Урок Правонарушение и его признаки
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Габдрахманова Зиля Мугаллимовна
1. Дать понятие «правонарушение», сформировать у учащихся представление о признаках правонарушений. 2. Сформировать понятия: противоправное, общественно-вредное деяние, вина и её формы, дееспособность и деликтоспособность. 3. Показать неотвратимость ответственности за нарушение закона. 4. Продолжить формирование навыков работы с правовыми документами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravonarushenie_i_ego_priznaki.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правонарушение и его признаки.

Образовательные задачи:

  1. Дать понятие «правонарушение», сформировать у учащихся представление о признаках правонарушений.
  2. Сформировать понятия: противоправное, общественно-вредное деяние, вина и её формы, дееспособность и деликтоспособность.
  3. Показать неотвратимость ответственности за нарушение закона.
  4. Продолжить формирование навыков работы с правовыми документами.

Развивающие задачи:

  1. Развивать общеучебные умения и навыки (с/р, работы в парах, группе).
  2. Продолжить выработку умений выражать свои собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитание правового сознания.

Тип урока: проблемно-развивающий.

Форма урока:  практикум.

Литература:

  1. Кравченко А.И., Обществознание. 9 класс. М., Русское слово, 2008.
  2. Основы правовых знаний 8-9. Книга 1. Володина С.И. и др. М.,1999.
  3. Уголовное право в вопросах и ответах. Борзенков Г.Н. и др. М., 2003.
  4. Шевченко Н.П. «Правонарушение и юридическая ответственность», ж. «ПИОШ», №1, 2007.

Оборудование:

  1. Схема «Признаки правонарушения».
  2. Раздаточные материалы: На столах у учащихся материалы с выдержками из основных документов, рабочий лист с заданиями, листы бумаги.
  3. Компьютер, мультимедийная установка, экран.
  4. Анкета.

План изучения нового материала:

  1. Правонарушение.
  2. Признаки правонарушения.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Добрый день. Как настроение? Пожелаем друг другу успешной деятельности на уроке.

II. ТЗМ. «Вызов»

Прием «Корзина идей».

- Пожалуйста, запишите на листочках бумаги факты, мнения, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. (Возможные ответы: закон, нарушитель, право, преступление, суд, ответственность).

- Прикрепите свои листочки к корзине (на доске). Далее в ходе урока эти факты, мнения, проблемы или понятия мы попробуем связать в логические цепочки.

Учитель обращается к классу с вопросом:

- Предположите, чем мы будем заниматься на уроке?

- Сформулируем вопросы, на которые нам нужно будет ответить в ходе урока. (Возможные ответы: Что такое правонарушение? Какие признаки есть у правонарушения? Какие поступки считаются противоправными? Что следует за нарушением правовой нормы? Почему важно знать, что считается правонарушением?)

Каждый день человек совершает множество поступков. Часто это могут быть действия, нарушающие социальные нормы. Например, нарушение к.-л. запретов, невыполнение обязанностей.

III Изучение нового материала.            «Осмысление»

Учитель дает задание классу:

- Попытайтесь дать свое определение понятию «правонарушение. На выполнение этого задания дается 1-2 минуты.

- Посмотрите, как трактуется понятие «правонарушение».

Итак, как следует из смысла термина, ПРАВОНАРУШЕНИЕ- это нарушение права, правового предписания. Но это слишком общее определение.

- Выделим в данном определении признаки правонарушения (составление схемы на доске):

ПРАВОНАРУШЕНИЕ- это виновное противоправное действие (бездействие) дееспособного лица, причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам.

                 ПРАВОНАРУШЕНИЕ – деяние  (действие/бездействие)

Виновное     противоправное         общественно опасное       дееспособного лица

Объясним признаки правонарушения:

Для выполнения данного задания учащиеся объединяются в группы (пары). Работа ведется с имеющимися на столах выдержками из документов. Затем выступает один учащийся от каждой группы, знакомит с результатами работы.

Задание:  Найдите и объясните  значение понятий: деяние, противоправное деяние, виновное деяние, общественно опасное деяние, дееспособное лицо.

1.Деяние - это АКТ ПОВЕДЕНИЯ, т.е. определенное действие или бездействие, когда закон требует действия.

Примером действия может служить:

-превышение скорости автомобиля, которое привело к аварии;

-кража чужой вещи.

Бездействие- это тоже деяние, это неисполнение к.-л. действия, например,

- неуплата налогов;

- неоказание помощи больному.

2.Действие ДЕЕСПОСОБНОГО ЛИЦА, контролирующего свои поступки и совершающего их добровольно.

3.ВИНОВНОЕ деяние, т.е. деяние, предполагающее наличие вины. Вина связана с тем, есть ли у человека желание совершить правонарушение или нет, осознанно ли он совершал деяние, как он относится к наступившим последствиям.

ВИНА- это психическое отношение правонарушителя к собственному поведению и его результатам.

Не рассматриваются как правонарушение действия, совершенные человеком против его воли, под влиянием:

  • Физического или психического принуждения,
  • Силы,
  • Исполнения приказа,
  • Невменяемости, вызванной болезнью человека.

    Различают две формы вины - умысел и неосторожность

                                                                       Вина

                           

                    Умысел                                                Неосторожность

Прямой                                               Самонадеянность

Косвенный                                         Небрежность

                                                       Халатность  

                                                       

     -Прочитайте, что обозначает то и другое понятие.

Выполним задание: определить форму вины.

  • Вечером Иван поссорился с Николаем. А через два часа, когда наступила темнота, Иван подкрался к сидящему на берегу реки Николаю и со словами: «Я ведь предупреждал, что убью тебя!»- нанес ему удар по голове принесенным с собой топором. Николай скончался на месте.
  • Пьяный дебошир открыл стрельбу на улице, в результате которой были ранены прохожие. 
  • Водитель ведет автомобиль на недозволенно высокой скорости, рассчитывая на свой профессионализм, и вдруг сбивает пешехода.
  • Ученик Киселев совершил кражу компьютера из кабинета физики средней школы №32 г. Лыково.
  • Туристы оставили незагашенным костер в лесу, в результате которого случился пожар.
  • Из-за наводнения врач скорой помощи не смог спасти больного.

4.ПРОТИВОПРАВНОЕ деяние, т.е. нарушение норм права. Не может быть правонарушения, если не нарушены правовые нормы. Так, если в законе нет нормы, обязывающей людей здороваться при встрече, то несоблюдение этого правила, хотя и будет невежливостью, правонарушением не считается.

5.Выделяется и такой признак, как ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ (вредность). Совершение правонарушения причиняет вред другим людям или всему обществу. Например, кража вещи причиняет вред собственнику вещи, т.к. он её лишается. Вред может быть не только имущественным, но и физическим, социальным, политическим, моральным, экономическим. Вред может выражаться не только в к.-л. последствиях, но и в намерении, которое может привести к таким последствиям. Например,  изготовлены фальшивые деньги, но не использованы; или образована группа в целях грабежа граждан, но она не успела совершить задуманное.

ЗАПОМНИТЕ, отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков не позволяет рассматривать действие как правонарушение.

Итак, правонарушение- это посягательство отдельного индивида на установленный в обществе порядок отношений между людьми, большими и малыми группами людей.

 

IV. Закрепление.   «Рефлексия»

 Выполним задание № 1-4 (в группах с последующим обсуждением).

 Каждая группа получает текст задания.

Задание для группы №1.

Примером правонарушения является следующий факт:

  1. Ученик Г., играя мячом, разбил окно в чужой квартире;
  2. Ученик С., получив в библиотеке книги, не поблагодарил библиотекаря;
  3. Ученик Т. не выполнил домашнее задание;
  4. Гражданин Л. вернул взятые у приятеля в долг 100 руб. через неделю после условленного срока.

Задание для группы №2.

Что является правонарушением?

  1. Невыполнение строительной фирмой условий договора о строительстве дома;
  2. Отключение подачи электроэнергии в некоторых населенных пунктах из-за урагана;
  3. Выезд начинающего автолюбителя на трассу в час пик;
  4. Выступление работника на собрании трудового коллектива с критикой директора.

Задание для группы №3.

Школьник без спроса взял из открытой сумки одноклассника мобильный телефон, поиграл и положил обратно. Хозяин телефона не узнал об этом. Совершил ли школьник, взявший телефон, правонарушение?

Задание для группы №4.

Что не является правонарушением?

  1. Продажа недоброкачественного товара в магазине;
  2. Продажа легких наркотиков на школьной дискотеке;
  3. Продажа квартиры в кредит;
  4. Нецензурная брань в общественном месте.

V этап урока.

Подводятся итоги урока.

Удалось ли нам ответить на поставленные в начале урока вопросы?

Итак, теперь мы знаем, что:

  • Поведение, нарушающее предписание правовой нормы, называется ПРАВОНАРУШЕНИЕМ.
  • Правонарушения могут совершаться в различных областях жизни, имеют различные степень тяжести и последствия.
  • Вслед за правонарушением наступает юридическая ответственность, т. е. применение к лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер принуждения.

                                               Анкета.                                                                                                                                                                  

  1. Как я усвоил материал?
  • Получил прочные знания, усвоил все вопросы
  • Усвоил материал частично
  • Необходимо еще поработать
  1. Как я работал, удовлетворен ли своей работой?
  • Везде справился сам, удовлетворен своей работой
  • Допустил ошибки
  • Не справился
  1. Как работала группа, учебная пара?
  • Дружно, все вместе разбирали задания
  • Не все активно участвовали в обсуждении
  • Работа вялая, неинтересная, много ошибок
  1. Мое мнение об уроке (пожелания), что понравилось,

      что не понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания по теме: "Правонарушение и его признаки"

Урок обществознания в 9 классе по учебнику Кравченко А.И....

Конспект урока "Правонарушения и юридическая ответственность"

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме:"Правонарушения и юридическая ответственность"...

Конспект урока "Правонарушения и юридическая ответственность" 9 класс

Данная разработка предназначена для проведения обобщающего урока по теме «Правонарушения и юридическая ответственность». Рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся с учебником....

Конспект урока : "Обобщающий урок по теме: Теугольник. Признаки равенства треугольников"

Конспект урока, мультимедийная презентация, карточки для самостоятельной  и  домашней  работы....

Конспект урока "Правонарушение и юридическая ответственность" 9 класс

Цель: охарактеризовать понятие “правонарушение” и объяснить его связь с понятием “юридическая ответственность” (слайд 1).Планируемые результаты:Личностные: формировать правовое сознание учащихся.Предм...

Конспект урока "Правонарушения и юридическая ответственность"

Конспект урока "Правонарушения и юридическая ответственность"...

Технологическая карта урока «Правонарушения и их характеристика». Право. 10 класс.

Технологическая карта урока «Правонарушения и их характеристика». Право. 10 класс....