Программа элективного курса по социологии в 10 классе
элективный курс по обществознанию (10 класс) на тему

Марковская Надежда Михайловна

Данный курс призван углубить и расширить знания по вопросам и проблемам, изучающимся в курсе обществознания при рассмотрении социальной сферы общества.

Изучение настоящего элективного учебного предмета будет содействовать формированию у подростков целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человечества, социальной структуре человеческого общества, социальных институтах и духовной сфере человеческого общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_po_sotsiologii_10_klass.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного учебного курса\

«Основы социологии» 10 класс 

Пояснительная записка

Авторская программа элективного учебного предмета «Основы социологии» для 10 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования образовательной области «Обществознание» (приказ Минобразования России от 30.06.1999 г. № 56 "Об утверждении Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования").

Данный курс призван углубить и расширить знания по вопросам и проблемам, изучающимся в курсе обществознания при рассмотрении социальной сферы общества.

Изучение настоящего элективного учебного предмета будет содействовать формированию у подростков целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человечества, социальной структуре человеческого общества, социальных институтах и духовной сфере человеческого общества.

Целью курса является формирование научного представления о социологическом подходе к личности, факторам формирования её социального здоровья, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и групп, видах и исходах социальных процессов.

Исходя из целей учебного курса, ставятся следующие задачи:

  • дать учащимся представление о типологии массовых социальных движений, о формах социальных взаимодействий, факторах социального развития, типах и структуре социальных организаций;
  • сформировать основы социологического анализа;
  • развивать творческие способы познавательной деятельности учащихся;
  • воспитывать гражданскую позицию у учащихся, патриотизм и толерантность.

Важное место в предлагаемом курсе уделяется личностно-ориентированным аспектам преподавания и практической ориентации конкретного учащегося на конкретные цели.

Курс «Основы социологии» является интегративным, пересекающимся с курсами «Обществознание», «Всеобщая история», «История России».

Программа курса состоит из 10 разделов: 1) Социологическое знание, 2) Развитие общества, 3) Культура, 4) Социализация, 5) Социальный контроль, 6) Социальная структура, 7) Социальная стратификация, 8) Неравенство и бедность, 9) Социальная мобильность, 10) Человек в социальной группе - которые подразделяются на темы.

Формы проведения занятий, предусмотренные в курсе «Основы социологии»: школьная лекция, практическое занятие, семинарское занятие, зачет. Формы обучения: коллективные (фронтальные), индивидуальные (консультации, зачетные занятия, подготовка сообщений, докладов), парные (взаимодействие между двумя учениками: взаимообучение, взаимоконтроль),  групповые.

Программа рассчитана на изучение в течение 68 часов учебного времени (34 часа в 10 классе).

        Программа дополнена списком литературы для учителя и учащихся, необходимым для качественного изучения настоящего элективного учебного предмета.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. «Социологическое знание (6 часов)

Предмет социологии. Методы исследования социологии.

Система научного знания. Место социологии в системе социально-гуманитарных, технических и естественных дисциплин.

Методы исследования социологии. Анкетирование, виды анкетирования. Интервьюирование.

Раздел 2. «Развитие общества»  (8 часов)

Признаки общества. Типология признаков. Соотношение понятий «страна», «государство», «общество».

Типология обществ. Виды типологий. Дописьменные и письменные общества. Простые и сложные общества. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества.

Эволюция общества. Закон ускорения истории. Закон неравномерного развития.

Социальный прогресс. Прогресс и регресс. Формы прогресса. Социальные, экономические и политические реформы. Краткосрочные и долговременные революции. Понятие модернизации. Органическая и неорганическая модернизации.

Раздел 3. «Культура»   (11 часов)

Понятие культуры. Соотношение культуры и цивилизованности.

Состав культуры. Понятие культурной динамики, культурная статика. Материальная и нематериальная культура. Сущность культурного комплекса. Культурный ареал. Культурное наследие и культурные универсалии.

Культурные нормы. Привычки и манеры. Сущность и значение этикета. Роль обычаев и традиций в жизни общества. Обряд, церемония, ритуал. Нравы и законы. Вкусы, мода и увлечения. Верования, знания и мифы. Кодекс чести.

Формы культуры. Элитарная (высокая) культура. Народная культура. Массовая (популярная) культура. Субкультура и контркультура. Культурное разнообразие.

Культурная динамика. Открытия и изобретения. Культурная диффузия. Селективность культуры. Культурный лаг и культурная трансмиссия.

Раздел 4. «Социализация» (8 часов)

Понятие социализации. Роль социализации в жизни общества и человека. Феральные люди.

Значение детства. Биологические предпосылки детства. Родительство как социальное явление. Факторы «удлинения» детства.

Юность. Ролевое бесправие тинэйджеров. Трудности социализации в юношеском возрасте.

Зрелый возраст. Границы зрелости.

Старость. Завершение активного периода социализации.

Агенты и виды социализации. Первичная и вторичная социализация.

Учебно-тематическое планирование курса

«Основы социологии»

ПО уч.плану в 10 классе 34ч,фактически 33ч


Раздел, тема

Кол-во часов

Дата

теория

практика

10 класс

1

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ

4

2

Предмет социологии.

2

1.09 8.09

Система научного знания.

1

15.09

Методы исследования.

1

1

22.09  29.09

ПОУ.  Социологическое знание.

1

6.10

2

РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

6

2

Признаки общества.

1

13.10

Типология обществ.

2

20.20 27.10

Эволюция общества.

1

17.11

Социальный прогресс.

2

1

24.11 1.12 8.12

ПОУ. Развитие общества.

1

15.12

3

КУЛЬТУРА

7

4

Понятие культуры.

1

22.12

Состав культуры.

1

29.12

Культурные нормы.

1

1

19.01 26.01

Формы культуры.

1

1

2.02 9.02

Субкультура и контркультура.

1

1

16.02 2.03

Культурная динамика.

1

9.03

ПОУ. Культура.

1

16.03

4

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

7

1

Понятие социализации.

1

23.03

Значение детства.

1

6.04

Юность.

1

13.04

Зрелый возраст.

1

20.04

Старость.

1

27.04

Агенты социализации.

1

4.05

Виды социализации.

1

11.05

ПОУ. Социализация.

1

18.05

Итоговый урок за курс 10 класса.

1

25.05

Итого

23

10

                                                                                                       Всего за 10 класс:    34 часов

Требования к уровню усвоения учебного материала

В результате изучения программы курса «Основы социологии» учащиеся получают возможность:

Знать/понимать:

  • социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
  • закономерности развития общества, как сложной самоорганизующейся системы;
  • основные социальные институты (школа, семья, государство и т.д.) и процессы;
  • особенности различных общественных наук, основные пути и способы гуманитарного познания.

Уметь:

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества, как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, публицистических);
  • анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
  • раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
  • формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
  • применять социально-экономические, гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человек и общества;

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Кравченко А.И. Введение в социологию: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов средней (полной) школы к факультативному курсу по обществознанию. М. Просвещение. 2007.
  2. Кравченко А.И. Задачник по социологии. Пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Просвещение. 2008.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Краснов П.И. Сдаем социологию. Ростов - на - Дону. Феникс. 2004.
  2. Краткий словарь по социологии. М. Просвещение. 1999.
  3. Печчеи А. Человеческие качества. М. Просвещение. 1998.
  4. Проблемы социализации школьников в условиях социальной нестабильности Российского общества.// Социологические исследования. №3 -2004.
  5. Радугин А.А. Социология. Курс лекций.  М. Центр. 1999.
  6. Современная западная социология. М. ВАКО. 1990.
  7. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М. Просвещение. 1998.
  8. Социология /под ред. Осипова Г.В. М. Просвещение. 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Элективного курса по алгебре 9 класс Тема: «Решение задач повышенной сложности»

Количество часов - 34.Основная цель электива- это решение задач повышенной сложности и подготовка учащихся к ГИА по алгебре. Программа содержит пояснительную записку,календарно- тематическое планирова...

Введение в социологию. Авторская программа элективного курса для 10-11 класса

Данная авторская прграмма предназначена для ведения элективного курса в 10-11х социально-экономических профильных классах. Программа углубляет знания курса "Обществознание", позволяет гораздо лучше по...

рабочая программа элективного курса по математике 10 класс

рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...

Рабочая программа элективного курса по алгебре 11 класс

Рабочая программа по алгебре 11 класс "Решение уравнений и неравенств"...

Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс "Решение уравнений"

Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЭКОНОМИКЕ 8 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОдной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпр...