Рабочая программа по Обществознанию 5 класс
календарно-тематическое планирование по обществознанию (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Вклад учебного предмета в общее образование
Школьный курс «Обществознание» в очень важен для формирования мировоззренческой, ценностно-смысловой составляющей личности обучающихся, для формирования основ российской гражданской идентичности, для воспитания социальной ответственности и толерантности, формирования правового самосознания, поликультурности. Предмет «Обществознание» очень важен для формирования ценностей правового государства, понимания обучающимися основ конституционного строя РФ.
Рабочая учебная программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе:
- Федерального Закона № 273 от 29.11.12 г. «Об образовании в Российской Федерации»,
- федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 года,
- авторской программы «Обществознание» Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, Н.И. Городецкой, «Просвещение» 2010г.
Программа ориентирована на УМК: «Обществознание. 5 класс» под редакцией академика Л.Н. Боголюбова.
Общие цели учебного предмета:
Концепция программы: формирование гуманистических, правовых и демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции РФ.
Цели предмета: Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в образа мышления, социального поведения, способности личности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правого самосознания, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе, основных социальных ролях, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладение умениями получать и осмысливать социальную информацию, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности.
Задачи курса «Обществознание»:
1. Создание условий для социализации личности
2. Формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования
3. Формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры
4. Содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, ценностям национальной культуры
Формы контроля:
Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, творческие работы. Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система. Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская. Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся
Рабочая программа рассчитана на применение в пятом классе средней общеобразовательной школы в 2017-2018 учебном году.
Структура рабочей программы:
Рабочая программа состоит из:
Пояснительной записки, описания предметного курса, тематического планирования, поурочного планирования, методических рекомендаций.
2. Общая характеристика учебного предмета
Особенности содержания курса
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков.
Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека.
Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина».
Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
Пятиклассник осознаёт необходимость изучения общество, понимая, что общество – это сложный организм.
Рабочая программа составлена с учетом изучения обществознания в объеме 1 часа в неделю (34 недели, 34 часа)
Учебник «Обществознание» под ред. Боголюбова Л.Г., Ивановой Л.Ф., и др. полностью отвечает содержанию Примерной основной образовательной программы по предмету ОУ.
Целевые установки для класса:
Курс «Обществознание» в 5 классе посвящён знакомству подростка со своим ближайшим окружением: семья, школа, государство, - поэтому цели курса будут сводиться к следующему:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10—15 лет), развитие её познавательных интересов,
- воспитание общероссийской и гражданской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Предмет изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на первый год обучения (5 класс) составляет 34 часа, то есть 1 час в неделю.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценностные ориентиры содержания учебного материала. Основным содержанием учебного материала является формирование базовых национальных ценностей:
- патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
- социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
- семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение; и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
- наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
-природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
На уровень обучения:
Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса, являются:
-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;
-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
-умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
-способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
-умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.
Предметными результатами освоения данного курса являются:
-относительно целостное представление о человеке;
-понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
-знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;
-умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.
На класс:
В 5 классе учащиеся должны овладеть:
Личностными УУД
1. ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «любовь к России к своей малой родине», «природа», «семья», «мир», «справедливость», «желание понимать друг друга», «доверие к людям», «милосердие», «честь» и «достоинство»;
2. проявлять уважение к своему народу, развитие толерантности;
3. освоить личностный смысл учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута;
4. давать оценку жизненным ситуациям и поступкам героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России;
5. выполнять нормы и требования школьной жизни и обязанностей ученика; знание прав учащихся и умение ими пользоваться
Метапредметными УУД:
1) Регулятивные УУД: умение организовать свою учебную деятельность
1. ставить частные задачи на усвоение готовых знаний и действий (стоит задача понять, запомнить, воспроизвести)
2. использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы;
3. умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале
2) Коммуникативными УУД: умение общаться, взаимодействовать с людьми
1. участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
2. оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
3. выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
4. отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
5. критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать
точку зрения другого;
6. предвидеть последствия коллективных решений.
3) Познавательными УУД: они включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем
1. самостоятельно выделять и формулировать цель;
2. ориентироваться в учебных источниках;
3. отбирать и сопоставлять необходимую информацию из
разных источников;
4. анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты;
5. самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;
6. уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде;
7. строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
8. проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
Контрольно-измерительные материалы:
Предметные результаты: в организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах: анализ схем, таблиц, фронтальный устный опрос, понятийные диктанты, тематические тесты по изученному блоку, мини-проекты
Система оценки достижений учащихся:
Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали.
Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.
Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует.
Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.
Критерии оценки тестового задания:
90-100 % | 5 «отлично» |
70-89 % | 4 «хорошо» |
50-69 % | 3 «удовлетворительно» |
Менее 50 % | 2 «неудовлетворительно» |
6.Содержание учебного курса
№ | Тема курса | Количество часов |
1 | Введение | 1 час |
2 | Человек: Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек- биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность. Отрочество – особая пора жизни. Особенность подросткового возраста. Размышление подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости. | 5 часов |
3 | Семья : Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни. | 6 часов |
4 | Школа: Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Образование и самообразование. Учёба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс | 5 часов |
5 | Труд – основа жизни человека и общества: Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве. | 5 часов |
6 | Наша Родина – Россия: Российская Федерация. Субъекты РФ. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Органы власти РФ. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица Россиии. | 6 часов |
7 | Гражданин РФ: Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. | 5 часов |
8 | Итоговое повторение | 1 час |
Итого: | 34 часа |
Программа: Обществознание 5-9 класс под ред. Л.Н. Боголюбов М. Просвещение 2011 год.
Учебное пособие: Обществознание 5 класс под ред. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова М. Просвещение 2012 год
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
ГЛАВА 1. ЧЕЛОВЕК |
Личностные: Уважение к личности и её достоинству; Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; Коммуникативные: формулировать и ставить вопросы, необходимые для организации собственной деятельности |
ГЛАВА 2. СЕМЬЯ |
Регулятивные: принимают учебную задачу; пробуют самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера; умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Сравнивать различные точки зрения на проблемы ведения домашнего хозяйства |
ГЛАВА 3. ШКОЛА |
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль. планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения формулируют собственное мнение и позицию |
ГЛАВА 4. ТРУД |
Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий. учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач. самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию. |
ГЛАВА 5. РОДИНА |
Регулятивные: умение организовать свою учебную деятельность: постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (понять, запомнить, воспроизвести); использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы; Коммуникативные: участвовать в диалоге: слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения на события, поступки; . оформлять свои мысли в устной и письменной речи; . выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; . аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать цель; ориентироваться в учебных источниках; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; |
ГЛАВА 6. Гражданин России |
Регулятивные: умение организовать свою учебную деятельность: постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (понять, запомнить, воспроизвести); использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы; Коммуникативные: участвовать в диалоге: слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения на события, поступки; . оформлять свои мысли в устной и письменной речи; . выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; . аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать цель; ориентироваться в учебных источниках; строить речевое высказывание в устной и письменной форме |
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ |
Регулятивные: умение организовать свою учебную деятельность: постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий (понять, запомнить, воспроизвести); использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы; Коммуникативные: участвовать в диалоге: слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; . аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению; Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать цель; ориентироваться в учебных источниках; строить речевое высказывание в устной и письменной форме |
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Учебно-методический комплект
- Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. Авторы: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. – М.; Просвещение, 2016
- Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. – М.: Просвещение, 2016
- Обществознание. 5 класс. Поурочные разработки к учебнику Л.Н. Боголюбова. Иванова Л.Ф. – М.: Просвещение, 2016
- Обществознание. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Л.Н. Боголюбова. Иванова Л.Ф., Хотеенкова Я.В - М.; Просвещение, 2016
- Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание. Рабочая программа. 5 класс: М., «Просвещение», 2016
Литература для учителя:
- Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2016
- Боголюбов Л.Н. и др. Обществознании. Поурочные разработки. 5 класс: М., «Просвещение», 2016
Литература для ученика
1 Кузнецов А.П. Школьнику о символах Отечества: М., «Просвещение», 2005.
2. Синова И.В. Народы России. История и культура. Обычаи и традиции: С-Пб, «Литера», 2010
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Необходимость использования при реализации программы следующих технических средств
- Принтер, сканер, проектор
- Ноутбук с выходом в систему Интернет
Цифровые образовательные ресурсы:
http://www, rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание
Основные понятия курса:
Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека.. Отличие человека от животных. Наследственность.
Особенность подросткового возраста. Самостоятельность – показатель взрослости.
Семья и семейные отношения. Виды семей.
Свободное время.. Значимость здорового образа жизни.
Образование . Ступени школьного образования. Образование и самообразование.
Одноклассники, сверстники, друзья.
Труд. Заработная плата Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Труд и творчество.
Российская Федерация. Субъекты РФ. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Патриот. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники.
Москва – столица России.
Гражданин . Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные
Россия – многонациональное государство. Национальность человека.
Темы проектов и творческих работ:
- Взаимоотношения одноклассников: одноклассники, товарищи, друзья.
- Государственная поддержка семьи;
- значение самообразования в жизни людей.
- великие Граждане нашей страны
- История Российского Герба.
«Рассмотрено» на кафедре учителей истории и обществознания
Зав. кафедрой ___________ Кузьмина Г. С.
Протокол № 1 от _____________________.
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________ Лопатко Т.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...