Урок по обществознанию "Межнациональные конфликты" 11 класс
методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему
урок по обществознанию в 11 классе
по теме «Межнациональные конфликты и причины их возникновения»
в рамках метода учебного проекта ( «Целеполагание. Работа в группах»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_obshchestvoznaniyu_v_11_klasse.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по обществознанию в 11 классе
по теме «Межнациональные конфликты и причины их возникновения»
в рамках метода учебного проекта ( «Целеполагание. Работа в группах»)
Цели урока:
- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данной темы
- способствовать развитию навыков целеполагания
- создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности
Оборудование: данные социологического опроса, критерии к работе, учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока:
- Начало урока. Оргмомент.
- Актуализация знаний:
Учитель: чем мы занимались на прошлом уроке? Что узнали? К какому выводу пришли?
Учащиеся: в нашей школе учатся дети разных национальностей - …
Учитель: Ребята, мы проделали эту работу, потому что мы с вами являемся участниками городского проекта «Россия - многонациональная», который начал свою работу в прошлом году. Мы с вами провели соц. опрос по нашей школе, а учащиеся первой школы узнали национальный состав жителей нашего города, края и страны в целом. С результатами их работы нас ознакомят.
Учащиеся: выступления.
Учитель: Что мы видим?
Учащиеся: РФ – многонациональное государство, в чем мы убеждаемся на примере школы, города, края.
- Проблематизация:
Учитель: Сейчас наша страна называется РФ. Мы, представители старшего поколения, ваши родители, бабушки, дедушки жили в стране, которая называлась Союз Советских Социалистических республик, в состав которого входило 15 национальных республик: Украинская ССР, Белорусская ССР, Грузинская ССР, Эстонская ССР и др. Жили дружно, бок о бок, не деля, кто украинец, кто русский. Но, как показывает мировая история, на протяжении существования человечества в разных уголках мира время от времени вспыхивали очаги напряженности на почве национальной неприязни. Вы можете вспомнить некоторые факты?
Учитель: привожу примеры. Англия – Ирландия, Израиль – Палестина, Грузия – Осетия, Россия – Чечня.
Почему же люди разных национальностей не всегда могут мирно сосуществовать?
(Пишу на доске – ПОЧЕМУ?) Почему человечество на своем историческом пути столкнулось с национализмом, шовинизмом, геноцидом? Давайте подумаем, почему это происходит. Значит, какова будет тема нашего урока? Помогите мне ее сформулировать.
Учающиеся: помогают.
Учитель: записываю тему на доску: «Межнациональные конфликты»
Этим ограничимся? Или надо что-то добавить?
Учащиеся: добавляют: «Межнациональные конфликты и причины их возникновения».
- Организация целеполагания:
Учитель: и какова будет цель нашей работы? Предлагайте варианты.
Учащиеся: предлагают варианты.
Учитель: записываю варианты на доску.
Идет обсуждение, выбираем лучший вариант. Записываем на доску и в тетради.
Цель: найти причины возникновения национальных конфликтов в социальных группах, в обществе.
Как вы понимаете, общество, социальные группы – это что?
Учащиеся: предлагают варианты. Записываем их на доску. (Мозговой штурм)
- класс
- школа
- компания подростков
- семья
- жители города
- жители страны и т.д.
Идет классификация понятий:
Учитель: мы можем объединить эти понятия по какому-то признаку? Есть между ними что-то общее? Может, по территории, по количеству, по форме?
Учащиеся (или учитель): можно по территории.
Объединение понятий по территории: запись на доску
школа город страна
Учитель: возвращаемся к цели – найти причины возникновения национальных конфликтов в школе, городе, стране.
Я предлагаю выбрать для себя направление работы.
Школа №2 | город Бородино | РФ |
Учащиеся: выбирают направление работы, прикрепляя листочки с фамилиями на доску по разным направлениям (девочки, потом мальчики).
Рассаживаются по группам.
Учитель: задания: четко сформулируйте цель работы вашей группы;
подумайте, каким образом вы будете представлять
наработанный материал;
по каким критериям мы будем оценивать полученные
результаты.
Каждая группа получает листок с заданием.
Задание для работы в группе:
- Сформулируйте цель работы вашей группы.
- Выберите способ поиска информации (2-3):
- опросник (сформулируйте возможные вопросы)
- работа со справочной литературой (учебник, энциклопедия)
- дополнительная источники информации (радио, телевидение, газеты, журналы, Интернет, электронные справочники)
- интервьюирование знакомых, одноклассников, родственников, специалистов, учителей
- другое
3. Выберите форму представления наработанного материала:
- сообщение
- реферат
- доклад
- мультимедийная презентация
- видеоролик
- газета
- плакат
- другое
4. Выберите выступающего от группы для представления выбранных вами способов и форм работы.
Идет работа в группах.
Учитель: помогает, консультирует.
Выступление от групп:
1.Цель работы нашей группы…
2.Мы выбрали следующие способы поиска информации…
3.Мы выбрали форму представления материала…
Учитель: давайте определим критерии оценивания ваших работ
Критерии для оценивания результатов работы
Информационные умения
Умение определить цель и поставить задачу
Умение подобрать источники информации
Умение определить метод и способ сбора информации
Умение пользоваться различными источниками информации, в том числе и новейшими
Умение понимать и выбирать информацию
Умение обработать информацию
Умение структурировать информацию
Умение систематизировать информацию
Требования к представленной работе
Соответствие содержания поставленной цели
Грамотность изложения
Качество оформления работы
Использование различной наглядности (графики, схемы, таблицы)
Составление плана доклада
Распределение собранного материала в логической последовательности
Оригинальность решения проблемы
Презентационные умения
Навыки монологической речи:
- лаконичность речи;
- последовательность в изложении;
- убедительность речи;
- отсутствие речевых ошибок.
Умение отвечать на незапланированные вопросы
Умение уверенно держать себя во время выступления
Соблюдение времени выступления (5-7 мин).
Учитель: предлагаю представителю от группы озвучить выбранные вами критерии
Учащиеся: презентация полученных результатов.
Учитель: давайте уточним ваше домашнее задание
Учащиеся: говорят – «Мы будем искать причины межнациональной розни и конфликтов».
Рефлексия
Учитель: что мы сегодня делали на уроке?
Учащиеся: мы учились ставить цель и планировать свою действия для достижения этой цели
Учитель: Что нам помогло это сделать? С помощью чего мы это делали? Все ли нам удалось?
Учащиеся: работа в группах, коллективное обсуждение,…
Учитель: выскажите мнение по поводу нашего урока, работы в группе.
Учащиеся: говорят.
Учитель: Спасибо за работу. Успехов в выполнении домашнего задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».
Материал данного урока предназначен для повторения решения линейных неравенств; формирования понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»; форм...
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....