вид налога они оплачивают?
1) косвенный
2) акцизный
3) прямой
4) федеральный
8. Граждане государства Г. Уплачивают налоги, размер которых включён в стоимость товаров и услуг. Какой вид налога они оплачивают?
1) косвенный
2) региональный
3) прямой
4) федеральный
9. В СССР к середине прошлого века городское население сравнялось по численности с сельским. Это факт характеризует структуру общества
1) социально-классовую
2) профессиональную
3) социально-территориальную
4) социально-этническую
10. В начале прошлого века 75% трудоспособного населения России были крестьяне, 10% трудились рабочими в обрабатывающей промышленности, менее 1% были заняты на государственной службе. Эти данные характеризуют
1) социально-классовую структуру
2) государственное устройство
3) сословный строй
4) социально-территориальную структуру
Задания 13 проверяют умение оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук
1) Верны ли следующие суждения об экономических ресурсах?
А. В отличие от неограниченных потребностей человека экономические ресурсы ограничены.
Б. Страна, обладающая редкими ресурсами, имеет более высокий уровень жизни населения.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
2. Верны ли следующие суждения об экономике?
А. Экономика – это система ведения рационального хозяйства
Б. Экономика – это способ рациональной траты ресурсов
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
3. Верны ли следующие суждения о структуре экономики?
А. В структуру экономики входят производители и потребители материальных благ.
Б. В структуру экономики не включаются торговые отношения.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
4. Верны ли следующие суждения о предприятиях?
А. Предприятия занимаются преимущественно потреблением материальных благ.
Б. На предприятиях создаются основные материальные блага общества.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения о товаре?
А. Товаром может стать только материальный объект.
Б. Товаром может стать как материальный объект, так и идеи и услуги.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения о деньгах?
А. Деньги выполняют в обществе функцию средства обращения.
Б. Деньги выполняют в обществе функцию средства накопления.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения об инфляции?
А. Инфляция происходит в случае переполнения сферы обращения бумажными деньгами, не обеспеченными товарным запасом.
Б. Инфляция выражается в росте цен и падении покупательной способности денег.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
8. Верны ли следующие суждения о цене товара?
А. Цена товара включает затраты на его производство и транспортировку к месту продажи.
Б. Цена товара назначается продавцом в соответствии только с его пожеланиями.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
9. Верны ли следующие суждения об инфляции?
А. Потери от инфляции у средних слоёв населения больше, чем у бедных.
Б. Инфляция ведёт к понижению покупательной способности денег.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения о частной собственности?
А. Передача государственной собственности в частные руки называется национализацией.
Б. Частная собственность является основой командной экономики.
1) Верно только А 3) Верны оба суждения
2) Верно только Б 4) Оба суждения неверны
Задания 14 проверяют умение распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания
1. Влияние на основе закона или традиции, то есть нефизическое воздействие, оказываемое на других людей в рамках закона или обычая, - это
1) политика
2) власть
3) форма правления
4) политический режим
2. Отличительным признаком государства является
1) наличие единой территории
2) общая для всех граждан религия
3) единая система ценностей
4) обязательность участия граждан в политической жизни
3. Отличительным признаком государства является
1) общая для всех граждан религия
2) единая система ценностей
3) единая система управления
4) обязательность участия граждан в политической жизни
4. Отличительным признаком государства является
1) общая для всех граждан религия
2) единая система ценностей
3) единая система законов
4) право граждан проживать только на его территории
5. Что является характерным признаком демократического политического режима?
1) наличие публичной власти
2) единая законодательная система
3) федеративное устройство
4) гарантии прав и свобод граждан
6. Что является характерным признаком демократического политического режима?
1) конфедеративное устройство
2) наличие системы разделения властей
3) сосредоточение власти в руках президента
4) единая законодательная система
7. Что является характерным признаком тоталитарного политического режима?
1) установление многопартийности
2) культ личности
3) всеобщие выборы
4) наличие всенародно избранного парламента
8. Для унитарного государства характерно (-а)
1) объединение государств на добровольной основе
2) существование двух уровней власти
3) сочетание местного и общегосударственного законодательства
4) отсутствие у субъектов каких-либо прав
9. Что является отличительным признаком демократического режима?
1) федеративное устройство
2) право на взимание налогов
3) гарантия прав и свобод граждан
4) наличие публичной власти
10. Отличительным признаком политической партии является
1) объединение людей с общими интересами
2) создание разветвлённой организации
3) право законодательной инициативы
4) стремление участвовать в осуществлении политической власти
Задания 15 проверяют умение применять социально-гуманитарные знания при решении познавательных и практических задач
1. В государстве П. существует парламент, занимающийся законодательной деятельностью, Совет министров, выполняющий решения главы государства и парламента, и Верховный суд, ведающий системой судопроизводства. В этом государстве существует
1) многовластие
2) безвластие
3) двоевластие
4) разделение властей
2. Инициативная группа граждан создала организацию, главная цель которой – принять участие в законодательном отстаивании интересов этой группы граждан. Какую организацию они создали?
1) политическую партию
2) общественный фонд
3) избирательный округ
4) орган социальной опеки
3. Во многих странах членам парламента запрещено занимать ответственные должности в правительственных организациях. В этом проявляется
1) обеспечение равноправия граждан
2) демократический принцип устройства
3) гарантия законности
4) разделение властей
4. Правительство на своём заседании приняло решение о способах осуществления новой социальной программы. Это пример деятельности правительства
1)законодательной
2) исполнительной
3) судебной
4) контролирующей
5. В государстве А. существует единый государственный аппарат. Глава государства распространяет свою власть на всю территорию страны. Все регионы имеют равный статус и равное положение по отношению к центральным органам власти. Это государство
1) конфедерация
2) федерация
3) унитарное
4) содружество
6. В государстве Е. существуют два уровня государственного аппарата – (центральный и региональный) и двуканальная система налогов – (центральные и региональные). Это государство по форме государственного устройства
1) конфедерация
2) федерация
3) унитарное
4) содружество
7. Государства Б.и Т. объединились для проведения совместной внешнеполитической деятельности. При этом оба государства полностью сохранили свой суверенитет и самостоятельность. Это государство
1) конфедерация
2) федерация
3) унитарное
4) содружество
8. Главой государства М. является король. Он правит единолично, его власть неприкосновенна и признана верховной. Свой престол он передаст по наследству в соответствии с традициями или своим личным выбором. Это государство по форме правления
1) тирания
2) диктатура
3) Абсолютная монархия
4) парламентская монархия
9. В начале 19 века во Франции избирательным правом обладали около 2% населения. Но уже к середине этого века его получили все взрослые мужчины страны. Это было движение к избирательному праву
1) равному
2) всеобщему
3) прямому
4) пропорциональному
10. По Конституции СССР 1924 г. На Всероссийский съезд советов выдвигался один делегат от 25 тыс. городских жителей и 125 тыс. сельских. Это факт показывает, что выборы были
1) неравными
2) ограниченными
3) непрямыми
4) многостепенными
Задания 21 проверяют умение сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия
1. В приведённом списке указаны черты сходства и различия общества и природы. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) в широком смысле это весь материальный мир
2) это естественные условия обитания человека
3) это окружающая человека среда
4) это совокупность всех людей
Черты сходства | Черты различия | ||
1 | 3 | 2 | 4 |
2. В приведённом списке указаны черты сходства и различия народной и массовой культуры. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) авторство произведений культуры не может быть установлено
2) произведения доступны для восприятия без дополнительной подготовки
3) широкий охват аудитории
4) возникла в связи с появлением СМИ
Черты сходства | Черты различия | ||
2 | 3 | 1 | 4 |
3. В приведённом списке указаны черты сходства и различия государства и общества. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) большая социальная группа людей
2) является частью материального мира
3) социальный институт, охватывающий политическую сферу жизни людей
4) социальный институт, охватывающий все сферы жизни и деятельности людей
Черты сходства | Черты различия | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
4. В приведённом списке указаны черты сходства и различия роли государства в рыночной и командной экономике. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) Создаёт правовую базу для развития экономики
2) обеспечивает сбор налогов
3) устанавливает основные цены на потребительские товары
4) определяет необходимое количество всех товаров и услуг в стране
Черты сходства | Черты различия | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
5. В приведённом списке указаны черты сходства и различия традиционного общества и индустриального общества. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) передача знаний непосредственно от стариков к молодёжи
2) развитие сети образовательных учреждений
3) существование религии
4) бурное развитие науки, совершение научных открытий
Черты сходства | Черты различия | ||
1 | 3 | 2 | 4 |
6. В приведённом списке указаны черты сходства и различия понятий «форма правления» и «политический режим». Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) зависит от формального источника власти в стране
2) является одной из характеристик формы государства
3) зависит от методов существования государственной власти
4) может видоизменяться с течением времени
Черты сходства | Черты различия | ||
2 | 4 | 1 | 3 |
7. В приведённом списке указаны черты сходства и различия понятий «государство» и «правовое государство». Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) верховенство закона
2) наличие органов и структуры управления
3) государственный суверенитет
4) система разделения властей
Черты сходства | Черты различия | ||
2 | 3 | 1 | 4 |
8. В приведённом списке указаны черты сходства и различия аграрного и индустриального общества. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) часть материального мира, обособившаяся от природы
2) основная часть населения занята в с/х
3) большинство населения занято на промышленном производстве.
4) этап в историческом развитии конкретного народа
Черты сходства | Черты различия | ||
1 | 4 | 2 | 3 |
Задания 22 проверяют умение устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями
1. Установите соответствие между понятиями и их характеристиками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элементы из второго столбца.
Характеристики | Понятия |
А) исторически складывается после племени Б) высший тип этноса В) языковая, территориальная, экономическая и культурная общность Г) связана с созданием государства | 1) нация 2) народность |
А | Б | В | Г |
2 | 1 | 2 | 1 |
2. Установите соответствие между функциями государства и их видами: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элементы из второго столбца.
Функции государства | Виды функций |
А) защита существующей экономической системы Б) охрана общественного порядка В) обеспечение нормальных отношений с соседними государствами Г) обеспечение неприкосновенности границ государства | 1) внешние 2) внутренние |
А | Б | В | Г |
2 | 2 | 1 | 1 |
3. Установите соответствие между сферой общества и отношениями, которые она регулирует: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца
Отношения | Сферы общества |
А) работника и работодателя Б) избирателя и кандидата в депутаты В) лидера парламентской фракции и члена партии Г) покупателя и продавца | 1) экономическая 2) политическая |
А | Б | В | Г |
1 | 2 | 2 | 1 |
4. Установите соответствие между формами культуры и их характеристиками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца
Характеристики | Формы культуры | ||
А) включает физические объекты, созданные руками человека Б) состоит из культурных артефактов В) состоит из результатов деятельности человеческого разума Г) объекты культуры существуют в сознании человека | 1) нематериальная культура 2) материальная культура | ||
А | Б | В | Г |
2 | 2 | 1 | 1 |
5. Установите соответствие между статьями государственного бюджета и их примерами: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца
Примеры | Статьи государственного бюджета | ||
А) прибыль от внешнеэкономической деятельности Б) стипендии студентам В) акцизы Г) пособия по безработице | 1) расходная часть 2) доходная часть | ||
А | Б | В | Г |
2 | 1 | 1 | 2 |
6. Установите соответствие между ступенями образования и их примерами: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца
Примеры | Ступени образования | ||
А) техникум Б) спортивная школа В) колледж Г) курсы английского языка | 1) среднее профессиональное 2) дополнительное | ||
А | Б | В | Г |
1 | 2 | 1 | 2 |
7. Установите соответствие между областью культуры и её признаками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца
Признаки | Области культуры | ||
А) вера в потусторонний мир Б) плюрализм мнений В) соблюдение определённого ритуала Г) отражение личной позиции автора в произведении | 1) религия 2) искусство | ||
А | Б | В | Г |
1 | 2 | 1 | 2 |
8. Установите соответствие между типами социального деления общества и их характеристиками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца
Характеристики | Типы социального деления | ||
А) принадлежность к социальной группе не передаётся по наследству Б) принадлежность к социальной группе определяется в связи с правом собственности на средства производства В) принадлежность к социальной группе определяется по рождению Г) наличие общих ценностей и институтов | 1) нация 2) класс | ||
А | Б | В | Г |
2 | 2 | 1 | 1 |
9. Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца
Факты | Сферы общественной жизни | ||
А) заполнение налоговой декларации Б) выборы депутатов Госдумы В) создание политической партии Г) введение налога на добавленную стоимость | 1) политическая 2) экономическая | ||
А | Б | В | Г |
2 | 1 | 1 | 2 |
Задания 23 и 24 проверяют умение осуществлять поиск социальной информации в различных источниках, а также анализировать, классифицировать, интерпретировать эту информацию и соотносить её со знаниями, полученными при изучении курса
1. В стране Х. был проведён социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете экологическую обстановку в городе, где вы живёте?» Результаты опроса приведены в таблице.
Варианты ответов | Количество опрошенных в % |
Очень хорошая | 4,8 |
Скорее хорошая | 28,1 |
Скорее плохая | 37,1 |
Очень плохая | 28 |
Затрудняюсь ответить | 2,2 |
1.1 Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны
1) Мнение о том, что экологическая обстановка в их местности очень плохая, разделяют более четверти опрошенных граждан.
2) Большинство опрошенных граждан считает экологическую обстановку в своём городе очень хорошей.
3) Около 1/3 опрошенных граждан положительно оценивают экологическую обстановку в своём городе.
4) Более половины опрошенных граждан оценили экологическую обстановку в своём городе как очень хорошую.
5) Большинство населения не задумывается о состоянии экологии в своих городах и затруднилось ответить на поставленный вопрос.
1.2. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Среди населения страны Х. не единства мнений по вопросам экологической обстановки.
2) Правительству страны Х. можно посоветовать увеличить финансирование программ по экологическому просвещению граждан.
3) Экология является самой острой проблемой для экономики страны Х.
4) Основная масса населения недовольна отсутствием возможности жить в благоприятной экологической обстановке
5) При развитии производства должен быть усилен экологический контроль.
2. В стране Х. был проведён социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: «Как вы считаете, свободны современные СМИ от государственного контроля?» Результаты опроса приведены в таблице.
Варианты ответов | Количество опрошенных (в%) |
Полностью свободны | 12 |
По большей части свободны | 34 |
По большей части находятся под контролем | 35 |
Полностью контролируются государством | 10 |
Затрудняюсь ответить | 9 |
1.2. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы.
1) мнения по заданному вопросу опрошенных граждан разделились примерно пополам
2) каждый пятый считает СМИ абсолютно свободными от государственного контроля
3) каждый десятый опрошенный считает, что СМИ находятся под абсолютным контролем власти.
4) около половины опрошенных граждан считают, что СМИ находятся под полным или частичным контролем государства.
5) большинство опрошенных считает, что СМИ находятся под полным контролем государственных властей.
2.2. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
1) Население страны обладает резко полярными воззрениями по вопросам государственного контроля над СМИ.
2) В обществе наблюдается резкое социальное расслоение.
3) В стране Х. развиваются демократические процессы.
4) Основная масса населения недовольна качеством СМИ.
5) правительству страны Х. следует обратить особое внимание на взаимоотношения со СМИ.
3. В стране Х. были проведены социологические опросы граждан. Им был задан вопрос: « Как вы оцениваете в настоящее время материальное положение вашей семьи?»
Варианты ответов | Количество опрошенных (в%) | |
1997 г. | 2007 г. | |
Очень хорошее и хорошее | 10 | 15 |
Среднее | 44 | 54 |
Очень плохое и плохое | 44 | 29 |
Затрудняюсь ответить | 2 | 2 |
3.1. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы.
1) Сократилось количество граждан, считающих, что они живут очень хорошо.
2) Более половины опрошенных в 2007 г. граждан считают своё материальное положение очень хорошим.
3) Абсолютное меньшинство опрошенных граждан считают своё материальное положение очень хорошим.
4) Увеличилось количество граждан, считающих своё материальное положение плохим.
5) более 2/3 опрошенных граждан не считают своё материальное положение средним
3.2. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
1) В стране Х. наблюдается медленный, но неукоснительный экономический рост.
2) В среднем уровень жизни в государстве можно охарактеризовать как низкий.
3) Для экономики страны Х. характерен быстрый рост цен.
4) Можно констатировать усиление социального расслоения в стране Х.
5) Усиление социального расслоения связано с ростом безработицы в стране Х.
Задания 25 проверяют умение различать в социальной информации факты и мнения
1. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Современная наука утверждает, что жизнь на планете Земля появилась около 4,7 млрд лет назад. (Б) Первые люди на планете появились около 3 млрд лет назад. (В) Принято считать, что человек не мог стать творцом окружающего его мира.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения 112
2. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Инстинкты и рефлексы присущи как человеку, так и животному. (Б) Считается, что человеку необходимо осознавать, в чём именно он нуждается, чтобы удовлетворять свои потребности. (В) Это чисто человеческое качество, не присущее животным.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения 121
3. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Животные, по сравнению с человеком, обладают более развитой мускулатурой. (Б) Человек физически слабее, чем многие представители животного мира. (В) Можно сказать, что характеристика физического развития подходит и к понятию «Человек» и к понятию «Животное».
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения 112
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности проверки и оценивания заданий части "С" с развернутым ответом ЕГЭ по истории
Статья содержит требования к экспертам по оцениванию работ выпускников сдающих ЕГЭ по истории...
Задания части С ЕГЭ по географии с ответами
Задания части С в ЕГэпо географии вызывают наибольшие затруднения, поэтому я предлагаю некоторые задания с пояснениями и решениями....
Ответы к олимпиадным заданиям для 11 класса обществознание
Предлагаются ответы...
Задания части С по обществознанию. 9 класс
Материал содержит 10 текстов и задания к ним из части С по обществознанию 9 класс. Прилагаются примерные ответы. Можно использовать для коллективной работы на уроках по теме и на консультациях п...
вторя часть ЕГЭ по обществознанию с готовыми ответами
задания ЕГЭ по обществознанию с 21 по 28 и возможные варианты ответов к ним...
Ответы на задания ФИПИ к ЕГЭ Обществознание (раздел "Право")
Данный материал представляет собой переработанные в формат Word (для удобства распечатывания) задания открытого банка заданий ФИПИ к ЕГЭ по обществознанию (раздел "Право") и ответы на эти за...
Ответы на задания ФИПИ к ЕГЭ Обществознание (раздел "Политика")
Данный материал представляет собой переработанные в формат Word (для удобства распечатывания) задания открытого банка заданий ФИПИ к ЕГЭ по обществознанию (раздел "Политика") и ответы на эти...