Разработка урока по теме: "Служу России"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему
Данный урок проводится в 11 классе в рамках изучения темы: «Права и обязанности граждан РФ». Изучение данной темы вызывает оживленный интерес учащихся. Урок проводится в нетрадиционной форме, в форме урока – конференции. В процессе такого урока учащиеся самостоятельно изучают учебный и дополнительный материал, используя различные источники, коллективно обсуждают результаты своей работы. Эта форма проведения урока способствует также активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений самостоятельной работы, в том числе самостоятельной работы с информацией. Интернет технологии позволяют провести урок – конференцию эмоционально, помогают сделать урок живым, увлекательным, интерактивным.
Класс делится на рабочие группы. Работа по этапам: сбор информации; пресс-конференция с презентацией; в конце урока подведение итогов урока и анализ результатов.
В процессе работы происходит смена деятельности – работа на компьютере, проведение опроса, дискуссии внутри групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_sluzhu_rossii.docx | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к уроку обществознания в 11 классе «Служу России!»
Данный урок проводится в 11 классе в рамках изучения темы: «Права и обязанности граждан РФ». Изучение данной темы вызывает оживленный интерес учащихся. Урок проводится в нетрадиционной форме, в форме урока – конференции. В процессе такого урока учащиеся самостоятельно изучают учебный и дополнительный материал, используя различные источники, коллективно обсуждают результаты своей работы. Эта форма проведения урока способствует также активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений самостоятельной работы, в том числе самостоятельной работы с информацией. Интернет технологии позволяют провести урок – конференцию эмоционально, помогают сделать урок живым, увлекательным, интерактивным.
Класс делится на рабочие группы. Работа по этапам: сбор информации; пресс-конференция с презентацией; в конце урока подведение итогов урока и анализ результатов.
В процессе работы происходит смена деятельности – работа на компьютере, проведение опроса, дискуссии внутри групп.
Тема: Служу России!
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
Форма урока: урок изучения нового материала в форме проведения конференции.
Цель: показать, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Задачи:
1. Образовательные:
- Сформировать представление учащихся о конституционной обязанности гражданина РФ: службе в армии;
- познакомить с особенностями прохождения военной службы в вооруженных силах других государств;
- углубить формирование системы правовых знаний учащихся;
- активизировать познавательную активность.
2. Развивающие:
- Продолжить развитие умений анализировать, сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, проводить примеры, самостоятельно подбирать, и подвергать анализу разнообразную информацию в соответствии с поставленной целью, работать со справочной литературой, материалами СМИ и Интернет; логически аргументировать свою позицию и делать выводы.
3. Воспитательные:
- Формировать законопослушное поведение;
- воспитывать уважение к законам РФ, основным обязанностям гражданина;
- воспитывать патриотизм, толерантность и чувство долга защищать свое Отечество;
- формировать жизненную позицию человека.
Образовательные технологии: мультимедийная, информационная, развития критического мышления, анализа конкретных ситуаций, организация дискуссии, организация самостоятельной работы, личностно-ориентированная технология, проектная, развивающая.
Методические приемы: работа в группах с источниками, выступление лидеров, сравнительный анализ информации, выступление учащихся с сообщениями, элементы ролевой игры, работа с документальными материалами, презентация мини-проектов, беседа.
Средства и методы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, дискуссия.
Оборудование урока:
- компьютерные презентации: компьютер, проектор;
- дополнительная литература по теме урока;
- материалы СМИ по теме урока;
- дидактические материалы;
- указатели с надписями.
Базовые понятия: воинская обязанность, военная служба, альтернативная гражданская служба.
Оформление класса: Парты поставлены большим четырехугольником так, чтобы в центральном месте посадить представителей "Военный комиссариат", представители "Президента", слева от них - представители СМИ. На столах стоят указатели с надписями. Остальные гости (представители другого класса) и учащиеся рассаживаются напротив. В центре четырехугольника композиция из цветов, на стене закреплен российский герб, флаг и плакат: "1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом". (Конституция РФ, статья 59)
Ожидаемый результат:
- Учащиеся самостоятельно подбирают и анализируют материал по теме урока; готовят презентации, устные сообщения, краткие информативные справки (для группы "Служба информации".
- У учащихся формируются умения:
- определять характерные, существенные черты общественных явлений,
- анализировать и группировать информацию, объяснять смысл обществоведческих понятий,
- формулировать собственную позицию,
- уметь слушать других и грамотно вести дискуссию.
Ход урока
Вступительное слово учителя: В мае 2017 года в районе состоялись военные сборы допризывной молодежи в работе которых, приняли участие и учащиеся нашей школы. Служба в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации – священный долг и почетная обязанность каждого гражданина нашего государства. В настоящее время вопрос службы в армии стоит очень актуально. Молодое поколение все чаще задумывается над значимостью службы в рядах Вооруженных сил.
Что значит сегодня служить в армии для нашего подрастающего поколения? Служить или не служить СЕГОДНЯ? Что сегодня выбирает молодежь?
Нашу конференцию мы посвятим этим и другим вопросам:
Ведущий конференции: На нашей конференции присутствуют представители Военного комиссариата, СМИ, Комитет Солдатских матерей.
Учитель: Воинская обязанность - обязанность граждан России проходить военную подготовку в рядах Вооруженных сил РФ.
Порядок исполнения гражданами РФ воинской обязанности определен в законе "О воинской обязанности и военной службе" от 1998 г. и " О статусе военнослужащих" от 1993 г.
Вопросы для обсуждения на конференции (Слайд):
- Готовы ли вы выполнить свой долг и обязанности гражданина, согласно ст. 59 Конституции РФ п.1?
- Нарушает ли молодой человек Закон РФ и выполнение своих конституционных обязанностей, откупаясь от службы в армии?
- Можно ли считать такого молодого человека настоящим гражданином?
- Какую службу в армии выбрали бы вы: обычную или альтернативную?
- Какой срок нужно определить для службы в армии?
Ведущий конференции: Давайте попробуем обсудить эти вопросы. Я предоставляю слово представителям военного комиссариата.
Как осуществляется призыв на военную службу, что означают понятия: воинский учет, военная служба, альтернативная гражданская служба. Каково их отличие, особенности?
Представители "Военный комиссариат": (знакомят с этапами исполнения воинской обязанности)
1. Воинский учет: Является государственной системой учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов. Осуществляется по месту жительства граждан военными комиссариатами.
Первоначальная постановка граждан мужского пола, годных по состоянию здоровья к военной службе, на воинский учет осуществляется соответствующими комиссиями по достижении юношами 17-летнего возраста.
2. Обязательная и добровольная (по контракту) подготовка граждан к военной службе:
Это комплекс обязательных мероприятий, проводимых с гражданами допризывных и призывных возрастов в целях обучения их основам военной службы.
3. Призыв на военную службу:
Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных силах РФ, а также, в иных войсках и формированиях. Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). Находясь на военной службе, военнослужащий обязан быть верным военной присяге, мужественно и умело защищать свое Отечество; строго соблюдать Конституцию РФ, требования общевоинских уставов Вооруженных сил РФ, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников) совершенствовать воинское мастерство; содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь воинское имущество; быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную и военную тайну, соблюдать нормы международного права в военной области, принятые РФ.
Ведущий конференции (ученик): Что волнует матерей? Обратимся к представителям "Комитета солдатских матерей".
(представители "Комитета солдатских матерей" отмечают, что их особенно волнуют неуставные отношения в воинских частях, кому может предоставляться отсрочка от службы в Армии, на какой срок.)
(военный комиссариат)
Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам: (слово представителям военного комиссариата)
- признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья (на срок до 1 года);
- являющимся опекунами или попечителем несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
- занятым постоянным уходом за близкими родственниками - инвалидами первой и второй группы;
- имеющим ребенка, воспитываемого без матери;
- имеющим двух и более детей;
- обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального или высшего профессионального образования (на время обучения).
(Отмечают, что служба в Амии - почетная обязанность гражданина Российской Федерации. Боевой путь Армии заслуживает уважение и гордости.) Сегодня многое в армии изменилось в лучшую сторону. Государство уделяет вооруженным силам большое внимание. Созданы все условия и для солдат. Срок службы один год практически исключил возможность неуставных отношений.
Презентация: "Как тебе служится, солдат?" (по материалам службы выпускников школы).
Ведущий конференции: Чтобы воспользоваться возможностью служить необходимо подходить и по состоянию здоровья. А это с каждым годом становиться все сложнее. Статистика печальна. Только 20 % молодых людей практически здоровы. Причинами ухудшения состояния здоровья школьников является нежелание посещать спортивные секции, и желание больше времени проводить за компьютером, наличие вредных привычек, отказ от питания в школьной столовой.
Ведущий конференции: Вернемся к вопросу нужна ли служба в армии? Нужно ли защищать Отечество? Что об этом думают СМИ.
Выступления представителей СМИ.
Ведущий конференции: Да последнее время многие молодые люди стали задумываться об альтернативной службе. Поясните, пожалуйста, что такое альтернативная служба.
Альтернативная гражданская служба особый вид трудовой деятельности, она имеет свои особенности: осуществляется в интересах общества и государства. Осуществляется взамен военной службы (ее срок в 1,75 превышает срок военной службы по призыву и составляет 21 месяц).
Представители «Военный комиссариат»: (отмечают условия, при которых может быть реализовано право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой).
Ведущий конференции: Каково ваше отношение к альтернативной службе. Этот вопрос мы зададим и выпускникам нашей школы, вернувшимся из армии в этом году.
Ведущий конференции: Первый опыт применения этой нормы показал, что желающих воспользоваться ею не так уж много. Причина заключается в том, что альтернативная гражданская служба в роли, например санитаров, больничных нянек и уборщиков, отнюдь не легче, чем воинская служба в части, где решены проблемы дедовщины, обеспечена возможность продолжения образования и командование проявляет отеческую заботу о солдатах.
- Кроме того, в ближайшее время предполагается постепенно увеличивать привилегии граждан, добросовестно отслуживших положенный срок в армии – бесконкурсный прием в вузы на бесплатной основе, помощь в решении жилищной проблемы.
Ведущий конференции: А что вы думаете о службе в армии женщин? (дискуссия по данному вопросу).
Учитель: какой вывод мы можем сделать, заканчивая работу нашей конференции?
(представители СМИ)
Армия нужна любому государству. Гражданин Российской Федерации обязан нести военную службу в соответствии с федеральным законом. Эта норма касается всех граждан нашей страны мужского пола, достигших 18 – летнего возраста. Вместе с тем закон предусматривает возможность освобождения от несения срочной военной службы отдельных категорий граждан. Но нужна такая армия, в которой основой является не прихоть командиров и «дедовщины», а порядок и законность, где каждый солдат – достойный гражданин нашего государства.
Ведущий конференции: Вашему вниманию представлена книжная выставка, материалы которой содержат полезную информацию.
Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Регионы России".
Урок обобщения учебного материала для 8-ых классов. Проводится в форме игры....
Методическая разработка урока "Развитие парламентаризма в России"
Урок посвящён истории парламентаризма в нашей стране....
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...
Авторская разработка урока музыки «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей!»
Разработка урока была представлена на областном конкурсе «Учитель года» Цель: содействие формированию гармонично развитой, нравственно устойчивой, патриотически-настроенной личности н...
Разработка урока по географии " Реки России"- 8 класс.
Урок посвящается изучению рек России. На данном уроке учащиеся отрабатывают умения и навыки работы с физической картой России, а также знакомятся с такими понятиями как: падение и уклон реки. Вы...
Методическая разработка урока географии «Народные промыслы России», социальная и экономическая география России, 9 класс.
Методичекая разработка включает 3 этапа: подготовка к уроку учащихся (работа группы по сбору материала), презентация ( сообщение и представление продукции промысла), оформление выставки....