Рабочая программа элективного курса по обществознанию, 11 класс
рабочая программа по обществознанию (11 класс) на тему
Данный элективный курс разработан для боллее эффективной подготовки обучающихся 11 класса к ЕГЭ по обществозанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa.rar | 25.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа элективного интегрированного учебного курса
«Актуальные вопросы обществознания в рамках подготовки к ЕГЭ»
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного интегрированного учебного курса «Актуальные вопросы обществознания в рамках подготовки к ЕГЭ» разработана в соответствии с законом ХМАО-Югры «Об образовании в ХМАО-Югре» от 1 июля 2013 года №68-оз, а также приказами ДОиМП ХМАО – Югры от 18.09.13 №853 "Об организации деятельности стажировочных площадок в образовательных организациях ХМАО-Югры по реализации ФГОС ООО в опережающем режиме", ДОиМП ХМАО-Югры от 05.12.2012 №1405 "Об утверждении перечня направлений (апробационных тем) пилотных площадок, реализующих ФГОС ООО". Рабочая программа элективного курса по обществознанию не противоречит ФГОС среднего (полного) общего образования по предметной области «Обществознание» и может быть использована для изучения в 11 классе.
Программа разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта по обществознанию (базовый уровень), утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 05 03 2004 года № 1089; авторской программы по обществознанию среднего (полного) общего образования (под ред. академика РАО, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова) (М.: Просвещение 2013), а также учебного пособия «Обществознание. 10-11 класс» (авторы Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Аверьянова и др. - М.: Просвещение, 2013).
Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче ЕГЭ по обществознанию, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек, Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право».
Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность курса.
Основу данной программы составляют:
- понимание, что обществознание – интегральная учебная дисциплина, цель которой состоит в том, чтобы, овладев основами социально-гуманитарных наук – наук о человеке и обществе, - учащиеся получили комплексное и целостное знание об обществе;
- осознание учащимися, что предмет обществознания чрезвычайно сложен и многомерен, требует неординарного поиска ответов на поставленные вопросы, оперирования понятиями всех перечисленных выше наук об обществе.
Общая характеристика учебного курса
Цель: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ по обществознанию.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
- преобразование содержание теоретического материала в более доступную для восприятия учащихся форму;
- раскрытие и понимание сущности обществоведческих понятий разной степени сложности
-выявление наиболее существенных признаков социальных объектов и явлений;
-поэтапное усвоение учащимися ряда базовых умений (речевых, логических, рефлексивных, коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой),
- формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений;
Место учебного курса в учебном плане
Программа элективного интегрированного учебного курса «Актуальные вопросы обществознания в рамках подготовки к ЕГЭ» объемом 35 часов в год, по 1 часу в неделю, изучается в течение всего учебного года.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
В современной внешнеполитической ситуации в настоящее время все более актуальными становятся вопросы международной политики, знания о развитии политических процессов в современных государствах.
Элективный курс призван помочь учащимся понять сущность процессов и явлений, характеризующих демократические политические режимы и противоположные им, существующие в современном мире, разобраться в сложных государственных законодательных, исполнительных системах. Курс помогает учащимся выработать собственную гражданскую позицию, умение сформулировать и научно обосновать свою точку зрения по актуальным вопросам международной и внутренней политики нашей страны.
Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников аспектов современного обществознания, в результате чего будет происходить систематизация имеющихся у учащихся обществоведческих знаний, формироваться собственная позиция по изученным темам, вырабатываться алгоритм решения рассматриваемых тестовых заданий. Элективный курс способствует качественной подготовке учащихся 11 классов к правильному решению экзаменационных тестов в формате ЕГЭ.
Элективный курс является актуальным в связи с тем, что научное познание отстает от реального течения процессов, и именно этим проблемам меньше всего уделяется внимание при изучении обществознания. Таким образом, актуальность курса определяется новизной проблем, которые ставятся перед учителем и учащимся, авторским видением существа этих проблем, принципами подбора дополнительного материала, позволяющего в процессе освоения курса критически переосмысливать в том числе и позицию авторов используемого учебно-методического комплекса.
Данный элективный курс способствует:
-формированию учащегося, как целостной, всесторонне развитой личности;
-формированию у молодого поколения чувства гордости современной Россией, патриотизма и гражданской позиции;
- воспитанию у обучающихся социальной ответственности, трудолюбия и умения преодолевать трудности;
- формирование у обучающихся запроса на новую информацию;
- выработке способности самостоятельно ориентироваться в быстро изменяющемся мире, находить в нем свое место и адекватный ответ «вызовам» времени.
Содержание учебного курса
Общество
Общество как динамическая система. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие институты общества. Многообразие путей и форм общественного развития. Проблема общественного прогресса. Целостность современного мира, его противоречия. Глобальные проблемы современности.
Человек
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы. Личность, её социализация и воспитание. Свобода и ответственность. Самопознание, внутренний мир человека, сознание и бессознательное.
Познание
Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Многообразие форм человеческого знания. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Виды человеческих знаний. Социальное и гуманитарное знание.
Духовная жизнь общества
Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство. Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований. Роль средств массовой информации в современной жизни общества. Общественная значимость и личностный смысл образования. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.
Экономическая сфера жизни общества, Человек и экономика.
Экономика: наука и хозяйство. Экономическое содержание собственности, экономические системы, многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Экономический цикл, экономический рост. Факторы производства. Государственный бюджет, денежно-кредитная политика, налоговая политика. Экономика производителя, экономика потребителя. Рынок труда, безработица, уровень жизни. Россия в условиях рыночной экономики.
Социальные отношения
Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения. Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность. Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Нации Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Семья как социальный институт. Семья и брак.
Политика и право
Понятие власти. Государство как главный институт политической власти . Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политический режим. Политический терроризм. Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Политическая элита. Политическая идеология. Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Политический процесс. Избирательные системы. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Основные формы права. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение .
Человек и закон.
Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения. Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство. Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.
1.2.Содержание учебного курса
№№ п/п | Наименование тематического раздела | Кол-во часов по разделу |
1. | Общество как сложная динамическая система. | 5 |
2. | Человек – существо биосоциальное. | 2 |
4. | Познание. | 3 |
5. | Духовная жизнь общества. | 3 |
6. | Экономическая сфера жизни общества. | 3 |
7. | Человек и экономика. | 5 |
8. | Социальные отношения. | 2 |
9. | Политика и право. | 4 |
10. | Проблемы социально- политической жизни. | 3 |
11. | Человек и закон. | 4 |
12. | Итоговое повторение. | 1 |
Итого: | 35 |
Ожидаемые результаты освоения учебного курса
В модели элективного интегрированного курса «Актуальные вопросы обществознания в рамках подготовки к ЕГЭ» для 11 класса важным аспектом является самостоятельная творческая деятельность учащихся – написание эссе обществоведческого характера, решение практической части заданий ЕГЭ, семинары и диспуты учащихся, что характеризует деятельностный принцип обучения.
Отличительной чертой элективного интегрированного учебного курса является целостность:
- по содержанию обществоведческих знаний;
- по методам обучения, последовательно ориентирующим познавательную, исследовательскую деятельность учащихся на выявление общественных закономерностей, процессов и явлений;
- по интегративно-предметной системе обучения, при которой усвоение содержания предмета «Обществознание» объединяется для качественной подготовки к ЕГЭ;
- по комплексному диагностированию эффективности учебно-воспитательного процесса.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Особенностью элективного курса является его направленность на гуманизацию, понимание сущности современной позиции России на международной арене, на воспитание обучающихся с активной гражданской позицией, любящих и уважающих свое Отечество.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Раздел | Тема занятия | Содержание занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Основные формы деятельности |
1 | Общество как сложная динамическая система. | Общество как система. Общество и природа | Общество как сложная динамическая система. Многовариантность общественного развития. Особенности современного мира. Представление о взаимодействии человека с природной средой и проблемах их взаимодействия | 1 | Беседа, лекция. Индивидуальные задания по кодификатору ЕГЭ (Ч.1) | |
2 3 | Подсистемы общества, их взаимосвязь. | Общество как социальная организация страны, основные признаки общества, движущие силы развития. Экономическая, политическая, духовная, социальная сферы жизни общества. | 2 | Практикум Индивидуальные задания по кодификатору ЕГЭ (Ч.1) | ||
4 5 | Понятие о социальных институтах. | Общество как социальная организация страны, основные признаки общества, движущие силы развития. Социальные институты современной России: их формирование и сущность. | 2 | Эссе по теме занятия, Индивидуальные задания по кодификатору ЕГЭ (Ч.2). Работа с материалами СМИ, решение проблемных вопросов. | ||
6 7 | Человек – существо биосоциальное. | Человек: единство природного и социального. Природа человека. Человек как духовное существо. | Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. | 2 | Беседа, лекция. Индивидуальные задания по кодификатору ЕГЭ (Ч.1) | |
8 9 10 | Познание. | Познание как деятельность. Абсолютная и относительная истина. Типы познания. Научное познание, социальное познание. | Роль знаний в жизни человека. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Чувственное и рациональное познание. Многообразие путей познания. | 3 | Эссе по теме занятия, Индивидуальные задания по кодификатору ЕГЭ (Ч1,Ч.2). Разбор отдельных видов заданий | |
11 12 13 | Духовная жизнь общества. | Культура и духовная жизнь, формы и разновидности культуры. Искусство, наука, образование, религия, СМИ. | Различные трактовки искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Культурное наследие и культурные универсалии. Государственное и частное образование, школьное и дошкольное. Правовые основы школьного образования. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. | 3 | Практикум. Разбор отдельных видов заданий; методические рекомендации к группам заданий; разбор типичных ошибок. | |
14 15 16 | Экономическая сфера жизни общества | Типы экономических систем, факторы производства. Отношения собственности. Типы рынков. Государство в рыночной экономике. | Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Виды собственности. Фирмы, рынок – основные институты современной экономики. Производство, потребление, распределение. Основные ресурсы экономики. Роль государства в экономике. | 3 | Лекция, практикум. Разбор отдельных видов заданий; методические рекомендации к группам заданий. | |
17 18 19 20 21 | Человек и экономика. | Основы предпринимательства Слагаемые успеха в бизнесе. Менеджмент и маркетинг. Банковская система. Инфляция: виды, причины, следствия Занятость и безработица. Госполитика в области занятости. | Предпринимательские правоотношения. Организационные формы предпринимательства. Экономическая политика РФ. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга, его принципы. Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе РФ. Основы денежной и бюджетной политики государства. Финансы. Финансовые институты. Виды, причины, последствия инфляции. Рынок труда. Заработная плата. Прожиточный минимум. Государственная политика в области занятости. Безработица, её виды. | 5 | Беседа, лекция. Индивидуальные задания по кодификатору ЕГЭ (Ч.1,2) Лекция, практикум. Разбор отдельных видов заданий; методические рекомендации к группам заданий; разбор типичных ошибок при выполнении. | |
22 23 | Социальные отношения. | Классы как основа стратификации современного общества. Социальный статус и социальная роль, социальные конфликты. | Историческое происхождение и типология классов. Семья как социальный институт и малая группа, тенденции развития семьи. Социализация, социальная норма, социальное неравенство, социальный контроль, отклоняющееся поведение, социальная санкция. | 2 | Эссе по теме занятия, Индивидуальные задания по кодификатору ЕГЭ, работа с материалами СМИ, решение проблемных вопросов. | |
24 25 26 27 | Политика и право | Политическая система, институты политической системы. Гражданское общество и правовое государство. Система права: основные институты, отрасли права. Избирательная система. | Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества, правового государства. История развития и сущность гражданства.
Правовые отношения и их структура. Основные отрасли российского права. Типы избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная. Политическое участие граждан. Избирательное право, его происхождение. | 4 | Беседа, лекция. Эссе по теме занятия, Индивидуальные задания по кодификатору ЕГЭ (Ч1,Ч.2). Работа с материалами СМИ, решение проблемных вопросов. Работа с материалами СМИ, решение проблемных вопросов. Лекция, беседа. | |
28 29 30 | Проблемы социально- политической жизни. | Политическое поведение Политический терроризм. Политическая элита. Политическое лидерство. | Многообразие форм политического поведения. Регулирование политического поведения. Политическая психология и политическое поведение. Политическая пропаганда. Политическая элита и особенности её формирования в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые. Роль политического лидера. | 3 | Лекция, беседа. Индивидуальные задания, эссе по теме. Работа с материалами СМИ, решение проблемных вопросов. | |
31 32 | Человек и закон. | Права и обязанности граждан РФ. Гражданское право. Семейное право, трудовое право. | Гражданство в Российской Федерации. Основания для приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов, права и обязанности. Трудовое законодательство РФ. Порядок приёма на работу, заключения и расторжения трудового договора. | 4 | Лекция, беседа. Индивидуальные задания по кодификатору ЕГЭ (Ч1,Ч.2). | |
33 34 | Гражданский процесс. Арбитражный процесс. Уголовный процесс. Судебное производство | Процессуальное право. Основные правила и принципы гражданского процесса. Участники гражданского процесса и арбитражного процессов. Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. | Лекция, практикум. Индивидуальные задания по кодификатору ЕГЭ (Ч1,Ч.2). Лекция, практикум. | |||
35 | Итоговое повторение. | 1 | Лекция, беседа. |
Материально-техническое обеспечение курса.
1. Учебник «Обществознание. 10,11 класс», авторов Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Аверьянова и др. - М.: Просвещение, 2013.
2. Обществознание. Типовые задания, ЕГЭ, А.Ю. Лазебникова,Е.Л. Рутковская, М.: Издательство «Экзамен», 2016.
3. Кишенкова, О. В. Основы гражданских знаний. 9-1 1 кл.: учеб. для уч-ся общеобразовательных учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2008. -288 с.
4. Клименко, А. В., Румынина, В. В. Обществознание: для школьников старших классов и поступающих в вузы: учеб. пособие. - М.: Дрофа, 2009.
5. Кравченко, А. И. Задачник по обществознанию. 10-11 кл. -2-е изд. - М: ООО «ТиД «Русское слово-РС», 2010.
6. Обществознание: 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. уч реждений / А.Ю.Лазебникова, О.О.Савельева, В.А.Литвинов и др.; под ред. А. Ю. Лазебниковой. - М: ООО «Изд-во ACT»; ООО «Изд-во Астрель», 2011.
7. Обществознание: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.Ф.Никитин, И.А.Галицкая, Е.С.Королькова и др.; под ред. А. Ф. Никитина. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
8. Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл.: пособие для учащихся общеобразоват.учеб.заведений/ авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеее. - М: Дрофа, 2009.
9.Политология: учеб.пособие [для вузов] / сост. и отв. ред. А. А. Радугин. - 2-е изд., до - М: Центр, 2009 г.
10. Права человека в свободной стране: учеб. пособие по правоведению для 9-1 1 кл. средн. общеобразоват. школы. - СПб.: Специальная лит-ра, 2008.
11. Ю.Сиделъникова, Т. Т. и др. Политология: комментарии, схемы, афоризмы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. Т. Сиделъникова, Д. А. Темников, И. А. Шарагин, - М.: Гуманит. ИД ВЛАДОС, 2010.
12. Шилобод, М. И. Политика и право. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / М. И. Шилобод, А. С. Петрухин, В. Ф. Кривошеее. - М.: Дрофа, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса «Практическое обществознание», 9 класс
Рабочая программа элективного курса «Практическое обществознание» для 9 класса...
Рабочая программа элективного курса по обществознанию«Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию»
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Отработки навыков выполнения заданий повышенной сложности части С. Программу возможно использовать...
Рабочие программы элективных курсов по обществознанию 10-11 классы
Рабочие программы содержат необходимый материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию...
Рабочая программа элективного курса по обществознанию "Подготовка к государственной итоговой аттестации. ОГЭ по обществознанию"
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса по обществознанию в 9 классе...
Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 11 класса
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часа.Вид элективного курса – предметный.Реали...
Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 10 класса
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часов.Вид элективного курса — предметный.Экза...