Рабочая программа по обществознанию 10 класс (базовый уровень)
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему

 

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по обществознанию среднего (полного) общего образования ( под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л.Н. Боголюбова)- базовый уровень..

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Используемый учебно – методический комплект: учебник «Обществознание. 10 класс» (базовый уровень). Под редакцией  Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. – М.: «Просвещение», 2008. 2-е издание.              

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_obshch_2012.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по обществознанию среднего (полного) общего образования ( под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л.Н. Боголюбова)- базовый уровень..

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Используемый учебно – методический комплект: учебник «Обществознание. 10 класс» (базовый уровень). Под редакцией  Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. – М.: «Просвещение», 2008. 2-е издание.                                                                                                                                     Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.

    Реализация рабочей программы способствует:

  1.  воспитанию гражданственности, национальной идентичности, развитию мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно - национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин. Воспитанию гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленными в Конституции РФ;
  2. развитию способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  3. освоению  системы знаний об экономической и иных видах деятельности, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последущего изучения социально – экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
  4. овладению умениями и навыками получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
  5. формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; в межличностных отношениях; в семейно – бытовой сфере.

Данная программа может быть реализована при использовании разнообразных форм организации учебного процесса и позволяет внедрять современные педагогические технологии, в частности ИКТ.

         

 Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения обществознания ученик должен:

знать и понимать:

  1. биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  2. тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  3. необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  4. особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

  1. характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  2. анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  3. объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  4. раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  5. осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  6. оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  7. формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  8. готовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  9. применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  2. совершенствования собственной познавательной деятельности;
  3. критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
  4. решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  5. ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  6. предвидения возможных последствий определенных социальных действий.
  7. оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  8. реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  9. осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

                                                      

 Перечень учебно-методического обеспечения.

1.  Наглядные пособия (плакаты, схемы, портреты,;

3. Дидактический материал (раздаточный материал);

4. Компьютер, проектор, экран;

5. Электронная библиотека БЭ «Кирилла и Мефодия»;

6. Мультимедийные энциклопедии  по обществознанию;

                Список литературы.

Основная литература:

 Обществознание: учеб. для учащихся  10 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень /Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И Городецкая и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова. М.: Просвещение, 2008.

Дополнительная литература:

 

1. Обществознание: 10 класс: базовый уровень: метод. Рекомендации: пособие для учителя. / Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.: под ред. Л.Н.Боголюбова. М.: Просвещение, 2006. с. 186

2. Нижников С.А. Тесты по обществознанию: учебно-методическое пособие. М., 2006.- с. 17

3.. Олимпиадные задания по обществознанию. 9-11 классы. /авт.-сост. С.Н. Степанько. Волгоград: Учитель, 2008.- с.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования

к уровню подготовки обучающихся

Вид

контроля,

измерители

Эле-

менты допол-ните-льно-

го

содер-

жания

Домаш-

нее задание

При-меча-ние

Дата проведе-ния

План

Факт

Раздел 1. Общество и человек (15 часов)

Глава 1. Общество (4 часа)

1-2

Что

такое

общество

2

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Общество как динамическая система. Основные сферы  жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа.

 Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества.

Уметь:

- высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий;

-давать определение понятию общество, выделяя его характерные признаки;

- различать такие понятия, как государство, общество, страна, и давать им определения;

-объяснять сущность экономической сферы общества, приводя конкретные примеры, характеризующие явления экономической жизни;

- объяснять сущность политической сферы общества, иллюстрируя свой ответ примерами событий в политической жизни страны и зарубежных государств;

- объяснять сущность духовной сферы жизни общества, приводя в подтверждение своих мыслей конкретные примеры из области науки, культуры, религии, образования;

- разъяснять особенности развития социальной сферы общества, подтверждая ответ примерами из истории и современности;

- объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах

Устный опрос. Проблемные задания. Составления таблицы «Общественные

 науки»

П.1 учебника, вопросы после п.1.

3

Общество как сложная динами-ческая система

1

Комбинированный урок

Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречи-вость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры. Новаторство, традиции в культуре. Феномен «второй культуры».

Культуры материальная. Проблема сохранения культурного наследия.

Законодательства об охране памятников истории и культуры.

Знать понятия темы.

Уметь объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах. Решение проблемных вопросов: воздействие общества на природу; экологические проблемы и их гибельные последствия для человечества. Работа с материалами СМИ.

Работа по таблице «Социальные институты», составление плана «Особенности социальной системы»

П.2 учебника

4

Общество

1

Повтори-тельно – обобщаю-щий урок

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом  учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий

Самостояте-льная работа

Глава 2. Человек (11 часов)

5-6

Природа человека

2

Урок изучения нового материала.

Комбинированный урок

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека.

Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое  значение природы. Влияние научно – технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемо-го изменения окружающей среды.

Знать:

- что подразумевается под понятием «природа» в узком и широком смысле слова;

- примеры вредного воздействия человека на природу, последствия возникающей дисгармонии  между природой и обществом;

- разработанные человеком способы защиты природы; организации, реализующие эти задачи, организующие некоторые мероприятия по борьбе с экологическими нарушениями и преступлениями.

Уметь:

- высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определения понятий;

- объяснять взаимосвязь человека,  общества и природы, иллюстрируя ответ конкретными примерами из мировой истории; обладать элементарными умениями защиты природы (поведение в лесу, на улице)

Практические задания. Составить словарик по теме.

П.3 учебника, подгото-вить сообщение по одной из наук, изучающих человека

ИКТ

7-8

Человек как духовное существо

2

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло в жизни человека.

Уметь:

- высказывать свое мнение;

- работать с текстом учебника;

- отвечать на поставленные вопросы;

- давать определение понятий;

- характеризовать моральные ценности;

- объяснять сущность мировоззрения;

Работа над документами, составление таблицы «Типы мировоззрения», классификация объектов по критериям

П. 4

9-10

Деятель-ность – способ сущест-вования людей

2

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения.

Знать:

- что такое  деятельность;

- что такое потребности;

- иерархическую теорию потребностей.

Уметь:

- характеризовать черты деятельности;

- определять мотивы деятельности;

- раскрывать на примерах многообразие видов деятельности;

- определять взаимосвязь деятельности и сознания.

Решение познавательных и практических задач, составление схемы «Потребности человека»

П.5 вопросы

Задания ЕГЭ

11-12

Познание и знание

2

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов.

Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность.

 Знать, что представляют собой знание и процесс познания.

Уметь:

- объяснять сущность чувственного и рационального познания.

- анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира;

- объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения.

Тест, составление таблицы «Отношение философов к проблеме познаваемости мира», составление схемы «Истина и ее критерии»

П.6 учебника, отдельно   подгото-вить материал о рациональ-ном и чувствен-ном познании

Задания ЕГЭ

13-14

Человек в системе социаль-ных связей

2

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация.

Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка.

Знать связь свободы и необходимости.

Уметь:

- характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке;

-выделять основные признаки понятия «личность»

- объяснять, в каких сферах происходит социализация личности и в чем она выражается;

- определять связь между самоопределением и самореализацией личности

Групповые письменные задания по карточкам.

Анализ таблицы. Решение познавательных задач, отражающих типичные социальные ситуации. Составление словарика по теме.

П.7

15

Общество и человек

1

Повтори-тельно – обощаю-щий урок

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Контрольная работа с различными уровнями сложности

Задания                     ч. А ЕГЭ

                                   Раздел 2. Основные сферы общественной жизни (40 часов)

Глава 3. Духовная культура (8 часов)

16-17

Культура и духовная жизнь общества

2

Уроки изучения нового материала

Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в  России, проблемы его сохранения.

Знать:

- понятия темы;

- знать, что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться.

Уметь:

- разъяснять сущность понимания культуры у различных народов;

- уметь анализировать особенности некоторых ценностей и объяснять сущность культурного наследия

Задания по карточкам, тест со свободными ответами. Составить таблицу «Функции культуры». Анализировать источники социальной информации

П.8. учебника

Зада-ния ЕГЭ

18-19

Наука и образование

2

Урок изучения нового материала.

Комбини-рованный урок (практичес-кое занятие)

Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функции в университете. Научно – исследователь-ские и академические институты. Классификация наук. Школа  как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.

Знать:

- что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки;

-знать, что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ.

Уметь:

- осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения;

- знать, что представляет собой образование как институт общества;

-уметь разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней;

- уметь разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы

Тест на восстановление соответствия. Решение проблемных задач. Составление словарика по теме.

П. 9 учебника, вопросы после п. работа над проектом «Школа вчера, сегодня, завтра»

Презен-тация

20-21

Мораль. Религия.

2

Урок изучение нового материала.

Комбинированный урок.

Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религии в современном мире. Различные определения религии; ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприноше-ний. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях.

Знать:

- что такое религия;

- роль морали в жизни человека и общества;

- некоторые особенности мировых религии. Уметь определять становление нравственного в человеке; иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме и их проявлениях в истории человека.

Составить таблицу «Мировые религии» и словарик по теме.

П.10 учебника, вопросы после п.

Презен-тация,

сообщения

22

Искусство и духовная жизнь

1

Комбинированный урок

Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства»

Знать, что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой.

Уметь:

- анализировать произведение искусства, определяя достоинства, которым оно обладает;

- пояснять, кто является субъектом художественной культуры.

 Выработать умение аргументировать различные оценки перспектив духовного развития современной России.

Составить схему «Искусство и его формы», сравнить различные точки зрения на перспективы духовного развития современной России

П.11  подгото-вить сообщение о культур-ной  жизни в современ-ной России

23

Духовная культура

1

Повтори-тельно – обобщаю-щий урокв форме тестирования заданий ЕГЭ

Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Задания ЕГЭ

Глава 4. Экономика (5 часов)

24-25

Роль экономи-ки в жизни общества

2

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.

Знать:

- что такое экономика, какова ее структура и какую роль она играет в человеческом обществе;

-что представляет собой производство;

- сущность информационных ресурсов экономики, а также других факторов производства.

Уметь:

- определять, каким должно быть поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере;

- определять отраслевую принадлежность хозяйственных единиц и их роль в развитии общества;

- решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах экономической жизни.

Составить словарик по теме и таблицы «Виды экономической деятельности»,

«Общественное благосостояние»

П .12

26-27

Экономи-ческая культура

2

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль экономической культуры и деятельности

Знать основные элементы экономической культуры.

Уметь:

- определять значение экономической направленности и социальных установок личности;

- определять, от чего зависит выбор человеком эталона экономического поведения;

- объяснить, в чем суть и значение экономически грамотного и нравственно ценного поведения человека в экономике.

Работа над документами. Решение проблемных задач. Составление словарика темы и памятка «Этический кодекс предпринимателя»

П.13

28

Эконо-мика

1

Повтори-тельно – обобщаю-щий урок в форме тестирования

Знать основные положения урока.

Уметь:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- работать над текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Тестирование с разными уровнями сложности. Решение задач.

Зада-ния ЕГЭ

Глава 5. Социальная сфера (16 часов)

29-31

Социаль-ная структура общества

3

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Урок обобщения и закрепления изученного материала

Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.

Знать:

- что такое социальный статус личности в обществе, социальная группа, социальные отношения;

- что такое социальная стратификация, какие существуют крупные страты в определенном обществе.

Уметь:

-анализировать социальный образ, имидж личности;

-объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью;

-разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества;

-пояснять на конкретных примерах, каким образом принадлежность к определенному классу оказывает влияние на жизнь людей;

- анализировать положение человека в обществе с использованием изученных социологических понятий

Составить схему «Социальная структура общества» словарик по теме

Социаль-ная мобиль-ность

П.14 учебника

ИКТ

32-34

Социаль-ные взаимо-действия

3

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Урок обобщения и закрепле-ния изученного материала

Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествую-щий уровень жизни. Бедность как экономическое, культурное и социальные аспекты труда. Культура труда.

Знать:

- что такое социальная связь и социальное взаимодействие;

- какими факторами обуславливается социальное взаимодействие людей;

- причины социальных конфликтов;

- как проявляется неравенство в обществе, в чем сущность богатства, бедности, какими социальными характеристиками они обладают;

- что представляет собой такое явление, как бедность, и какие ее типы выделяют социологи.

Уметь:

- определять последствия социальных конфликтов;

- объяснять социальные аспекты труда, сущность и значение культуры труда;

- анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образ жизни;

-анализировать различные позиции в отношении поляризация общества, а также причины, способствующие этому;

- анализировать отдельные социальные группы людей с позиции их уровня жизни и причины, подтолкнувшие людей к порогу бедности

Решение проблемных заданий. Составить словарик по теме

П.15

Задания ЕГЭ

35-37

Социаль-ные нормы и отклоня-ющееся поведение

3

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Урок обобщения и закрепле-ния изученного материала

Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль.

Знать:

- что такое социальные нормы и социальный контроль;

-в чем состоит значение самоконтроля.

Уметь:

- приводить примеры, характеризирующие виды социальных норм;

- определять причины отклоняющегося поведения;

- объяснять социальную опасность преступности

Составить таблицу «Виды социальных норм»

Роль права в жизни обще-ства

П.16 учебника

Сообще-ния или презентации

38-39

Нации и межнаци-ональные отноше-ния

2

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонациональ-ного государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.

Знать, что представляет собой межнациональные отношения.

Уметь:

-разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные исторические примеры;

-пояснять сущность этноцентризм и его влияние на взаимоотношение с разными народами;

- уметь анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории и существующие в современном обществе;

- уважительно относится к национальной  инакости людей

Эссе на тему «Причины межнациональ-ных конфликтов и пути их преодоления» Словарик по теме.

Мента-льные особен-ности этноса

П.17 учебника, ответить на вопросы

Задания ЕГЭ

40-41

Семья и быт

2

Урок изучения нового материала

Комбинированный урок

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Эволюция форм семьи. Удовлетвореннос-ть браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль

Знать, что такое семья с социологической точки зрения, какие могут быть семьи.

Уметь:

- описывать жизненный цикл семьи;

-анализировать мотивы и причины распада семей;

- анализировать семейные взаимоотношения и находить грамотные варианты выхода из конфликтных жизненных ситуаций.

Составить схему «Функции семьи», словарик по теме

Тенден-ции раз-вития семьи в совре-менном мире, куль-тура семей-ных отноше-ний

П.18 учебника, ответить на вопросы

презентация

42

Социаль-ное развитие и молодежь

1

Комбинированный урок

Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура

Знать:

- акультуные проблемы нашего общества и молодежи;

- как изменяются социальные роли человека в молодые годы;

- какие льготы предусмотрены для несовершеннолетних работников.

Уметь характеризовать особенности молодежи как социальной группы

Задания группами: выделить проблемы современной молодежи, проработать пути их решения

Проб-лемы моло-дежи в совре-менной России

П.19

Сообще-ния

презентация

43-44

Социаль-ная сфера

2

Повтори-тельно-обобщаю-щие уроки

Знать основные положения главы.

Уметь:

-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Тестирование с несколькими вариантами ответа

Задания ЕГЭ

Глава 6. Политическая сфера(11 часов)

45-46

Политика и власть

2

Уроки изучения нового материала

 Форма проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.

Знать, какие существуют формы проявления влияния в обществе.

Уметь:

- пояснять, что представляет собой власть, ее виды;

- анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть

Составить схемы «Политические институты», «Власть и ее виды»

Типо-логия власт-ных отно-шений

П.20

 47-48

Полити-ческая система

2

Уроки изучения нового материала

Структуры и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.

Знать:

- что такое правосознание;

- каким образом взаимодействует право и правосознание;

- что такое правомерное поведение и его признаки.

Уметь:

- характеризовать основные элементы правосознания;

- объяснять предпосылки правомерного поведения;

- объяснять, каково соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры.

Уметь:

- давать разъяснение слову «государство», употребляемому в различных значениях;

- анализировать виды монополии государства;

- анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности

Составить схему «Политическая система» и словарик по теме

Особен-ности фор-мирова-ния поли-тиче-ской элиты в современной России

П.21

Задания ЕГЭ

49-50

Граждан-ское общество и правовое государ-ство

2

Уроки изучения нового материала.

Урок обобщения и закрепле-ния изученного материала

Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.

Знать:

- основные положения урока;

- что такое гражданское общество;

- что представляет собой институт «Гражданства», а также кто такие граждане и каков их правовой статус;

- что такое правовое государство, каковы его основные признаки.

Уметь                                                                - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- анализировать взаимоотношения государства и общества

Решение проблемных заданий. Составить кластер «Правовое государство» и словарик по теме

Поли-тическая идео-логия

П.22, написать эссе: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»

51-52

Демокра-тические выборы и полити-ческие партии

2

Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартий-ность и партийные системы.

Знать:

- что представляет собой политическая система;

- типологии политических партий и их сущность.

Уметь определять сходства и различия мажоритарной и пропорциональных политических систем.

Составить таблицу «Политические партии, их программы»

Особен-ности поли-тичес-кого про-цесса в Рос-сийской Феде-рации

П.23, подбрать матералы из СМИ по теме

ИКТ

53-54

Участие гражда-нина в полити-ческой жизни

2

Урок изучения нового материала

Комбини-рованный урок

Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни

Знать:

- что представляет собой голосование,  референдум и каков их механизм;

- каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны, чтобы оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения.

Уметь:

- объяснять сущность активного и пассивного избирательного права;

- анализировать собственные и чужие политические симпатии  и определять факторы, способствующие политической активности населения;

- объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их решения

Анализ материалов СМИ, выполнение проблемных заданий

Поня-тие поли-тичес-кой куль-туры. Поли-тическая психология и поли-тическое пове-дение

П.24, повторить п .20-23

55

Политическая сфера

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок

Знать основные положения главы.

Уметь:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные;

- уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Задания ЕГЭ

56-57

Право в системе социаль-ных норм

2

Урок изучения нового материала

Комбини-рованный урок

Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержания правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов

Знать:

- чем отличаются подходы к определению права;

- роль системы права в регулировании общественных отношений;

- общее в морали и праве;

-что представляет собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие.

Уметь:

- объяснять, в чем заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия;

-  разъяснять сущность права, а также различные его значения;

- уметь правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах

Составить схему: «Структура права», таблицу «Отрасли права»

П.25

58

Источ-ники права

1

Комбинированный урок

Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов

Уметь:

- пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права;

- определить, нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений

Составить схему «Источники права»

Пра-вовые основы социальной защиты и социального обес-печения

П. 26

Задания ЕГЭ

59-61

Право-отноше-ния и право-наруше-ния

3

Урок изучения нового материала

Комбинированные урок

 Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной  России

Знать определения основных понятий темы.

Уметь:

- разъяснять сущность таких понятий, как «правосознания» и «правовая культура» личности;

- раскрывать важнейшие признаки правонарушений;

-  определять различия между проступком и преступлением;

- называть главные черты юридической ответственности;

- объяснять основные цели деятельности судебной системы      

                                                     

Составить таблицу «Виды юридической ответственности

Конс-титуци-онное судо-произ-водство

П.27

62-63

Современное россий-ское законо-датель-ство

2

Урок изучения нового материала.

Урок обобщения и закрепле-ния изученного материала (диспут)

 Конституционное право. Административ-ное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право.

Знать отличие трудового договора от гражданско-правовых договоров.

Уметь:

- объяснять общие черты и специфику отраслей российского права;

- определять сходство и отличие проступка от преступления

Составить словарик по теме, проанализиро-вать правовые документы, обсудить в труппах вопрос «Существуют ли правонаруше-ния, не опасные для общества?»

 Заня-тость и трудо-уст-ройство. Конс-титу-ционное судо-производство

 П.28

64

Предпо-сылки право-мерного поведения

1

Уроки изучения нового материала.

Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.

Знать:

- что такое правосознание;

- каким образом взаимодействует право и правосознание;

- что такое правомерное поведение и его признаки.

Уметь:

характеризовать основные элементы правосознания;

- объяснять предпосылки, правомерного поведения;

- объяснять, каково соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры

Эссе на тему «Правомерное поведение». Составить словарик по теме

Роль права в жизни общес-тва

П.29, повто-рить п. 25-28

65-66

Общество в развитии

2

Комбинированные уроки

Многовариант-ность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса

Знать:

- каковы проявления глобализации в экономической сфере;

- основные глобальные проблемы современности.

Уметь:

 Определять, чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития;

- объяснять, что такое процесс глобализации

 

Про-цессы гло-бали-зации

П.30

67

Человек и общество

1

Итоговый урок

Знать основные положения главы.

Уметь:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные;

- работать с текстом, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Задания ЕГЭ

68

Человек и общество

1

Контроль-ный урок

Знать основные положения главы.

Уметь:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные;

- работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Задания ЕГЭ

69-70

Резервные уроки

2

Уроки закрепле-ния знаний

Задания ЕГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight

Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...

Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-9 классы с ктп...

Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...

рабочая программа история 10 класс базовый уровень

рабочая программа история 10 класс базовый уровень...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 7 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...