Конспект занятия элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" в 10-11 классах
план-конспект занятия по обществознанию (10, 11 класс) на тему

Матирко Вера Валентиновна

Конспект занятия элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" в 10-11 классах.

Цель: отработка навыка написания эссе по обществознанию

Задачи: -
в теоретической части:

- вспомнить понятие, структуру, характеристики эссе;

- показать критерии оценивания эссе;
в практической части:

- научиться формулировать проблему,

- подбирать термины и понятия,

- строить предложения,

- писать текст эссе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия59.03 КБ
Файл Презентация к занятию69.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия элективного курса

 «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» в 10-11 классах

Тема: Технология написания эссе

Цель: отработка навыка написания эссе по обществознанию

Задачи: -
в теоретической части:

- вспомнить понятие, структуру, характеристики эссе;

- показать критерии оценивания эссе;
в практической части:

- научиться формулировать проблему,

- подбирать термины и понятия,

- строить предложения,

- писать текст эссе.

Ход занятия:

  1. Мотивационный этап

Многим выпускникам предстоит сдавать экзамен по обществознанию, последнее  задание которого предусматривает написание эссе по одной  из пяти предложенных тем. Вопрос этот очень актуален и для вас, и для родителей, и для педагогов, так как все заинтересованы в качественной подготовке  к экзаменам. Такое задание встречается в олимпиадах.  Возможно, умение писать эссе вам пригодится в вашей дальнейшей учебе или в работе.

  1. Теоретическая часть

Действия учителя

Действия учащихся

1.Вспоминаем, что такое эссе.

Эссе по обществознанию – это сочинение-рассуждение на заданную тему.

2.Особенности объема

Как правило, это небольшая работа.

3.Индивидуальность работы

Субъективные, личные впечатления и соображения на заданную тему.

4. Особенности стиля

Образность, афористичность, свободный разговорный стиль.

5. Особенности композиции

Композиция свободная, на усмотрение автора, но она есть.

6.Структура эссе

Вступление (раскрыть смысл высказывания своими словами (сформулировать проблему) и свое отношение к нему)

Основная часть(свои мысли по поводу высказывания(тезисы), аргументы в их доказательства, примеры из своего жизненного опыта,  СМИ, истории, литературы, и др.при этом использовать обществоведческие понятия.)

Заключение (вывод, обобщение).

7. Тезисы и аргументы

Тезис – кратко сформулированная основная мысль, положение, точное суждение, которое обосновывается аргументом (подтверждение, доказательство)

Критерии оценивания эссе

Критерии оценивания ответа на задание  №29

балл

К 1      

Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания раскрыт или содержание ответа дает представление о его понимании

1

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании

0

К 2

Характер и уровень теоретической аргументации

Тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения, рассуждения и выводы.

2

В ответе приводятся относящиеся к теме, но не связанные  между собой и с другими компонентами аргументации, понятия или положения

1

Аргументация на теоретическом уровне отсутствует или используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой

0

К 3

Уровень приводимых суждений и аргументов

Факты и примеры, относящиеся к обосновываемому (-ым) тезису (-ам), почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения.

Приведено не менее двух примеров из различных источников (примеры из разных учебных предметов)

2

Фактическая аргументация, относящаяся к обосновываемому (-ым) тезису (-ам), дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления.

ИЛИ Приведены относящиеся к обосновываемому (-ым) тезису (-ам) примеры из источника одного типа. ИЛИ

Приведен только один относящийся к обосновываемому (-ым) тезису (-ам) пример

1

Фактическая аргументация отсутствует.

ИЛИ Приведенные факты не соответствуют обосновываемому тезису

0

Максимальный балл

5

  1. Практическая часть

Действия учителя

Действия учащихся

-Когда вы пишете эссе, с какими проблемами вы сталкиваетесь?

Сложно с  формулировкой проблемы, сложно с построением основной части

- Анализируя опыт ваших предшественников,  я пришла к выводу, что и они испытывали аналогичные затруднения. Исходя из этого, чем нам следует сегодня заняться?

-  отработать формулировку проблемы

- отработать умение выстраивать основную часть эссе

Задание 1. Найдите соответствие между проблемой и высказыванием. Аргументируйте ответ.

Проблема

Высказывание

А. Значение конкуренции в экономике

1.«Реклама есть искусство целиться в голову, чтобы попасть в карман». (В. Пакард)

Б. Методы рекламы в экономике

2.«Без конкуренции даже самая богатая страна может очень быстро прийти в упадок». (Э. Гроув)

В. Роль государства в экономике

3. «Кто покупает лишнее, в конце концов продает необходимое». (Б. Франклин)

Г.  Перераспределительная функция налогов

4. «Реальным источником власти государства над потребителем является его контроль над производством». (Ф. Хайек)

Д.  Рациональное поведение потребителя

5. «О чем нельзя забывать, так это о простой истине: все, что правительство дает, оно сначала забрало».               (Д. Колеман)

Проблема

Высказывание

А. Значение сбережений в бизнесе

6. «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество». (А. Смит)

Б. Значение спроса и предложения в рыночной экономике

7. «Свобода экономическая не может быть свободой от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с правом выбора».              (Ф. Хайек)

В. Понятие «свобода» в экономике

8. «Сбережения составляют самый богатый доход».      (И. Стобей)

Г. Балансирование доходов и расходов

9. «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарования». (М. Стинс)

Д. Своекорыстный интерес - основа экономической деятельности

10. «При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению».        (Д. Рикардо)

Задание 2. Сформулируйте проблемы в темах эссе.

Высказывание

Возможная проблема

1.«Налоги - это та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе». (О.У. Холмс)

Высказывание

Возможная проблема

2. «Государство существует не для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад». (Н. Бердяев)

Высказывание

Возможная проблема

3.«Бесплатных завтраков не бывает». (Б. Крейн)

Высказывание

Возможная проблема

4. «Плохую власть выбирают хорошие люди, которые не ходят на выборы» (У.Черчилль)

Высказывание

Возможная проблема

5. Без многого может человек обойтись, только не без человека (Л. Берне)

Задание 3. Даны фрагменты текста эссе не в логической последовательности. Из разрозненных частей необходимо составить целостный текст.

Тема «Конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает худшие качества людей». ( Д. Сарнофф)

Элементы композиции эссе

Элементы текста из эссе, данные не в логическом порядке

1. Прежде всего, конкуренция обеспечивает наилучшие качества товара или услуги. Как же это происходит?

2. Производители в борьбе за потребителя стараются прибегнуть к некоторым ухищрениям.

Во-первых, надо, чтобы товар на рынке был узнаваем. Для этого используют рекламу, которая должна подчеркнуть преимущества товара перед аналогичными, но выпускаемыми другими фирмами.

Во-вторых, покупательский спрос во многом зависит от внешней привлекательности товара. Замечено, например, что один и тот же сорт конфет продавали без обертки и в яркой упаковочной бумаге. Вторые раскупались гораздо быстрее, чем первые.

В-третьих, производители товаров, стремящиеся обойти конкурентов, прибегают и к производству новых товаров. Это заметно на примере современных молочных ферм. Есть такие, которые производят молоко и продают его посредникам. Другие же перерабатывают его сами и продают уже в виде готовой продукции: пакетированное молоко, сухое молоко, сливки, йогурты и прочее. Чем богаче ассортимент, тем больше прибыль.

В-четвертых, бывает и так, что производитель снижает цены на товар, чтобы увеличить товарооборот. Но такое доступно преимущественно крупным предприятиям. Мелкие же от такой меры могут разориться, т. к. у них товарооборот ниже. Все упомянутые  типы конкуренции называют цивилизованными. Именно они способствуют улучшению качеств продуктов

3. Прибегающие к этому типу конкуренции для достижения высокой, стабильной прибыли используют следующие методы: шантаж, подкуп работников у соперников, промышленный шпионаж, террор и проч. В России в период перехода от командно-административной экономики к рыночной таких примеров было немало. Это было возможно из-за несовершенства законодательной базы рыночной экономики

4. Конкуренция не только способствует обеспечению наилучших качеств товаров и услуг. Есть еще так называемая дикая, нецивилизованная конкуренция, которая развивает наихудшие качества людей

5. Как тут не вспомнить слова Д. Сарноффа о том, что конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей. Я с глубоким уважением отношусь к тем, кто ведет цивилизованную конкуренцию, порицаю тех, кто, поправ мораль, ведет дикую борьбу за деньги

6. Каково же значение конкуренции в рыночной экономике?

7. Конкуренция является регулятором не только экономических, но и политических, культурных, межличностных отношений. Конкуренция осуществляет функцию взаимной координации наших действий без вмешательства со стороны властей: люди соперничают за лучшие результаты, большую прибыль, лучшие условия жизни

8. Бывает и так, что некоторые предприниматели, объединившиеся в монополию, необоснованно повышают цены на товары или услуги. Такие способы ведения успешного бизнеса антигуманны. Против них выступает не только мораль, но и государство. Например, в США еще в конце XIX в. были приняты антитрестовские законы. А в современной истории России в 90-е гг. XX в. принят целый ряд антимонополистических законов

9. Необходимым условием рыночной экономики является конкуренция, т. е. соперничество, борьба между предприятиями, производящими сходную продукцию

Вступление

Проблема

Тезис 1

Аргумент1 к тезису 1

Аргумент2 к тезису 1

Тезис 2

Аргумент1 к тезису 2

Аргумент2 к тезису 2

вывод

Задание№4. Попробуем вместе написать эссе

«Налоги - это та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе». (О.У. Холмс)

Алгоритм

  • Шаг 1
  • Выбрать тему, исходя из своих возможностей (она интересна вам, вам есть, что сказать, вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт,  вы понимаете смысл этого высказывания)
  • Шаг 2
  • Найти проблему в выбранной теме
  • Выберите  понятия
  • Попытайтесь увидеть логическую цепочку, которая может их связать
  • Шаг 3
  • Пишем первый абзац
  • В нем описываем поставленную проблему, раскрываем смысл высказывания своими словами
  • Выражаем свое отношение к ней (согласие, несогласие, частичное согласие)
  • Можно дать определение ключевого понятия

  • Шаг 4
  • Пишем второй абзац, третий абзац
  •  Подтверждаем  проблему, выдвигаем тезисы, приводим аргументы и примеры.
  • Искать их нужно в истории, литературе, общественной жизни, в собственном жизненном опыте
  • Используем понятия
  • Шаг 5
  • Переходим к выводу, итогу, заключению
  • Не забудьте вернуться к проблеме
  • Шаг 6
  • Проверяем работу
  • Посмотрите логические переходы между абзацами и частями
  • Если необходимо, перестройте эссе
  1. Итог урока

Подведем итог нашему занятию.

- Остались ли у вас вопросы?

- Ваши выводы: о том, что необходимо, чтобы написать эссе? (Необходимо хорошо ориентироваться в выбранной теме).

- А если так случится, что вы не можете вспомнить понятия или привести примеры, т.е. каких-то элементов эссе не хватает. Стоит ли браться за эту работу?  (Стоит, т.к. можно получить баллы и за частично выполненную работу)

Д.З. Написать эссе

Высказывания к эссе

1. « Бедность - это рабство, но чрезмерное богатство - тоже рабство»                  (Ж.Жорес) фр. Политик

2. «Золото убило больше душ, чем железо тел»                                                       (В.Скотт) писатель

3. «Богатство благо, когда служит нам, и зло, когда мы служим ему» (Ф.Бэкон)

4. «Недостаточно быть богатым, чтобы быть счастливым, надо еще уметь пользоваться богатством» (Гольбах)

5. «Недолговечна та власть, которая управляет во вред народу» (Сенека) римский политический деятель, философ.

6. «Государство существует не для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад»              (Н.А. Бердяев) рус. философ

7. «Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится свободы. (Б. Дизраэли) политик

8. «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага» (В.С. Соловьев) философ.

9. «Преступление редко остается скрытым; тот кто совершил его, рискует потерять больше, чем выиграть» (Эпикур) древнегреч. философ 

КЛИШЕ

Вступление:

Для меня эта фраза является ключом к пониманию...

Выбор данной темы продиктован следующими соображениями...

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что...

Поразительный простор для мысли  открывает это высказывание

Мое внимание привлекло высказывание …

Я полностью согласен с мнением автора …

Я не разделяю мнение автора …

Я частично согласен с автором …

Основная часть

Во-первых,... Во-вторых,... В-третьих,...

Рассмотрим несколько подходов... Например,...

С одной стороны,... С другой стороны, ...

Заключение

Таким образом,...

Подведем общий итог рассуждению...

Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания...

Задание 1.  (ответ) Найдите соответствие между проблемой и высказыванием. Аргументируйте ответ.

Проблема

Высказывание

Б. Методы рекламы в экономике

1.«Реклама есть искусство целиться в голову, чтобы попасть в карман». (В. Пакард)

А. Значение конкуренции в экономике

2.«Без конкуренции даже самая богатая страна может очень быстро прийти в упадок». (Э. Гроув)

Д.  Рациональное поведение потребителя

3. «Кто покупает лишнее, в конце концов продает необходимое». (Б. Франклин!

В. Роль государства в экономике

4. «Реальным источником власти государства над потребителем является его контроль над производством». (Ф. Хайек)

Г.  Перераспределительная функция налогов

5. «О чем нельзя забывать, так это о простой истине: все, что правительство дает, оно сначала забрало». (Д. Колеман)

Проблема

Высказывание

А. Значение сбережений в бизнесе

6. «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество». (А. Смит)

Б. Значение спроса и предложения в рыночной экономике

7. «Свобода экономическая не может быть свободой от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с правом выбора». (Ф. Хайек)

В. Понятие «свобода» в экономике

8. «Сбережения составляют самый богатый доход». (И. Стобей)

Г. Балансирование доходов и расходов

9. «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарования». (М. Стинс)

Д. Своекорыстный интерес - основа экономической деятельности

10. «При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению». (Д. Рикардо)

Задание 2.  (ответ) Сформулируй проблемы в темах эссе.

Высказывание

Возможная проблема

1.«Налоги - это та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе». (О.У. Холмс)

 Роль налогов в современном обществе

Высказывание

Возможная проблема

2. Государство существует не для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад» (Н.Бердяев)

Организующая роль государства в обществе

Высказывание

Возможная проблема

3.«Бесплатных завтраков не бывает». (Б. Крейн)

Создание любых благ требует затрат

Высказывание

Возможная проблема

4. «Плохую власть выбирают хорошие люди, которые не ходят на выборы» (У.Черчель)

Проблема абсентеизма

Высказывание

Возможная проблема

5. Без многого может человек обойтись, только не без человека (Л. Берне)

Человек не может жить без др. людей.

Задание №3 (ответ) Тема «Конкуренция обеспечивает наилучшиекачества продуктов и развивает худшие качества людей». ( Д. Сарнрфф)

Элементы композиции эссе

Элементы текста из эссе, данные не в логическом порядке

вступление

9. Необходимым условием рыночной экономики является конкуренция, т. е. соперничество, борьба между предприятиями, производящими сходную продукцию

проблема

6. Каково же значение конкуренции в рыночной экономике?

Тезис 1

1.Прежде всего конкуренция обеспечивает наилучшие качества товара или услуги. Как же это происходит?

Аргумент 1(т1)

2. Производители в борьбе за потребителя стараются прибегнуть к некоторым ухищрениям.

Во-первых, надо, чтобы товар на рынке был узнаваем. Для этого используют рекламу, которая должна подчеркнуть преимущества товара перед аналогичными, но выпускаемыми другими фирмами.

Во-вторых, покупательский спрос во многом зависит от внешней привлекательности товара. Замечено, например, что один и тот же сорт конфет продавали без обертки и в яркой упаковочной бумаге. Вторые раскупались гораздо быстрее, чем первые.

В-третьих, производители товаров, стремящиеся обойти конкурентов, прибегают и к производству новых товаров. Это заметно на примере современных молочных ферм. Есть такие, которые производят молоко и продают его посредникам. Другие же перерабатывают его сами и продают уже в виде готовой продукции: пакетированное молоко, сухое молоко, сливки, йогурты и прочее. Чем богаче ассортимент, тем больше прибыль.

В-четвертых, бывает и так, что производитель снижает цены на товар, чтобы увеличить товарооборот. Но такое доступно преимущественно крупным предприятиям. Мелкие же от такой меры могут разориться, т. к. у них товарооборот ниже. Все упомянутые мною типы конкуренции называют цивилизованными. Именно они способствуют улучшению качеств продуктов

Аргумент 2(т1)

7. Конкуренция является регулятором не только экономических, но и политических, культурных, межличностных отношений. Конкуренция осуществляет функцию взаимной координации наших действий без вмешательства со стороны властей: люди соперничают за лучшие результаты, большую прибыль, лучшие условия жизни.

Тезис 2

4. Конкуренция не только способствует обеспечению наилучших качеств товаров и услуг. Есть еще так называемая дикая, нецивилизованная конкуренция, которая развивает наихудшие качества людей

Аргумент 1(т2)

3. Прибегающие к этому типу конкуренции для достижения высокой, стабильной прибыли используют следующие методы: шантаж, подкуп работников у соперников, промышленный шпионаж, террор и проч. В России в период перехода от командно-административной экономики к рыночной таких примеров было немало. Это было возможно из-за несовершенства законодательной базы рыночной экономики

Аргумент 2(т2)

8. Бывает и так, что некоторые предприниматели, объединившиеся в монополию, необоснованно повышают цены на товары или услуги. Такие способы ведения успешного бизнеса антигуманны. Против них выступает не только мораль, но и государство. Например, в США еще в конце XIX в. были приняты антитрестовские законы. А в современной истории России в 90-е гг. XX в. принят целый ряд антимонополистических законов

Вывод

5. Как тут не вспомнить слова Д. Сарноффа о том, что конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей. Я с глубоким уважением отношусь к тем, кто ведет цивилизованную конкуренцию, порицаю тех, кто, поправ мораль, ведет дикую борьбу за деньги

9

6

1

2

7

4

3

8

5

№ задание №4 написать эссе  (ответ) «Налоги - это та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе». (О.У. Холмс)

вступление

Мое внимание привлекло высказывание  О.У. Холмса. Я полностью согласен с мнением автора. Действительно, чтобы решить многие проблемы общества, требуются средства, а средства эти собираются государством с граждан и фирм в виде налогов. Налоги - это принудительное изъятие государством у граждан и фирм определенной денежной суммы. Налоги бывают прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с непосредственного дохода. Например, подоходный налог. Косвенные налоги существуют в виде надбавок к цене (акцизы) или платы за оказание определенного вида услуг (пошлина).

проблема

Какую же роль играют налоги в современном обществе?

Основная часть

Т1

Во-первых,  с помощью налогов формируются финансовые средства государства.

Ак Т1

Налоги поступают в государственную казну, а затем перераспределяются на выплаты населению, на содержание государственного аппарата, армии, системы образования, здравоохранения, культуру и т.д. Например, детские пособия, материнский капитал.

Т2

Во-вторых, налоги являются инструментом фискальной политики государства.

Ак Т2

При недостаточном экономическом росте государство может снизить налоги и тогда у фирм будет больше прибыли для развития бизнеса. Либо может напрямую оказать финансовую поддержку отдельным отраслям. (оказание финансовой поддержки отечественному автопрому) Напротив, когда совокупное предложение начинает слишком быстро расти, государство может повысить налоги. И фирмы откажутся от расширения производства, т.к. у них будет меньше средств.

заключение

Таким образом, налоги играют важную роль в регулировании экономики и в улучшении жизни людей. Вследствие чего выигрывает все общество.

Задание 2. Сформулируй проблемы в темах эссе.

Высказывание

Возможная проблема

1.«Бедняки платят дороже всего». (У. Зыбура)

Разрыв в доходах между бедными и богатыми

2.«Налоги - это та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе». (О.У. Холмс)

Необходимость платить налоги

3.Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». (Л. Питер)

Роль экономики в обществе

Высказывание

Возможная проблема

4.«Система частной собственности - важнейшая гарантия свободы не только для владельцев собственности, но и для тех, у кого ее нет». (Ф.А. Хайек)

Роль частной собственности в рыночной экономике

5.«Самый бедный тот, кто не умеет пользоваться тем, чем располагает». (П. Буаст)

Рациональное поведение в экономике

6.«Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов». (Дж. Фейлан)

Роль государства в экономике

Высказывание

Возможная проблема

7.«Великие нации никогда не беднеют из-за расточительства и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительства и неблагоразумия государственной власти». (А. Смит)

Эффективность экономической политики государства

8.«Человек с множеством достоинств добавит к ним еще два, если окажется способным заработать и разумно потратить большие деньги». (Э. Севрус)

Не все обладают предпринимательскими способностями

9.«Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться». (Наполеон)

Рациональное поведение в экономике

Высказывание

Возможная проблема

10.«Бесчестная прибыль облегчает бесчестную натуру». (Пириандр)

Честная и нечестная конкуренция

11.«Равный раздел состояний и земель привел бы к общей нищете». (С. Батлер)

Распределение богатства

12.«Инфляция каждому предоставляет возможность почувствовать себя миллионером». (А. Рогов)

Обесценивание сбережений

Высказывание

Возможная проблема

13.«Торговля не разорила еще ни одного народа»                (Б. Франклин)

Польза торговли

14.«Бесплатных завтраков не бывает». (Б. Крейн)

Создание любых благ требует затрат

15.Без многого может человек обойтись, только не без человека (Л. Берне)

Человек не может жить без др. людей.

Задание 3. Прочитайте тему и текст эссе. Выполните предложенные после эссе задания.

Налоги - это деньги, взимаемые властью

с части общества в интересах целого

Я полностью согласна с позицией автора, т. к. налоги регулируют экономику и, составляя значительную часть доходов госбюджета, расходуются в интересах всего общества. Налоги - это необходимая плата общества для получения общественных благ.

Раскрывая данную тему, необходимо обратиться к понятию «налоги». Налоги - это принудительное изъятие государством у домашних хозяйств и фирм определенной денежной суммы. Возникают вопросы: для чего существуют налоги, на какие цели они идут?

Налоги являются одним из инструментов фискальной политики государства. В зависимости от характера этой политики изменение налогов наряду с изменением государственных закупок и выплатами трансфертов приводит к регулированию развития экономики в целом. Существование автоматической фискальной политики основано на действии встроенных стабилизаторов. К ним относятся, например подоходный налог (для фирм налог на прибыль); косвенные налоги (например, налоговая добавочная стоимость), а также пособие по безработице и пособие по бедности,  изменение которых связано со спадом или бумом в экономике. Кроме того, налоги – одна из основных статей поступления средств в государственный бюджет.

Затем они перераспределяются на выплаты населению и финансирование статей, как образование, медицина, культура и т. д.

Однако с взиманием налогов связана проблема уклонения от них. Сокрытие доходов приводит к уменьшению поступлений в госбюджет. И не стоит после этого удивляться, что какие-то социальные программы плохо финансируются!

Такая ситуация складывается и в современной России. С целью вывода части доходов из тени был принят единый подоходный налог в размере 13%. А, например, в Швеции, высокие налоги уплачиваются всеми гражданами государства, т.к. они реально видят, куда идут данные налоги, по уровню благосостояния общества

Таким образом, налоги - это действительно важная составляющая регулирования экономики в интересах всего общества. Вследствие перераспределения поступающих  налогов все общество выигрывает, т. к. они идут на улучшение качества жизни людей. Главное, чтобы само общество это осознало!

В данном тексте найдите и выделите все части эссе по схеме, обозначенной в памятке.

•  Найдите и прочитайте строки, являющиеся вступлением (В).

•  Найдите и прочитайте проблему (П).

•  Найдите и прочитайте тезис (Т1, Т2).

•  Найдите и прочитайте первый аргумент (А1) к тезису (Т1).

•  Найдите и прочитайте второй аргумент (А2) к тезису (Т1).

•  Найдите и прочитайте первый аргумент (А1) к тезису (Т2).

•  Найдите и прочитайте второй аргумент (А2) к тезису (Т2).

•  Соответствует ли вывод содержанию? Докажите.

•  Есть ли эмоциональный заряд? Докажите.

•  Назовите обществоведческие термины, использованные в данном эссе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология написания эссе

Слайд 2

1.Что такое эссе. Эссе по обществознанию – это сочинение-рассуждение на заданную тему. 2.Особенности объема Как правило, это небольшая работа. 3.Индивидуальность работы Субъективные, личные впечатления и соображения на заданную тему. 4. Особенности стиля Образность, афористичность, свободный разговорный стиль. 5. Особенности композиции Композиция свободная, на усмотрение автора, но она есть.

Слайд 3

Структура эссе Вступление ( раскрыть смысл высказывания своими словами и свое отношение к нему, сформулировать проблему) Основная часть ( свои мысли по поводу высказывания ( тезисы) , аргументы в их доказательства, примеры из своего жизненного опыта, СМИ, истории, литературы, и др . при этом использовать обществоведческие понятия .) Заключение (вывод, обобщение).

Слайд 4

7.Тезисы и аргументы Тезис – кратко сформулированная основная мысль, положение, точное суждение, которое обосновывается аргументом (подтверждение, доказательство)

Слайд 5

«Налоги - это та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе». (О.У. Холмс)

Слайд 6

Шаг 1 Выбрать тему, исходя из своих возможностей (она интересна вам, вам есть, что сказать, вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт, вы понимаете смысл этого высказывания)

Слайд 7

Шаг 2 Найти проблему в выбранной теме Выберите понятия Попытайтесь увидеть логическую цепочку, которая может их связать.

Слайд 8

Шаг 3 Пишем первый абзац В нем раскрываем смысл высказывания своими словами, описываем поставленную проблему. Выражаем свое отношение к ней (согласие, несогласие, частичное согласие). Можно дать определение ключевого понятия. КЛИШЕ Вступление: -Мое внимание привлекло высказывание … -Для меня эта фраза является ключом к пониманию... -Выбор данной темы продиктован следующими соображениями... -Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что... -Поразительный простор для мысли открывает это высказывание

Слайд 9

КЛИШЕ -Я полностью согласен с мнением автора … -Я не разделяю мнение автора … -Я частично согласен с автором …

Слайд 10

Шаг 4 Пишем второй абзац, третий абзац Подтверждаем проблему, выдвигаем тезисы , приводим аргументы и примеры . Искать их нужно в истории, литературе, общественной жизни, в собственном жизненном опыте Используем понятия КЛИШЕ - Во-первых, ... Во-вторых, ... В-третьих, ... - Рассмотрим несколько подходов... Например,... - С одной стороны,... С другой стороны, ...

Слайд 11

Шаг 5 Переходим к выводу, итогу, заключению. Не забудьте вернуться к проблеме. КЛИШЕ Заключение -Таким образом,... -Подведем общий итог рассуждению... -Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания...

Слайд 12

Шаг 6 Проверяем работу. Посмотрите логические переходы между абзацами и частями. Если необходимо, перестройте эссе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия элективного учебного предмета «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики»

Занятие по теме " ""Задачи, сводящиеся к исследованию квадратного трёхчлена. Задачи о расположении корней квадратного трёхчлена". Форма проведения занятия - поект. Я проводила это занятие в ...

Конспект занятия элективного курса

Конспект занятия №3 элективного курса "Литературное наследие малой родины" в 5 классе...

Конспект занятия элективного курса в 10 классе "Культура делового общения"

В конспекте  занятия по теме "Культура делового общения" содержатся все необходимые материалы для проведения элективного курса. В презентации представлены основные особенности проведения занятия....

конспект занятия элективного курса

Материал по теме "Окислительно-восстановительные реакции" с разбором заданий, тестом....

Конспект занятия элективного курса "Методы решения иррациональных неравенств"

Рассмативаются методы решения разных иррациональных неравенств, в том числе с параметрами....

Конспект занятия элективного курса "Основы механизации сельского хозяйства" Занятие 21 "Косилка роторная КРН-210"

На сегодняшнем занятии мы детально познакомимся с другой косилкой. Эта косилка отличается от уже изученной тем, что в ней ножи вращаются, причем навстречу друг другу.  Называется она косилка рото...

Формула Пика - одна за всех. План-конспект занятия элективного курса по математике для 9 класса.

План-конспект занятия элективного курса по математике "Формула Пика - одна за всех" для 9 класса....