Разработка урока по географии " Реки России"- 8 класс.
методическая разработка (география, 8 класс) по теме

 Урок посвящается изучению рек России. На данном уроке учащиеся отрабатывают умения и навыки работы с физической картой России, а также знакомятся с такими понятиями как: падение и уклон реки. Выполняют практические задания по теме урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_reki_rossii.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:      Реки России. ( 8 класс)

           Цели:      1. Расширить и углубить знания о реках;

                            2. Сформировать понятия: уклон и падение реки;

                            3. Формировать умение определения уклона и падения рек;

                            4. Показать влияние рельефа и климата на реки.

                            5. Формировать умения работать с географической картой.

                            6. Вырабатывать интерес к изучению географии через ИКТ.

Оборудование: физическая карта РФ, атлас, учебник, презентация к уроку,                     задания на карточках, справочный материал, компьютер.

Тип урока:         изучение нового материала.

                                         Ход урока

1.Орг. момент.    Здравствуйте, садитесь.

                                 У вас на столах лежат три маленьких жетончика, после                                        окончания урока вы положите один из них ко мне в

 конверт- это будет оценка нашего урока.

2. Постановка  темы и цели урока.                                                                            Наш урок я хотела бы начать словами Виктора Гюго,  французского писателя, жившего в 19 веке.  

Реки, словно гигантские трубы, поют океану о красоте Земли, возделанных полях, пышных городах и славе людей.

Река! Какое замечательное слово! Как много ассоциаций с этим словом возникает у каждого человека. У одних оно вызывает воспоминание о больших реках, по которым ходят теплоходы; другие вспоминают шумные, журчащие потоки, которые вечно куда-то спешат, или равнинные реки с тихими заводями, песчаными пляжами, где так хорошо рыбачить и купаться.

                                 Тема сегодняшнего урока: Реки России.

Откройте тетради. Запишите число (10 декабря)  и тему урока.

-Ребята, какую цель мы поставим сегодня на уроке ?

                                  Цели и задачи урока:

1.Охарактеризовать распределение речной сети по тер-рии России.

2. Познакомиться с крупнейшими реками России и уметь показывать их на карте.

3.Выявить влияние рельефа на реки. Уяснить что такое –падение и уклон реки, годовой сток.

4. Выявить влияние климата на реки.

                               3. Актуализация знаний.  

 Для успешной работы мы разделились на группы, которые в течение урока будут выполнять различные задания.

Ваша задача- работать быстро и набрать как можно больше баллов.

Команда – победительница, которая наберёт максимальное количество жетонов, получит вознаграждение- отличные оценки.

       -Прежде чем приступить к изучению нового, мы должны вспомнить, что узнали о реках на уроках географии в 6-м и 7-м классах.

        1. Какие реки в России вы знаете?

         2. Что такое исток?

         3. Какой цифрой на слайде обозначен исток?

         4. Какие виды истоков вы знаете? (горы, болото, озеро, родник)

         5.Назовите и покажите исток реки Волги на карте. (Валдайская возв-ть)

               Что является истоком реки Волги? ( родник)

         6.Что такое устье?  Какой цифрой обозначено устье реки?

       

          7. Как определить правые и левые притоки? ( если встать лицом вниз по течению, то справа будет- правый берег реки, а слева- левый. На правом берегу в реку впадают правые притоки, на левом- левые)

            9.Какой цифрой на слайде обозначен правый приток?

                Левый приток?

            10. Продолжите определения: 

            а)  Главная река со всеми своими притоками  …( речная система)

            б)  Граница, разделяющая соседние речные бассейны… ( водораздел)

             - Что является  водоразделом  рек Печоры и Оби?( Уральские горы)

             в)Территория, с которой река собирает свои воды…( водосборный           бассейн)  

Итог:  Итак, мы повторили  основные понятия данной темы. 

                                  4. Изучение нового материала.

                 1. Значение рек для природы и человека.

?- Подумайте и скажите, каково значение рек для природы и человека.

- круговорот воды в природе;

- заселение по берегам рек;

- питьё;

-  рыболовство;

-  бытовые нужды;

 - транспортные пути;

-  сельское хозяйство;

- промышленность;

- зона отдыха. 

Вывод:    значение рек в жизни человека огромно.

 

А теперь переходим непосредственно к изучению нового материала.

Первый вопрос: Охарактеризовать распределение речной сети по тер-рии

России.  

 

  2. Распределение речной сети по территории России.

Сейчас мы просмотрим фрагмент фильма, как

распределена речная сеть по тер-рии нашей страны.

 После просмотра,  ответьте на вопросы:

1. К бассейнам каких океанов относятся реки России ? (СЛО-

  65%,   Атлантич. ок.-  около 3%,  Тих.- 20%, внутреннего

стока-10%)                

2. Бассейн какого океана самый большой? Почему?

( СЛО, так как наклон тер-рии к северу)

3. Самая полноводная река России? (р. Енисей).

4. Самая длинная река России ? ( р. Лена).

5. На какие группы по характеру течения делятся реки? (горные

и равнинные).

 Итог:Итак Какой вывод мы сделаем по вопросу Как распределе-

на речная сеть по тер- рии России? ( речная сеть распределена

неравномерно)

Переходим ко второму вопросу плана.

Познакомимся с крупнейшими реками России.

3. Знакомство с крупнейшими реками России.

- Далее ребята вы работаете в группах, по карточке №1.

Ваша задача:

-найти исток и устье рек;

- определить к бассейну какого океана относятся реки;

-показать реки на карте у доски.

1-ая группа: Обь, Амур, Урал.                    

2-ая группа: Волга, Енисей, Колыма .      

3-ья группа: Лена, Дон, Нева.                      

4-ая группа: Днепр, Печора, Терек.        

Время выполнения: 3 минуты.

- Заканчиваем выполнение задания. Проверяем.

-Используя физическую карту России, назовите и покажите

 реки:

( команда успешно справилась с заданием – получает

жетон)

-А сейчас мы послушаем сообщение о реке Волга, которое

подготовил…

Итог:  

Итак, мы выяснили, что реки России относятся к бассейнам

СЛО, Атлантического, Тихого и бассейну внутреннего стока,

Но большая часть рек относится к бассейну СЛО, так как на юге

распространяется горный рельеф.

Следующий вопрос плана: Как влияет рельеф на реки России.

4.Влияние рельефа на реки России.

Реки играют огромную роль в жизни человека, поэтому необхо-

димо знать их наиболее важные характеристики, например,

Падение и уклон. 

- Откройте учебник на стр. 80. Выполните задание на

Карточке №2.

-Ознакомьтесь с новыми понятиями: падение и уклон рек.

-Используя справочный материал, рассчитайте падение и уклон

Рек: 1-я гр: Волга                                    

        2-я гр.: Амур                                        

                             

          3-я гр.: Лена                                            

           4-я гр.: Нева                                          

Время выполнеия-5 минут.

Время закончилось, проверяем:

- Что такое падение реки?

- Что такое уклон реки?

- Определим падение реки Волга: 229-(-28)=257м.

-Чему равен уклон реки Волга: 25.700см :3.531км=7см. км.

2-ая группа. 

Р. Амур: падение=1000м-0м=1000м.

Уклон=100.000 см:4. 400км=22см км.

3-я группа.          

Р. Лена: падение= 930м-0м=930м.

Уклон=93.000 см : 4. 400 км.=21см. км.

4-я группа.      

Р. Нева: падение=4м-0м=4м.

Уклон=400см:74км=5 см км.

-Скажите, а что непосредственно влияет на падение и

уклон реки?    (рельеф).

Следующий вопрос плана: Как влияет климат на реки России?

 5. Влияние климата на реки России.

- Какой компонент природы ещё влияет на реки?

Климатические условия влияют на питание и режим рек.

?- Давайте вспомним, какое питание имеют реки?  ( питание бывает:

 снеговое, дождевое, грунтовое, ледниковое, смешанное).

- Какое питание имеет река Волга?

Большинство рек России имеют смешанное питание.

 

-Далее работаем с карточкой №3.

1. Используя текст учебника стр81-.82, устно ответьте на вопросы:

Что такое: половодье, паводок, межень, годовой сток.

 

Половодье- это высокий уровень воды в реке, ежегодно

повторяющийся  в одинаковые сроки.

Межень- низкий уровень воды в реке.

Паводок- кратковременный подъём уровня воды в реке, вызванный обильными осадками.

Вся вода, которая протекает в речном русле за год, называется годовым стоком.

2. Используя рис. 44 стр. 81, дополните схему:

                Типы водного режима рек.                                                                          

Время выполнения: 3 минуты.                                                                                                                                                                                    

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                                     

   Время закончилось.  Проверяем.

Что такое : Половодье?      Межень?   Паводок?

Итак, режим рек- это изменение состояния реки во времени.

 

Далее работаем с рис. 44 стр. 81- это картосхема «Типы водного

режима рек»

Реки России различаются по водному режиму на 3 группы:

Используя рис. 44 стр.81, назовите реки с весенним половодьем?

Назовите реки с летним половодьем? (р. Амур и его притоки, реки Камчатки

и Северо- Восточной Сибири)

Назовите реки с паводковым режимом?( р. Кавказа, юга Д. В.)

Следующий вопрос: что такое Годовой сток?

Вся вода, которая протекает в речном русле за год.

- Какая река России самая полноводная? ( р. Енисей-600км 3 )

- А почему Енисей? ( вечная мерзлота является водоупорным слоем, не большие потери воды на испаряемость, т.к. здесь долгие и холодные

зимы).

А теперь давайте закрепим те знания, которые получили на уроке.

Слайд « знаете ли вы?»

6. Итог урока.

Подводя итог сегодняшнему уроку, мне хочется сказать о том, что каждая группа хорошо работала на уроке и показала, что задача урока выполнена.

Работа в группах помогла вам сегодня работать быстро и четко.

Посчитайте свои жетоны. Наибольшее количество жетонов набрала…

группа. Все участники получают отличные оценки и конечно же те, кто работал у карты…

7. Домашнее задание:

П. 12.     «3»- составить рассказ о реках.

                 «4»- план описания реки.

                  «5»- кроссворд, сообщение о реках.      Урок окончен. До свидания.

                                                             

  ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

         Знаете ли вы ?

1. Дополните определения:

а)        река со всеми её притоками...

б)        превышение истока над устьем...

в)        место, где река берёт начало...

г)        внезапный подъём уровня воды в реке...

д)        наиболее низкий уровень воды в реке...

е)        отношение падения реки к длине реки...

2. Выбери ответ. От климата зависит:

а)        режим реки;

б)        скорость течения;

в)        направление течения;

  1. Если уклон реки 20 см на 1 км, то река имеет:

а)        спокойное течение;

б)        бурное;

в)        пороги и водопады;

4. Чем больше падение реки, тем:

а)        больше скорость течения реки;

б)        больше годовой сток;

в)        больше площадь бассейна реки;

     5.  Самая полноводная река России:

а)        Лена        в) Енисей

б) Волга                                     г) Амур 

Карточка № 1.

Работа с физической картой России

1.Найти исток и устье реки.

2.Определить к бассейну какого океана относится река.

 3.Показать на карте у доски : Лена, Дон, Нева.

Карточка № 1.

Работа с физической картой России

1.Найти исток и устье реки.

2.Определить к бассейну какого океана относится река.

 3.Показать на карте у доски : Обь, Амур, Урал.

Карточка № 1.

Работа с физической картой России

1.Найти исток и устье реки.

2.Определить к бассейну какого океана относится река.

3.Показать на карте у доски : Волга, Енисей, Колыма.

Карточка № 1.

Работа с физической картой России

1.Найти исток и устье реки.

2.Определить к бассейну какого океана относится река.

 3.Показать на карте у доски : Днепр, Печора, Терек.

       Карточка №2

1.Ознакомьтесь с новыми понятиями:

Падение реки

Уклон реки

Запишите в тетрадь.

2. Определите падение и уклон реки Амур:

Высота истока- Н1

Высота устья- Н2

Падение реки = Н1 - Н2

Уклон реки =падение реки(см): длина реки (км)

       Карточка №2

1.Ознакомьтесь с новыми понятиями:

Падение реки

Уклон реки

Запишите в тетрадь.

2. Определите падение и уклон реки Невы:

Высота истока- Н1

Высота устья- Н2

Падение реки = Н1 - Н2

Уклон реки = падение реки(см): длина реки (км)

       Карточка №2

1.Ознакомьтесь с новыми понятиями:

Падение реки

Уклон реки

Запишите в тетрадь.

2. Определите падение и уклон реки Лена:

Высота истока- Н1

Высота устья- Н2

Падение реки = Н1 - Н2

Уклон реки = падение реки(см): длина реки (км)

       Карточка №2

1.Ознакомьтесь с новыми понятиями:

Падение реки

Уклон реки

Запишите в тетрадь.

2. Определите падение и уклон реки Волги:

Высота истока- Н1

Высота устья- Н2

Падение реки = Н1 - Н2

Уклон реки = падение реки(см): длина реки (км)

     Карточка №3

  1. Используя текст учебника с.81-82, устно ответьте на вопросы:
  • что такое половодье?
  • что такое паводок?
  • что такое межень?
  • что такое годовой сток?

     2. Используя рис.44 с.81., дополните схему:

«Типы водного режима рек»

Реки с                                  Реки с летним                   Реки с паводко-

весенним                             половодьем                      вым режимом

половодьем                  

                                                         

 Это реки,                                 Это связано                            Реки разли-

 имеющие                                 с таянием                                ваются после

 смешанное                               ледников,                                дождей

   питание с                                  выпадением

   преоблада-                               осадков

нием снего-

вого

Реки:?                                     Реки:?                                      Реки:?

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачет-игра по теме «Природа России» (методическая разработка урока по географии в 8 классе)

Цель:обобщение и контроль знаний по теме «Природа России», подготовка к Г(И)А-9Основные ЗУН:  Знать размещение основных типов почв; видовое разнообразие растительного и животного мира, прим...

Разработка урока по географии в 6 классе по теме 1.Введение (краеведение) Тема «Родной край – часть России, частица мира.

цель : cформировать у школьников «что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) родина, границы края, их условность и  подвижностьразвивать аналитические  навыки работы с различ...

Урок по географии "Реки России"

познакомить учащихся с малой частью гидросферы – реками России...

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ "РЕКИ РОССИИ" 8 КЛАСС

Данная разработка может быть использована  на уроках географии в 8 классе по теме "Реки России"....

Разработка урока по географии для 8 класса по теме "Реки"

Виды работ,используемые на уроке -проблемные ситуации.Это определение видов притоков,характеристика рек....

Методическая разработка урока по географии в 6 классе по теме " Реки "

Методическая разработка урока по  географии в  6 класс по теме  " Реки ".Девиз урока : реки "кровеносные" сосуды земли !...