Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по обществознанию среднего (полного) общего образования под редакцией Л.Н.Боголюбова. Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся, ведущие виды деятельности – информационный, исследовательский, проектный. Рабочая программа предусматривает наряду с традиционными нетрадиционные формы организации образовательного процесса: дискуссии, дебаты, круглые столы, презентации, конференции, аукционы, брейн – ринги, КВН и др.; предусматривает использование различных современных технологий обучения (интерактивное обучение с использованием ИКТ ), что способствует развитию коммуникативных навыков, развитию критического мышления. Рабочая программа предусматривает формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки, а также применение следующих форм контроля: индивидуальной, фронтальной, групповой ; видов и приёмов контроля : письменный, устный, практический, составление планов, таблиц, схем, сочинения, беседы, рассказы, устное тестирование и др.
Реализация рабочей программы способствует: - развитию личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать и систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; в межличностных отношениях; отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: - развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Учебно-методический комплекс - Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.В. Иванова и др. «Обществознание. 10 -11 классы» Базовый уровень- Москва, Просвещение, 2008
- Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая, А.И. Матвеев. Обществознание. 10 класс; - Москва, Просвещение, 2009;
- Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»10 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М., Просвещение, 2000.
Место предмета в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в X классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Программа рассчитана на 70 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 2-х учебных часов.
Содержание программы. Базовый уровень. (70 ч).
Раздел 1. Общество и человек (15 ч). Глава 1. Общество (4 ч). Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества. Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры. Новаторство, традиции в культуре, феномен «второй природы». Культура материальная. Проблема сохранения культурного наследия. Законодательство об охране памятников истории и культуры.
Глава 2. Человек (11 ч). Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека. Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения. Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное. научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка.
Раздел 2. Основные сферы общественной жизни (40 ч). Глава 3. Духовная культура (8 ч). Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения. Основная задача и исторические формы образования. Приёмы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий. Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения религии; её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».
Глава 4. Экономика (5 ч). Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров. Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль экономической культуры и деятельности.
Глава 5. Социальная сфера (16 ч). Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые и новые» богатые. Средний класс. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления. Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Эволюция форм семьи. Удовлетворённость браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль. Социальные процессы в современной России. Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура.
Глава 6. Политическая сфера (11ч). Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента. Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства. Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Процедура голосования. Активность электората. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.
Раздел 3. Право. ( 13 ч ) Глава 7. Право как особая система норм (13 ч) Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов. Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов. Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право. Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение. Целостность и противоречивость современного общества. Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса. Резервные уроки (2ч).
Календарно – тематический план
№
|
Тема урока | Кол-во часов |
Дата |
Примечание | План | Факт |
Раздел 1. Общество и человек (15 ч). Глава 1. Общество (3 ч).
| - 2
| Что такое общество. | 1 |
|
|
| - 3
| Общество как сложная динамичная система. | 1 |
| |
| - 4
| Обобщающее повторение по теме «Общество» | 1 | | |
|
Глава 2. Человек (10 ч).
| - 5
| Природа человека. | 1 |
|
|
| - 7
| Человек как духовное существо. | 1 |
| |
| - 8
| Мировоззрение | 1 | |
|
| - 9
| Деятельность – способ существования людей. | 1 | | |
| - 10
| Многообразие деятельности | 1 |
|
|
| - 11
| Познание и знание. | 1 |
| |
| - 12
| Истина и ее критерии | 1 |
|
|
| - 13
| Человек в системе социальных связей. | 1 |
| |
| - 14
| Самосознание и самореализация. | 1 |
|
|
| - 15
| Обобщающее повторение по теме «Общество и человек». | 1 | | |
|
Раздел 2. Основные сферы общественной жизни (40 ч). Глава 3. Духовная культура (8 ч).
| - 16
| Культура и духовная жизнь общества. | 1 |
|
|
| - 17
| Виды культур | 1 |
|
|
| - 18
| Наука. | 1 |
| |
| - 19
| Образование | 1 | |
|
| - 20
| Мораль. | 1 |
| |
| - 21
| Религия | 1 |
|
|
| - 22
| Искусство и духовная жизнь. | 1 |
| |
| - 23
| Обобщающее повторение по теме «Духовная культура». | 1 | | |
|
Глава 4. Экономика (4 ч). | - 24
| Роль экономики в жизни общества. | 1 |
|
|
| - 25
| Экономика и политика | 1 |
|
|
| - 26
| Экономическая культура. | 1 |
| |
| - 28
| Итоговый урок по главе «Экономика» | 1 |
| |
|
Глава 5. Социальная сфера (16 ч).
| - 29
| Социальная структура общества. | 1 |
|
|
| - 31
| Социальная мобильность. | 1 |
|
|
| - 32
| Социальные взаимодействия. | 1 |
| |
| - 33
| Социальный конфликт. | 1 |
|
|
| - 34
| Конфликты на производстве. | 1 |
|
|
| - 35
| Социальные нормы и отклоняющееся поведение. | 1 |
| |
| - 36
| Девиантное поведение. | 1 |
|
|
| - 37
| Делинквентное поведение. | 1 |
|
|
| - 38
| Нации и межнациональные отношения. | 1 |
| |
| - 39
| Национализм. Межнациональные конфликты. | 1 |
|
|
| - 40
| Семья и быт. | 1 |
| |
| - 41
| Семья в современном обществе | 1 |
|
|
| - 42
| Социальное развитие и молодёжь. | 1 |
| |
| - 43
| Обобщающее повторение по теме «Социальная сфера». | 1 | | |
|
Глава 6. Политическая сфера (11 ч).
| - 45
| Политика и власть. | 1 |
|
|
| - 46
| Политические отношения. | 1 |
|
|
|
| Политическая система. |
|
|
|
| - 47
| Государство в политической системе. | 1 |
| |
| - 48
| Политический режим | 1 |
|
|
| - 49
| Гражданское общество. | 1 |
| |
| - 50
| Правовое государство и его признаки. |
|
|
|
| - 50
| Местное самоуправление | 1 |
|
|
| - 51
| Демократические выборы и политические партии. | 1 |
| |
| - 52
| Многопартийность и партийные системы. | 1 |
|
|
| - 53
| Участие гражданина в политической жизни. | 1 |
| |
| - 54
| Политическая культура | 1 |
|
|
| - 55
| Обобщающее повторение по теме «Политическая сфера». | 1 | | |
|
Раздел 3. Право (13 ч). Глава 7. Право как особая система норм (13 ч).
| - 56
| Право в системе социальных норм. | 1 | |
|
| - 57
| Система права |
|
|
|
| - 58
| Источники права. | 1 |
| |
| - 59
| Правоотношения. | 1 |
| |
|
| Правонарушения. |
|
|
|
| - 61
| Право в современной России | 1 |
|
|
| - 62
| Современное Российское законодательство. | 1 |
| |
| - 63
| Отрасли права | 1 |
|
|
| - 64
| Предпосылки правомерного поведения. | 1 |
| |
| - 65
| Общество в развитии. | 1 |
| |
| - 66
| Проблема общественного прогресса | 1 |
|
|
| - 67
| Обобщающее повторение по теме «Право как особая система норм» | 1 | | |
| - 68
| Итоговое повторение «Человек и общество» | 1 | | |
|
| Практикум | 1 |
|
|
|
| Зачет | 1 |
|
|
|
| Итоговое повторение по курсу | 1 |
|
|
|
| Резервное время | 1 |
|
|
|
| Резервное время | 1 |
|
|
|
Требования к уровню подготовки. В результате изучения обществознания ученик должен: знать и понимать: - биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; - тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов; - необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; - особенности социально-гуманитарного познания; уметь: - характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; - анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; - объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); - раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; - осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; - извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; - оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; - формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам; - готовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; - применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; -совершенствования собственной познавательной деятельности; - критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации; - решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; - ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах. определения личной и гражданской позиции; - предвидения возможных последствий определённых социальных действий; -оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права; - реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; - осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Список литературы
- Государственный образовательный стандарт общего образования (федеральный компонент), 2004 год
- Региональный компонент ГОС основного общего и среднего (полного) общего образования Воронежской области, 2005 год
- Примерная рабочая программа по обществознанию, составленная на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования
- Авторская программа Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, Л. В. Ивановой и др. «Обществознание. 10 – 11 классы» базовый уровень – Москва, Просвещение, 2008.
- Образовательная программа школы.
- Учебный план школы.
|