ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ШКОЛА»
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

создание условий для ознакомления учащихся с понятием "свободное время"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 15.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 15

Тема урока

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ШКОЛА»

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Дата урока

Цель урока

Создать условия для ознакомления учащихся с понятием «свободное время» и со способами организации досуга; развивать представление об истинном товариществе и верной дружбе, о качествах личности, без которых не складываются товарищеские и дружеские отношения

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Личное время, досуг, хобби, домашнее хозяйство, семейный бюджет, друг, дружба, товарищ

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: организовывать свое свободное время;
определять свои отношения
с одноклассниками.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем;
проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств  других людей и сопереживание им


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока

Вре-мя
(мин)

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Формы
органи-
зации
совзаимо-действия
на уроке

Универсальные
учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Моти-
вация
к учебной
деятельности

1

Эмоциональная, психологическая и мотивационная
подготовка
учащихся
к усвоению
изучаемого
материала

Создаёт условия для воз-
никновения у учеников
внутренней потребности включения в учебную
деятельность. Уточняет
тематические рамки.

Организует формулировку
темы и постановку цели
урока учащимися

Слушают
и обсуждают
тему урока. Обсуждают
цели урока
и пытаются
самостоятельно их формули-
ровать

Фрон-
тальная

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Актуализация знаний

7

Беседа

Организовывает беседу
по вопросам:

– Кто такие одноклассники, друзья, товарищи?

– Что означает понятие
«верный друг»?

– Почему взрослые иногда своих друзей называют друзьями детства?

Аргументированно отвечают на поставленные вопросы

1. Индивидуальная
и фрон-
тальная.

2. Фронтальная

Познавательные: производят поиск существенной информации.

Коммуникативные:
высказывают собственное мнение; слушают друг  друга, строят
понятные речевые
высказывания

1. Устные ответы.

2. Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

III. Обобщение и систематизация знаний
и умений

17

1. Практическое задание

(см. Прило-
жение 1)
.

2. Чтение стихотворений

(см. Прило-
жение 2)
.

3. Чтение сказки «Колокол»
(см. Прило-
жение 3)
.

1. Организует прочтение текста и дискуссионное обсуждение по вопросу:

– Для чего человеку нужен друг?

2. Организует комменти-
рованное чтение стихо-
творений.

3. Разворачивает работу по
прочтению и обсуждению сказки по вопросам:

– Почему девушка решила
пожертвовать своей
жизнью?

– Как жертвенность того или иного человека влияет на людей?

– Должны ли люди помнить об этой жертве?

– Каждый ли человек
способен на жертву?

1. Знакомятся
с текстом, вступают в дискус-сионную беседу.

 

2. Читают стихотворения,
анализируют их, обсуждают основную мысль.

3. Читают сказку, отвечают
на вопросы,
высказывают собственное мнение.

1. Фронтальная.

2. Фронтальная.

3. Фронтальная.

Личностные: оценивают жизненные ситуации.

Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные: само-стоятельно выделяют
и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: 
формулируют собственное мнение и позицию;

задают  вопросы; строят понятные для партнёра высказывания

1. Устные ответы.

2. Устные ответы.

3. Устные ответы.


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

4. Задания
в рабочей
тетради:
№ 1, 2, с. 44

4. Организует самостоя-
тельную работу учащихся, проводит выборочный
контроль

4. Самостоятельно выполняют задания в рабочей тетради

4. Индивидуальная

4. Задания в рабочей тетради

IV. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение
полученных
на уроке
сведений

Проводит беседу
по вопросам:

– Кого мы называем настоящим другом?

– Может ли дружба быть жертвенной?

1. Отвечают
на вопросы.

2. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке  

Фрон-
тальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого
материала

Оценивание учащихся
за работу на уроке

V. Домашнее задание

2

Подбор пословиц и поговорок о труде

Конкретизирует домашнее задание

Записывают
домашнее
задание

Индивидуальная

Приложение 1

Размышление о дружбе

Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встретиться, но не позволяют дела: каждый рельс несет на себе половину трамвая. И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на минуточку отлучится, другому придется нести на себе целый трамвай. Это и есть настоящая дружба: быть рядом с другом не для игры, не для развлечения, а взять на себя половину трамвая, чтобы другу  не пришлось нести на себе целый трамвай.

                                                                                    (Феликс Кривин.)

Приложение 2

Стихотворный материал для анализа

***

Настоящий друг везде

Верен – в счастье и в беде;

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь – он спать не может,

И во всем, без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

Да, по действиям несходны

Верный друг и льстец негодный.

                        В. Шекспир

О ПЛОХИХ И ХОРОШИХ ДРУЗЬЯХ

Тот, кто в беде бросает друга,

Когда тому живется туго,

Кто сердце не готов отдать

Тому, кто вынужден страдать,

Кто сам страдает безутешно,

Когда дела идут успешно

У друга первого его, –

Достоин только одного:

Неумолимого презренья!

...Добрый друг не тот,

Кто перед нами спину гнет,

К уловкам прибегая лисьим!..

Но кто в поступках независим,

Удачу иль беду твою

Воспримет так же, как свою,

Кто за тебя горою встанет,

Не подведет и не обманет...

                        А. Дюрер

***

Радость в мой дом пришла.

Поздравляют друзья.

Лишь один, почему-то не выдержав искуса,

Помрачнел и, потухшую трубку грызя,

Наблюдает за радостью искоса.

Ну, а если б несчастье со мною стряслось,

Если б в душу недуги вонзились, как лезвия,

С радостью к моему изголовью склонился б,

Небось, сокрушаясь и соболезнуя.

Часто дружба, к своей устремившись звезде,

Вдруг замрет на каком-то градусе...

Кто сказал: человек познается в беде?

Человек раскрывается в радости!

                                Л. Вышеславский

Приложение 3

Китайская сказка «Колокол»

Много веков тому назад китайский император приказал построить новый город.

– Я назову его Пекин, – сказал император, – и пусть он будет самым большим и самым прекрасным городом на Земле.

Но все получилось не так, как сказал повелитель. Дважды враги разрушали его. Чужеземцы, как злая саранча, налетали на китайскую землю. Они угоняли мужчин в рабство, а города превращали в пепел.

Тогда император отправился далеко в горы, где многие годы жил в одиночестве мудрый отшельник. Император вошел в пещеру мудреца и смиренно сказал:

– Ты стар и мудр. Скажи, что делать мне, чтобы построить столицу китайского государства – Пекин? Как уберечь мне ее от набегов жестоких врагов?

Ответил мудрец:

– Пусть лучший мастер Китая отольет самый большой на Земле колокол. Звон его должен достигать границ твоего государства на юге и севере, на востоке и западе.

Вернулся император во дворец, хлопнул трижды в ладоши и приказал сановникам:

– Отыщите в моем государстве самого искусного мастера.

Бросились слуги на поиски и привели к императору лучшего мастера Китая.

Когда Чэнь – так звали мастера – склонил перед троном колени, император молвил:

– Тебе надлежит отлить самый большой колокол в моей империи. И помни, что звуки его должны достигать границ нашего необъятного государства.

Чэнь принялся за работу. Он трудился, не зная отдыха и покоя. Его дочь – пятнадцатилетняя  красавица  Сяо  Лин – помогала  отыскивать для колокола самое желтое золото, самое белое серебро, самое черное железо.

Много дней и ночей кипел в раскаленной печи драгоценный металл. Но когда Чэнь отлил наконец колокол, все увидели на его поверхности глубокую трещину.

Снова Чэнь принялся за работу. И снова день и ночь помогала ему трудолюбивая дочь.

Но, видимо, неудачи не хотели покидать дом старого мастера. Когда Чэнь вновь отлил свой колокол, на его поверхности оказались две большие трещины.

Тогда разгневанный император сказал:

– Если неудача постигнет тебя в третий раз – простись со своей головой!

Снова принялся старый Чэнь за работу. Но не было уже в глазах его радости, а в руках твердости. А ведь всем известно, что тот, кому труд не доставляет радости, никогда не создаст ничего хорошего.

Загрустила красавица Сяо Лин и ночью, когда все спали, тайком прибежала к отшельнику в горы. Плача, рассказала она мудрецу о горе своего отца, прося помощи и совета.

Задумался старый мудрец, а потом сказал:

– Голос колокола должен родить победу. Такой колокол нельзя отлить только из серебра, железа и золота. Надо, чтобы с металлом смешалась кровь человека, готового отдать жизнь за свою землю.

Утром, как всегда, Сяо Лин помогала своему отцу. Она стояла у печи, смотрела на расплавленный металл, и грустные мысли заставляли сжиматься ее сердце. Сяо Лин знала то, чего не знал ее отец: колокол снова будет с трещиной, если никто не принесет себя в жертву. Значит, снова враги Китая будут уводить в рабство юношей и девушек, убивать стариков и детей, сжигать города и села.

Нет! Этого больше не будет!

И не успел старый мастер понять, что случилось, как дочь его, прекрасная Сяо Лин, исчезла в бурлящем металле. Святая кровь ее смешалась с расплавленным серебром, железом и золотом...

Заплакал несчастный Чэнь. Ведь Сяо Лин была единственной его дочерью, единственным утешением...

Когда колокол был отлит, он оказался самым большим колоколом на Земле. И на блестящей поверхности его не было ни единой трещины, ни одной заусеницы.

Весь народ восхищался чудесной работой Чэня и прославлял его мастерство.

По старинному обычаю старый мастер первым ударил в колокол, и сладкозвучный голос его наполнил все сердца радостью и покоем.

В этом проникновенном звуке Чэнь слышал голос любимой дочери, отдавшей свою жизнь за землю, на которой она родилась и которую любила больше себя.

Проходили дни. Прекрасный город Пекин был уже построен. И вдруг однажды на рассвете все услышали громкие звуки набата. Это гудел колокол. Никто не ударял в него, но голос колокола достигал границ Китая на севере и юге, западе и востоке. И сердца людей, услышавших этот голос, становились мужественными и отважными. Руки мужчин тянулись к оружию, подростки обретали храбрость зрелых мужчин, мужчины становились мудрыми, как старцы.

Когда враг под звуки набата ворвался в Китай, навстречу ему поднялся весь народ. И воины-китайцы не знали в бою ни усталости, ни страха, потому что они слышали гневные звуки набата. И в набате том звучал призывный голос девушки Сяо Лин.

Чужеземцы были разбиты. Тела их заросли жгучей крапивой, а имена стерлись из людской памяти.

Пусть никто из вас не подумает, что это сказка. Нет! Так было и так будет: в сердце народа всегда звучит голос тех, кто умер за счастье родной земли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 8 классе по теме: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые явления».

. «Обобщение и систематизация знаний по теме «Тепловые явления» - это 24 урок к главе «Тепловые яв¬ления». Пройдены темы: «Температура», «Внутренняя энергия», «Виды теплообмена», «Закон сохранения в...

Урок на тему "Обобщение и систематизация знаний по теме "Атомы химических элементов", 8 класс

Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Атомы химических элементов», используя активные методы обучения. ...

Урок русского языка в 7 классе. Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени».

Цели:Деятельностные - создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развити...

Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме: "Обобщение и систематизация знаний по теме «Азот и фосфор» (учебник Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.)

Размещена технологическая карта обобщающего урока химии по теме "Азот и фосфор", отражающая элементы содержания образования, межпредметные связи, основные средства обучения, планируемые (предметные и ...