Рабочая программа элективного курса по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (10, 11 класс) на тему

Рабочая программа элективного курса по обществознанию для учащихся 10 - 11 классов "Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ" адаптированная учиетелем истории и обществознания высшей квалификационной категории Барышевой Л.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_ehkonomike.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Березово

Пугачевского района Саратовской области»

Рабочая программа

элективного курса по обществознанию для учащихся 10-11 классов                                            

«Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ»

адаптированная учителем истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Барышевой Л.И.

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

   

           Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов различных профилей, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 70 часов. Реализация данной программы в рамках элективного курса возможна как  в течение двух лет обучения (10 и 11 класс, 1 час в неделю), так и в течение одного года обучения  (11 класс, 2 часа в неделю).

    Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по  специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др.*  

      Необходимость разработки данной программы обусловлена как запросами учителей обществознания восполнить дефициты в уровне подготовки учащихся по предмету, так  и запросами учеников в осмыслении  стратегии действий при подготовке к единому государственному экзамену.      

      При разработке программы перед автором возникла сложная проблема: с одной стороны, избежать дублирования базового курса,  с другой -  банального «натаскивания» учащихся на решение заданий ЕГЭ.

        Анализ ответов учащихся на экзамене позволил выделить следующие ключевые позиции, которые нашли отражение в данной программе.**

        Внутри каждого тематического раздела есть вопросы, традиционно вызывающие затруднения у относительно большого числа учеников, игнорирование этого факта приводит к недочетам и ошибкам в ответах. Ряд содержательных элементов, вызывает трудности  в силу различных причин:  появление нового количества элементов содержания («Экономика», «Право»), недостаточное внимание к ряду вопросов  в силу кажущейся очевидности  в сложившейся традиционной практике преподавания («Человек и общество», «Познание»), различие в степени представленности отдельных содержательных единиц в действующих учебниках («Социальная сфера», «Политика»), слабая межпредметная интеграция учебных дисциплин, дефицит учебного времени и др.

     Типичные ошибки выпускников высвечивают не только уровень освоения знаний, но и степень овладения необходимыми интеллектуальными умениями, мыслительными операциями, способами деятельности. Так, например, эссе  как форма актуализирующая компетентность учащихся, слабо освоена в рамках обычного преподавания. Более целенаправленной работы требуют также умения: соотносить теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих знаний, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения  общественных наук, оперировать терминами и понятиями в заданном контексте, решать проблемно-познавательные задачи, применяя социально-гуманитарные знания и др.

     В печати появилось множество материалов для тренировки низкого уровня, не имеющих отношения к разработанным ФИПИ контрольно-измерительным материалам ЕГЭ. Подобные «пособия» не отражают специфику экзаменационной работы, не учитывают изменения в моделях заданий, уровне их сложности, существующей системе оценивания.

 

 

* Приказ Минобрнауки России от 28 октября 2009 г. N 505 "Об утверждении перечня вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию"

** Методические письма  «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования» 2005-2008 гг. www. fipi.ru

     

         

        Это вызывает необходимость  познакомить учащихся с современной структурой и  содержанием экзаменационной работы,  дополнительными учебными пособиями, соответствующими научному уровню  знаний,   заданиями для тренировки, подготовленными  авторами – разработчиками КИМов,  а также обеспечить преподавание элективного курса учебно-методическими материалами,   позволяющими качественно проводить практические и лабораторные  занятия, тренинги.

Целевые установки курса:

  • Повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
  • Формировать умения, актуализированные  целью и содержанием обществоведческой подготовки  в контексте готовности выпускников к ЕГЭ;
  • Развивать методологическую культуру при   операциях с понятиями,  работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями,  раскрытии смысла афористичного высказывания.

        

         Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются  различные  формы занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, тренинги.  При планировании и организации занятий необходимо  определить оптимальное соотношение теоретических и практических занятий,  использовать активные и интерактивные методы обучения.

     Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется  рассмотреть на обзорной или тематической  лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал.

      При проведении семинарских занятий  следует уделить внимание сложным теоретическим вопросам, недостаточно отраженным в школьных учебниках.    

     Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Особое внимание при организации практикумов также  следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам.    

      Лабораторные занятия должны быть ориентированы на развитие  умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников.

      Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.

       Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего,  тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса.

     

Итоговая оценка (зачет) выставляется по результатам промежуточного контроля, творческой работы (эссе), а также итоговой письменной работы, ориентированной на проверку способности выполнять задания различных моделей, используемых в ЕГЭ по всем содержательным линиям курса.  

        Реализация данной программы может осуществляться с опорой на  учебно- справочные пособия, подготовленные авторским коллективом под общей редакцией П.А. Баранова (см. список литературы). При организации и проведении занятий учитель может воспользоваться дидактическими материалами, предлагаемыми в приложениях, а также методическими материалами, разработанными  кафедрой гуманитарно-художественного образования и представленными в электронном виде.

         

 Ожидаемые результаты: 

  • Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым позициям курса;
  • Ориентация учащегося   в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий уровня А, В, С; достижение определенной свободы в выборе темы эссе;
  • Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену.

Содержание программы

 1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы  (1 ч).

        ЕГЭ и стандарты обществоведческого  образования.  Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).

2. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ (50 ч.).

 2.1 Содержательные линии «Человек и общество»:  ключевые понятия и трудные вопросы  (3ч).

Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.

  Трудные  вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.

Тренинг по выполнению заданий части 1(А) и части 2 (В) данных содержательных линий

2.2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях  «Человек. Познание» (3 ч.)

Основные теоретические положения.  Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание. 

 Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации).

       Тренинг по  выполнению заданий А и В по данным содержательным линиям.

2.3 «Социальные отношения»: обзор основных  позиций,  сложные вопросы  (3 ч).

             Основные позиции. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России.

            Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук.

            Модели заданий  части 1 (А) и части 2 (В) по содержательной линии и тренинг по  выполнению заданий.

2.4  Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика»  (11ч.).

Что такое экономика. Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. Типы экономических систем. Традиционная экономическая система. Рыночная экономическая система. Командная и смешанная экономические системы. Силы, которые управляют рынком. Что такое спрос. От чего зависит предложение товаров. Как работает рынок. Формирование рыночных цен. Рынок на практике, или Как реально организована торговля. Мир денег. Причины возникновения и формы денег. Функции денег в современной экономике. Банковская система. Причины появления и виды банков. Принципы кредитования. Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны. Человек на рынке труда. Экономическая природа рынка труда. Что такое заработная плата и от чего она зависит. Социальные проблемы рынка труда. Профсоюзы и трудовые конфликты. Социальные факторы формирования заработной платы. Экономические проблемы безработицы. Причины и виды безработицы. Как можно сократить безработицу. Что такое фирма и как она действует на рынке. Зачем создаются фирмы. Экономические основы деятельности фирмы. Предприниматель и создание фирмы. Условия создания успешного бизнеса. Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его последствия. Доходы и расходы семей. Влияние инфляции на семейную экономику. Неравенство благосостояния граждан и возможности его сокращения. Экономические задачи государства. Причины и формы участия государства в регулировании экономики. Макроэкономические процессы в экономике страны. Государственные финансы. Налоги как источник доходов государства. Как формируется и расходуется государственный бюджет. Экономический рост. Что такое экономический рост и как можно его ускорить. Какие экономические проблемы тревожат человечество в 21 в. Организация международной торговли. Международная торговля и ее влияние на экономику страны. Валютный рынок и конвертируемость валют. Экономическое устройство России на рубеже 20-21 вв. к какой категории относится экономика России. Формирование экономики переходного типа в Российской Федерации.Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В  данной содержательной линии.

2.5 Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов (8 ч.).

Систематизация знаний учащихся по ключевым понятиям содержательной линии. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический режим. Местное самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие.

 Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания   и примеров из истории и социальной практики.                  

Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) по данному содержательному блоку.

Тренинг по выполнению заданий А и В по данному содержательному блоку.

2.6  «Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы    (6 ч.).

Основные теоретические положения содержательной линии. Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура.

Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право.

Модели заданий части 1 (А) и части 2 (В) и тренинг по выполнению заданий А и В по данному содержательному блоку.

3.Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ (18 ч.).

3.1 Основные модели заданий    части 1(А) и части 2 (В) и проверяемые умения. Промежуточный контроль по выполнению заданий А и В  (2 ч.). 

        Выполнение учащимися письменной работы в тестовой форме.  Анализ выполнения заданий закрытого типа части 1 (А): на распознавание признаков понятий, характерных черт социального объекта;  сравнение социальных объектов,   соотнесение обществоведческих знаний с отражающими их социальными реалиями,   анализ двух суждений на предмет их истинности. Анализ выполнения заданий части 2 (В) с открытым кратким ответом: на завершение логических схем, таблиц,  установление соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;  выбор позиций из приведенного перечня,  различение в социальной информации фактов и мнений, аргументов и выводов,  применение обществоведческих понятий в заданном контексте.

3.2 Общая характеристика заданий части 3 (С).      Особенности заданий С1-С4 (4 ч).

С1-С4 - составное задание с фрагментом текста: общая характеристика задания.  Виды  документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и  проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие  умений:  извлекать  информацию из источника, анализировать и  интерпретировать информацию  из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.  

3.3 Специфика заданий С5-С8  (4 ч).

        С5 – задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте. Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Формирование умений применять обществоведческие понятия в заданном контексте.

        С6 – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни. Особенности заданий данного типа, основные модели заданий, типичные ошибки учащихся.  Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений.

      С7 – задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической. Разновидности заданий по содержанию условия и характеру вопросов-требований, особенности выполнения учащимися познавательных задач по обществознанию. Развитие   умений  учащихся применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества    

С8 – задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Алгоритм выполнения задания по составлению развернутого ответа. Памятка.

       

 3. 4 Эссе как творческая работа выпускника (4 ч).

С9 (эссе) - альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний. Особенности жанра эссе, виды эссе. Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе. Условия выбора темы эссе учащимися. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла  афористичного высказывания или заложенной в высказывании проблемы; при выражении собственной позиции, отношения к высказыванию или проблеме, при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе. Система оценивания задания.

3.5 Итоговая контрольная работа (4 ч.)

Учебно-тематический план

пп

Наименование разделов и тем

Всего часов

      В том числе

Теор.       Практ.

Формы занятий

1.

Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы

1

1

вводная лекция

практикум

(входной контроль)

2.

Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ

34

27

7

Практикум

(промежуточный контроль)

2.1

Содержательные линии « Человек и обществ»:  ключевые понятия и трудные вопросы

3

2

1

лекция

семинар

практикум

2.2

Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях  «Человек. Познание»

3

2

1

лекция

семинар

практикум

2.3

«Социальные отношения»: обзор основных  позиций,  сложные вопросы  

3

2

1

лекция

семинар

практикум

2.4

Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика»

11

6

5

лекция

семинар

практикум

2.5

Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов

8

6

2

лекция

семинар

практикум

2.6

«Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы  

6

3

3

лекция

семинар

практикум

3

Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ

35

5

30

Тематический контроль (эссе)

3.1

Основные модели заданий    части 1(А) и части 2 (В) и проверяемые умения

2

4

Практикум

(промежуточный контроль)

3.2

Общая характеристика заданий части 3 (С). Особенности заданий С1-С4

4

1

6

лекция

лабораторное занятие

3.3

Специфика заданий С5-С8

4

1

6

семинар

тренинг

3.4

Эссе (С9) как творческая работа выпускника

4

1

7

лекция

практикум

3.5

Итоговая                   зачетная работа

4

4

итоговый контроль

Итого

70

44

26

зачет

Календарно-тематическое планирование в 10 классе

 на 2012-2013 учебный год

№п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Наглядные пособия, ТСО и ИКТ

Вид занятий

дата план

дата факт

повторение

примечание

I.

Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы.

1

1.

ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации.

лекция

4.09

Индивид. задания

II.

Содержательные линии «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы

3

   

2.

Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества.

CD

комбиниров.

11.09

Сообще

ние по теме

3.

Общество и природа. Общество и культура.

DW

комбиниров

18.09

Сочине-ние -эссе

4.

Взаимосвязь экономической, социальной, полити-ческой и духовной сфер общества.

слайды

семинар

25.09

Работа с Интернетом

III.

Проблемы изучения конкретных разделов и тем в со

держательных линиях «Человек. Познание.»

3

5.

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

лекция

2.10

Сообще-ние по теме

6.

Бытие человека. Потребности и интересы человека.

слайды

практи-

кум

9.10

Презента-ция

7.

Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека.

Слайды, CD

практич

16.10

Сочине-ние- эссе

IV.

«Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы.

3

8.

Социальное взаимодействие и общественные отношения.

DW

комбиниров

23.10

Работа с документами

9.

Социальные группы и их классификация.

лекция

6.11

Работа с Интернетом

10.

Социальный статус. Социальная роль.

CD

комбиниров

13.11

Индивид. задания

V.

Актуальные проблемы изучения содержа-тельной линии «Экономика»

11

11.

Что такое экономика. Ограниченность эко

номических ресурсов и порождаемые ею проблемы.

лекция

20.11

§1-2

вопросы  на стр.30

12.

Традиционная экономическая система.

комбиниров

27.11

§1

§3

13.

Рыночная экономическая система.

DW

комбиниров

4.12

§4

14.

Командная и смешанная экономические системы.

семинар

11.12

§3

§5

Работа с докумен

тами стр.37

15.

16.

Что такое спрос.

Промежуточный

 контроль

Таблицы

тесты

комбиниров

контр.

18.12

25.12

вопросы 1-2, стр.42

§§6-7

17.

Формирование рыночных цен.

Слайды

схемы

комбиниров

15.01

§7

вопросы 1-3, стр.53

§§8-9

18.

Причины возникновения и формы денег.

таблица

Лекция

22.01

§8

Стр.71

§10

Стр.78

19.

Функции денег в современной экономике.

CD

комбиниров

29.01

вопросы1-3,

стр.72

§11

20.

Причины появления и виды банков. Принципы кредитования.

Слайды

практич

5.02

§§12-13

21.

Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны.

комбиниров

12.02

§12

§14

VI

Содержательная линия «Политика»

систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов.

8

22.

Власть, ее происхождение и виды.

лекция

индивид.

задание

23.

Политическая система, ее структура и функции.

CD

комбиниров

19.02

24.

Государственный аппарат.

DW

лекция

26.02

25.

Избирательные системы. Политические партии и движения.

слайды

семинар

5.03

Презента-ция

26.

Становление многопартийности в России. Политическая идеология.

лекция

12.03

Сообще-ние по теме

27.

Местное самоуправление. Политическая культура.

таблица

комбиниров

19.03

Презента-ция

28.

Гражданское общество. Правовое государство.

лекция

2.04

Индивид. задания

29.

Человек в политической жизни. Политическое участие.

DW

семинар

9.04

Работа с Интернетом

VII

«Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы.

6

30.

Право в системе социальных норм.

DW

лекция

16.04

31.

Система права: основные отрасли, институты, отношения.

слайды

комбиниров

23.04

Презента-ция

32.

Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения.

DW

семинар

30.04

Работа с докумен-тами

33.

Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право.

статьи Конституции РФ

комбиниров

7.05

Индивид. задания

34.

Юридическая ответственность и ее виды.

практич

14.05

35.

Итоговый контроль

тесты

контр.

21.05

                                                                   

         

                                                                       Литература

1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание. Учебно-справочное пособие.- СПб.,  2007.

2. Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки. / А.Ю. Лазебникова,  Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт, Е.Л. Рутковская и др. – М.: Просвещение, 2006.

3. ЕГЭ. Обществознание. Эффективная методика. /С.А. Нижников, А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт.- М.: Экзамен,  2007.

 4. ЕГЭ-2007: Обществознание реальные варианты. Федеральный институт педагогических измерений. /Авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2007.

5. ЕГЭ 2007.Обществознание. Сборник заданий. / Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, Эксмо, 2007.

6. ЕГЭ-2008. Обществознание. Тренировочные задания./ Е.Л. Рутковская,  Н.И. Городецкая,О. А., Котова, Е.С. Королькова, Т. Е. Лискова. - М.: Экзамен, 2007.

7. ЕГЭ 2008. Обществознание. Методические материалы. /Авт.-сост. Е.Л. Рутковская. М.: Эксмо, 2008.

8. Единый государственный экзамен 2009. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2009.

9. ЕГЭ-2009: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2008.

9. Кишенкова О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник. – М.: Эксмо, 2008.

10. Лазебникова А.Ю ЕГЭ-2007: Обществознание: Репетитор. – М.: Просвещение, Эксмо, 2007.

11. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С. ЕГЭ. Обществознание. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2007, 2008.

12. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: типичные ошибки выпускников. //Преподавание истории и обществознания в школе.- 2009.- № 10.

13. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: подходы к выявлению и анализу типичных ошибок. // ОКО. Оценка качества образования. – 2008.- № 6.

14. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

15. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Общество. Духовная жизнь общества». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

16. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Человек. Познание». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

17. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Экономика». /П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

18. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Политика». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

19. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Социальные отношения». /П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

120. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Право». /П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

21. www.fipi.ru Методические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования», 2005-2009 гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Практическое обществознание», 9 класс

Рабочая программа элективного курса «Практическое обществознание» для  9 класса...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию«Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию»

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Отработки навыков выполнения заданий повышенной сложности части С. Программу возможно использовать...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию, 11 класс

Данный элективный курс разработан для боллее эффективной подготовки обучающихся 11 класса к ЕГЭ по обществозанию....

Рабочая программа элективного курса по обществознанию "Подготовка к государственной итоговой аттестации. ОГЭ по обществознанию"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса по обществознанию в 9 классе...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 11 класса

Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часа.Вид элективного курса – предметный.Реали...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 10 класса

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часов.Вид элективного курса — предметный.Экза...