Рабочая программа элективного курса по обществознанию ( 9 кл.)
элективный курс по обществознанию (9 класс) на тему

Артемова Татьяна Викторовна

Программа содержит дополнительный материал для подготовки учащихся к ГИА по обществознанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_imeyu_pravo_9_kl.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Староюрьевская средняя общеобразовательная школа

Рекомендовано                                                               Утверждено

Методическим советом школы                                    Приказ № _______

Протокол № ____ от ________                                      от _____________

Рабочая программа

элективного курса

«Имею право»

для 9  класса

на 2017 – 2018  учебный год

Учителя истории и обществознания

Артемовой Татьяны Викторовны

Пояснительная записка

        Рабочая программа элективного курса «Имею право»  разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Староюрьевской СОШ» Староюрьевского  района и в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации».

        Курс рассчитан на 17 часов, 1 раз в неделю в течение 1 полугодия. Уровень изучения базовый.

        В современных условиях перед нашим государством стоит задача превращения его в современное правовое государство. В решении этой задачи важную роль может сыграть правовое образование граждан, а следовательно, включение в учебные программы школ различных правовых курсов.

        Программа курса «Имею право» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов.

        Содержание учебного материала соответствует целям предпрофильного обучения и содержит элементы новизны.

        Актуальность программы определяется тем, что учащимся важно знать роль и значение права в их жизни и уметь защитить себя, отстаивать свои права.

        Принципами отбора содержания материала программы являются:

  • системность;
  • научность;
  • доступность;
  • возможность практического применения полученных знаний;
  • реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 17 часов.

        Данный курс дает учащимся сведения практического характера, знакомит их с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства, поэтому в содержании курса рассматривается много житейских проблем, касающихся широких слоев населения и, в частности, самих учащихся. Рассмотрение этих проблем позволяет учащимся увидеть личностную значимость правовых знаний и лучше ориентироваться в современном законодательстве.

        Цели:

  1. Способствовать развитию правовой культуры школьников на основе усвоения ими основных правовых норм.
  2. Заинтересовать учащихся поиском необходимой правовой информации при решении конкретных жизненных ситуаций и проблем.
  3. Воспитать у учащихся уважение к праву и закону.

        Задачи курса:

  1. Знакомство учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми человеку чаще всего приходится сталкиваться в жизни.
  2. Освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав.
  3. Развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи.
  4. Воспитание ответственности за собственное благополучие.

        Необходимым условием реализации этих целей и задач является использование в ходе проведения занятий новых, активных, форм работы наряду с традиционными.

        Формы организации учебной деятельности: лекции, практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы.

        Система оценивания:

        С учетом названных целей и задач объектом оценивания достижений учащихся в правовом образовании посредством элективного курса должны быть следующие компоненты:

  • правовые знания как основа социальных умений и навыков;
  • конкретные умения и навыки в сфере правоотношений.

Предполагаемые результаты изучения курса

        В результате изучения курса у учащихся должны сформироваться:

  • знания и представления о нормах современного российского законодательства;
  • знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;
  •  навыки компьютерных технологий;
  • коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.

         Уметь:

  •         применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
  •  формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
  • работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;
  • решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.

Выпускник должен научиться  использовать приобретенные знания и умения для:

  •  самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
  •  решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
  •  ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
  •  предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования4
  •  оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  •         применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
  •  формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
  • работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;
  • овладение навыками компьютерных технологий;
  • решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.

         Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников под редакцией А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание (5-9 классы).

Основное содержание

  1. Роль права в жизни человека и общества (2 ч)

           Введение. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания.  Правовая культура. Разновидности правовых норм.   Основные отрасли   права.  Правовое государство и гражданское общество. Характеристика   личных прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита. Права и свободы человека и гражданина, их гарантии.

        2. Право на образование (2 ч)

                Государственная политика.

Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Доступность образовательных услуг. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов.

        3. Семейное право (2 ч)

        Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Правовые основы брака.  Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Условия расторжения брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка.

        4.Трудовое право (2 ч)

                Трудовое право. Работодатели и работники на рынке труда.

Трудовой договор (контракт), расторжение трудового договора, сверхурочная работа. Правила поведения в трудовой сфере.

        5.Жилищные права граждан: государственные гарантии и реальная политика (2 ч)

        Правовое регулирование отношений в сфере недвижимости.  Нормы государственного права и обязанности, имущественные отношения, заключение договоров, виды договоров.  Право собственности, сделки. Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильем.

        6. Права потребителя: законодательство и реальная практика  (3 ч)

        Источники информации для потребителя. Потребитель и его права. Потребитель, изготовитель, услуги. Закон «О защите прав потребителя».

Правила грамотного поведения потребителя на рынке товаров и услуг.

        7.Уголовное право (3 ч)

        Основы уголовного законодательства. Три признака преступления. Формы совершения преступления: действие и бездействие. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Порядок судебного разбирательства. Несовершеннолетние в системе уголовного законодательства.        

8. Обобщение по курсу (1 ч)

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№/п

Тема

Количество

часов

 Всего

Теорет.

Практич.

1.

 Роль права в жизни человека и общества.

2

1

1

2.

Право на образование.

2

1

1

3.

Семейное право.

2

1

1

4.

Трудовое право.

2

1

1

5.

Жилищные права граждан: государственные гарантии и реальная практика.

2

1

1

6.

Права потребителя: законодательство и реальная практика.

3

2

1

7.

Уголовное право.

3

1

2

8.

Обобщение по курсу.

1

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс: 9 «А»

Уровень изучения: базовый

Количество часов:  17, в неделю - 1.

№/ п

Название раздела, темы урока

Количество

часов

Вид занятия

Дата

проведения

(Уч. недели)

План.

Факт.

Тема 1. Роль права в жизни человека и общества

2

1.

Роль права в жизни человека и общества.

1

Лекция

1

2.

Правовое государство и гражданское общество.

Круглый стол

2

Тема 2. Право на образование

2

3.

Государственная политика.

1

Лекция

3

4.

Доступность образовательных услуг.

1

Урок-диспут

4

Тема 3. Семейное право

2

5.

Правовые основы брака.

1

Лекция

5

6.

Взаимные обязанности родителей и детей.

1

Практикум

6

Тема 4. Трудовое право

2

7.

Работодатели и работники на рынке труда.

1

Лекция

7

8.

Правила поведения в трудовой сфере.

1

Практикум

8

Тема 5. Жилищные права граждан: государственные гарантии и реальная практика

2

9.

Правовое регулирование отношений в сфере недвижимости.

1

Лекция

9

10.

Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильем.

1

Ролевая игра

10

Тема 6. Права потребителя: законодательство и реальная практика

3

11.

Источники информации для потребителя.

1

Лекция

11

12.

Потребитель и его права.

1

Практикум

12

13.

Правила грамотного поведения потребителя на рынке товаров и услуг.

1.

Лекция

13

Тема 7. Уголовное право

3

14.

Основы уголовного законодательства.

1

Лекция

14

15.

Порядок судебного разбирательства.

1

Практикум

15

16.

Несовершеннолетние в системе уголовного законодательства.

1

Практикум

16

Тема 8. Обобщение по курсу

1

17.

Итоговое повторение и обобщение

1

Урок-конференция

17

Литература:

  1. И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание. 8 класс. - М.: Русское слово, 2012;
  2. А.И. Кравченко, Е.А. Певцова .Обществознание. 9 класс - М.: Русское слово», 2012.
  3. Задачник по обществознанию/А.И. Кравченко. – М.: Русское слово, 2012.
  4. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. – М., 2011.
  5. Комментарий к Трудовому кодексу РФ. – М., 2013.
  6. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. – М., 2012.
  7. Комментарий к Семейному кодексу РФ. – М., 2012.
  8. Никитин А.Ф. Право и политика. – М.: Просвещение, 2012.
  9. Сборник образцов гражданско-правовых документов. М., 2002 – 2011 гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Практическое обществознание», 9 класс

Рабочая программа элективного курса «Практическое обществознание» для  9 класса...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию«Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию»

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Отработки навыков выполнения заданий повышенной сложности части С. Программу возможно использовать...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию

Рабочая программа элективного курса по обществознанию для учащихся 10 - 11 классов "Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ" адаптированная учиетелем истории и обществознания высшей квалиф...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию, 11 класс

Данный элективный курс разработан для боллее эффективной подготовки обучающихся 11 класса к ЕГЭ по обществозанию....

Рабочая программа элективного курса по обществознанию "Подготовка к государственной итоговой аттестации. ОГЭ по обществознанию"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса по обществознанию в 9 классе...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 11 класса

Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часа.Вид элективного курса – предметный.Реали...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 10 класса

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часов.Вид элективного курса — предметный.Экза...