Конспект занятия элективного курса
методическая разработка (5 класс) по теме
Конспект занятия №3 элективного курса "Литературное наследие малой родины" в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_no3.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия № 3.
Тема: Стихи А.Н.Климовского.
Тип занятия: урок-знакомство.
Цель занятия:
Знакомство обучающихся с биографией и стихотворениями Александра Николаевича Климовского.
Задачи:
- формировать умения читать и воспринимать лирические произведения;
- прививать вкус к поэзии;
- развивать устную речь учащихся;
- воспитывать чувство гордости за своего земляка.
Оформление:
- стенгазета с личными фото, оформленная Г.Н.Киприяновой ко дню памяти А.Н.Климовского;
- грампластинка с голосом А.Н. Климовского и проигрыватель.
Предварительная подготовка: заранее раздать ребятам стихи для выразительного чтения.
Ход занятия
Слово учителя:
24 ноября – день памяти замечательного человека, талантливого исполнителя, «самородка» земли Чушевицкой – Александра Николаевича Климовского. Он ушёл от нас 10 лет назад, но как будто вчера Александр Николаевич стоял на сцене Чушевицкого Дома Культуры, и мы слышали искромётные частушки, народные лирические песни, басни, полные резкой сатиры и доброго юмора, в его исполнении, а также наблюдали за прекрасной актёрской игрой этого удивительно талантливого человека. Замечательно, что голос А. Н. Климовского записан студентами Ленинградской консерватории на пластинку, выпущенную всесоюзной фирмой «Мелодия» в 1978 году.
Звучит запись песни в исполнении А.Н. Климовского.
В памяти земляков он остался не только как самобытный народный певец, но и как поэт. Александр Николаевич с удовольствием слагал стихи для именинников и юбиляров и оформлял их в альбомах. Много добрых слов в его творчестве посвящено семье. Среди записей Александра Николаевича мы видим строки, посвященные единственной сестре Галине Николаевне Киприяновой, которая не однажды послужила музой поэту, создавшему прекрасный памятник в стихах русской женщине- труженице.
Чтение стихотворения учеником:
Говорят, что в сорок пять
Баба – ягодка опять.
Тут нельзя не согласиться,
Ведь точнее не сказать.
Кто сказал, что исчезает
Жизни смысл за 40 лет?
Женщина ведь продолжает
Излучать тепло и свет.
Хоть не красят её внешность
Пролетевшие года,
Но в душе любовь и нежность
Не исчезнут никогда.
Даже если в жизни личной
В чём-то вдруг не повезёт,
Переживёт. И так привычный
Крест свой тяжкий понесёт.
Не для собственного счастья,
Ради счастия детей,
Преодолеет все ненастья
Добрых с помощью людей.
Вопрос учителя: - Как вы думаете, какая тема является одной из главных в творчестве любого поэта? (ответы учеников)
В творчестве любого поэта одно из главных мест занимает тема Родины. Стихотворения А. Н. Климовского не исключение. Глубокой любовью и гордостью за малую родину проникнуты строки «Чушевицкой сторонки».
Чтение стихотворения учеником:
Неглубока наша речка Вага,
Но прозрачна, как хрусталь, вода.
Чушевицы не Москва, не Прага,
Но не мимо нас идут года…
В клубе то концерт, то вечер танцев,
Дети стайками в кино бегут.
Каждый день гудит электростанция
На высоком важском берегу.
Чушевицы славятся талантами,
С давних пор об этом знает всяк,
Только плохо дело с музыкантами,
Ну не приживаются никак!
Ранним утром над речной долиною
Спит туман, как сероватый пух.
Снова слышишь песнь тетеревиную,
И невольно замирает дух!
И река, притихшая и сонная,
Не плеснёт, по камушкам журча,
Лишь заря, как девушка смущенная,
Полыхает ярче кумача.
В тихий вечер, словно у лебёдушки,
Звонко льются песни по весне.
Краше наших чушевицких девушек
Не найдёте даже на Луне…
Хороши у нас боры сосновые,
Воздух, как целительный бальзам,
Будут строиться курорты новые,
Запланируют один и нам.
Кто-то скажет: «Не люблю деревню,
Скучно жить в берёзовой глуши».
Я отвечу: «бросьте сказки древние!
Шире нет простора для души!»
А.Н. Климовский ценил юмор, любил исполнять басни. И в его творчестве встречаются стихи, полные, что называется «задора и огня». В 1986 году, отдыхая в санатории «Каменная гора», он написал полушуточное, полусерьёзное стихотворение, тема которого так актуальна в наши дни.
Чтение учеником стихотворения «В санатории «Каменная гора».
Ах, какое это чудо – санаторий на Колпи!
Здесь не надо мыть посуду; ешь, лечись, гуляй и спи.
Можно в ванной искупаться, в бор сосновый заглянуть,
По дорожкам прогуляться и душою отдохнуть.
Здесь всегда к услугам вашим телевизор и кино…
Лечат здесь недуги наши, запрещают пить вино.
Но беспечные мужчины – да и женщины порой –
«Загудеть» найдут причину, и в палате – пир горой!
Неужели этим людям непонятно до сих пор,
Что они ведут по сердцу своему огонь в упор.
Так давайте заниматься физзарядкой по утрам,
Чтобы реже обращаться за подмогой к докторам.
И на Каменную гору надо чаще восходить,
Друга чувствуя опору, чтоб хотелось долго жить.
Вопросы учителя:
- Что возмущает поэта в поведении людей, приехавших в санаторий?
- К чему призывает нас поэт?
- Вы согласны с этим призывом? Почему?
Иногда сюжетом стихотворения может послужить обычная житейская ситуация или встреча с новыми людьми. Но поэт тем и отличается от простых смертных, что в малом видит большое, в обычном – неведомое, в мимолётном – вечное. Стихотворение «Шахтёрам Инты» родилось во время поездки Александра Николаевича к брату, который работал в 1970 г. на шахте.
Чтение учеником стихотворения «Шахтерам Инты».
Я мчался к вам то медленно, то быстро,
Звала меня Инта в скупой рассвет.
Огонь моей души и сердца искры
Вновь принесли вам пламенный привет.
Пусть город ваш зимой занесен снегом,
Интинцев души греют и в мороз.
Шахтерский городок стремительным разбегом,
Как лань, взбегает на крутой откос.
Мне хочется сказать живущим в этом граде:
«Друзья, не вам ли славу заслужить?
Ведь вовсе не в стремлении к награде
Вы прибыли сюда и стали жить».
Я душами интинцев восхищаюсь,
Писать сказания о них готов.
В знак уваженья преклоняюсь
Перед такими, как шахтер Попов.
Я знаю только: он с девятой шахты,
Что комбайнер… и больше ничего,
Но как хотелось бы в день самой трудной вахты
Отгрохать честно смену за него!
Хоть не боюсь я северной простуды,
Но очень благодарен я ему
За то, что, не спросив, кто я такой, откуда,
Довез на «Волге» к брату моему.
И пусть ему, как и другим шахтерам,
Звезда удачи светит в вышине,
Чтоб ни в грядущем времени, ни в скором
Им не пришлось лежать в больничной тишине.
Пускай Инта растет и хорошеет,
Сверкает русской северной красой,
Как дева с бусами янтарными на шее,
Как северянка с русою косой.
Вопросы учителя:
- О чем это стихотворение?
- Почему жители города Инты вызывают у поэта чувство гордости и восхищения?
- За что Александр Николаевич благодарит шахтера Попова?
- Какими словами поэт передает свое отношение к труженикам, к городу?
Подведение итогов занятия.
Известный поэт Е. Евтушенко в одном из своих стихотворений сказал: «Уходят люди… Их не возвратить. Их тайные миры не возродить». Наверное, это справедливо. Но мне бы хотелось, чтобы вы оставили свои отзывы о нашем земляке, стихи которого помогли нам вернуть его хотя бы на этот краткий миг.
Отзывы учеников:
«Я раньше не знала А. Н. Климовского. Меня потрясло его умение петь, сочинять стихи. Он донёс до нас то, что не смогут передать книги. Это песни. Жаль, что его уже нет в живых».(Ульяна Кондакова, 5 «б» кл.)
«Сегодня я узнал о том, каким хорошим, талантливым он был человеком. Александр Николаевич любил свой край, посвятил стихи своей малой родине». (Костя Михальченко, 5 «а» кл.)
«Мне очень понравились его песни. Он их пел особенно, с душой. Так не каждый умеет петь. У него великолепный голос».(Света Кулигина, 5 «а» кл.)
«А.Н. Климовский – наш земляк, талантливый человек. Ни один концерт в клубе не проходил без него. Этот человек ценил шутки, исполнял басни, писал стихи, любил петь. Память об этом хорошем человеке осталась в сердцах жителей нашего села».(Алина Кузнецова, 5 «а» кл.)
«Я горжусь тем, что в нашем селе жил такой человек, как Александр Николаевич Климовский!» (Кирилл Островский, 5 «а» кл.)
Заключительно слово учителя.
Я благодарю вас за работу и хочу пожелать, чтобы слова Александра Николаевича Климовского, обращенные к выпускникам 1971 г., прозвучали, как напутствие тем, кого так взволновало его творчество: «Жизнь есть жизнь, и, наверно, ещё ох как много предстоит вам решить в жизни трудных задач. Перед вами лежит неторная дорога, дай вам Бог и здоровья, и новых удач!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия элективного курса в 10 классе "Культура делового общения"
В конспекте занятия по теме "Культура делового общения" содержатся все необходимые материалы для проведения элективного курса. В презентации представлены основные особенности проведения занятия....
конспект занятия элективного курса
Материал по теме "Окислительно-восстановительные реакции" с разбором заданий, тестом....
Конспект занятия элективного курса "Методы решения иррациональных неравенств"
Рассмативаются методы решения разных иррациональных неравенств, в том числе с параметрами....
Конспект занятия элективного курса «Использование лексических средств выразительности речи»
Конспект занятия элективного курса «Использование лексических средств выразительности речи»...
Конспект занятия элективного курса «Биологическое действие и медицинское применение химических элементов»
Представлена разработка учебного занятия элективного курса по химии для обучающихся 9 класса...
Конспект занятия элективного курса "Основы правовых знаний" Тема: "Права и обязанности родителей и детей"
На занятии подробно разобраны права и обязанности родителей и детей в соответствии с Семейным Кодексом РФ...
Конспект занятия элективного курса "Основы механизации сельского хозяйства" Занятие 21 "Косилка роторная КРН-210"
На сегодняшнем занятии мы детально познакомимся с другой косилкой. Эта косилка отличается от уже изученной тем, что в ней ножи вращаются, причем навстречу друг другу. Называется она косилка рото...