Календарно - тематическое планирование по обществознанию 5-9 классы
календарно-тематическое планирование по обществознанию (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Дмитриева Людмила Николаевна

Рабочая программа составлена на основе рабочих программ по обществознанию для 5 – 9 классов под руководством Л. Н. Боголюбова. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы». Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

на заседании  МО

№ протокола ____________

от «____» _________ 20 __ г.

________________________

СОГЛАСОВАНО

 зам.директора по УВР

 __________  

«___» ___________ 20__г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ с. Калиновка    

_________         ________________________

 «____» ________ 20 __ г.

Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная  школа с. Калиновка  

муниципального района Сергиевский Самарской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«Обществознание»

5 - 9  КЛАСС

учитель: Дмитриева Людмила Николаевна

                                                                                                                2017-2018  учебный год

   

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа   учебного  предмета  «Обществознание»  5-9  классы (далее рабочая программа)  составлена на основании следующих  нормативно-правовых  документов:

1.Закона РФ «Об образовании» ст. 32, п. 7.
2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по истории, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 г. № 1089.
3. Приказа Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253"

4. Учебного  плана  ГБОУ СОШ с. Калиновка

  1. Положения «О  структуре и порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов по ФГОС второго поколения». Приказ № 32 з от 01.09.12 г.
  2. приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
  3. Примерной программы основного общего образования по обществознанию  для 5-9 классов образовательных учреждений  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
  4. Программа курса «Обществознание» 8-9 классы для общеобразовательных учреждений  А.И. Кравченко М. «Русское  слово» 2012г.

  «Обществознание» — учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание  изучает общественную жизнь многоаспектно, используя  для  этого    комплекс общественных  наук: философию, социологию,    политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обусловливает специфику   данного   учебного   предмета:   его   интерактивный   характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.

Последовательность материала курса «Обществознание» в данной рабочей программе определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5 – 9 классов. Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап – 5 – 7 классы; второй этап – 8 – 9 классы.

Курс «Обществознание» для 5 – 7 классов является пропедевтикой курса «обществознание» для 8 – 9 классов и далее для 10 – 11 классов.

 Предлагаемая рабочая программа составлена на основе рабочих программ по обществознанию для 5 – 9 классов под руководством Л. Н. Боголюбова. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы». Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися содержания курса   Обществознание

Человек. Деятельность человека

Выпускник научится:

  • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
  • характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
  • в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
  • характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
  • приводить примеры основных видов деятельности человека;
  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
  • оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
  • оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
  • моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

Общество

Выпускник научится:

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
  • распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
  • характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
  • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
  • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
  • характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
  • на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
  • раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
  • конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

Выпускник получит возможность научиться:

  • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
  • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
  • осознанно содействовать защите природы.

Социальные нормы

Выпускник научится:

  • раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
  • различать отдельные виды социальных норм;
  • характеризовать основные нормы морали;
  • критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
  • раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
  • характеризовать специфику норм права;
  • сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
  • раскрывать сущность процесса социализации личности;
  • объяснять причины отклоняющегося поведения;
  • описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
  • оценивать социальную значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры

Выпускник научится:

  • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
  • описывать явления духовной культуры;
  • объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
  • оценивать роль образования в современном обществе;
  • различать уровни общего образования в России;
  • находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
  • описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
  • объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
  • учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
  • раскрывать роль религии в современном обществе;
  • характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

Выпускник получит возможность научиться:

  • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
  • характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
  • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

Социальная сфера

Выпускник научится:

  • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
  • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
  • характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
  • выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
  • приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
  • описывать основные социальные роли подростка;
  • конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
  • характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
  • объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
  • характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
  • раскрывать основные роли членов семьи;
  • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
  • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
  • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
  • находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

Политическая сфера жизни общества

Выпускник научится:

  • объяснять роль политики в жизни общества;
  • различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
  • давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
  • различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
  • раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
  • называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
  • характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
  • соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

Гражданин и государство

Выпускник научится:

  • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
  • объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
  • раскрывать достижения российского народа;
  • объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
  • называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
  • осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
  • характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Выпускник получит возможность научиться:

  • аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
  • использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

Основы российского законодательства

Выпускник научится:

  • характеризовать систему российского законодательства;
  • раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
  • характеризовать гражданские правоотношения;
  • раскрывать смысл права на труд;
  • объяснять роль трудового договора;
  • разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
  • характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
  • характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
  • конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
  • характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
  • раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
  • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
  • исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
  • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Выпускник получит возможность научиться:

  • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
  • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
  • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.

Экономика

Выпускник научится:

  • объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
  • различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
  • раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
  • характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
  • характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
  • объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
  • называть и конкретизировать примерами виды налогов;
  • характеризовать функции денег и их роль в экономике;
  • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
  • анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
  • раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
  • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
  • использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
  • обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
  • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
  • анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
  • решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
  • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

3. Содержание курса  обществознание

Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем.

Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.

Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Мировая художественная культура», «География», «Биология», что создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.

Человек. Деятельность человека

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.

Общество

Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.

Социальные нормы

Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры

Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.

Социальная сфера жизни общества

Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.

Политическая сфера жизни общества

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.

Гражданин и государство

Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.

Основы российского законодательства

Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Экономика

Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство  основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.

Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.

Календарно-тематическое планирование по обществознанию

5 класс.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л. Н. Боголюбова. Рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.

Цель курса данного курса – сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.

Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся, дает возможность подростку оценить себя как личность, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде.

 Учебник: «Обществознание» 5 класс, авторы Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова – М., «Просвещение», 2014 г.

Планирование составлено на основе  Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

№ п/п

Содержание

учебного материала

Кол-во

часов

Элементы содержания урока

Примерные сроки

1

Вводный урок

1

Объяснить, что такое общественные науки, .Общество. Человек – часть общества. твоё окружение. Твоя страна. Наше государство. Люди – богатство страны. Добро – основа жизни. Твои добрые дела.

                                                                  Глава 1 Человек

2-3

Загадка человека

2

Загадка человека: чем отличается от других животных? Разум – достоинство и преимущество человека.

4-5

Отрочество - особая пора жизни

2

Отрочество – пора мечтаний, открытия тонкостей и радостей жизни,  время самопознания самоопределения человека.

Самостоятельность: проблема выбора и ответственности человека. Самостоятельность – начало взросления личности, её долгого пути к зрелости.  Отношение к проблемам: «за что?» или  «для чего?»

6-7

Практикум

2

                                                                                           Глава 2 Семья

8

Семья и семейные отношения

объединение людей, основанное на любви, симпатии, родстве, уважении. Обязанности  семьи. Права и обязанности членов семьи.

9-10

Семейное хозяйство

Потребности семьи. Каким должен быть хозяин. Бережливость. Экономия. Благосостояние. Рачительность.

Экономические знания и  практическая экономика в семье.

Домоводство – опыт и наука. Распределение обязанностей. Ответственность за расходы – общая забота.

11-12

Свободное время

Досуговая роль семьи. Проблема свободного времени в семье. Хобби каждого члена семьи. Общее увлечение семьи. Уважение к интересам друг друга. Рукоделие. Умение себя занять – признак цивилизованного человека.

13

Практикум

                                                                                          Глава 3. Школа.

14

Образование в жизни человека

Знания. Пути получения знаний. Образование – система в получении знаний. Приоритет знания в повседневной жизни в жизни человеческого общества.

15-16

Образование и самообразование

Дошкольное образование (подготовка). Начальное образование. Основное общее образование – конституционный минимум гражданина РФ. Основное общее образование. Ступени профессионального образования.

Самообразование – путь к успешности в жизни. Непрерывность образования в современной жизни.

Роль книги в образовании и самообразовании. Самообразование и самоорганизация человека.

17-18

Одноклассники, сверстники, друзья.

Одноклассники. – свидетели твоего детства. Общение с одноклассниками. Слово – не воробей. Школьные товарищи. Друзья. 

19

Практикум.

                                                                                           Глава 4. Труд.

20-21

Труд – основа жизни

Труд – главная форма деятельности человека. Характеристики труда. Что создаётся трудом. Как оценивается труд. Материальная и моральная оценка труда.

22-23

Труд и творчество.

Что такое творчество. Творчество в искусстве. Творчество в повседневной жизни.

24-25

Практикум.

                                                                                           Глава 5.Родина

26

Наша Родина-Россия.

Россия. Российская Федерация. Федерация – равноправный союз субъектов Федерации. Субъект федерации: свой герб, свой флаг. Россияне. Русский язык – государственный.

убъект федерации: свои органы власти, свой устав.Конституция, государственный язык, патриот, Отечество, Отчизна.  Самарская область – 63 регион, субъект РФ.

27

Государственные символы России.

Герб. Флаг. Гимн. Конституция РФ. Президент. Патриот. Проявления патриотизма в мирное и военное время. Патриотизм, как национальная объединяющая идее РФ. Гражданин.

28-29

Гражданин России

Гражданин. Обыватель. Проявления гражданских поступков в истории. Великие граждане России.  Права гражданина РФ.

30-31

Мы – многонациональный народ.

Конституция РФ о многонациональном составе своих граждан. Дети разных народов – граждане единой страны – России. Многонациональная наука, культура, промышленность, сельское хозяйство нашей страны. Национальность.

32

Практикум  

33

Основы граждановедения

34-35

Защита проекта

Календарно-тематическое планирование по обществознанию   6 класс.

Пояснительная записка

  Данная рабочая программа по предмету «Обществознание» (6 класс) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию.

Ресурсное обеспечение рабочей программы

Учебник: «Обществознание» 6 класс, авторы Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова – М., «Просвещение»  2015 г.

Планирование составлено на основе  Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

№ п/п

Содержание

учебного материала

Кол-во

часов

            Элемент содержания

Примерные сроки

1.

Введение.

1

Что изучает курс «Обществознание».

Структура, особенности содержания

методического аппарата учебника

                                                                           Глава I. Человек  в социальном измерении (11 часов)                            

2.

3

Человек – личность

2

1. Что такое личность.

 2.Индивиду альность - плохо или хорошо?  

3. Сильная личность - какая она?

4.

5.

Познай самого себя

2

1.Познание мира и себя

2. Что такое самосозна

ние

3. На что ты способен

6.

7

Человек и его деятельность

2

1.«Птицу узнают по полету,

а человека — по работе».

2. «Пчела мала, да и та работает».

3. Жизнь человека многогранна (основные формы деятельности человека)

8.

9.

Потребности человека

2

1.Какие бывают потребности2.Мир мыслей.

3. Мир чувств

10.

11.

На пути

к жизнен

ному успеху 

2

1. Слагаемые жизненного успеха.

2. Привычка

к труду помогает успеху.

3. Готовимся выбирать профессию.

Поддержка близких - залог успеха.

Выбор жизненного пути

12.

ПОУ по теме

«Человек

в социальном измерении»

2

                                                                                       Глава II. Человек среди людей (9 часов)

13.

14

Межличностные отношения

1.Какие отношения называются межличностными.

2.Чувства — основа межличностных отношений.

3.Виды межличностных отношений

15.

16

Человек в группе

1. Какие бывают группы.

2. Группы, которые мы выбираем.

3. Кто может быть лидером. 4. Что можно, чего нельзя и что за это бывает.

5. О поощрениях и наказаниях

6. С какой группой тебе по пути

17.

18

Общение

1.Что такое общение.

2.Каковы цели общения.

3.Как люди общаются.

4.Особенности общения

со сверстниками, старшими и младшими.

5.«Слово — серебро, молчание - золото»

19.

20

Конфликты в межличностных отношениях

1.Как возникает межличностный конфликт.

2. «Семь раз отмерь…».

3. Как не проиграть в конфликте.

21

ПОУ по теме «Человек среди людей»

1.Презентация «Как вести себя в конфликтной ситуации».

Практикум

                                                                                     Глава III. Нравственные основы жизни

22

23

Человек славен добрыми делами

1.Что такое добро. Кого называют добрым.

2. Доброе – значит хорошее.

3. Главное правило  доброго человека.

24

25

Будь смелым

1.Что такое страх.

2. Смелость города берет.

3. Имей смелость сказать злу «нет».

26

27

Человек и человечность

1.Что такое гуманизм.

2.Прояви внимание к старикам

28

ПОУ по теме «Нравственные основы жизни»

1.Устные задания для обобщения и систематизации знаний по пройденной теме.

2. Письменные задания по теме урока

                                                                                                       Итоговое повторение

29

30

ПОУ по теме «Человек и общество»

1. Зачетные вопросы.

2. Практические задания

31

32

Человек в системе общественных отношений

1.Защита индивидуальных проектов.

2.Обсуждение проектов

33

Итоговая контрольная работа

Выполнение тестовых заданий

34

35

Урок-конференция   «Человек и общество»

Ресурсы Интернета:

- http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов

- http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для

общеобразовательной школы

-  http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Список литературы

- Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс.- М: Просвещение, 2012;

- Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова 5-9 классы;

- Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкий Н.И. обществознание, 6 класс, М.: Просвещение, 2012;

- Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012;

- Кравченко А.И. "Тесты по обществознанию». - М.: Русское слово, 2010;

Календарно-тематическое планирование по обществознанию для 7 класса.

Пояснительная записка

             Предлагаемая рабочая программа составлена на основе рабочих программ по обществознанию для 5 – 9 классов под руководством Л. Н. Боголюбова. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы». Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.

Рабочая программа ориентирована на 7 класс, рассчитана на 35 учебных часов из расчёта 1 час в неделю. Сроком реализации программы считать 1 год.

Учебник: «Обществознание» 7 класс, авторы Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова – М., «Просвещение»  2016 г.

Планирование составлено на основе  Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

№ п/п

Содержание

учебного материала

Кол-во

часов

            Элемент содержания

Примерные сроки

1.

Введение. Курс обществознания:  особенности и формы работы

1

Что изучает курс «Обществознание».

Структура, особенности содержания

методического аппарата учебника

                                                                                     РАЗДЕЛ 1. Человек и закон

2-3

Что значит жить по правилам

2

Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Наркомания и алкоголизм, их опасность для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

4-5

Понятие прав, свобод и обязанностей граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей гражданина. Права человека. Единство прав и обязанностей.

        Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних.        

6-7

Почему важно соблюдать законы?

Почему важно соблюдать законы? Закон устанавливает порядок.  Закон способствует справедливости. Закон устанавливает границы свободы.

8-9

Защита Отечества

Защита Отечества. Долг и обязанность. Зачем нужна регулярная армия? Военная служба. Готовить себя к исполнению военного долга.

10-11

Что такое дисциплина?

Что такое дисциплина. Дисциплина общеобязательная и специальная. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

12-13

Виновен- отвечай.

Виновен- отвечай. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Закон наказывает нарушителя

14-15

Кто стоит на страже закона?

Кто охраняет закон. На страже закона. Суд осуществляет правосудие. "Моя милиция меня бережет..."

16.

Повторительно-обобщающий урок

                                                                                        РАЗДЕЛ 2. Человек и экономика

17-18

Экономика и ее основные участники

Экономика и ее роль в жизни общества. Основные участники экономики.

                Производство, производительность труда. Что и как производить. Затраты, выручка, прибыль.

19-20.

Золотые руки работника

Золотые руки работника. Слагаемые мастерства работника.

Каким бывает труд. Почему необходимо в наши дни повышение квалификации. Факторы, влияющие на производительность труда.

21-22

Производство, затраты,выручка, прибыль

Заработная плата и стимулирование труда. Что такое трудовое денежное         вознаграждение. Чем определяется его размер. Взаимосвязь количества и качества труда.

23-24

Виды и формы бизнеса

Виды и формы бизнеса.

25-26

Обмен, торговля, реклама.

Обмен, торговля. Формы торговли и реклама.

27-28

Деньги и их функции

Деньги. Появление денег как всеобщего эквивалента. Основные виды денежных         знаков.

                Деньги в прошлом и настоящем. Функции денег. Инфляция                

29-30

Экономика семьи

Экономика семьи. Понятие "бюджет". Семейный бюджет, реальные и номинальные         доходы семьи.

Личное подсобное хозяйство.

31

Человек и экономика. Урок обобщения.

                                                                 ТЕМА3. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

32

Воздействие человека на природу.

Воздействие человека на природу. Охрана природы. Законодательство по охране природы.

33

Охрана природы. Законодательство по охране природы

34

Человек и природа. Урок обобщения.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ

35

Человек и закон. Человек и экономика.

Человек и природа.

Контрольные уроки.

Литература для учителя обществознания (основная школа):

  1. Безбородов А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. — М., 2008.
  2. Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001.
  3. Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.
  4. Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. — СПб., 2001.
  5. Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тиш-ков. - М., 2010.
  6. Кравченко А. И. Социология и политология: учеб. пособие для студентов средних проф. учеб. заведений / А. И. Кравченко. — М., 2000.
  7. Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. — М., 2002.
  8. Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидори-ной. — М., 2004.
  9. Балашов Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Балашов. — М., 2001.
  10. Социальная психология: учеб. для вузов / Г. М. Андреева. — М., 2004.
  11. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — СПб., 2005.
  12. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. — М., 2003.
  13. Сухов А. Н. Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Сухов [и др.]; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 2001.
  14. Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б. А. Исаев. — СПб., 2008.
  15. Кравченко А. И. Основы социологии: учеб. пособие для студентов средних спец. учеб. заведений / А. И. Кравченко. - М., 2004.
  16. Кравченко  А.   И.   Социология  в  вопросах  и  ответах /
  1. И. Кравченко. - М., 2008.
  1. Латышева В.  В.  Основы социологии: учеб. для ссузов /
  1. В. Латышева. — М., 2004.
  1. Миголатьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миго-латьев, В. В. Огнева. — М., 2005.
  2. Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуто-рова. — М., 2005.
  3. Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.]. — М., 2008.
  4. Липсиц И. В. Экономика: учеб. для вузов. — М., 2007.
  5. Михайлушкин А. Н. Основы экономики: учеб. для ссузов / А. Н. Михайлушкин.— М., 2003.
  6. Носова С. С. Основы экономики: учеб. для студентов образовав учреждений среднего проф. образования / С. С. Носова. — М., 2002.
  7. Экономика для колледжей: базовый курс. — Ростов н/Д, 2005.
  8. Цифровые образовательные ресурсы:

http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).

http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.

http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.

http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.

http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.

http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.

http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.

http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.   http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social —

                                              Календарно-тематическое планирование по обществознанию для 8 класса.

Пояснительная записка

Задачи, стоящие перед современной школой по формированию мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся,  личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации, формированию собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений, делают особенно актуальным повышение качества историко-обществоведческого образования учащихся, формирование и осуществление программы его совершенствования.

Рабочая учебная программа по обществознанию в 8 классе составлена на основе:

- Федерального Закона № 273 от 29.11.12 г. «Об образовании в Российской Федерации»,

- федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 года,  

- примерной основной образовательной программой образовательного учреждения (Стандарты второго поколения),

Рабочая программа составлена с учетом воспитательных и образовательных целей и задач школы.

           При составлении  данной рабочей  программы  были использованы примерные  учебные  программы  по  курсу обществознание. Стандарт  не регулирует  перечень  дидактических  единиц,  как  это  было  ранее,  а  направлен  на  развитие  школьника,  на  новую  организацию  всего  учебно-воспитательного  процесса. Примерные  программы  второго  поколения  предполагают  самостоятельную работу учителя по распределению количества часов на изучение той или иной темы в рамках часов, отведенных на изучение курса а также форму контроля знаний, она может принимать различные варианты: контрольная работа, семинар, устный зачет.

В рабочей программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий (в календарно-тематическом планировании), программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования для основного общего образования, преемственность с программами начального общего образования.

Преподавание курса обществознания в основной школе направлено  на формирование научных представлений об обществе, его устройстве, месте и роли человека в нем, на развитие специальных предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий.

Учебник: «Обществознание»   8  класс, авторы Л.Н. Боголюбов, Л.Ю. Лазебникова,  Н.И. Городецкий  – М., «Просвещение»  2016 г.

Планирование составлено на основе  Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

№ п/п

Содержание

учебного материала

Кол-во

часов

            Элемент содержания

Примерные сроки

Тема 1. Личность и общество

1

 Быть личностью

1

Признаки индивидуальности, человека, личности. Мировоззрение и жизненные ценности. Факторы, влияющие на выбор профессии. Этапы становления личности

2

  Общество как форма жизнедеятельности людей

Урок характеристика

1

Значение научного понятия «общество». Общественные отношения. Сферы жизнедеятельности людей: экономическая, политическая, социальная, духовная. Роль социальных норм в жизни человека.  Ступени развития общества.

3

 Развитие общества

1

Эволюционное развитие человечества.  Марксизм о роли социальных революций в жизни человечества. Закономерности общественных изменений.  Противоречия и перспективы в развитии человечества в ХХI веке. Глобальные проблемы человечества.

4

Повторение и систематизация знаний по теме «Личность и общество» (контроль знаний - тестирование)

1

Понятия «человек» и «общество», «личность». Влияние современного общества на индивида. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни.

Тема 2. Сфера духовной культуры

5

Сфера духовной жизни

1

Понятие «культура» как достижение человека в преобразовании мира.  Отличительные черты духовной сферы от других сфер общества.  Культура личности  и общества.  Развитие культуры в современной России

6-7

Мораль

2

Что такое мораль, зачем  она нужна людям. Признаки морали. Мораль - общечеловеческая ценность. Взаимосвязь патриотизма и гражданственности. Добро и зло.  

8

Долг и совесть

1

Что такое долг. Объективные обязанности. Научный подход к сущности понятия «долг».  Что такое моральный долг. Кто контролирует и оценивает исполнение долга. Что такое совесть и ее роль в жизни человека

9

Моральный выбор – это ответственность

1

Выбор поведения человека и животного. Свобода выбора. Что такое моральный выбор. Взаимосвязь свободы и ответственности.  Гарантии выполнения моральных норм.

10

Образование

1

Что такое образование. Возрастание значимости образования  в информационном обществе. Связь конкурентоспособности страны и образования. Основные элементы образовательной системы РФ.

11

Наука в современном обществе

1

Наука как особая система знаний. Отличительные черты науки как системы государственных и общественных организаций, вырабатывающих, хранящих  и распространяющих научные знания. Роль науки в современном обществе.

12

Религия как  одна из  форм культуры

1

Что такое религия. Характерные черты религиозной веры. Роль религии в жизни общества.  Основные виды религиозных организаций.  Сущность принципа свободы совести.

13

Обобщение и систематизация по теме «Сфера духовной  культуры» (контроль знаний - тестирование)

1

Сфера духовной жизни. Мораль. Долг и совесть. Моральный выбор – это ответственность. Образование. Наука в современном обществе. Религия как одна из форм культуры

Тема 3. Экономика

14

Экономика и ее роль в жизни общества

1

Потребности и ресурсы. Проблема ограниченности ресурсов. Свободные и экономические блага. Экономический выбор. Альтернативная стоимость

15

Главные вопросы  экономики

1

Главные вопросы экономики: что производить, как производить, для кого производить. Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем: традиционная, командная, рыночная. Смешанная экономика.

16

Собственность

1

Имущественные отношения. Сущность понятия собственности как экономической и юридической категории. Формы собственности: частная, коллективная, общественная, муниципальная, государственная. Защита права собственности.

17-18

Рыночная экономика

2

Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке.  Рыночное равновесие.  Механизм установления рыночной цены. Принцип «невидимой руки»  рынка. Основные функции цен

19

Производство – основа  экономики

1

Роль производства в  экономике.  Главный источник экономических благ.  Товары и услуги.   Факторы производства. Распределение труда и   специализация.  

20

Предпринимательская  деятельность.

1

Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные рабочие. Экономическая сущность малого бизнеса, его роль в экономике.

21

Роль государства в экономике

1

Экономическая роль государства. Поддержание государственных институтов. Налоги как источник доходов федерального правительства. Виды налогов Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний долг. Проблема дефицита государственного бюджета и ее решение.

22

Распределение доходов

1

Доходы  граждан  и прожиточный  минимум.   Проблема неравенства  доходов.  Перераспределение  доходов.  Экономические меры  социальной поддержки   населения.  

23

Потребление

1

Факторы влияния на объем и структуру  потребительских  расходов. Структура расходов потребителей и степень благосостояния граждан той или иной страны. Виды страховых услуг. Защита прав потребителей в России.

24

Инфляция  и семейная  экономика

1

Влияние инфляции на доходы населения. Реальный и номинальный доходы.   Формы  сбережения  граждан.  Банковские  услуги,  предоставляемые  гражданам.  Семейные сбережения.  

25

Безработица,  ее причины  и последствия

1

Безработица -  спутник  рыночной  экономики.  Причины  безработицы. Экономические и социальные  последствия безработицы.  Роль государства  в обеспечении занятости.

26

Мировое  хозяйство  и международная  торговля

1

Мировое хозяйство. Внешняя торговля.  Внешнеторговая политика.   Обменные  курсы  валют.  Условия влияния на обменный  курс валюты.

27

Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономическая сфера» (контроль знаний – контрольная работа)

1

Становление рыночного общества в России

Тема 4. Социальная сфера (7 часов)

28

Социальная структура  общества

1

Социальная структура как общества. Социальная  мобильность: горизонтальная и вертикальная.  Многообразие социальных групп. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Социальные  конфликты  и пути их разрешения.

29

Социальные статусы и роли

1

 Социальная позиция  человека  в  обществе. Социальный статус:  приписанный, достигаемый, прирожденный и приписываемый. Социальная  роль.  Санкции. Гендерные роли.

30-31

Нации и межнациональные  отношения

2

Нация.  Соотношение  понятий  «нация» и «этнос». Национальные традиции. Причины  межнациональных конфликтов и их последствия. Способы предотвращения межнациональных конфликтов.

32

Отклоняющееся поведение

1

Разновидности отклоняющегося поведения. Основные причины  распространения  алкоголизма  и наркомании. Влияние негативного отклоняющегося поведения на личность.

33

Обобщение по теме «Социальная сфера

1

Социальная  структура общества. Социальные статусы и роли.  Нации и межнациональные  отношения. Отклоняющееся поведение.

34

Урок обобщения за курс Обществознания за 8 класс (контроль знаний – контрольная работа)

1

Личность и общество. Сфера духовной культуры.  Экономика.  Социальная сфера.

Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание»

Учебник: «Обществознание»   9  класс, авторы Л.Н. Боголюбов, Л.Ю. Лазебникова,  Н.И. Городецкий  – М., «Просвещение»  2017 г.

Планирование составлено на основе  Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Тема урока

Кол-во час

Результаты освоения

Тип урока

Основные виды деятельности

Д.З.

Политика и социальное управление (11 час)

1

Политика и власть. Роль политики в жизни общества.

1

Предметные

Рассказать о науках, изучающих общество, их особенностях и связях.

Рассказать о существующих формах проявления влияния в обществе.

Дать понятие политической системе общества, рассказать о роли государства в ней.

Дать понятие формам правления и

дифференцировать понятия государства

по формам правления.

выявлять особенности и признаки

объектов, приводят примеры

в качестве

доказательства выдвигаемых положений.

Метапредметные

принимать и сохранять учебную

задачу, взаимодействовать в ходе работы, вести диалог, участвовать в дискуссии,

принимать другое мнение и позицию,

допускать существование различных

точек зрения.

Личностные

сохранять мотивацию к учебной

деятельности, проявлять интерес к новому учебному материалу, выражать положительное отношение к процессу

познания.

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника .Рубрика «В классе и дома», анализ документов

§1, стр. 4-8, вопросы,

2

Государство, его отличительные признаки.

1

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника . Работа с текстом учебника. Анализ ситуаций

§2, вопросы. Эссе «Ты должен посвятить отечеству свой век, коль хочешь навсегда быть честный человек»

3

Политический режим.

1

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника.

§3, анализировать документ с.25

4

Правовое государство

1

Предметные

Дать понятия основным положениям, раскрывающим данную тему.

Научиться устанавливать причинно

-следственные связи и зависимости между объектами, анализировать вопросы

Проследить уровень усвоения знаний по изученному разделу. Выявить и предупредить ошибки.

Метапредметные

принимать и сохранять учебную

задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

планировать цели и способы

взаимодействия, обмениваться мнениями, слушать друг друга, понимать позицию

партнера, в т.ч и отличную от своей,

согласовывать действия с партнером.

Личностные

проявлять заинтересованность не

только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий,

выражать положительное отношение к

процессу познания; применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения, оценивать собственную учебную деятельность, выражать положительное отношение к процессу познания.

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника .Рубрика

«В классе и дома»

§4, ответить на вопросы «В классе и дома»

5

Гражданское общество. Местное самоуправление

1

Урок «открытия» нового знания

Рубрика

«В классе и дома» Рубрика «Проверь себя», словарь.

§5, выучить основные понятия

6

Участие граждан в политической жизни.

1

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника .Рубрика

«В классе и дома»

§6, с.58, ответить на вопросы

Дата

7

Практическая работа «Школа молодого избирателя»

Урок отработки умений и рефлексии

Деловая игра

Стр.58, задание № 9.

8

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни

1

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника .Рубрика «Проверь себя», словарь.

§7, с.64, «В классе и дома», подготовить реферат

9

Средства массовой информации

1

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника Анализ ситуаций и задач

§1, стр. 8-10, подготовиться к игре.

10

Практическая работа «Роль СМИ в предвыборной борьбе»

1

Урок отработки умений и рефлексии

Работа с доп. материалами

Составить бюллетень кандидата в председатели Совета старшеклассников

11

Самостоятельная работа по теме «Гражданское общество»

1

Урок развивающего контроля

Работа с текстом учебника

Повторить термины

Право (24 час)

12

Право, его роль в жизни человека, общества и государства

1

Предметные

Рассказать что представляют из себя социальные нормы и каково их видовое разнообразие.

Дать понятие гражданскому обществу. Раскрыть понятия: институт гражданства, а также кто такие граждане и каков их правовой статус.

Научить самостоятельно выделять и

формулировать цели, анализировать

вопросы, формулировать ответы.

Проследить уровень усвоения знаний по изученному разделу. Выявить и предупредить ошибки.

Метапредметные

принимать и сохранять учебную

задачу, самостоятельно выделять и

формулировать цель, составлять план и

последовательность действий.

участвовать в коллективном обсуждении

проблем, обмениваться мнениями,

понимают позицию партнера

Личностные

применять правила делового

сотрудничества, сравнивать разные точки

зрения, оценивать собственную учебную

деятельность, выражать положительное

отношение к процессу познания

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника

§8, ответить на вопросы «В классе и дома»

13

Понятие правоотношения.

1

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника . Рубрика «Проверь себя», словарь.

§9, с.78, написать эссе

14

Понятие правонарушения .

1

Урок «открытия» нового знания

Рубрика «Проверь себя», Работа с текстом учебника

§10с. 84, изучить рубрику «Говорят мудрые»

15

Правоохранительные органы

1

Предметные

Дать понятие Конституции РФ. Рассказать о ее структуре и особенностях. О способах реализации своих прав и исполнения обязанностей в конкретных жизненных ситуациях.

Сохранять  мотивацию к учебной

деятельности

Проследить уровень усвоения знаний по изученному разделу. Выявить и предупредить ошибки.

Метапредметные

планировать цели и способы

взаимодействия, обмениваться мнениями,

участвовать в коллективном решении

проблем, распределять обязанности,

проявлять способность к взаимодействию

учитывать ориентиры, данные учителем

при изучении материала

Личностные

Владеть целостными представлениями о качествах личности

Урок «открытия» нового знания

Рубрика

«В классе и дома»

§11, ответить на вопросы с. 101 «В классе и дома»

16

Конституция  - основной закон РФ

1

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника .Анализ документа

§12-13, стр. 103-110, заполнить таблицу

17

Основы конституционного строя РФ

1

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника .Анализ документа

§12-13, стр. 110-117,составить план, работа с документами

18

Практическая работа по теме: «Конституция РФ»

1

 Предметные

Рассказать что собой представляют права, свободы и обязанности человека. Познакомить с разделами конституции.

Правоотношения в различных сферах жизни , каким должно быть поведение их участников.

Объяснить чем отличаются трудовые правоотношения от других видов общественных отношений, предполагающих трудовую деятельность людей.

Дифференцировать понятия: право, семья, ребенок. Выделить их спецификацию и взаимосвязь.

Научить овладевать целостными

представлениями о качествах личности

человека, привлекать информацию,

полученную ранее, для решения

проблемной задачи.

Проследить уровень усвоения знаний по изученному разделу. Выявить и предупредить ошибки.

Метапредметные

учитывать ориентиры, данные

учителем, при освоении нового учебного

материала

планироватьт цели и способы

взаимодействия, обмениваются мнениями,

участвовать в коллективном обсуждении

проблем, распределять обязанности,

проявлять способность к взаимодействию

Личностные

сравнивать разные точки зрения

, оценивать собственную учебную

деятельность, сохранять мотивацию к

учебной деятельности

Урок отработки умений и рефлексии

Работа в тетради

Написать эссе «Наша Конституция»

19

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина.

1

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника. Рубрика

«В классе и дома»

§14-15, стр.120-132, выписать цитаты.

20

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Права ребёнка.

1

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника .Анализ документа

§ 14-15, стр.132-134, заполнить таблицу.

21

Лабораторная работа по теме: «Права и свободы граждан»

1

Урок отработки умений и рефлексии

Работа в тетради

Работа с материалами СМИ

22

Гражданские правоотношения

1

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника .Рубрика «Проверь себя», словарь.

§16, составить презентацию

23

Право на труд. Трудовые правоотношения.

1

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника .Рубрика

«В классе и дома»

§17, читать СМИ, с.153, «В классе и дома»

24

Семейные правоотношения

1

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника .Рубрика «Проверь себя», словарь.

§18, выучить определения, работа с документами

25

Административные правоотношения

1

Предметные

Объяснить социальные права гражданина.

Дать понятие «административное правонарушение». Объяснить его структуру и нормы, подтверждающие различные формы преступления.

самостоятельно выделять и

формулировать цели; анализировать вопросы, формулировать ответы.

Проследить уровень усвоения знаний по изученному разделу. Выявить и предупредить ошибки.

Метапредметные

ставить учебную задачу на основе

соотнесения того, что уже известно и

усвоено, и того, что ещё не известно

участвовать в коллективном решении

проблем; обмениваться мнениям

и, понимать позицию партнёра

Личностные

оценивать собственную учебную

деятельность, свои достижения;

анализировать и характеризовать

эмоциональное состояние и чувства

окружающих, строить свои

взаимоотношения с их учётом

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника . Вопросы и задания для практикума

$ 19, составить кластер. Подобрать материал из газет

26

Основные понятия и институты уголовного права.

1

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника .Рубрика «Проверь себя», словарь.

§20, работать с первоисточником

27

Социальные права

1

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника .Рубрика

«В классе и дома»

§21, составить план, подобрать материал из газет

28

Практическая работа по теме: «Социальные права»

1

Урок отработки умений и рефлексии

Работа с текстом для анализа

Написать реферат

29

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

1

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника . Рубрика

«В классе и дома»

§22, отвечать на вопросы, работать с документацией

30

Практическая работа по теме: «Международная правовая защита»

1

Урок отработки умений и рефлексии

Тест. Работа в тетради

Работа в сети Интернет

31

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

1

Урок «открытия» нового знания

Работа с текстом учебника .Рубрика «Проверь себя», словарь.

§23, вопросы.

32

Лабораторная работа «Закон об Образовании»

1

Предметные

Раскрыть понятие образования как института общества. Рассказать о науке, ее функциях, об учреждениях науки, о высшей школе, видах высших учебных заведений РФ.

Научиться выполнять контрольные

задания по обществознанию, получить

возможность научиться преобразовывать

полученную информацию в соответствии с

заданием (выделять главное, сравнивать)

Проследить уровень усвоения знаний по изученному разделу. Выявить и предупредить ошибки.

Метапредметные

адекватно использовать речевые средства

для эффективного решения разнообразных

коммуникативных задач, осознанно и

произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и

исследовательского характера

Личностные

выражать адекватное понимание

причин успешности/неуспешности

учебной деятельности, устойчивую

учебно-познавательную мотивацию учения

Урок отработки умений и рефлексии

Работа с документом

Письменная работа в тетради

Написать эссе на тему «Плюсы и минусы ЕГЭ»

33

Контрольная работа

1

Урок развивающего контроля

Письменная работа в тетради

Подготовить презентацию

34

Самостоятельная работа по теме: «Право»

1

Урок отработки умений и рефлексии

Словарная работа

Тест.

Составить тезисный план

35

Итогово -обобщающее занятие

1

Урок отработки умений и рефлексии

Подведение итогов. Выставление оценок

Итого 35 час

Медиаресурсы:

  • Обществознание. Электронное приложение к учебнику по ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой

Ресурсы Интернета: 

  • http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов
  • http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы

Список литературы

  • Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс.- М: Просвещение,2012
  • Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова 5-9 классы
  • Певцова Е.А. Поурочные разработки к учебнику А.И. Коавченко «Обществознание.8класс».-9-е изд.-М.: ООО «ТИД»Русское слово», 2012.
  • Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Городецкая Н.И. обществознание, 8 класс, М.: Просвещение, 2010.
  • Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012.
  • Кравченко А.И. "Тесты по обществознанию». - М.: Русское слово, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков обществознания в 8 классе.

Развернутое календарно-тематическое планирование уроков обществознания в 8 классе по учебнику Л.Н. Боголюбова....

Календарно-тематическое планирование уроков обществознания в 9 классе.

Развернутое календарно- тематическое планирование уроков обществознания в 9 классе по учебнику Л.Н. Боголюбова....

Календарно-тематическое планирование по обществознанию для 7 класса к учебнику Кравченко

Календарно-тематическое планирование к учебнику Кравченко. Предназначено для учителей основной школы. Разработано на основе программы по обществознанию Кравченко, Хромовой....

Календарно - тематическое планирование по обществознанию в 6 классе

Календарно – тематическое планирование учебного курса  по обществознанию в 6 «А» классе.Пояснительная запискаКоличество часов в неделю – 1, в год – 34.Учебник – А.И.Кравченко, Е.А.Певцова «Общест...

Календарно-тематическое планирование по обществознанию 8-9 классы (коррекционные классы VIII вид)

Календарно-тематическое планирование по обществознанию 8-9 классы (коррекционные классы VIII вид) с видами практических работ и формой контроля...

Модульное календарно-тематическое планирование по обществознанию в 8 классе ( учебник:Л.Н.Боголюбов и др. "Обществознание" 2015 г.)

Модульное преподавание даёт возможность оценивать знания учащихся независимо от окончания четверти или триместра....