Конспект урока по обществознанию в 8-м классе по теме «Молодёжь в современном обществе"
материал по обществознанию (8 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по обществознанию в 8-м классе
по теме «Молодёжь в современном обществе».
Урок - игра. ttps://znanio.ru/media/urok_obschestvoznaniya_v_8_klasse_po_teme_molodezh_v_sovremennom_obschestve_ili_klassnyj_chas_8_11_klass-332783
Соколов Сергей Юрьевич
учитель истории и обществознания.
Разделы: преподавание истории и обществознания.
Цель урока: на основе формирования умений и навыков деловой игры осмысление учащимися значения и роли молодёжи в современном обществе.
Задачи урока :
- углубить знания о современной молодёжи как об особой социально - демографической группе;
-определить статус современной молодёжи и её социальные роли;
- познакомить с проблемами российской молодёжи и с современной молодёжной политикой государства;
-дать представление о молодёжной субкультуре;
-развивать умения работать в группе, работать со схемами, вести дискуссию,высказывать свою точку зрения, использовать различные источники информации;
- воспитывать толерантность, помочь определить свою позицию по рассматриваемым вопросам, воспитывать стремление к повышению своего социального статуса, коррекции поведения.
Пособия и оборудование:
1. «Обществознание» учебное пособие для учащихся 8 кл. ,под редакцией Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой и др..М.Просвещение , 2017.
2.Дидактические материалы: 1) плакаты «Современная молодёжь»
2) спайдаграмма «Молодёжь»
3) пословицы о молодёжи
4) эмблема « Год молодёжи-2009»
5) схема «Дом жизни»
План урока:
1.Оргмомент(мотивация учащихся - введение в тему).
2.Вызов (цели и задачи урока, этапы игры,условия игры,
составление спайдаграммы «Молодежь в современном обществе».
3.Группа « Социологи» (анализ анкеты, определение возраста молодёжи,
индивидуальные границы молодости).
4. Игра -1 «Народные пословицы»( особенности молодёжи ).
5. Игра - 2 «Дом жизни»( схема «Ценности молодёжи»).
6. Группа«Политики» (определение социального статуса молодёжи , социальных ролей молодёжи.
7. Игра- 3 «Разгадай символы!» (эмблема года молодёжи ).
8. Группа «Неформалы» и «Волонтёры»( компьютерная презентация «Субкультура молодёжи»).
9. Игра-4 кроссворд «Молодёжь в современном обшестве».
10. Подведение итогов урока-игры –«Молодёжь в современном обществе».
Ход урока:
1).Организационный момент
Введение в тему. Добрый день всем присутствующим в нашем классе – гостям и ученикам! Тема нашего урока-игры: «Молодёжь в современном обществе».
-«Кого можно считать молодым?»
- «Для чего дана человеку молодость?»
-Молодость -это время ошибок- «Гуляй пока молодой!» Или молодость – это путёвка в зрелость?
2).Вызов.
В 2009г. в Германии произошла страшная трагедия. Молодой человек – 17 лет, исключённый из гимназии, ворвался в своё учебное заведение и расстрелял 10 человек. Трагедия с похожим сценарием произошла недавно в США. Они тоже были молодыми и жертвами их бессмысленного насилия то же были молодые. Что же происходит с молодёжью? Что несёт она будущему – разрушение или созидание?
Вот об этом мы и поговорим сегодня. Ваша цель – углубить свои знания о молодёжи, как социальной группе, определить статус и социальные роли современной молодёжи, познакомиться с современной молодёжной политикой государства и молодёжной субкультурой.
Вы попробуете определить свою собственную позицию по этим вопросам. Но, решать все вопросы мы будем в игровой форме и по группам, которые мы сформировали заранее.
Их 4группы:
«социологи», «политики», «волонтёры» и «неформалы». Правила работы в группе, а также «Золотые правила общения» у вас на столах – вы с ними знакомы. Какие же это вопросы?
– давайте, определим вместе. Я предлагаю составить спайдаграмму или паутину, тех вопросов, которые мы будем с вами разбирать на уроке- игре «Молодёжь в современном обществе».
Спайдаграмма «Молодёжь в современномобществе».
3).Отчёт группы «Социологов»:
«Социологи» отвечали на один из самых спорных вопросов – это возраст молодёжи. Мы провели анкетирование по этому вопросу в 8-11 классах нашей школы. В опросе приняло участие102 человека. Были разные ответы по вопросу о возрасте - от 11 лет и до 50 лет, но в среднестатистическая величина: от 17 – 27 лет. Почему так размыты границы? Потому, что нет чётких критериев молодости , возможно , по- мнению некоторых это:
-возраст
- работа
- окончание образования
- совершеннолетие
- своя семья и т. д.
По социальному паспорту нашей школы в 2017-2018 учебном году среднестатистический ученик:
- в возрасте-15-17 лет, из неполной семьи со средним достатком. Воспитанием его занималась мать. Сфера интересов разнообразная.
Учитель: А, есть ещё и индивидуальные возрастные границы молодости.
А) Нижняя граница. Назовите обстоятельства, которые заставляют человека рано повзрослеть? (война, смерть близких).
Но есть и противоположное явление - инфантилизм (инфанта-дитя)- проявление у взрослых детскости в поведении.
Б) Верхняя граница. Говорят: «Молодые старики» или «Вечная молодость», почему? (человек- молод душой , активен в жизни и т.д.)
Вывод: Молодость – это не всегда возраст в паспорте, это ещё и мироощущение человека, состояние его души. «Молод душой!» Но, общепринятые возрастные границы молодости, это возраст 18 -30 лет.
4). Игра 1. «Народные пословицы».
Особенности молодости определим по русским народным пословицам.
Задание:
-каждая группа получает по 2 пословицы. Вы их должны проанализировать в группе и определить особенности молодости.
Условия игры:
-кто быстрее и верно ответит-(по1 баллу за верный ответ и 1 дополнительный балл за скорость)
Вывод: характерные особенности молодости:
неустойчивость психики, несформированность личности, противоречивость характера, желание быть индивидуальностью, поиск своего места в жизни, смысла жизни,проблемы возраста и т. д. Это трудный и важный период в жизни человека.
5).Игра 2. «Дом жизни».( составление схемы- «Ценности молодёжи»)
Учитель: У каждого возраста своя миссия, свои задачи, цели, ценности. Каждый из нас строит свой дом жизни. Если представить нашу жизнь в виде дома, то чем должна быть молодость – фундаментом, крышей, стенами?
-Молодость - фундамент и от того какие «кирпичики» вы заложите, какой «цемент» используете будет ваш « Дом жизни». Что у вас получиться к старости: лачуга, добротный дом или дворец?
Задание:
-работаем в группе, подписываем 5кирпичиков и озвучиваем свои идеи.
Условия игры:
-отвечает первая справившаяся группа, а затем заслушиваются дополнения других групп.(2 балла-первая группа, остальные - по1 баллу)
6). Отчёт группы «Политиков».
Молодёжь – это социально-демографическая группа выделяемая на основе: - возрастных характеристик (18 -30 лет)
- социального положения
-социально-психологических качеств.
Социальный статус – т.е. положение молодёжи в обществе всегда меняется, меняется и представление молодёжи о «взрослости». Сегодня главными критериями взрослости являются:
- постоянная работа,
-специальность, профессия,
-образование,
- собственная семья.
Главные социальные роли молодого человека – это работник, студент, семьянин, гражданин.
Важность и значимость для страны этой социальной группы доказывает и то, что 2009 год Указом президента РФ был объявлен годом молодёжи.
(Знакомство с указом президента РФ.) Стартовал год Молодежи и в Красноярске - это произошло25 января в Бобровом Логу в день студента –«Татьянин день». Было запланировано большое количество мероприятий и проектов по всей стране. В нашем городе эту работу проводят Центры Молодёжи во всех районах.
7).Игра 3. «Эмблема года молодёжи».
Задание:
- объяснить правильно и быстро 4 символа эмблемы. (1 - взаимопонимание, дружба, сотрудничество; 2 – молодцы, хорошо, здорово; 3 – виктория, победа, мир; 4 – ты доброволец, спроси с себя, начни с себя).
Условия игры:
-отвечает первая справившаяся группа, а затем заслушиваются дополнения других групп.(2 балла-первая группа, остальные - по1 баллу)
Учитель: Особенности молодёжи как социальной группы проявляются и в существовании молодёжной субкультуры (суб - частица около чего либо). Вывод: Это культура молодого поколения обладающего общностью
- стиля жизни; -поведения; -групповых норм;- ценностей.
Это многомерное явление со своим стилем поведения, модной атрибутикой, сленгом, идеалами и иллюзиями.
Причины этого явления:
1. Желание найти взаимопонимание, поддержку, помощь.(психологические особенности молодёжи)
2. Почувствовать себя более сильным, защищённым, уверенным.
Молодёжная субкультура делится на общественные молодёжные организации и неформальные молодёжные организации. Познакомимся с некоторыми направлениями молодёжной субкультуры.
8).Отчёт группы «Неформалы». (Просмотр компьютерной презентации «Субкультура молодёжи»).
«Неформалы» -это часть молодёжной субкультуры, им присущи общие черты: вызов общественному мнению, противопоставление себя ценностям взрослых, анти/общественные поступки. Например:
«Рейверы» – (рейв-бред), в России движение возникло в 1990-1991гг. на дискотеках с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров, яркие краски, винил и пластик в одежде. Принятие наркотиков стало,к сожалению, практически частью рейверской субкультуры.
Общественные молодёжные организации – они активно участвуют в социальных программах, проектах, политике, помощи больным, инвалидам, престарелым, наркоманам. Например:
«Волонтёры» - группы молодых (в основном), которые занимаются неоплачиваемой, сознательной, добровольной деятельностью на благо других. Волонтёром может стать любой ответственный и умелый человек готовый посвятить своё время добровольному труду. Например посещение больных в больницах, детей в приютах и детских домах, приведение в порядок исторических памятников, скверов, помощь во время проведения значимых мероприятий и многое другое.
9).Игра 4. Кроссворд «Молодёжь в современном мире».(музыка)
-Задание:
заполнить кроссворд, ответив на вопросы.
-Условия игры: Кто первым справиться с заданием -сдаёт свои ответы. -.(2 балла-первая группа, остальные - по1 баллу, с учётом правильности ответов)
10).Итоги урока. Вывод из игры:
1. Рефлексия:
Какой должна быть молодёжь?
Что нового вы узнали на уроке?
Что дала вам игра? Чему научила?
Где вы можете применить полученные знания? Какой опыт вы для себя вынесли?
2.Оценка и самооценка.
Самооценка: поставьте оценку за работу каждому и всей группе в лист оценок. Самооценка «Политиков», «Социологов», «Неформалов», «Волонтёров».
Я называю победителя в игре-…………..
Приложение№1.
Правила работы в группах.
1.Умей вырабатывать совместное решение.
2.Уважай мнение других.
3.Ищи компромиссы.
4.Аргументированно отстаивай свою точку зрения.
5.Стремись к диалогу.
«Золотые правила общения».
1.Не допускай выпадов против личности.
2.Высказывайся чётко, кратко и по теме.
3.Дай высказаться всем желающим.
4.Внимательно слушайте друг друга.
5.Не допускай излишнюю эмоциональность.
Правила игры.
1.На подготовку ответа – 30сек.- 1мин.
2.На ответ – 1мин. – 1,5мин.
3.Первой отвечает команда раньше других ответившая на вопрос.
4.Возможен досрочный ответ.
5.Возможно дополнение ответов в порядке очерёдности.
Критерии оценивания отчёта по группам.
1.Выступление от группы ( качество ответа, время 3-5 минут) -1-2б.
2.Активное участие в обсуждении, -0,5-1б.
3. Правильные ответы в играх.
4.Доказательность дополнений и высказывание своей точки зрения-0,5-1б.
5.Творческие задания(презентации, анкетирование и т.д.)-1-2б.
Приложение №2
Пословицы на тему: «Молодость – старость»
Золотое время – молодые лета.
Молодой работает, старый ум даёт.
Молодость плечами покрепче, старость – головою.
Не годы, а горе старит.
Молодость не грех, а и старость не смех.
Годы не уроды. Не годы уроды, а люди.
Молоды опенки, да черви в них.
Смолоду наживай, а под старость проживай.
Молодость не воротить, а старость не избыть.
Чем молодой похваляется, тем старый остужается (стыдится).
Кто в двадцать лет не здоров, в тридцать не умён, а в сорок не богат, тому век таким не бывать.
Незрел виноград – невкусен, а молод человек – неискусен.
Приложение №3
Кроссворд: «Молодёжь в современном обществе».
По вертикали:
- Доброволец, выполняющий неоплачиваемую работу на благо других.
По горизонтали:
- Социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик, социального положения и социально-психологических качеств.
- Молодежная субкультура, противопоставляющая себя общественному мнению, ценностям взрослых.
- Культура молодого поколения с общим стилем жизни, поведения, групповых норм и ценностей.
- Неформальное движение, возникшее на дискотеках в 90-е гг.
Группа «Неформалы» и «Волонтёры Приложение № 4
Субкультуру (подкультура, лат. sub - под, + культура) в социологии и культурологии — часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей — носителей субкультуры. От понятия «контркультура», субкультура отличается тем, что не противоречит ценностям традиционной культуры, а дополняет её
Характеристики: Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.
Наиболее известные субкультуры
Музыкальные-Субкультуры, основанные на поклонниках различных жанров музыки:
- Готы — поклонники готик-рока и готик-метала
- Металисты — поклонники хэви-метал и его разновидностей
- Панки — поклонники панк-рока и сторонники панк-идеологии
- Растаманы — поклонники регги, а также представители религиозного движения Растафари
- Рэйверы — поклонники рэйва, танцевальной музыки и дискотек
- Рэперы — поклонники рэпа и хип-хопа
- Традиционные скинхеды — любители ска и регги
- Эмо — поклонники эмо и пост-хардкора
Другие культурные-Субкультуры, основанные на литературе, кино, мультипликации, играх и прочее:
- Отаку — поклонники аниме (японской мультипликации)
- Ролевики — поклонники ролевых игр
- Фурри — поклонники антропоморфных существ
Имиджевые-Субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению:
Политические и мировоззренческие-Субкультуры, выделяемые по общественным убеждениям:
Приложение№6
Группы «Социологи»:
Анкета:
- Определите возраст молодого человека?
- В чем особенности этой социально-демографической группы?
- Кто и что оказывает влияние на молодого человека?
- Каковы взгляды, интересы молодого человека?
- В чём состоит позитивная деятельность современной молодежи (твое участие).
- Проблемы современной молодёжи?
- Приведи примеры помощи тебе со стороны государства, общественных организаций или просто хороших людей?
Группы, состав | Выступления от группы | Дополнения | Участие в обсуждении | 1 игра. Пословицы. | 2 игра. Дом. | 3 игра. Эмблема. | 4 игра. Кроссворд. |
«Социологи»
| 1-2б. | 0,5-1б. | 0.5-1б. | ||||
«Политики» | |||||||
«Неформалы» | |||||||
«Волонтеры» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обществознанию 6 класс на тему: "Семья"
конспект урока по обществознанию по учебнику Кравченко А.И....
Конспект урока по обществознанию 6 класс на тему: "Семья"
Конспект урока по учебнику Кравченко А.И....
Конспект урока по обществознанию в 10 классе. Тема урока Исторический процесс.
Разработка урока по обществознанию для профильного обучения в 10 классе....
План-конспект урока истории в 7 классе на тему "Основные сословия российского общества в 17 веке"
Данная разработка предназначена для 7 класса и содержит все необходимые материалы для проведения урока по данной теме....
КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ В 7 КЛАССЕ НА ТЕМУ «Основные сословия российского общества» (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ)
Господствующим сословием в обществе оставались феодалы...
План-конспект урока по обществознанию в 10 классе тему: «Глобальная угроза международного терроризма».
Глобальная угроза международного терроризма, план - конспект в 10 классе,по обществознанию...
План-конспект урока по обществознанию (8 класс) по теме "Экономические системы"
Материал содежрит подробный конспект, отвечающий всем требованиям...