Программа элективного курса по социологии в 10 классе
элективный курс по обществознанию (10 класс) на тему
Данный курс призван углубить и расширить знания по вопросам и проблемам, изучающимся в курсе обществознания при рассмотрении социальной сферы общества.
Изучение настоящего элективного учебного предмета будет содействовать формированию у подростков целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человечества, социальной структуре человеческого общества, социальных институтах и духовной сфере человеческого общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_sotsiologii_10_klass.docx | 31.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного учебного курса\
«Основы социологии» 10 класс
Пояснительная записка
Авторская программа элективного учебного предмета «Основы социологии» для 10 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования образовательной области «Обществознание» (приказ Минобразования России от 30.06.1999 г. № 56 "Об утверждении Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования").
Данный курс призван углубить и расширить знания по вопросам и проблемам, изучающимся в курсе обществознания при рассмотрении социальной сферы общества.
Изучение настоящего элективного учебного предмета будет содействовать формированию у подростков целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человечества, социальной структуре человеческого общества, социальных институтах и духовной сфере человеческого общества.
Целью курса является формирование научного представления о социологическом подходе к личности, факторам формирования её социального здоровья, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и групп, видах и исходах социальных процессов.
Исходя из целей учебного курса, ставятся следующие задачи:
- дать учащимся представление о типологии массовых социальных движений, о формах социальных взаимодействий, факторах социального развития, типах и структуре социальных организаций;
- сформировать основы социологического анализа;
- развивать творческие способы познавательной деятельности учащихся;
- воспитывать гражданскую позицию у учащихся, патриотизм и толерантность.
Важное место в предлагаемом курсе уделяется личностно-ориентированным аспектам преподавания и практической ориентации конкретного учащегося на конкретные цели.
Курс «Основы социологии» является интегративным, пересекающимся с курсами «Обществознание», «Всеобщая история», «История России».
Программа курса состоит из 10 разделов: 1) Социологическое знание, 2) Развитие общества, 3) Культура, 4) Социализация, 5) Социальный контроль, 6) Социальная структура, 7) Социальная стратификация, 8) Неравенство и бедность, 9) Социальная мобильность, 10) Человек в социальной группе - которые подразделяются на темы.
Формы проведения занятий, предусмотренные в курсе «Основы социологии»: школьная лекция, практическое занятие, семинарское занятие, зачет. Формы обучения: коллективные (фронтальные), индивидуальные (консультации, зачетные занятия, подготовка сообщений, докладов), парные (взаимодействие между двумя учениками: взаимообучение, взаимоконтроль), групповые.
Программа рассчитана на изучение в течение 68 часов учебного времени (34 часа в 10 классе).
Программа дополнена списком литературы для учителя и учащихся, необходимым для качественного изучения настоящего элективного учебного предмета.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. «Социологическое знание (6 часов)
Предмет социологии. Методы исследования социологии.
Система научного знания. Место социологии в системе социально-гуманитарных, технических и естественных дисциплин.
Методы исследования социологии. Анкетирование, виды анкетирования. Интервьюирование.
Раздел 2. «Развитие общества» (8 часов)
Признаки общества. Типология признаков. Соотношение понятий «страна», «государство», «общество».
Типология обществ. Виды типологий. Дописьменные и письменные общества. Простые и сложные общества. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества.
Эволюция общества. Закон ускорения истории. Закон неравномерного развития.
Социальный прогресс. Прогресс и регресс. Формы прогресса. Социальные, экономические и политические реформы. Краткосрочные и долговременные революции. Понятие модернизации. Органическая и неорганическая модернизации.
Раздел 3. «Культура» (11 часов)
Понятие культуры. Соотношение культуры и цивилизованности.
Состав культуры. Понятие культурной динамики, культурная статика. Материальная и нематериальная культура. Сущность культурного комплекса. Культурный ареал. Культурное наследие и культурные универсалии.
Культурные нормы. Привычки и манеры. Сущность и значение этикета. Роль обычаев и традиций в жизни общества. Обряд, церемония, ритуал. Нравы и законы. Вкусы, мода и увлечения. Верования, знания и мифы. Кодекс чести.
Формы культуры. Элитарная (высокая) культура. Народная культура. Массовая (популярная) культура. Субкультура и контркультура. Культурное разнообразие.
Культурная динамика. Открытия и изобретения. Культурная диффузия. Селективность культуры. Культурный лаг и культурная трансмиссия.
Раздел 4. «Социализация» (8 часов)
Понятие социализации. Роль социализации в жизни общества и человека. Феральные люди.
Значение детства. Биологические предпосылки детства. Родительство как социальное явление. Факторы «удлинения» детства.
Юность. Ролевое бесправие тинэйджеров. Трудности социализации в юношеском возрасте.
Зрелый возраст. Границы зрелости.
Старость. Завершение активного периода социализации.
Агенты и виды социализации. Первичная и вторичная социализация.
Учебно-тематическое планирование курса
«Основы социологии»
ПО уч.плану в 10 классе 34ч,фактически 33ч
| Раздел, тема | Кол-во часов | Дата | ||
теория | практика | ||||
10 класс | |||||
1 | СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ | 4 | 2 | ||
Предмет социологии. | 2 | 1.09 8.09 | |||
Система научного знания. | 1 | 15.09 | |||
Методы исследования. | 1 | 1 | 22.09 29.09 | ||
ПОУ. Социологическое знание. | 1 | 6.10 | |||
2 | РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА | 6 | 2 | ||
Признаки общества. | 1 | 13.10 | |||
Типология обществ. | 2 | 20.20 27.10 | |||
Эволюция общества. | 1 | 17.11 | |||
Социальный прогресс. | 2 | 1 | 24.11 1.12 8.12 | ||
ПОУ. Развитие общества. | 1 | 15.12 | |||
3 | КУЛЬТУРА | 7 | 4 | ||
Понятие культуры. | 1 | 22.12 | |||
Состав культуры. | 1 | 29.12 | |||
Культурные нормы. | 1 | 1 | 19.01 26.01 | ||
Формы культуры. | 1 | 1 | 2.02 9.02 | ||
Субкультура и контркультура. | 1 | 1 | 16.02 2.03 | ||
Культурная динамика. | 1 | 9.03 | |||
ПОУ. Культура. | 1 | 16.03 | |||
4 | СОЦИАЛИЗАЦИЯ | 7 | 1 | ||
Понятие социализации. | 1 | 23.03 | |||
Значение детства. | 1 | 6.04 | |||
Юность. | 1 | 13.04 | |||
Зрелый возраст. | 1 | 20.04 | |||
Старость. | 1 | 27.04 | |||
Агенты социализации. | 1 | 4.05 | |||
Виды социализации. | 1 | 11.05 | |||
ПОУ. Социализация. | 1 | 18.05 | |||
Итоговый урок за курс 10 класса. | 1 | 25.05 | |||
Итого | 23 | 10 | |||
Всего за 10 класс: 34 часов | |||||
Требования к уровню усвоения учебного материала
В результате изучения программы курса «Основы социологии» учащиеся получают возможность:
Знать/понимать:
- социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
- закономерности развития общества, как сложной самоорганизующейся системы;
- основные социальные институты (школа, семья, государство и т.д.) и процессы;
- особенности различных общественных наук, основные пути и способы гуманитарного познания.
Уметь:
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества, как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, публицистических);
- анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
- формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- применять социально-экономические, гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человек и общества;
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Кравченко А.И. Введение в социологию: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов средней (полной) школы к факультативному курсу по обществознанию. М. Просвещение. 2007.
- Кравченко А.И. Задачник по социологии. Пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Просвещение. 2008.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Краснов П.И. Сдаем социологию. Ростов - на - Дону. Феникс. 2004.
- Краткий словарь по социологии. М. Просвещение. 1999.
- Печчеи А. Человеческие качества. М. Просвещение. 1998.
- Проблемы социализации школьников в условиях социальной нестабильности Российского общества.// Социологические исследования. №3 -2004.
- Радугин А.А. Социология. Курс лекций. М. Центр. 1999.
- Современная западная социология. М. ВАКО. 1990.
- Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М. Просвещение. 1998.
- Социология /под ред. Осипова Г.В. М. Просвещение. 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Элективного курса по алгебре 9 класс Тема: «Решение задач повышенной сложности»
Количество часов - 34.Основная цель электива- это решение задач повышенной сложности и подготовка учащихся к ГИА по алгебре. Программа содержит пояснительную записку,календарно- тематическое планирова...
Введение в социологию. Авторская программа элективного курса для 10-11 класса
Данная авторская прграмма предназначена для ведения элективного курса в 10-11х социально-экономических профильных классах. Программа углубляет знания курса "Обществознание", позволяет гораздо лучше по...
рабочая программа элективного курса по математике 10 класс
рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...
Рабочая программа элективного курса по алгебре 11 класс
Рабочая программа по алгебре 11 класс "Решение уравнений и неравенств"...
Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс "Решение уравнений"
Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЭКОНОМИКЕ 8 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОдной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпр...