Курс по выбору для 9 классов "Обществознание: вопросы и ответы"
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс) на тему
Данный курс поможет в подготовке к ОГЭ по обществознанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
курс по выбору для 9 класса "Обществознание: вопросы и ответы" | 271 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс по выбору
«Обществознание: вопросы и ответы»
9 класс
на 2017 – 2018 учебный год
Составитель: Саликова Любовь Евгеньевна
Учитель высшей квалификационной категории
г. НИЖНЕВАРТОВСК, 2017
Поснительная записка.
Актуальность: Данный курс предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ. Занятия по подготовке к ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов к ОГЭ.
Программа занятий состоит из трех разделов:
- Особенности ОГЭ по обществознанию.
- Методика решения заданий ОГЭ разного уровня сложности.
- Тестовый практикум.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
- работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать
- биосоциальную сущность человека
- основные этапы и факторы социализации личности
- место и роль человека в системе общественных отношений
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
- основные социальные институты и процессы
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
- особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
- решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий
- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
Срок реализации:_1год.
Количество часов: 35 часа.
Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия – 1 учебный час
Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.
Прогнозируемый (ожидаемый) результат (по годам обучения):
к окончанию года обучения обучающиеся должны:
знать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака
- термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
- характерные черты социального объекта, элементы его описания;
уметь:
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
- приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами
- осуществлять поиск социальной информации в различных источниках
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;
-овладение навыками компьютерных технологий;
-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.
В результате прохождения курса «Практическое обществознание» у обучающихся формируются следующие умения:
Рефлексивные:
- соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;
- определять основания и способы своих и чужих действий;
- определять способы видения мира другими людьми;
Логические:
- сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;
- оперировать с абстракциями различной степени сложности;
- выдвигать гипотезы;
Текстовые:
- уметь освещать материал логически, последовательно;
- при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;
Коммуникативные:
- определять основания чужой точки зрения;
- вести дискуссию;
- проявлять толерантность;
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Входной контроль | 2 | 1 | 3 |
2 | Раздел 1. Общество и человек | 3 | 3 | 6 |
3 | Раздел 2. Человек, личность | 1 | 3 | 4 |
4 | Раздел 3.Экономическая сфера жизни общества | 2 | 3 | 5 |
5 | Раздел 4. Социальные отношения | 2 | 3 | 5 |
6 | Раздел 5. Политика | 1 | 3 | 4 |
7 | Раздел 6. Право | 1 | 1 | 2 |
8 | Раздел 7. Культура | 1 | 3 | 4 |
9 | Итоговое занятие | 1 | 1 | 1 |
ИТОГО | 14 | 21 | 35 |
Содержание программы курса по выбору.
Тематическое планирование
№ | Тема | Дата проведения | Количество часов | ||
план | факт | ||||
1 | Входной контроль | 1 | |||
2 | Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ОГЭ | 1 | |||
3 | Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию. | 1 | |||
4 | Основные подходы к выполнению заданий первой части, содержательная линия «Общество» | 1 | |||
5 | Понятие «общество», Взаимосвязь общества и природы, | 1 | |||
6 | Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное) | 1 | |||
7 | Глобальные проблемы человечества | 1 | |||
8 | Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть «А» | 1 | |||
9 | Решение ситуативных задач по теме «Общество» часть «В» | 1 | |||
10 | Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть «С» | 1 | |||
11 | Промежуточный контроль | 1 | |||
12 | Деятельность человека, ее основные виды | 1 | |||
13 | Практический тренинг по содержательной линии «Человек» часть «А», часть «В» | 1 | |||
14 | Решение заданий по теме «Человек» часть «С» | 1 | |||
15 | Тестирование по теме «Человек» | 1 | |||
16 | Экономика, ее роль в жизни общества | 1 | |||
17 | Рыночная экономика | 1 | |||
18 | Практический тренинг по содержательной линии «Экономика» часть «А» часть «В» | 1 | |||
19 | Решение заданий части «С» по теме «Экономика» | 1 | |||
20 | Тестирование по теме «Экономика» | 1 | |||
21 | Социальная структура. Социальные отношения | 1 | |||
22 | Семья Этика семейных отношений Правовые основы семьи и брака | 1 | |||
23 | Практический тренинг по содержательной линии «Социальная сфера» часть «А» , часть «В» | 1 | |||
24 | Решение заданий части «С» по теме «Социальная сфера» | 1 | |||
25 | Тестирование по теме «Социальная сфера» | 1 | |||
26 | Политика, ее роль в жизни общества. Государство, формы правления. | 1 | |||
27 | Практический тренинг по содержательной линии «Политика» часть «А» Решение ситуативных задач по теме «Политика» часть «В» | 1 | |||
28 | Решение заданий части «С» по теме «Политика» | 1 | |||
29 | Тестирование по теме «Политика» | 1 | |||
30 | Понятие «право». Нормы права. Отрасли права | 1 | |||
31 | Тестирование по теме | 1 | |||
32 | Понятие «культура» Духовная жизнь общества . | 1 | |||
33 | Практический тренинг по содержательной линии «Культура» часть «А», «В», «С» | 1 | |||
34 | Итоговый контроль. | 1 | |||
35 | Итоговый контроль. | 1 | |||
ИТОГО: | 35 |
Учебно-методическое обеспечение курса
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.Боголюбов Л.Н. Человек и общество М., 2005
2..Введение в обществознание. Актуальные проблемы. Пособие. М., 2005
3.Кравченко А.И. Обществознание Учебник для 8-9 клссовМ., 2004г.
4.Клименко С.В. Основы государства и права. М, 1997
5.Кравченко А.И. Практикум для учащихся 8-9, М. «Русское слово», 2004.
6. Мушинский В. О. Азбука гражданина. — М.: ЦГО,1997-2000
7. Интернет-ресурсы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА.
- Алексеев В.П. Становление человечества. М., 2000
- Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 2001
- Андреева Г.М. Социальная психология . М.,1994г.
- Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие, М., 2002
- Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Этнографические очерки.Л., 2003
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2004
- Бодалев А.А. Личность и общение: избранные психологические труды 2-е изд., перераб. М., 2004
- Здоавомыслов А.Г. Социология конфликтов. М., 2004
- Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 2004
- Лихачев Д.С. Прошлое будущему. Статьи и очерки. Л., 2004
- Русская нация: историческое прошлое и проблема возрождения. М., 2005
- Семеникова Л.И. Цивилизация в истории человечества, учебное пособие. Брянск, Курсив, 2004
- Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры: пособие для старшеклассников. М., 2003
- Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 2004
Список источников.
http://www.humanities.edu.ru/ - портал «Гуманитарное образование»
http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm - полная электронная версия курса «Введение в обществознание» 8-9 кл
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса по биологии « Биология в вопросах и ответах » для 9 классов
Цель курса факультатива заключается в том, чтобы помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии, испытать себя в решении тестовых заданий инаилучшим образом подгот...
Рабочая программа курса по выбору по биологии 9 класс "Биология в вопросах и ответах"
Курс по выбору по биологии рассматривает темы направленные на повторение разделов растения и животные, стороение клеток животных и растительных организмов и их деление....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА углубленного изучения курса по биологии «Биология в вопросах и ответах»
Углубленное изучение курса по биологии «Биология в вопросах и ответах» предназначено для обучающихся 9 класса и рассчитан на 34 часа (1 час...
Рабочая программа курсов по выбору "Биология в вопросах и ответах" для 9 классов
Рабочая программа подготовки к ОГЭ по биологии для 9 классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА углубленного изучения курса по биологии «Биология в вопросах и ответах» для параллели 9 классов
Программа данного курса предусматривает:1. использование разнообразных наглядных материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, web-сайтов, фотоизображений, таблиц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА углубленного изучения курса по биологии «Биология в вопросах и ответах» для параллели 11 классов
Программа данного курса предусматривает:1. использование разнообразных наглядных материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, web-сайтов, фотоизображений, таблиц...
Настольный теннис (вопросы и ответы) Тест состоит из нескольких вопросов. В каждом вопросе несколько вариантов ответа, выберите один правильный вариант ответа.
Тест пренназначен для проверки знаний основных правил настольного тенниса.Интересен новичкам и всем любителям игры. Из предложенных вариантов ответа необходимо выьрать всего 1 правильный.В игре настол...