Главные вкладки
Статья " Философские аспекты в курсе «обществознания»: абстрактные категории или актуальные знания?"
статья по обществознанию (10, 11 класс) на тему
Какую бы цель не преследовал современный учитель обществознания в школе: проводить интересные увлекательные уроки; иметь возможность видеть результаты своего научения в творческой деятельности учеников; или добиться успешной сдачи ЕГЭ – главная цель остается неизменной. Эта цель – способствовать формированию умного, мыслящего, творческого, критически оценивающего увиденное, услышанное и прочитанное ученика. Как ни странно, этому способствуют в равной мере и знаниевая и компетентностная модели обучения.. В практической деятельности учителей обществознания в последние годы приоритетным является технологическая сторона обучения, поиск и отработка эффективных интерактивных методик преподавания. Между тем для процесса «научения научению» не менее важна содержательная линия учебной дисциплины «обществознание». Особое место в содержании обществознания занимает философский блок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_1.docx | 27.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Философские аспекты в курсе «обществознания»:
абстрактные категории или актуальные знания?
В настоящее время идет активная переориентация традиционной знаниевой модели школьного образования на компетентостную модель. Компетентностная модель предполагает формирование у учащихся навыков по использованию полученных знаний и дальнейшему расширению информационной базы самостоятельным образом. Модернизация образования нацелена на внедрение новых ориентиров мышления, как педагогов, так учащихся и родителей. Среди наиболее общих задач, которые обусловлены процессом модернизации образования – обучение учащихся планированию своих действий по добыванию, систематизации, анализу знаний из колоссального информационного потока, возможности их применения в различных видах деятельности. Перечисленные задачи, в равной мере, имеют отношение к выбору ориентиров педагогического процесса преподавания курса обществознания, как и любой другой дисциплины учебного плана. Метапредметные связи, на формирование которых ориентирован новый образовательный стандарт, позволяют создавать целостное мировоззренческое пространство обучаемого. Те компетенции, которые не сумеет приобрести учащийся в средней школе при изучении обществознания, могут затруднить изучение всего блока гуманитарных дисциплин в дальнейшем процессе обучения. Всё это отражено в новой концепции преподавания обществознания в школе, которая совсем недавно была предложена на осмысление и обсуждение педагогическому сообществу.
Существует набор специфических для преподавания обществознания трудностей. Информативные особенности самого курса обществознания, которое включает в себя знания, составляющие предмет отдельных наук: философии, социологии, правоведения, политологии, культурологии, психологии, теории коммуникаций, экономики. На практике это может приводить к фрагментарному изучению перечисленных дисциплин, в результате отсутствует системное понимание картины мира и социума. Несмотря на наработанный учителями истории и обществознания комплекс продуктивных методик, возникает противоречие между усиленным вниманием к компетентностному подходу и необходимостью продемонстрировать знания по предмету для успешной сдачи ЕГЭ. Обществознание относится к одной из популярных дисциплин, которую выбирают для сдачи на государственной итоговой аттестации. Идёт тенденция к повышению пороговых значений, прохождение которых обеспечивает позитивную оценку и сданный экзамен, вузы страны с каждым годом повышают проходной балл, в КИМы включаются олимпиадные задания. Таким образом, подготовка к ЕГЭ по обществознанию – это серьёзная работа, успешности которой может способствовать мотивированность учащегося.
Какую бы цель не преследовал современный учитель обществознания в школе: проводить интересные увлекательные уроки; иметь возможность видеть результаты своего научения в творческой деятельности учеников; или добиться успешной сдачи ЕГЭ – главная цель остается неизменной. Эта цель – способствовать формированию умного, мыслящего, творческого, критически оценивающего увиденное, услышанное и прочитанное ученика. Как ни странно, этому способствуют в равной мере и знаниевая и компетентностная модели обучения. В практической деятельности учителей обществознания в последние годы приоритетным является технологическая сторона обучения, поиск и отработка эффективных интерактивных методик преподавания. Между тем для процесса «научения научению» не менее важна содержательная линия учебной дисциплины «обществознание». Особое место в содержании обществознания занимает философский блок. В последние годы идет активная полемика по теме необходимости преподавания философии в школе. Обсуждаются кадровые проблемы, сложность преподаваемой дисциплины, востребованность полученных знаний. Всё это конечно важно, но в малой степени способствует решению практических задач, с которыми сталкивается учитель обществознания в своей педагогической деятельности. Обществознание в школе на любой ступени обучения (основная школа, старшая школа) – интегративная дисциплина, это «мировоззренческий» предмет, особенно на профильном уровне. Актуальность осмысления и присвоения учащимися философских знаний доказывается соотношением требований к уровню подготовки обучающихся в результате изучения обществознания на профильном уровне и функций философии как научной дисциплины.
Требований к уровню подготовки обучающихся | Функции философии |
Ученик должен Знать/понимать • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; • особенности социально-гуманитарного познания. • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы ; • различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
Уметь • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе; • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических); • анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую; • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы; • объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека); • раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; • участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам; • формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; • оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук; • подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление; • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике; • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества. |
|
Содержательная линия учебной дисциплины «обществознание» предполагает изучение учащимися следующих философских дисциплин, без которых невозможно системное понимание картины мира и социума:
онтологии (учения о бытии);
гносеологии (учения о познании);
диалектики (учения о развитии);
аксиологии (теории ценностей);
герменевтики (теории понимания и толкования знаний).
Обществознание как школьная дисциплина базируется на понятийном мышлении. В курсе обществознания изучается множество понятий. Среди них есть очень широкие по объему: например, «общество», «культура», «цивилизация», «общественный строй», «социальный институт», «социальная норма» и др. Признаки большинства таких понятий устанавливаются путем теоретического анализа и часто носят довольно абстрактный характер. В состав курса входят и частные понятия, охватывающие часть общих: «индустриальное общество», «западная цивилизация», «моральная норма» и др. Используются и сравнительно небольшие по объему понятия: «демографическая группа», «налоги», «государственный долг» и др., имеющие при этом набор вполне конкретных отличительных признаков. Понятие как форма мысли обобщенно отражает предметы и явления посредством фиксации их существенных свойств и признаков, которые называют основными. Эти признаки составляют основу качественной определенности изучаемого явления и фиксируются в определении (дефиниции) понятия. Понятие выступает своеобразным строительным материалом, в рамках которого происходит накопление и оформление знания, полученного в ходе познавательного процесса, а любая отрасль науки или учебная дисциплина будет обладать своим «понятийно-категориальным аппаратом» — системой законов, категорий (наиболее общих, фундаментальных понятий) и принципов, определяющих ее предметную область. В формальной логике (добавляется ещё одна философская дисциплина), которая специально занимается изучением понятий, выделяют такие их характеристики, как содержание и объем. Содержание понятия — это совокупность признаков, на основе которых выделяется класс предметов, обозначаемых данным понятием. Объем понятия — это то множество предметов, которые охватываются данным понятием. Между объемом и содержанием понятий существует обратная зависимость: чем шире объем понятия, тем уже его содержание, и наоборот. Такая зависимость вполне объяснима: чем на большую группу предметов мы распространяем понятие, тем труднее найти признаки, присущие каждому предмету из данной группы.
Понятийное мышление должно развиваться у ребенка на протяжении всего процесса обучения, для этого используются логические задачи разной степени сложности с учетом подготовки учащегося, возрастных психологических особенностей группы обучаемых. Тестовые материалы олимпиад по обществознанию включают ряд разновидностей заданий, связанных с определениями и отдельными признаками понятий. В контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по обществознанию включены задания на верность суждений, задания на выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне; задания на соотнесение видовых понятий с родовыми; задания на задание, предполагающее раскрытие теоретических положений на примерах. Учащимся предлагается написать эссе по обществознанию, специфика которого отличается использованием понятийного обществоведческого аппарата. Особо следует отметить в этом задании философскую тематику эссе. Задачей эссе по обществознанию является раскрытие способности учащегося грамотно и структурированно излагать собственные мысли, умение рассуждать, обоснованно использовать научную терминологию, приводить мнения ученых и выражать собственную позицию. При оценке олимпиадных заданий эссе играет ключевую роль. Это в первую очередь творческие состязания, в которых побеждают участники, сумевшие, помимо общих условий, продемонстрировать высокий культурный уровень, навыки аналитического и абстрактного мышления, эрудицию и оригинальное понимание общественных явлений.
Нет смысла полемизировать по теме нужна или нет философия в школе. Необходимо перейти к конструктивному сотрудничеству учителей - практиков и академического сообщества, результатом которого будут новые учебно-методические комплексы с учетом новой концепции преподавания обществознания в школе и сложности такой «мировоззренческой» дисциплины как обществознание.
Список литературы:
- Сторожилова Д. Н. Актуальные проблемы преподавания обществознания в условиях перехода к ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3491–3495. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85699.htm.
- Олимпиада по обществознанию в Санкт-Петербургском государственном университете в 2012–2014 годах. Методические указания и перечень заданий / А. В. Алейников и др.; под ред. М. В. Пашкова, С. Д. Савина. — СПб.: Островитянин, 2014. — 160 с.
- Жалдак Н.Н. Формы задач на развитие логического мышления, Белгород, 2004
- М. Липман, Перевод Н.С.Юлиной. Становление мыслительных навыков с помощью философии для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Проблема интегрирования языкового и речевого аспектов курса русского языка в комплекте учебников под редакцией М.М. Разумовской.
Проблема интегрирования языкового и речевого аспектов курса русского языка в комплекте уче...
Рабочая программа элективного курса «Эволюция государственной власти» для 11 класса базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории
Рабочая программа элективного курса «Эволюция государственной власти» для 11 класса базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории...
Философские аспекты в работе краеведческого кружка
Статья на тему размышления о изучении краеведения в школе....
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
мое видение...
Методическая разработка урока по теме: "Выборы в историческом и философском аспекте"
Урок разработан преподавателями обществознания и философии. В ходе урока рассматривается история происхождения выборов и основные принципы избирательного права. Моделируются ситуации, в которых в...
Статья "Актуальные вопросы подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по курсу «Обществознание»
В статье рассматриваются вопросы связанные с вариантами подготовки к ЕГЭ по предмету обществознание, сложные темы по предмету, даются рекомендации общего характера при самоподготовке к экзаменам ЕГЭ....