Рабочая программа по обществознанию 10 класс (базовый уровень)
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по обществознанию среднего (полного) общего образования ( под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л.Н. Боголюбова)- базовый уровень..
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Используемый учебно – методический комплект: учебник «Обществознание. 10 класс» (базовый уровень). Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. – М.: «Просвещение», 2008. 2-е издание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_obshch_2012.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по обществознанию среднего (полного) общего образования ( под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л.Н. Боголюбова)- базовый уровень..
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Используемый учебно – методический комплект: учебник «Обществознание. 10 класс» (базовый уровень). Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. – М.: «Просвещение», 2008. 2-е издание. Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
Реализация рабочей программы способствует:
- воспитанию гражданственности, национальной идентичности, развитию мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно - национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин. Воспитанию гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленными в Конституции РФ;
- развитию способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последущего изучения социально – экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
- овладению умениями и навыками получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; в межличностных отношениях; в семейно – бытовой сфере.
Данная программа может быть реализована при использовании разнообразных форм организации учебного процесса и позволяет внедрять современные педагогические технологии, в частности ИКТ.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать и понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- готовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий.
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Наглядные пособия (плакаты, схемы, портреты,;
3. Дидактический материал (раздаточный материал);
4. Компьютер, проектор, экран;
5. Электронная библиотека БЭ «Кирилла и Мефодия»;
6. Мультимедийные энциклопедии по обществознанию;
Список литературы.
Основная литература:
Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений: базовый уровень /Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И Городецкая и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова. М.: Просвещение, 2008.
Дополнительная литература:
1. Обществознание: 10 класс: базовый уровень: метод. Рекомендации: пособие для учителя. / Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.: под ред. Л.Н.Боголюбова. М.: Просвещение, 2006. с. 186
2. Нижников С.А. Тесты по обществознанию: учебно-методическое пособие. М., 2006.- с. 17
3.. Олимпиадные задания по обществознанию. 9-11 классы. /авт.-сост. С.Н. Степанько. Волгоград: Учитель, 2008.- с.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, измерители | Эле- менты допол-ните-льно- го содер- жания | Домаш- нее задание | При-меча-ние | Дата проведе-ния | |||||||||||||||||||||||||||||||||
План | Факт | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 1. Общество и человек (15 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 1. Общество (4 часа) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1-2 | Что такое общество | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества. | Уметь: - высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий; -давать определение понятию общество, выделяя его характерные признаки; - различать такие понятия, как государство, общество, страна, и давать им определения; -объяснять сущность экономической сферы общества, приводя конкретные примеры, характеризующие явления экономической жизни; - объяснять сущность политической сферы общества, иллюстрируя свой ответ примерами событий в политической жизни страны и зарубежных государств; - объяснять сущность духовной сферы жизни общества, приводя в подтверждение своих мыслей конкретные примеры из области науки, культуры, религии, образования; - разъяснять особенности развития социальной сферы общества, подтверждая ответ примерами из истории и современности; - объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах | Устный опрос. Проблемные задания. Составления таблицы «Общественные науки» | П.1 учебника, вопросы после п.1. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Общество как сложная динами-ческая система | 1 | Комбинированный урок | Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречи-вость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры. Новаторство, традиции в культуре. Феномен «второй культуры». Культуры материальная. Проблема сохранения культурного наследия. Законодательства об охране памятников истории и культуры. | Знать понятия темы. Уметь объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах. Решение проблемных вопросов: воздействие общества на природу; экологические проблемы и их гибельные последствия для человечества. Работа с материалами СМИ. | Работа по таблице «Социальные институты», составление плана «Особенности социальной системы» | П.2 учебника | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Общество | 1 | Повтори-тельно – обобщаю-щий урок | Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий | Самостояте-льная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 2. Человек (11 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5-6 | Природа человека | 2 | Урок изучения нового материала. Комбинированный урок | Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно – технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемо-го изменения окружающей среды. | Знать: - что подразумевается под понятием «природа» в узком и широком смысле слова; - примеры вредного воздействия человека на природу, последствия возникающей дисгармонии между природой и обществом; - разработанные человеком способы защиты природы; организации, реализующие эти задачи, организующие некоторые мероприятия по борьбе с экологическими нарушениями и преступлениями. Уметь: - высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определения понятий; - объяснять взаимосвязь человека, общества и природы, иллюстрируя ответ конкретными примерами из мировой истории; обладать элементарными умениями защиты природы (поведение в лесу, на улице) | Практические задания. Составить словарик по теме. | П.3 учебника, подгото-вить сообщение по одной из наук, изучающих человека | ИКТ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
7-8 | Человек как духовное существо | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло в жизни человека. | Уметь: - высказывать свое мнение; - работать с текстом учебника; - отвечать на поставленные вопросы; - давать определение понятий; - характеризовать моральные ценности; - объяснять сущность мировоззрения; | Работа над документами, составление таблицы «Типы мировоззрения», классификация объектов по критериям | П. 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9-10 | Деятель-ность – способ сущест-вования людей | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения. | Знать: - что такое деятельность; - что такое потребности; - иерархическую теорию потребностей. Уметь: - характеризовать черты деятельности; - определять мотивы деятельности; - раскрывать на примерах многообразие видов деятельности; - определять взаимосвязь деятельности и сознания. | Решение познавательных и практических задач, составление схемы «Потребности человека» | П.5 вопросы | Задания ЕГЭ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
11-12 | Познание и знание | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность. | Знать, что представляют собой знание и процесс познания. Уметь: - объяснять сущность чувственного и рационального познания. - анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира; - объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения. | Тест, составление таблицы «Отношение философов к проблеме познаваемости мира», составление схемы «Истина и ее критерии» | П.6 учебника, отдельно подгото-вить материал о рациональ-ном и чувствен-ном познании | Задания ЕГЭ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
13-14 | Человек в системе социаль-ных связей | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка. | Знать связь свободы и необходимости. Уметь: - характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке; -выделять основные признаки понятия «личность» - объяснять, в каких сферах происходит социализация личности и в чем она выражается; - определять связь между самоопределением и самореализацией личности | Групповые письменные задания по карточкам. Анализ таблицы. Решение познавательных задач, отражающих типичные социальные ситуации. Составление словарика по теме. | П.7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Общество и человек | 1 | Повтори-тельно – обощаю-щий урок | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Контрольная работа с различными уровнями сложности | Задания ч. А ЕГЭ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 2. Основные сферы общественной жизни (40 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 3. Духовная культура (8 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16-17 | Культура и духовная жизнь общества | 2 | Уроки изучения нового материала | Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения. | Знать: - понятия темы; - знать, что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться. Уметь: - разъяснять сущность понимания культуры у различных народов; - уметь анализировать особенности некоторых ценностей и объяснять сущность культурного наследия | Задания по карточкам, тест со свободными ответами. Составить таблицу «Функции культуры». Анализировать источники социальной информации | П.8. учебника | Зада-ния ЕГЭ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
18-19 | Наука и образование | 2 | Урок изучения нового материала. Комбини-рованный урок (практичес-кое занятие) | Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функции в университете. Научно – исследователь-ские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий. | Знать: - что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки; -знать, что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ. Уметь: - осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения; - знать, что представляет собой образование как институт общества; -уметь разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; - уметь разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы | Тест на восстановление соответствия. Решение проблемных задач. Составление словарика по теме. | П. 9 учебника, вопросы после п. работа над проектом «Школа вчера, сегодня, завтра» | Презен-тация | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
20-21 | Мораль. Религия. | 2 | Урок изучение нового материала. Комбинированный урок. | Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религии в современном мире. Различные определения религии; ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприноше-ний. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. | Знать: - что такое религия; - роль морали в жизни человека и общества; - некоторые особенности мировых религии. Уметь определять становление нравственного в человеке; иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме и их проявлениях в истории человека. | Составить таблицу «Мировые религии» и словарик по теме. | П.10 учебника, вопросы после п. | Презен-тация, сообщения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Искусство и духовная жизнь | 1 | Комбинированный урок | Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства» | Знать, что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой. Уметь: - анализировать произведение искусства, определяя достоинства, которым оно обладает; - пояснять, кто является субъектом художественной культуры. Выработать умение аргументировать различные оценки перспектив духовного развития современной России. | Составить схему «Искусство и его формы», сравнить различные точки зрения на перспективы духовного развития современной России | П.11 подгото-вить сообщение о культур-ной жизни в современ-ной России | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Духовная культура | 1 | Повтори-тельно – обобщаю-щий урокв форме тестирования заданий ЕГЭ | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | Задания ЕГЭ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 4. Экономика (5 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24-25 | Роль экономи-ки в жизни общества | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров. | Знать: - что такое экономика, какова ее структура и какую роль она играет в человеческом обществе; -что представляет собой производство; - сущность информационных ресурсов экономики, а также других факторов производства. Уметь: - определять, каким должно быть поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере; - определять отраслевую принадлежность хозяйственных единиц и их роль в развитии общества; - решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах экономической жизни. | Составить словарик по теме и таблицы «Виды экономической деятельности», «Общественное благосостояние» | П .12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26-27 | Экономи-ческая культура | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль экономической культуры и деятельности | Знать основные элементы экономической культуры. Уметь: - определять значение экономической направленности и социальных установок личности; - определять, от чего зависит выбор человеком эталона экономического поведения; - объяснить, в чем суть и значение экономически грамотного и нравственно ценного поведения человека в экономике. | Работа над документами. Решение проблемных задач. Составление словарика темы и памятка «Этический кодекс предпринимателя» | П.13 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Эконо-мика | 1 | Повтори-тельно – обобщаю-щий урок в форме тестирования | Знать основные положения урока. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - работать над текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Тестирование с разными уровнями сложности. Решение задач. | Зада-ния ЕГЭ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 5. Социальная сфера (16 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29-31 | Социаль-ная структура общества | 3 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок Урок обобщения и закрепления изученного материала | Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс. | Знать: - что такое социальный статус личности в обществе, социальная группа, социальные отношения; - что такое социальная стратификация, какие существуют крупные страты в определенном обществе. Уметь: -анализировать социальный образ, имидж личности; -объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью; -разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества; -пояснять на конкретных примерах, каким образом принадлежность к определенному классу оказывает влияние на жизнь людей; - анализировать положение человека в обществе с использованием изученных социологических понятий | Составить схему «Социальная структура общества» словарик по теме | Социаль-ная мобиль-ность | П.14 учебника | ИКТ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
32-34 | Социаль-ные взаимо-действия | 3 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок Урок обобщения и закрепле-ния изученного материала | Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествую-щий уровень жизни. Бедность как экономическое, культурное и социальные аспекты труда. Культура труда. | Знать: - что такое социальная связь и социальное взаимодействие; - какими факторами обуславливается социальное взаимодействие людей; - причины социальных конфликтов; - как проявляется неравенство в обществе, в чем сущность богатства, бедности, какими социальными характеристиками они обладают; - что представляет собой такое явление, как бедность, и какие ее типы выделяют социологи. Уметь: - определять последствия социальных конфликтов; - объяснять социальные аспекты труда, сущность и значение культуры труда; - анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образ жизни; -анализировать различные позиции в отношении поляризация общества, а также причины, способствующие этому; - анализировать отдельные социальные группы людей с позиции их уровня жизни и причины, подтолкнувшие людей к порогу бедности | Решение проблемных заданий. Составить словарик по теме | П.15 | Задания ЕГЭ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
35-37 | Социаль-ные нормы и отклоня-ющееся поведение | 3 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок Урок обобщения и закрепле-ния изученного материала | Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль. | Знать: - что такое социальные нормы и социальный контроль; -в чем состоит значение самоконтроля. Уметь: - приводить примеры, характеризирующие виды социальных норм; - определять причины отклоняющегося поведения; - объяснять социальную опасность преступности | Составить таблицу «Виды социальных норм» | Роль права в жизни обще-ства | П.16 учебника | Сообще-ния или презентации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
38-39 | Нации и межнаци-ональные отноше-ния | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонациональ-ного государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления. | Знать, что представляет собой межнациональные отношения. Уметь: -разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные исторические примеры; -пояснять сущность этноцентризм и его влияние на взаимоотношение с разными народами; - уметь анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории и существующие в современном обществе; - уважительно относится к национальной инакости людей | Эссе на тему «Причины межнациональ-ных конфликтов и пути их преодоления» Словарик по теме. | Мента-льные особен-ности этноса | П.17 учебника, ответить на вопросы | Задания ЕГЭ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
40-41 | Семья и быт | 2 | Урок изучения нового материала Комбинированный урок | Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Эволюция форм семьи. Удовлетвореннос-ть браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль | Знать, что такое семья с социологической точки зрения, какие могут быть семьи. Уметь: - описывать жизненный цикл семьи; -анализировать мотивы и причины распада семей; - анализировать семейные взаимоотношения и находить грамотные варианты выхода из конфликтных жизненных ситуаций. | Составить схему «Функции семьи», словарик по теме | Тенден-ции раз-вития семьи в совре-менном мире, куль-тура семей-ных отноше-ний | П.18 учебника, ответить на вопросы | презентация | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
42 | Социаль-ное развитие и молодежь | 1 | Комбинированный урок | Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура | Знать: - акультуные проблемы нашего общества и молодежи; - как изменяются социальные роли человека в молодые годы; - какие льготы предусмотрены для несовершеннолетних работников. Уметь характеризовать особенности молодежи как социальной группы | Задания группами: выделить проблемы современной молодежи, проработать пути их решения | Проб-лемы моло-дежи в совре-менной России | П.19 Сообще-ния | презентация | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
43-44 | Социаль-ная сфера | 2 | Повтори-тельно-обобщаю-щие уроки | Знать основные положения главы. Уметь: -анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | Тестирование с несколькими вариантами ответа | Задания ЕГЭ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава 6. Политическая сфера(11 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45-46 | Политика и власть | 2 | Уроки изучения нового материала | Форма проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть. | Знать, какие существуют формы проявления влияния в обществе. Уметь: - пояснять, что представляет собой власть, ее виды; - анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть | Составить схемы «Политические институты», «Власть и ее виды» | Типо-логия власт-ных отно-шений | П.20 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
47-48 | Полити-ческая система | 2 | Уроки изучения нового материала | Структуры и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента. | Знать: - что такое правосознание; - каким образом взаимодействует право и правосознание; - что такое правомерное поведение и его признаки. Уметь: - характеризовать основные элементы правосознания; - объяснять предпосылки правомерного поведения; - объяснять, каково соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры. Уметь: - давать разъяснение слову «государство», употребляемому в различных значениях; - анализировать виды монополии государства; - анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности | Составить схему «Политическая система» и словарик по теме | Особен-ности фор-мирова-ния поли-тиче-ской элиты в современной России | П.21 | Задания ЕГЭ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
49-50 | Граждан-ское общество и правовое государ-ство | 2 | Уроки изучения нового материала. Урок обобщения и закрепле-ния изученного материала | Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства. | Знать: - основные положения урока; - что такое гражданское общество; - что представляет собой институт «Гражданства», а также кто такие граждане и каков их правовой статус; - что такое правовое государство, каковы его основные признаки. Уметь - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - анализировать взаимоотношения государства и общества | Решение проблемных заданий. Составить кластер «Правовое государство» и словарик по теме | Поли-тическая идео-логия | П.22, написать эссе: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
51-52 | Демокра-тические выборы и полити-ческие партии | 2 | Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартий-ность и партийные системы. | Знать: - что представляет собой политическая система; - типологии политических партий и их сущность. Уметь определять сходства и различия мажоритарной и пропорциональных политических систем. | Составить таблицу «Политические партии, их программы» | Особен-ности поли-тичес-кого про-цесса в Рос-сийской Феде-рации | П.23, подбрать матералы из СМИ по теме | ИКТ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
53-54 | Участие гражда-нина в полити-ческой жизни | 2 | Урок изучения нового материала Комбини-рованный урок | Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни | Знать: - что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм; - каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны, чтобы оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения. Уметь: - объяснять сущность активного и пассивного избирательного права; - анализировать собственные и чужие политические симпатии и определять факторы, способствующие политической активности населения; - объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их решения | Анализ материалов СМИ, выполнение проблемных заданий | Поня-тие поли-тичес-кой куль-туры. Поли-тическая психология и поли-тическое пове-дение | П.24, повторить п .20-23 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
55 | Политическая сфера | 1 | Повтори-тельно-обобщаю-щий урок | Знать основные положения главы. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; - уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Задания ЕГЭ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
56-57 | Право в системе социаль-ных норм | 2 | Урок изучения нового материала Комбини-рованный урок | Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержания правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов | Знать: - чем отличаются подходы к определению права; - роль системы права в регулировании общественных отношений; - общее в морали и праве; -что представляет собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие. Уметь: - объяснять, в чем заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия; - разъяснять сущность права, а также различные его значения; - уметь правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах | Составить схему: «Структура права», таблицу «Отрасли права» | П.25 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
58 | Источ-ники права | 1 | Комбинированный урок | Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов | Уметь: - пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права; - определить, нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений | Составить схему «Источники права» | Пра-вовые основы социальной защиты и социального обес-печения | П. 26 | Задания ЕГЭ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
59-61 | Право-отноше-ния и право-наруше-ния | 3 | Урок изучения нового материала Комбинированные урок | Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России | Знать определения основных понятий темы. Уметь: - разъяснять сущность таких понятий, как «правосознания» и «правовая культура» личности; - раскрывать важнейшие признаки правонарушений; - определять различия между проступком и преступлением; - называть главные черты юридической ответственности; - объяснять основные цели деятельности судебной системы
| Составить таблицу «Виды юридической ответственности | Конс-титуци-онное судо-произ-водство | П.27 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
62-63 | Современное россий-ское законо-датель-ство | 2 | Урок изучения нового материала. Урок обобщения и закрепле-ния изученного материала (диспут) | Конституционное право. Административ-ное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право. | Знать отличие трудового договора от гражданско-правовых договоров. Уметь: - объяснять общие черты и специфику отраслей российского права; - определять сходство и отличие проступка от преступления | Составить словарик по теме, проанализиро-вать правовые документы, обсудить в труппах вопрос «Существуют ли правонаруше-ния, не опасные для общества?» | Заня-тость и трудо-уст-ройство. Конс-титу-ционное судо-производство | П.28 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
64 | Предпо-сылки право-мерного поведения | 1 | Уроки изучения нового материала. | Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение. | Знать: - что такое правосознание; - каким образом взаимодействует право и правосознание; - что такое правомерное поведение и его признаки. Уметь: характеризовать основные элементы правосознания; - объяснять предпосылки, правомерного поведения; - объяснять, каково соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры | Эссе на тему «Правомерное поведение». Составить словарик по теме | Роль права в жизни общес-тва | П.29, повто-рить п. 25-28 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
65-66 | Общество в развитии | 2 | Комбинированные уроки | Многовариант-ность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса | Знать: - каковы проявления глобализации в экономической сфере; - основные глобальные проблемы современности. Уметь: Определять, чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития; - объяснять, что такое процесс глобализации |
| Про-цессы гло-бали-зации | П.30 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
67 | Человек и общество | 1 | Итоговый урок | Знать основные положения главы. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; - работать с текстом, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Задания ЕГЭ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
68 | Человек и общество | 1 | Контроль-ный урок | Знать основные положения главы. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; - работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Задания ЕГЭ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
69-70 | Резервные уроки | 2 | Уроки закрепле-ния знаний | Задания ЕГЭ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight
Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...
Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)
Рабочая программа 5-9 классы с ктп...
Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...
Рабочая программа по праву10 класс(базовый уровень)
Рассчитана на 17 часов....
рабочая программа история 10 класс базовый уровень
рабочая программа история 10 класс базовый уровень...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа
Пояснительная запискаРабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 7 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа
Пояснительная запискаРабочая программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...