рабочая программа по обществознанию 10 класс базовый уровень
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему

Хартимеева Мария Дмитриевна

Рабочая программа для 10 класса 1 час в неделю базовый уровень

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа 10 класс36.67 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 70 Петроградского района Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДАЮ

________________

    Цындря Н.М.

«___»______ 20___г.

Рабочая программа

по ______обществознанию (базовый уровень)_____

(предмет, курс)

класс ___________________10Б______________________

Разработчик:

__Хартимеева М.Д.,

учитель первой кв. категории

(ФИО, кв. категория)

Обсуждена и согласована на                         Принята на педагогическом    совете

методическом объединении                                                             Протокол № ____от

Протокол №____ от                                                        «____»______ 20___г.

«___»______ 20___г.

2014-2015 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по обществознанию составлена для 10Б класса в соответствии со  следующими нормативными документами:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 года № 1312 (в редакции от 01 февраля 2012 года);
  • Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для V - XI (XII) классов) (в редакции от 19 октября 2009 № 427);
  • Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 24.04.2014                  № 1826-р «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2014-2015 учебный год»;
  • Инструктивно-методическим письмом «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2014-2015 учебный год», утвержденным Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 24.04.2014                № 1826-р;
  • Приказом  Министерства образования и науки РФ№ 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями);
  • Протокола педагогического совета ГБОУ гимназии № 70 № 6 от 25.04.2014 «Об утверждении Учебного плана ГБОУ гимназия № 70 Петроградского района Санкт-Петербурга на 2014-2015 учебный год»;
  • Основной образовательной программой среднего общего образования ГБОУ гимназии № 70;
  • Положением о рабочей программе педагога ГБОУ гимназии № 70
  • Авторской программой Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф.Ивановой

Общая характеристика предмета

Курс обществознания на базовом уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Изучение обществознания в старшей школе на базовом уровне включает темы по экономике и праву и направлено на достижение следующей цели:

освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, что будет необходимо учащимся для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего профессионального образования или для самообразования;

Основными задачами данного курса являются:

развитие личности  учащихся в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе

Характеристика класса

Учащиеся 10Б класса обучаются по программе филологического профиля, поэтому на обществознание для них отведен всего 1 час. Учащиеся обладают индифферентными взглядами на современное общество и происходящие в нем процессы. Разный уровень подготовки учеников 10Б предполагает наличие заданий различного уровня сложности, в зависимости от их дальнейшей профессиональной направленности. Для наглядности на уроках используются презентации со схемами и наглядными материалами, различные видеосюжеты, которые должны помочь учащимся сформировать свое мнение на существующие проблемы современной молодежи. Одной из форм отчетности является написание логически грамотных и аргументированных эссе. Так же используются уроки-дискуссии, технология критического мышления является ключевой в курсе обществознания в старших классах.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен:

знать / понимать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

Формы организации учебного процесса:

  • классно-урочная;
  • индивидуальная;
  • групповая;
  • индивидуально-групповая;
  • фронтальная;
  • практикумы;
  • проектно-исследовательская.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой аттестации учащихся:

  • устные виды контроля (устный аргументированный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по заданной теме; устное сообщение по избранной теме, собеседование; ведение дискуссии);
  • письменные виды контроля (выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, творческой работы, написание эссе, подготовка реферата, тестирование в формате ЕГЭ).

 КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Критерии оценки устного ответа

Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.
Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала и допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя или, если ответ полностью отсутствует.

Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации или, если проблема не раскрыта или дана информация не в контексте задания.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во ч

Из них

Теория

Практика

Самост.р

Контр.р.

1.

Вводный урок

1

1

1.

Раздел I. Общество и человек

8

Тема: Общество

2

2

Тема: Человек

6

4

1

1

2.

Раздел II. Основные сферы общественной жизни

17

1

Тема: Духовная культура

4

3

1

Тема: Экономика

2

2

Тема: Социальная сфера

6

5

1

Тема: Политическая сфера

4

3

1

3.

Раздел III. Право

6

5

1

Итоговое повторение

2

1

1

Итого:

34

25

3

2

4

Изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование:

Основное содержание тематического планирования и его структура совпадают с содержанием учебной примерной программы, но из-за большого объема изучаемого материала и нехватки времени некоторые темы объединены:

  1. Так как общий объем часов должен быть 34 часа, в разделе «Общество и человек» отводится только 1 час на обобщающий урок, не подразделяясь на две  отдельные темы.
  2. В теме «Духовная культура» для 1 часа на самостоятельную работу объединены темы «Мораль и религия» и «Искусство и духовная жизнь»
  3. В разделе «Экономика» обобщающий урок объединен с темой «Социальная жизнь».
  4. Для выделения 1 часа на ведение политических дебатов объединены в 1 урок «Гражданское общество и правовое государство» и «демократические выборы и политические партии».

Рабочая программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта:

1. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2010.

2. Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень: 10 класс. М.: ВАКО, 2014.

3. Тетрадь-тренажер

Рабочая программа по обществознанию рассчитана на 34 учебных часов в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение обществознания по базисному учебному плану в 10 классе.

Содержание учебного курса

РАЗДЕЛ I. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (8 Ч)

Тема 1. Общество (2 ч)

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.

Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

Тема 2. Человек (6 ч)

Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.

Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.

Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.

Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.

Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (17 Ч)

Тема 3. Духовная культура (4 ч)

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.

Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.

Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.

Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Тема 4. Экономическая сфера (2 ч)

Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.

Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.

Тема 5. Социальная сфера (6 ч)

Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.

Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.

Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.

Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.

Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.

Тема 6. Политическая сфера (4 ч)

Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.

Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.

Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология. Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие.

Политическая культура.

РАЗДЕЛ III. ПРАВО (6 Ч)

Тема 7. Право как особая система норм (6ч)

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.

Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (2 Ч)

Литература

Для учащихся:

  1. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Общество». «Духовная жизнь общества» / П.А. Баранов. М.: АСТ: Астрель, 2008. (Единый государственный экзамен).
  2. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Политика» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. М.: АСТ: Астрель, 2009. (Единый государственный экзамен).
  3. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Право» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. –М.: АСТ: Астрель, 2009. (Единый государственный экзамен).
  4. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Социальные отношения» / П.А. Баранов, С.В. Шевченко.  М.: АСТ: Астрель, 2009. (Единый государственный экзамен).
  5. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Человек». «Познание» / П.А. Баранов.  М.: АСТ: Астрель, 2009. (Единый государственный экзамен).
  6. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Экономика» / П.А. Баранов, С.В. Шевченко. М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. (Единый государственный экзамен).
  7. Кишенкова, О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В. Кишенкова. М.: Эксмо, 2008.  (ЕГЭ. Справочники).
  8. Клименко, А. В. Обществознание: учеб, пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А. В. Клименко, В. В. Румынина. М.: Дрофа, 2005.
  9. Лазебникова, А.Ю. ЕГЭ 2014. Обществознание. Тематические тестовые задания / А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова, Е.Л. Рутковская. М.: Издательство «Экзамен», 2014.

Для учителя:

  1. Альбом схем по социологии и политологии. М.: Московский университет МВД России, Издательство «Щит-М», 2002.
  2. Власов, В.И., Власова, Г.Б. История политических и правовых учений. Конспект лекций. Изд. 2-е, доп. и перераб.  Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
  3. Гаджиев, К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений.  М.: Университетская книга, Логос, 2006.
  4. Козюк, М. Н. Основы государства и права России: Пособие для преподавателей (методические рекомендации, задания, тесты) / Издат-во «Учитель», Волгоград, 1999. Мельник, В.А. Современный словарь по политологии.  Мн.: Книжный Дом, 2004.
  5. Никитин, А.Ф. Большой школьный словарь: Обществознание, экономика, право / А.Ф. Никитин.  М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006.
  6. Обществознание 8-11. Мультимедийное учебное пособие для учащихся 8-11 кл.
  7. Политология: Учебник для студентов вузов / Под общ. ред. В.К. Мокшина. М.: Академический Проект; Культура, 2008. (Gaudeamus).
  8. Политология: учебник для студентов вузов / Под ред В.Н. Лавриненко.  3-е изд., перераб. и доп.  М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  9. Шкатулла, В.И. и др. Основы правовых знаний: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.И. Шкатулла, В В. Надвикова, М.В. Сытинская; Под ред. В.И. Шкатуллы. 3-е изд., стереотип. М.: Изд. центр «Академия», 2003.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight

Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...

Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-9 классы с ктп...

Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...

рабочая программа история 10 класс базовый уровень

рабочая программа история 10 класс базовый уровень...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 7 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...