Конспект урока по обществознанию 11 класс "Молодёжь в современном обществе"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему
Открытый урок в 11 классе «Молодёжь в современном обществе» Форма урока - дискуссия Цель: выяснить, есть ли достаточные основания утверждать, что молодежь – обновляющая сила общества?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_11_klasse.docx | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 11 классе «Молодёжь в современном обществе»
Форма урока - дискуссия
Цель: выяснить, есть ли достаточные основания утверждать, что молодежь – обновляющая сила общества?
Задачи: 1. образовательная - изучить понятие «молодежь»; подвести к пониманию об особенностях социализации молодежи, выявить социальные функции молодежи в современном российском обществе. Продолжить формирование собственных оценочных суждений о современной молодёжи на основе собственного опыта, сопоставления источников и их интерпретации.
2. развивающая - в рамках данного урока продолжается формирование обще учебных
умений: сравнительного анализа процессов и явлений, соотнесения теоретических обобщений
и реальных процессов, аргументированного высказывания своего мнения.
3. воспитательная - помочь выработать своё собственное социальное поведение, направленное на успешное решение личностных или общественных проблем.
Ход урока
1. Подведение к теме урока – сегодня мы поговорим об очень важном этапе в жизни каждого человека – молодости, о роли молодёжи в современном обществе.
Эпиграфом к нашему уроку будут служить слова российского философа А.Ф. Лосева
«…Если хотите быть вечно молодыми, всегда старайтесь служить молодости…
и сколько бы вы ни жили, вы всегда будете чувствовать себя вне возврата»
2. Работа по теме урока
- Поговорим о молодёжи
Итак, как вы думаете, кого можно считать молодёжью? С чем ассоциируется у вас это понятие? (высказывания учеников)
Молодёжь - большая социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения, социально-психологических свойств, которые определяются строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества. Возрастные границы молодежи от 14-16 до 25-30 лет. ( У всех разные)
- Возрастные критерии
Учитель: возрастные границы, определяющие позицию молодёжи в обществе размыты. Этому есть ряд причин:
- начало самостоятельной трудовой деятельности
- завершение образования, получение профессии
- приобретение материальной независимости
- вступление в брак
- осознание ответственности за свои поступки, принимаемые решения
-возможность ведения самостоятельной, не зависимой от родителей, жизни
- определённая физиологическая зрелость
- жизненная и творческая активность
Вопросы:
- Можете вы продолжить список этих критериев?
- Какой из них, на ваш взгляд, является определяющим?
Основная цель нашего сегодняшнего занятия, выяснить, есть ли достаточные основания утверждать, что молодежь – обновляющая сила общества?
Давайте подумаем, каковы психологические особенности молодёжи?
Психологические особенности:
- неустойчивая психика (психологические срывы, суициды, наркотики)
- несформированное сознание (желание скорее достичь желаемого приводить к различным формам асоциального поведения)
- внутренняя противоречивость (неспособность быть толерантным, как результат – постоянные конфликты с окружающими)
Работа учащихся с текстом «Не хочу быть белой вороной» Текст 1
Очень часто можно слышать от моих сверстников фразу «не хочу быть белой вороной», что означает - «делай как все». И большинство действительно стремиться не выделяться из своего окружения. Все курят – и ты кури, все пробуют хамить – и ты не отставай и находи объект для хамства. Тогда тебя примут в свой круг сверстников. Таков закон среди молодых людей, и ты должен его принять, иначе останешься один. Так неужели я должен быть чёрной вороной, то есть таким, как все, так как белую ворону сразу заклюют? Как же быть? Для меня на этот вопрос нет ответа.
Попытайтесь дать ответы на вопросы, поставленные автором текста.
Следующая особенность молодёжи
- образование молодёжных субкультур (Субкультура - это определенный стиль, способ жизни и мышления обособляющихся внутри общества отдельных социальных групп. Виды: байкеры, рэперы, готы и сатанисты, скинхеды, панки, растаманы, фрикки, граффитеры, ролевики и др.)
(для учителя: Молодёжная субкультура – это движение души, стремление выделиться или социальный протест?
Продолжите этот список, исходя из собственного опыта Молодёжный сленг (манера разговорной речи): стремление выделиться или бескультурье?)
Работа учащихся в группах с Текстом 2
- Что ты чудишь?
- Я вовсе не чудю!
- Тогда иди. Не одевай пальто, а бежи быстрее, садись в тачку и ехай, видь и слышь всё: как шикарные явства будут подавать. Не уделяй внимания на слова привратника. Помни, эта трапеза сыграет большое значение в твоей жизни. Вернёшься, ляжешь и всё обдумай. Вспомнишь всё до мелочей, тебе будет смешно и весело.
Задание исправьте речевые ошибки.
А теперь давайте подумаем - Какие проблемы существуют у молодых?
Материал для учителя:
Именно в этом возрасте 1.важно получение образования, ведь без этого практически невозможно найти своё место в обществе.
Именно сейчас остро стоит 2. проблема досуга, неформального общения. Именно в молодом возрасте приобретаются друзья – часть из них останутся самыми надёжными друзьями.
Именно в этом возрасте важно отделиться, 3. вылететь из родительского гнезда и приобрести самостоятельность.
Именно в период становления важно состояться экономически, не зависеть от родительского кошелька, но встаёт 4. проблема экономической несостоятельности, и как следствие, проживание в семье родителей. Это формирует инфантильность. Инфантилизм (от лат. infantilis — детский) — незрелость в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам.
Очень 5. важно трудоустроиться, но работодатель предпочитает опыт, которого нет у молодых – молодёжная безработица в 2 раза выше общей: 26% против 13%.
Именно поколению молодых людей необходимо закладывать некий фундамент своего будущего общества, но решения за них принимаются взрослыми политиками, без учёта их интересов. Объясняется это зачастую политической апатией.
Как ни в одном возрасте, 6. необходимы объединения, организации, но комсомол ушёл в прошлое, а подобной или достойной альтернативы не создают ни сами молодые, ни взрослые.
Часто многие взрослые, решая проблемы выживания, зарабатывая на достойную жизнь, просто не в состоянии ни понять молодых, ни побыть рядом с молодыми. Теряется очень важная, хрупкая нить поколений.
У молодых 7.теряется доверие к взрослым, с большим трудом вписывающихся в современные рыночные отношения, цепляющихся за идеалы прошлого.
Проще уйти в виртуальный мир, жить, не выходя из дома и паутины,
Проблемы существуют, это очень серьёзные проблемы, без решения которых не решить жизненно важных задач.
- Легко ли быть молодым?
Вы сами выбираете свой путь. Сейчас вашему вниманию будет представлен ролик, подготовленный к году молодежи. Посмотрите внимательно. Пусть это станет для вас предостережением, предметом для размышления о смысле жизни и пусть у вас появится желание сделать для себя положительные выводы и поразмышлять.
Согласны ли вы с точкой зрения его создателей? Какие проблемы он затрагивает?
Согласны ли вы со всеми обвинениями? (Учащиеся обсуждают просмотренный видеоролик)
- Социологический опрос группы исследователей и их выводы
Ребята, у вас было опережающее задание – провести небольшое социологическое исследование и ответить на некоторые вопросы. Сейчас я предлагаю вам побыть в роли социологов. Итак, вопрос
1-й - Существует ли сегодня проблема «отцов и детей»?
2-й - Интересуются ли молодые люди политикой?
3-й - Насколько самостоятельны современные молодые люди?
4-й - Есть ли идеалы у современной молодежи?
3. Заключение. Вернёмся к ведущей цели нашего сегодняшнего урока - есть ли достаточные основания утверждать, что молодежь – обновляющая сила общества?
Именно молодёжь знает, что ей нужно в будущем. Молодёжи многое дано, но ещё больше предстоит сделать. От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований. Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. Вы – будущее нашего государства, его поддержка и опора. Думаю, что вы станете достойными гражданами России.
4.Рефлексия – свеча, как символ молодости
Когда-то в 80-90-х гг. в обществе и государстве очень активно обсуждался вопрос о необходимости принятия специального закона о молодёжи. Но всё осталось только на словах. Попробуйте высказать своё предложение для этого закона, которое будет направлено на удовлетворение ваших потребностей (звучит песня – Прекрасное далёко).
Желаю, чтобы ваши благие намерения и помыслы осуществились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по обществознанию "Молодежь в современном обществе", 11 класс."
Открытый урок для окружной недели педагогического мастерства....
Урок по обществознанию "Семья в современном обществе"
Разработка урока обществознания в 11 классе по теме "Семья в современном обществе"...
Конспект урока по обществознанию "Глобальные проблемы современности"
Конспект урока по обществознанию "Глобальные проблемы современности"....
Конспект урока по обществознанию «Положение человека в обществе»
МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа». Конспект урока по обществознанию : 5 класс «Положение человека в обществе»...
Конспект урока по обществознанию в 8-м классе по теме «Молодёжь в современном обществе"
урок -игра...
Урок по обществознанию на тему "Современное общество"
Узнаем о современном обществе...
Конспект урока по обществознанию 8 класс. Развитие общества.
Конспект урока по обществознанию 8 класс. Развитие общества....