Рабочая программа по обществознанию для 10 класса. Базовый уровень
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему

Гордеева Ольга Николаевна

Рабочая программа по обществознанию для 10 класса (базовый уровень) составлена в соответствии с требованиями ФГОС, дополнена приложением КТП уроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №3 с углубленным

изучением отдельных предметов» г. Котовска Тамбовской области

                         

Утверждаю

директор школы             Н.В.Аверин

приказ №    от __.08.17 г.

                                                                 

Рассмотрено и рекомендовано

методическим советом школы                                                      

                                                                           (протокол №1 от __.08.17 г.)

Рабочая программа

по обществознанию

для 10 класса

(базовый уровень)

Котовск 2017

  1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена в соответствии:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
  2. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
  3. Авторской программы Л.Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, Л. Ф. Ивановой, А.И. Матвеева «Обществознание, 10-11 классы, /Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание: 6-11 классы»/. – М.: Просвещение, 2014.

4. Фундаментальным ядром содержания общего образования: проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2009. — 48 с. — (Стандарты второго поколения),

5. Требованиями к результатам основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.    

Данная программа обеспечивает изучение курса обществознания учащимися 10 класса на базовом уровне. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам  с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Изучение обществознания в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно – нравственной, политической, правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
  • Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленных в Конституции РФ;
  • Освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей и гражданина, для последующего изучения социально – экономических и гуманитарных дисциплин.
  • Овладение умениями  получать и критически осмысливать социальную, экономическую, правовую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные.
  • Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповедания, в семейно- бытовой сфере, для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Статус  учебной программы:

Учебная программа по предмету определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса  и наряду с требованиями стандарта, относящимися к результатам образования , является ориентиром для составления рабочих программ для всех общеобразовательных учреждений, обеспечивающих получение обязательного основного и профильного образования.

На изучение курса обществознание в 10 классе отводится 68 часов (12 часа в неделю). Обучение осуществляется по линии учебников издательства «Просвещение» Москва, под редакцией автора Л.Н. Боголюбова.

В качестве ценностных ориентиров выступают объекты, изучаемые в курсе обществознания, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играет формирование ключевых представления о сферах общества: экономической, политической, социальной; создание условий для социализации личности. Формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной,  правовой, экономической, политической и экологической культуры, содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности, интеллектуальное развитие учащихся, развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения обществознания, проявляются в познании:

  • ценности научного знания, его практической значимости, достоверности,
  • ценности обществоведческих методов исследования общества;
  • понимании сложности  и противоречия самого процесса социального познания.

Курс обществознания обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

  • правильному использованию обществоведческой терминологии;
  • развитию потребности вести диалог;
  • развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Курс обществознания в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей – ценностей жизни во всех её проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех человека, важности соблюдения его прав и свобод.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе обществознанияи в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию общества по законам красоты, гармонии. Формирование патриотизма и гражданской позиции.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

В «Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела программы, преемственность её содержания с важнейшими нормативными документами; даётся общая характеристика курса обществознание. Его места в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется целям изучения курса обществознания, его вкладу в решение основных педагогических задач в системе среднего общего образования, а также раскрытию результатов освоения обучаемыми программы по обществознанию. В разделе «Планируемые результаты» образовательные результаты представлены на нескольких уровнях – метапредметном, личностном и предметном. В разделе «Содержание» основного общего образования по обществознанию включает перечень изучаемого содержания, объединённого в содержательные блоки с указанием рекомендуемых практических и итоговых работ. В разделе «Примерное тематическое планирование» представлены примерный перечень тем курса, характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий). В разделе «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение» перечень методической литературы для учителя, для обучающихся, Интернет-ресурсов, а также необходимого оборудования для эффективной организации учебного процесса.

Особенностью образовательного процесса образовательного учреждения является организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.  В разделах   предусмотрено осуществление проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Формы организации образовательного  процесса:

Виды деятельности обучающихся: учебно-познавательная, проектная, исследовательская, творческая.

Использование приёмов проектно-исследовательской работы способствует:

  • расширению кругозора в области достижений общественных наук;
  • формированию навыков самостоятельной работы, ораторства, ведения полемики;
  • развитию познавательного интереса, любознательности;
  • знакомит с методами и приемами научного исследования.

Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

  1. Слушание объяснений учителя.
  2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
  3. Самостоятельная работа с учебником.
  4. Работа с источниками;
  5. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
  6. Написание докладов.
  7. Выполнение заданий по разграничению понятий.
  8. Систематизация учебного материала.

Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: 

  1. Просмотр учебных фильмов.
  2. Анализ таблиц, схем.
  3. Анализ проблемных ситуаций.

Виды деятельности с практической (опытной) основой:

  1. Выполнение работ практикума.

         2. Проведение исследовательских работ.

Текущий контроль, по изучению каждого основного раздела,  проводится в форме практической  работы, подготовки и защиты исследовательской работы.

Программа  построена с учетом дифференцированного подхода. При проведении итогового контроля даются тесты с разноуровневыми заданиями. В  течение  года идет подготовка к  ЕГЭ – отработка заданий части 1,2, заполнение бланков.

Контрольные  работы: 3 работы (тестирование в форме ЕГЭ)

Итоговый контроль – выполнение итогового теста.

  1. Общая характеристика учебного предмета

  Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне  по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения,  политика,  духовно – нравственная сфера, право.

Знания этих  социальных объектов дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия.

Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, правовые нормы, регулирующие отношения  людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на  базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе  путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее.

3.Место предмета в учебном плане

«Обществознание» - учебный предмет в средней школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируется на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурологи, правоведение, этика, социальная психология), а также философия. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознания», многоаспектность изучения этого предмета – общественной жизни – обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. Обществознание как учебный предмет акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

 «Обществознание» в средней школе опирается на обществоведческую подготовку  учащихся в основной школе  в рамках учебного предмета «Обществознание». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового школьного возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах. Обществознание представляется очень специфической школьной дисциплиной в российской системе образования. Уникальность обществознания состоит в том, что здесь не только рассматриваются новые содержательные области (например, вопросы права), но и происходит интеграция других школьных предметов (истории, литературы, географии, биологии и др.), а также привлекается социальный опыт школьников.

  1. Планируемые результаты

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий 
и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

Познавательной

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

Ценностно-мотивационной

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

Трудовой

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

Эстетической

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

Коммуникативной

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Учащийся  научится:

Учащийся получит возможность научиться:

• использовать знания об обществе для формирования представлений о мировом сообществе, характеризовать основные признаки и сферы общества;

• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;

• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;

• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

• характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

• описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;

• давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;

• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.

• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;

• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.

Регулирование поведения людей в обществе

Учащийся научится:

Учащийся получит возможность научиться:

       • использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;

• на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

• критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;

• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.

• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

• моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;

• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.

Основы российского законодательства

Учащийся научится:

Учащийся получит возможность научиться:

• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

• характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров;

• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

• объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;

• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

:

• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;

• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.

Политическая жизнь общества

Учащийся научится:

Учащийся получит возможность научиться:

• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;

• правильно определять инстанцию (государственный орган), в который следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;

• сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;

• описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;

• характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;

• различать факты и мнения в потоке политической информации.

• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

5. Содержание рабочей программы.

Введение (1 час)

Глава 1. Человек в обществе (19 часов).

Понятие об обществе. Общество как совместная жизнедеятельность людей Общество и природа Общество и культура. Науки об обществе Структура общества. Особенности социальной системы. Взаимосвязь экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни общества. Социальные институты. Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.  Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и её мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Познание и знание. Познание  мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и её критерии Многообразие  форм человеческого знания Социальное и гуманитарное знания. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение и социализация личности Единство свободы и ответственность личности.

Глава 2. Общество как мир культуры (15 часов).

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: массовая, народная и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации  Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, её  категории. Религия, её роль в жизни общества. Нравственная культура Искусство и духовная жизнь Искусство, его формы, Основные  направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений (30 часов).

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Систему судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России Современное российское законодательство. Основы государственного, гражданского, трудового, семейного и  уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения Правосознание. Правовая культура.

Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия

Итоговое повторение (3 часа)

6. Учебно-тематическое планирование.

N п/п

Темы разделов

Количество часов

Темы уроков

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (УУД) по разделам

11

Человек в обществе

19

Что такое общество.

Общество как сложная система.

Динамика общественного развития.

Социальная сущность человека.

Деятельность – способ существования человека.

Познавательная и коммуникативная деятельность.

Свобода и необходимость в деятельности человека.

Современное общество

Глобальная угроза международного терроризма.

Итоговое тестирование по теме: «Человек в обществе»

Личностные (далее, ЛУУД): развивать положительное отношение к изучению человека и общества.

Регулятивные ( далее РУУД): развивать умение составлять план к текстам.

Познавательные УУД (далее ПУУД):

развивать умение читать и слушать, извлекать их текста нужную информацию.

Коммуникативные УУД (далее КУУД):

Развивать умение планировать сотрудничество с учителем.

2

Общество как мир культуры

15

Духовная культура общества.

Духовный мир личности.

Мораль

Наука и образование.

Религия и религиозные организации.

Искусство

Массовая культура.

Итоговое тестирование по теме: «Общество как мир культуры»

ЛУУД: развивать желание приобретать новые знания о мире культуры.

РУУД: развивать умения составлять конспекты по темам.

ПУУД: развивать умение оценивать достижения и успехи в развитии страны и определять приоритетные направления развития РФ.

КУУД: развивать умение в постановке вопросов и точно выражать свои мысли.

3

Правовое регулирование общественных отношений

30

Современные подходы к пониманию права

Право в системе социальных норм.

Источники права.

Правоотношения и правонарушения.

Предпосылки правомерного поведения.

Гражданин РФ.

Гражданское право.

Семейное право.

Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

Экологическое право.

Процессуальные отрасли права.

Конституционное судопроизводство.

Международная защита прав человека.

Правовые основы антитеррористической политики Российского государства.

Итоговый тест по теме: «Правовое регулирование общественных отношений».

Итоговое повторение курса.

ЛУУД: развивать желание приобретать новые знания о правовом регулировании общественных отношений.

РУУД: принимать учебную задачу, удерживать цель деятельности до получения ее результата; осуществлять самостоятельный контроль своей деятельности.

ПУУД: развивать умение извлекать нужную информацию из текстовых и графических объектов

КУУД: оформлять диалогические высказывания, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество.


7. Календарно-тематическое планирование.

1. Урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ;

2. Урок закрепления  знаний и выработка умений – УЗЗВУ;

3. Урок комплексного использования знаний – УКИЗ;

 4. Урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ

 5. Урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ;

 6. Комбинированный урок – КУ

№ п/п

Темы разделов и уроков

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля

Планируемые результаты

Дата

личностные

метапредметные

предметные

По плану

фактически

Глава I. Человек в обществе (19).

1-2

Что такое общество.

2

УИПЗЗ

опрос

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив.

понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития; знание ряда ключевых понятий базового для школьного обществознания наук; умения объяснять с их позиций явления социальной действительности.

3-4

Общество как сложная система.

2

УЗЗВУ

опрос

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (взаимоотношения с другими людьми).

формирование у обучающихся представлений о теориях общества, основных типах общества, структуре общества.

5-6

Динамика общественного развития.

2

УЗЗВУ

Составить таблицу «Основные типы и формы динамики»

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем.

уметь анализировать, делать выводы, составлять схему;

формирование у обучающихся личностных представлений об основных типах и формах динамики.

7-8

Социальная сущность человека.

2

УЗЗВУ

практикум

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;

формирование у обучающихся личностных представлений об основных этапах развития человека; отличиях человека от животных; основных видах потребностей человека.

9-10

Деятельность – способ существования человека.

2

УИПЗЗ

Тестирование.

понимание значения знаний для человека и принимают его.

Оценка собственной деятельности.

выделение и формулирование цели; ориентировка в учебнике;

 поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы;

логические - дополнение и расширение

имеющихся знаний и представлений

о человеческой деятельности.

формирование  представлений о

деятельности; потребности, иерархическая теория потребностей; характеристика основных черт деятельности; мотивы деятельности; многообразие видов деятельности; определение взаимосвязи деятельности и сознания.

11-12

Познавательная и коммуникативная деятельность.

2

УИПЗЗ

Тестирование.

мотивированность и направленность на активное участие в общественной жизни.

участие  в коллективном обсуждении проблем; обмен мнениями.

формирование  представлений о

познаваемости мира;

характеристика основные особенности научного мышления; естественные и социально-гуманитарные науки; процесс познания; сущность чувственного и рационального познания.

14.10

14.10

13-14

Свобода и необходимость в деятельности человека.

2

УИПЗЗ

Опрос

умение работать в группе; личностное совершенствование: развивать стремление к самосовершенствованию

способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения.

формирование  представлений учащихся о свободе, ответственности и необходимости в деятельности человека.

15-16.

Современное общество

2

УЗЗВУ

Опрос

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем.

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

формирование представлений о современном обществе, его особенностях и основных тенденциях развития.

17-18

Глобальная угроза международного терроризма.

2

УКИЗ

Подготовка сообщений

мотивированность к учебной деятельности;  интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке.

удерживание цели деятельности до получения ее результата; осуществление самостоятельного контроля своей деятельности.

формирование представлений о глобальных угрозах современного мира и способах их устранения.

19

Итоговое тестирование по теме: «Человек в обществе»

1

УПОКЗ

Тестирование.

Работа в группах.

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем.

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

систематизация и контроль качества знаний учащихся.

Глава II. Общество как мир культуры (15).

20-21.

Духовная культура общества.

2

УИПЗЗ

подготовить сообщение

об одной из профессий, связанных с духовной сферой

осознание значения духовной культуры в жизни человека и общества.

способности анализировать реальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности); навыки грамотной работы с текстом.

формирование  представления об основных формах и видах культуры.

22-23.

Духовный мир личности.

2

УКИЗ

практикум

понимать, что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой; объяснять, кто является субъектом художественной культуры; анализировать произведение искусства, определяя ценности, которыми оно обладает.

умения выполнять познавательные и практические задания; навыки грамотной работы с текстом и таблицами;

подготовительный этап проектной деятельности.

формирование целостного понятия о субъектах и объектах духовной культуры.

24-25.

Мораль

2

УЗЗВУ

Составить кластер по теме «Мораль»

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни;

способность анализировать реальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.

поисковый этап проектной деятельности

формирование целостного представления роли морали в жизни человека и общества; становление нравственного в человеке; 

.

26-27

Наука и образование.

2

УКИЗ

практикум

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в семейной жизни;

способность анализировать реальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;

формирование знаний о значении и роли образования и науки в жизни человека и общества.

28-29.

Религия и религиозные организации.

2

УИПЗЗ

опрос

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной жизни;

 способность анализировать реальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;

формирование представления о религии, ее значение в жизни общества; особенности и многообразие мировых религий

30-31.

Искусство

2

УКИЗ

Опрос

личностное совершенствование: развивать стремление к самосовершенствованию.

умение анализировать социальные факты, формулировать несложные выводы;

 формирование  знаний учащихся об искусстве и о том, как оно соотносится с художественной культурой; формирование знаний об объектах и субъектах исскуства;

32-33.

Массовая культура.

2

УИПЗЗ

Практикум

ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

умение анализировать социальные факты, формулировать несложные выводы;

формирование  знаний учащихся об особенностях массовой культуры.

34

Итоговое тестирование по теме: «Общество как мир культуры»

1

УПОКЗ

Тестирование.

Работа в группах.

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем.

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

систематизация и контроль качества знаний учащихся.

Глава III. Правовое регулирование общественных отношений (30)

35-36

Современные подходы к пониманию права

2

УЗЗВУ

составить словарик.

личностное совершенствование: формирование личностных качеств уч-ся;

уметь анализировать, делать выводы, составлять схему;

формирование знаний учащихся основных подходах к трактованию права;

37-38

Право в системе социальных норм.

2

УКИЗ

Рассуждение по заданной теме. Материалы сайта www.uznay-prezidenta.ru

личностное совершенствование: формирование личностных качеств уч-ся;

умение работать с различными источниками информации;

формирование представлений учащихся об отличиях правовых норм от моральных и религиозных; общее в морали и праве; роль системы права в регулировании общественных отношений;

39-40

Источники права.

2

УИПЗЗ

опрос

мотивированность и направленность на активное участие в общественной жизни.

умение работать с различными источниками информации;

формирование  целостных представлений об основных источниках права; основные источники права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт, естественное право; виды нормативных актов (законные и подзаконные акты).

41-42

Правоотношения и правонарушения.

2

КУ

Тестирование.

мотивированность и направленность на активное участие в общественной жизни.

умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять термины;

формирование целостного представления о  том, что такое правоотношения и правонарушения; особенности правонарушений; раскрывать важнейшие признаки правоотношений;  главные черты юридической ответственности;  основные цели деятельности судебной системы.

43-44

Предпосылки правомерного поведения.

2

УКИЗ

опрос

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем

умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять термины;

формирование представлений о роли и значении правомерного поведения в жизни человека и общества.

45-46

Гражданин РФ.

2

УИПЗЗ

практикум

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем

умение работать с различными источниками информации;

формирование целостных представлений о правах и свободах гражданина. способах приобретения гражданства.

47-48

Гражданское право.

2

УИПЗЗ

практикум

ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

умение анализировать социальные факты, формулировать несложные выводы;

формирование  знаний учащихся о содержании гражданских правоотношений.

49-50.

Семейное право.

2

УПОКЗ

тестирование

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем.

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

формирование  знаний учащихся об основных принципах семейного права

51-52

Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

2

УЗЗВУ

практикум

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем.

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

формирование  знаний учащихся о трудовых правоотношениях; социальном и правовом регулировании труда и занятости.

53-54

Экологическое право.

2

КУ

опрос

личностное совершенствование: формирование личностных качеств уч-ся;

умение работать с различными источниками информации;

формирование представлений учащихся об особенностях экологического права.

55-56

Процессуальные отрасли права.

2

КУ

тестирование

понимание значения знаний для человека и;

развитие способности к самооценке.

умение анализировать социальные факты, формулировать несложные выводы

формирование представлений об общих чертах и специфике отраслей российского права

57-58

Конституционное судопроизводство

2

УЗЗВУ

опрос

мотивированность своих действий, формирование интереса к новому учебному материалу.

умение работать с различными источниками информации;

формирование представлений учащихся об особенностях и основных этапах конституционного судопроизводства

59-60

Международная защита прав человека.

2

КУ

тестирование.

мотивированность и направленность на активное участие в общественной жизни.

умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять термины;

формирование целостного представления о возможностях защиты прав человека на международном уровне

61-62

Правовые основы антитеррористической политики Российского государства.

2

КУ

опрос

мотивированность своих действий, формирование интереса к новому учебному материалу.

умение работать с различными источниками информации;

формирование представлений учащихся об особенностях и основных способах борьбы с терроризмом в РФ

63-64

Повторительно-обобщающий урок по теме «Правовое регулирование общественных отношений»

2

УПОКЗ

Тестирование.

Работа в группах.

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем.

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

систематизация и контроль качества знаний учащихся.

65-66

Итоговое тестирование по темам обществознания

2

УПОКЗ

тестирование; работа с текстом

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем.

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

систематизация и контроль качества знаний учащихся.

67-68

Представление проектов учащихся

2

защита проектов

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем.

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

представление результатов проектной деятельности


8. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение.

  • Учебник: Обществознание. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2016.

Методические материалы и литература  для учителя:

1.        Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество», ч.1, ч.2, М., 2016.

2.        Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» 10-11 классы (подготовка к ЕГЭ),  М., 2015.

3.        Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации к учебнику «Обществознание» 10-11 классы, М.:Просвещение, 2015.

4.        Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Дидактический материал по курсу «Человек и общество» 10-11 классы, М., 2015.

5.        Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание: 10 класс: базовый уровень: методические рекомендации, М., 2015.

6.        Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию 10 класс к учебнику «Человек и общество» под ред.  Боголюбова Л.Н.,М., 2016.

7.        ФИПИ: обществознание (универсальные материалы для подготовки учащихся), М., 2017.

8.        Арбузкин А.М. Обществознание, М., «Зерцало –М», 2016

9.        Бард А. Новая правящая элита и жизнь после капитализма,  М., 2015

10.        Канке В. История философии, М., 2015.

11.        Кастельс М. Информационная эпоха, М., 2015

12.        Конституция РФ.

13.        Народы и религии мира. Интернет-ресурс: http://www.cbook.ru/peoples/index/welcome.shtml

14.        Парсонс Т.О. О социальных системах, М., 2015.

15.        Степанько С.Н. Олимпиадные задания по обществознанию 9-11 классы, В., 2015.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html
  2. http://socio.rin.ru/
  3. http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала «Преподавание истории и обществознания в школе», посвященные вопросам методики преподавания.
  4. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  5. http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Технические средства  обучения:

1.Мультимедийный проектор

2.Интерактивная доска

3.Экран проекционный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию 10 класс (базовый уровень)

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по обществознанию среднего (полно...

Рабочая программа по обществознанию 10 класс (базовый уровень)

Данная рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование, а так же проверочный материал (тесты) к урокам обобщения....

Рабочая программа по обществознанию 10 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по обществознанию 10 класс (базовый уровень) + календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по обществознанию. 10 класс (базовый уровень).

Рабочая программа составлена к учебнику Л.Н. Боголюбова. Содержит пояснительную записку, номативные документы,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по обществознанию. 10 класс. базовый уровень.

Рабочая программа по обществознанию для 10 класса. Базовый уровень. Программа Боголюбова Л. Н ....

рабочая программа по обществознанию 10 класс базовый уровень

Рабочая программа для 10 класса 1 час в неделю базовый уровень...