Статья " Философские аспекты в курсе «обществознания»: абстрактные категории или актуальные знания?"
статья по обществознанию (10, 11 класс) на тему

Комисаренко Оксана Михайловна

Какую бы цель не преследовал современный учитель обществознания в школе: проводить интересные увлекательные уроки; иметь возможность видеть результаты своего научения в творческой деятельности учеников; или добиться успешной сдачи ЕГЭ – главная цель остается неизменной. Эта цель – способствовать формированию умного, мыслящего, творческого, критически оценивающего увиденное, услышанное и прочитанное ученика. Как ни странно, этому способствуют в равной мере и знаниевая и компетентностная модели обучения.. В практической деятельности учителей обществознания в последние годы приоритетным является технологическая сторона обучения, поиск и отработка эффективных интерактивных методик преподавания. Между тем для процесса «научения научению» не менее важна содержательная линия учебной дисциплины «обществознание». Особое место  в содержании обществознания занимает философский блок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_1.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

             Философские аспекты  в курсе «обществознания»:

               абстрактные категории или актуальные знания?

В настоящее время идет активная переориентация традиционной знаниевой модели школьного образования на компетентостную модель. Компетентностная модель предполагает формирование у учащихся навыков по использованию полученных знаний и дальнейшему расширению информационной базы самостоятельным образом. Модернизация образования нацелена на внедрение новых ориентиров мышления, как педагогов, так учащихся и родителей. Среди наиболее общих задач, которые обусловлены процессом модернизации образования – обучение учащихся планированию своих действий по добыванию, систематизации, анализу знаний из колоссального информационного потока, возможности их применения в различных видах деятельности. Перечисленные задачи, в равной мере, имеют отношение к выбору ориентиров педагогического процесса преподавания курса обществознания, как и любой другой дисциплины учебного плана. Метапредметные связи, на формирование которых ориентирован новый образовательный стандарт, позволяют создавать целостное мировоззренческое пространство обучаемого. Те компетенции, которые не сумеет приобрести учащийся в средней школе при изучении обществознания, могут затруднить изучение всего блока гуманитарных дисциплин в дальнейшем процессе обучения. Всё это отражено в новой концепции преподавания обществознания в школе, которая совсем недавно была предложена на осмысление и обсуждение педагогическому сообществу.

 Существует набор специфических для преподавания обществознания трудностей. Информативные особенности самого курса обществознания, которое включает в себя знания, составляющие предмет отдельных наук: философии, социологии, правоведения, политологии, культурологии, психологии, теории коммуникаций, экономики. На практике это может приводить к фрагментарному изучению перечисленных дисциплин, в результате отсутствует системное понимание картины мира и социума. Несмотря на наработанный учителями истории и обществознания комплекс продуктивных методик, возникает противоречие между усиленным вниманием к компетентностному подходу и необходимостью продемонстрировать знания по предмету для успешной сдачи ЕГЭ. Обществознание относится к одной из популярных дисциплин, которую выбирают для сдачи на государственной итоговой аттестации. Идёт тенденция к повышению пороговых значений, прохождение которых обеспечивает позитивную оценку и сданный экзамен, вузы страны с каждым годом повышают проходной балл, в КИМы включаются олимпиадные задания. Таким образом, подготовка к ЕГЭ по обществознанию – это серьёзная работа, успешности которой может способствовать мотивированность учащегося.

 Какую бы цель не преследовал современный учитель обществознания в школе: проводить интересные увлекательные уроки; иметь возможность видеть результаты своего научения в творческой деятельности учеников; или добиться успешной сдачи ЕГЭ – главная цель остается неизменной. Эта цель – способствовать формированию умного, мыслящего, творческого, критически оценивающего увиденное, услышанное и прочитанное ученика. Как ни странно, этому способствуют в равной мере и знаниевая и компетентностная модели обучения. В практической деятельности учителей обществознания в последние годы приоритетным является технологическая сторона обучения, поиск и отработка эффективных интерактивных методик преподавания. Между тем для процесса «научения научению» не менее важна содержательная линия учебной дисциплины «обществознание». Особое место  в содержании обществознания занимает философский блок.  В последние годы идет активная полемика по теме необходимости  преподавания философии в школе. Обсуждаются кадровые проблемы, сложность преподаваемой дисциплины, востребованность полученных знаний. Всё это конечно важно, но в малой степени способствует решению практических задач, с которыми сталкивается учитель обществознания в своей педагогической деятельности. Обществознание в школе на любой ступени обучения (основная школа, старшая школа) – интегративная дисциплина, это «мировоззренческий» предмет, особенно на профильном уровне. Актуальность осмысления и присвоения учащимися философских знаний доказывается соотношением требований к уровню подготовки обучающихся в результате изучения обществознания на профильном уровне и функций философии как научной дисциплины.

Требований к уровню подготовки обучающихся

                 Функции философии

Ученик должен

Знать/понимать

•        биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности,  место и роль человека  в системе общественных отношений;

•        тенденции развития общества в целом  как сложной динамичной  системы, а также важнейших социальных институтов;

•        необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,  механизмы правового регулирования;

•        особенности социально-гуманитарного познания.

•        закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы ;

•        различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

 

Уметь

•        характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы,  институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

•        осуществлять  комплексный поиск, систематизацию  и интерпретацию  социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

•        анализировать и  классифицировать  социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

•        сравнивать  социальные объекты, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;  различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

•        объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

•        раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

•         участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

•        формулировать  на основе приобретенных  социально-гуманитарных знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;

•        оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

•        подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

•        осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

•        применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих  актуальные проблемы жизни человека и общества.

  1. Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

  1. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности

  1. Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

  1. Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

  1. Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

  1. Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

  1. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

        Содержательная линия учебной дисциплины «обществознание» предполагает изучение учащимися следующих философских дисциплин, без которых невозможно системное понимание картины мира и социума: 

онтологии (учения о бытии);

гносеологии (учения о познании);

диалектики (учения о развитии);

аксиологии (теории ценностей);

герменевтики (теории понимания и толкования знаний).

        Обществознание как школьная дисциплина базируется на понятийном мышлении. В курсе обществознания изучается множество понятий. Среди них есть очень широкие по объему: например, «общество», «культура», «цивилизация», «общественный строй», «социальный институт», «социальная норма» и др. Признаки большинства таких понятий устанавливаются путем теоретического анализа и часто носят довольно абстрактный характер. В состав курса входят и частные понятия, охватывающие часть общих: «индустриальное общество», «западная цивилизация», «моральная норма» и др. Используются и сравнительно небольшие по объему понятия: «демографическая группа», «налоги», «государственный долг» и др., имеющие при этом набор вполне конкретных отличительных признаков. Понятие как форма мысли обобщенно отражает предметы и явления посредством фиксации их существенных свойств и признаков, которые называют основными. Эти признаки составляют основу качественной определенности изучаемого явления и фиксируются в определении (дефиниции) понятия. Понятие выступает своеобразным строительным материалом, в рамках которого происходит накопление и оформление знания, полученного в ходе познавательного процесса, а любая отрасль науки или учебная дисциплина будет обладать своим «понятийно-категориальным аппаратом» — системой законов, категорий (наиболее общих, фундаментальных понятий) и принципов, определяющих ее предметную область. В формальной логике (добавляется ещё одна философская дисциплина), которая специально занимается изучением понятий, выделяют такие их характеристики, как содержание и объем. Содержание понятия — это совокупность признаков, на основе которых выделяется класс предметов, обозначаемых данным понятием. Объем понятия — это то множество предметов, которые охватываются данным понятием. Между объемом и содержанием понятий существует обратная зависимость: чем шире объем понятия, тем уже его содержание, и наоборот. Такая зависимость вполне объяснима: чем на большую группу предметов мы распространяем понятие, тем труднее найти признаки, присущие каждому предмету из данной группы.

        Понятийное мышление должно развиваться у ребенка на протяжении всего процесса обучения, для этого используются логические задачи разной степени сложности с учетом подготовки учащегося, возрастных психологических особенностей группы обучаемых. Тестовые материалы олимпиад по обществознанию включают ряд разновидностей заданий, связанных с определениями и отдельными признаками понятий. В контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по обществознанию включены задания на верность суждений,  задания на выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне; задания на соотнесение видовых понятий с родовыми; задания на задание, предполагающее раскрытие теоретических положений на примерах. Учащимся предлагается написать эссе по обществознанию, специфика которого отличается использованием понятийного обществоведческого  аппарата. Особо следует отметить в этом задании философскую тематику эссе. Задачей эссе по обществознанию является раскрытие способности учащегося грамотно и структурированно излагать собственные мысли, умение рассуждать, обоснованно использовать научную терминологию, приводить мнения ученых и выражать собственную позицию. При оценке олимпиадных заданий эссе играет ключевую роль. Это в первую очередь творческие состязания, в которых побеждают участники, сумевшие, помимо общих условий, продемонстрировать высокий культурный уровень, навыки аналитического и абстрактного мышления, эрудицию и оригинальное понимание общественных явлений.

        Нет смысла полемизировать по теме нужна или нет философия в школе. Необходимо перейти к конструктивному сотрудничеству учителей - практиков и академического сообщества, результатом которого будут новые учебно-методические комплексы  с учетом новой концепции преподавания обществознания в школе и сложности такой «мировоззренческой» дисциплины как обществознание.

Список литературы:

  1. Сторожилова Д. Н. Актуальные проблемы преподавания обществознания в условиях перехода к ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3491–3495. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85699.htm.
  2. Олимпиада по обществознанию в Санкт-Петербургском государственном университете в 2012–2014 годах. Методические указания и перечень заданий / А. В. Алейников и др.; под ред. М. В. Пашкова, С. Д. Савина. — СПб.: Островитянин, 2014. — 160 с.
  3. Жалдак Н.Н. Формы задач на развитие логического мышления, Белгород, 2004
  4. М. Липман, Перевод Н.С.Юлиной. Становление мыслительных навыков с помощью философии для детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Проблема интегрирования языкового и речевого аспектов курса русского языка в комплекте учебников под редакцией М.М. Разумовской.

Проблема интегрирования языкового и речевого аспектов                    курса русского языка в комплекте уче...

Рабочая программа элективного курса «Эволюция государственной власти» для 11 класса базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории

Рабочая программа элективного курса «Эволюция государственной власти»  для 11 класса базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории...

Философские аспекты в работе краеведческого кружка

Статья на тему размышления о изучении краеведения в школе....

Методическая разработка урока по теме: "Выборы в историческом и философском аспекте"

Урок разработан преподавателями обществознания и философии. В ходе урока рассматривается история происхождения выборов и основные принципы избирательного права. Моделируются ситуации, в которых в...

Статья "Актуальные вопросы подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по курсу «Обществознание»

В статье рассматриваются вопросы связанные с вариантами подготовки к ЕГЭ по предмету обществознание, сложные темы по предмету, даются рекомендации общего характера при самоподготовке к экзаменам ЕГЭ....