Философские аспекты в работе краеведческого кружка
статья по краеведению по теме

Тамилин Евгений Михайлович

Статья на тему размышления о изучении краеведения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filosofskie_aspekty_v_rabote_kraevedcheskogo_kruzhka.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

ЧОУ Школа «Ступени»

Философские аспекты в работе

 краеведческого кружка

Автор: учитель географии и биологии

1 квалификационной категории

Тамилин Е.М.

г. Москва, 2013 г.

Философские аспекты в работе краеведческого кружка.

                                         "Землю от предков наследую я,

                                                  С ней благочестье и веру приемлю,

                                                     И, возлюбив Бога, ближних и землю,

                                  Я обретаю Ключи Бытия"

                                                                                            (В.Ф.Ситнов).

   Современное школьное образование предлагает множество видов внеурочной деятельности для учащихся. В последнее время мало внимание уделяется краеведческой работе в школе. На сегодняшний день краеведение определяется как инновационный подход в обучение ряда школьных дисциплин: истории, географии, биологии, литературе и других.

В.Ф. Ситнов пишет следующее: «Краеведение – это не просто изучение исторических и географических особенностей данной местности. На мой взгляд, Краеведение или Родиноведение, а в главном приближении как свое Родоведение, определяет, в конечном итоге, процесс Человеческого Самоведения. Я бы назвал это историко-социальной самоидентификацией личности, отвечающей на вопросы: кто я?, откуда?, почему я такой?, почему я здесь?, чем и почему дорожу? куда я иду и с кем?, что и для чего сохранил от предков и что оставлю после себя потомкам? Это своеобразный голос генетической памяти...

Краеведение отражает главнейшие вопросы нашего бытия, одно только озвучивание которых, заметим, ведет к главному вопросу человека и человечества в целом – вопросу о Смысле Жизни, вопросу о ее сохранении, защите, развитии, умножении, о ее возможном продлении и даже бессмертии… Познавать жизнь – чтобы совершенствовать ее во всех отношениях…

Ну, а если реально смотреть на вещи, то бессмертие наше – в связи времен, в преемственности поколений, в сохранении исторической памяти не только о своем государстве, но и о каждом прошедшем по земле человеке.

     Я считаю это главной целью краеведения. Увидеть, рассмотреть, понять и увековечить человека». [5]

   Лидеры баденской школы неокантианства В. Виндельбанд (1848-1915) и Г.Риккерт (1863-1936) выдвинули тезис о наличии двух классов наук: исторических («наук о культуре») и естественных. Первые являются идиографическими, т.е. описывающими индивидуальные, неповторимые события, ситуации и процессы. Вторые – номотематическими: они фиксируют общие, повторяющиеся, регулярные свойства изучаемых объектов, абстрагируясь от несущественных индивидуальных свойств.[2]

   Место краеведческой науки до сих пор не определено, так как она стоит на стыке социально-экономических, исторических и естественных наук. В этом смысле краеведение - суть и наука, и практика, и способ преобразования края. Единство достигается при правильной организации краеведческого образования, что актуализирует разработку концептуальных оснований его модели, основные элементы которой могут быть использованы в практической краеведческой и образовательной деятельности.[1]

    В современном образовании при его модернизации актуально развитие школьных кружков географического краеведения. Краеведческий кружок по географии с опорой на технологию образовательного туризма (В.Л. Погодина, В.М. Соломин) дополнит и привнесет новые стратегические формы воспитания и обучения.

   Краеведение является с одной стороны наукой идиографической, так как описывает социально-экономические, культурные и исторические события и явления, а с другой стороны номометрической, так как описывает явления и закономерности природы, как общие повторяющиеся явления.

  Поэтому, географический краеведческий кружок – это универсальный педагогический инструмент, который опираясь на методологию, психологию и философию, призван:

  • воспитывать подлинных патриотов своей малой родины, заинтересованных в познании природы и общества;
  • воспитывать экологически и экономически образованного человека;
  • учить понимать природу;
  • на конкретных примерах иллюстрировать взаимную зависимость природы и человека;
  • делать обучение более эмоциональным;
  • прививать умения оценки уровня и эффективности хозяйства;
  • прививать вкус и потребность и самостоятельных полевых наблюдениях.[1]

    В работе краеведческого кружка в условиях школы учитываются различные аспекты его деятельности: аксиологический, патриотический, культурологический.

   Аксиологический аспект рассматривается через теорию ценностей (аксиологию) – учения о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собою, с социальными и культурными факторами и структурой личности. В данном случае ценностями краеведения могут быть следующими: ценностная связь поколений друг с другом, материальные и природные объекты малой родины, память о событиях и явлениях, происходивших на определенной местности.[7]

   Проблема ценностей в предельно широком значении неизбежно возникала в эпохи обесценивания культурной традиции и дискредитации идеологических устоев общества. Главная задача аксиологии показать, как возможна ценность в общей структуре бытия и каково ее отношение к «фактам» реальности.

   Рассмотрим географический краеведческий кружок в школьном учреждении через натуралистический психологизм, как один из типов ценностной теории.  А. Мейнонг, Р.Б. Перри, Дж. Дьюи и другие представители этого направления настаивали на субъективизации понятия ценности в идеалистическом аспекте. Источники  ценностей они связывали с биологическими и психологическими потребностями человека,  а сами ценности трактовали как возможные факты эмпирической реальности.  С этой точки зрения любой предмет,  удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью.[6]

   Соответственно в работе краеведческого кружка необходимо для школьников обозначить ценностный ориентир. Для этого необходимо разработать систему различных компетентностных заданий, через выполнение которых ученик сам для себя определит ряд ценностей в реальном времени. После этого необходима аксиологическая диагностика.

   Научное и практическое значение имеют культурологические аспекты в исследовании краеведения. Это не только обращение к современным методам, но и убеждение, что само краеведение является частным по отношению к целому, познаваемому во всем многообразии и в своей специфике – региональной (под регионом подразумевается часть территории, отличающаяся от других совокупностью относительно устойчивых особенностей: экономико-географических, культурно-исторических, национальных и др.; согласимся с учеными, выделяющими в качестве важнейшего признака региона следующее: его население «осознает себя принадлежащим к особой территориальной общности, имеющей свою хозяйственную и социокультурную специфику, регионально самоидентифицирующее себя, сохраняя свою локальную ментальность...» - в этом признаке преобладают социокультурные параметры регионального образа) и локальной (то есть местной, свойственной данному месту, не выходящей за определенные границы). Так краеведение учит человека воспринимать свою малую родину как часть всего Отечества, а повседневное, обычное - как достойное специального изучения, без чего невозможны фундаментальные выводы.[3]

      Самым важным аспектом в работе краеведческого кружка всегда считался и считается по сегодняшний день – это патриотический аспект.

      Патриотизм – это любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.[7]

      В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» определены приоритетные направления образования, среди которых одними из главных стали усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования, использование всего образовательного арсенала для достижения основных учебно-воспитательных целей. 

      Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнедеятельности, одно из главных условий эффективного функционирования социальных и государственных институтов. Патриотизм зарождается и формируется как чувство, связанное с миросозерцанием родного края, ближнего окружения в раннем детстве. В более зрелые годы это чувство социализируется, возвышается и всё более осознаётся. Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определённой суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.[4]

Вывод: Школьный краеведческий кружок - важное звено в научно-исследовательской, воспитательной и познавательной деятельности школы, создание и использование его обеспечивают активизацию педагогической деятельности учителя и учащихся, способствуют организации самостоятельных, поисково-творческих работ школьников, играют важную роль в патриотическом, экологическом, эстетическом воспитании молодёжи.    

    Необходимо учитывать все аспекты и жизненные ориентиры в работе краеведческого кружка.  

Библиографический список:

  1. Осипова, М.В.  Краеведение как ресурс научно-исследовательской работы учащихся./ Осипова, М.В.// Научно-методический журнал «География. Все для учителя». – 2011. - № 1. – с. 17-18.
  2. Основы философии науки / В.П.Кохановский [и др.] ; под. ред. В.П.Кохановского.- Ростов - на - Дону: Изд-во «Феникс», 2004. – 603 с.
  3. Пирожков Г.П. Краеведческое образование как составляющая культурологической подготовки специалиста: автореф. диссертации на соискание ученой степени доктора культурологии: 24.00.01/ Геннадий Петрович Пирожков; Тамбовский филиал ФГОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств». – Краснодар, 2006. – 39 с.
  4.  Сайт методического портала «Гражданином быть обязан!»  [Электронный ресурс]. – Смоленск: Смоленский государственный университет, 2010    – Режим доступа: http://smolpedagog.ru/index.html, свободный. – Загл. с экрана.
  5.  Ситнов, В.Ф.  Степуринское чудо  / В.Ф. Ситнов// Из книги Н.В.Фоломеевой «Земля Павловопосадская», М., 2004 г.
  6. Сурженко, Л.В. Ценности личности: Философский и психологический анализ понятия./Сурженко, Л.В.//  Научный журнал КубГАУ. – 2011. - №  №65(01).
  7. Философский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»...

В.Г.Распутин "Прощание с Матёрой". Философский, символический и экологический аспекты повести.

Учащиеся анализируют философский, символический и экологические аспекты повести. На уроке используется групповая работа учеников, выборочное чтение. Учащиеся сопоставляют героев произведения....

Статья " Философские аспекты в курсе «обществознания»: абстрактные категории или актуальные знания?"

Какую бы цель не преследовал современный учитель обществознания в школе: проводить интересные увлекательные уроки; иметь возможность видеть результаты своего научения в творческой деятельности ученико...

Методическая разработка урока по теме: "Выборы в историческом и философском аспекте"

Урок разработан преподавателями обществознания и философии. В ходе урока рассматривается история происхождения выборов и основные принципы избирательного права. Моделируются ситуации, в которых в...

Философско-мировоззренческие и метапредметные аспекты школьного курса информатики в условиях реализации ФГОС

Информация – одна из основных фундаментальных категорий бытия, а информационные процессы, среди которых одним из наиболее практически значимых является процесс управления, протекают во всех обла...