Методические аспекты изучения нового материала на уроке обществознания.
материал по обществознанию на тему
Реферат для курса профессиональной переподготовки на сайте "Инфоурок".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»
Реферат по дисциплине:
«Обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»
по теме:
Методические аспекты изучения нового материала на уроке
Исполнитель:
Шатохина Марина Ивановна, учитель истории и обществознания
С. Успеновка 2016год
Оглавление
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности 3
Введение
Мы живем в интересное, переломное время. Коренная смена формации, перестройка хозяйства, развитие новых экономических отношений побуждает к новому взгляду на, казалось бы, привычные вещи. Новое мышление, новые формы и модели хозяйства, поиск эффективных методов трудовой деятельности предопределяет современный деловой стиль. Сегодня, рабочего мы называем исполнителем работ, квалифицированного специалиста мы называем “деловым человеком”. В этом проявление уважения и признание профессиональных качеств. Но деловыми людьми не рождаются, ими становятся в процессе ежедневного труда, упорной учебы, самообразования и самовоспитания.
Наше общество на основе принципиально новых экономических, социальных и политических факторов ставит повышенные требования к подготовке рабочих кадров, их общеобразовательного уровня и профессионального мастерства.
Основной формой планомерной подготовки квалифицированных исполнителей из числа молодежи есть профессиональные учебно-воспитательные заведения.
Особенности научно-технического развития, которые вызвали глубокие изменения в сфере производства, требуют уточнений в определении цели профессионального образования, ее содержания, организационной структуры, форм, методов и средств обучения. Эти изменения заключаются, прежде всего, в демократизации и гуманизации образования, введение разных уровней профессиональной подготовки, многовариантности и гибкости в вопросах конструирования содержания, форм и методов обучения с учетом специфики предприятий (организаций), для которых осуществляется подготовка рабочих кадров.
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Одной из особенностей учебно-воспитательного процесса в современных условиях является то, что учреждения образования имеют право самостоятельно выбирать формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, а педагогические работники – самостоятельно определять средства и методы обучения и воспитания учеников с учетом положений общей педагогики и методики обучения.
Содержание обучения – это те компоненты учебного процесса, которые больше всего влияют на результаты подготовки специалистов. Они находятся в тесной взаимосвязи между собой, но также связаны и с другими компонентами учебного процесса, такими как цель и задачи, организационные формы и средства обучения.
Главным в выборе форм и методов обучения должен стать переход от педагогики авторитарной к педагогике сотрудничества. Педагог должен стать не просто транслятором готовых знаний, умений, а уметь организовать так учебно-познавательную деятельность учащихся, чтобы оказать помощь учащимся в самостоятельном усвоении новых знаний, овладении новыми навыками. Здесь преподавателю помогут такие формы; методы; приемы обучения, которые бы оптимально взаимодействовали на каждом этапе урока, помогали сочетанию коллективной работы учащихся на уроке с их самостоятельной деятельностью[3, c.68]. Эффективность обучения в большой степени зависит от выбранных методов обучения и от форм их использования. Традиционные формы и методы не всегда дают желаемый результат, поэтому в решении проблемы могут потребоваться и нетрадиционные формы и методы. Так, в сочетании различных методов и методических приемов обучения может достигаться поставленная цель. Причем, ошибка в подборе этих форм, методов и методических приемов может плохо отразится на знаниях учащихся.
Методы организации учебно-познавательной деятельности — совокупность методов, направленных на передачу и усвоение учащимися знаний, формирование умений и навыков.
К ним относятся словесные, наглядные и практические методы обучения.
Словесные методы обучения:
Объяснение — словесное истолкование понятий, явлений, принципов действий приборов, наглядных пособий, слов, терминов и тому подобное. Рассказ — последовательное раскрытие содержания учебного материала.
Рассказы делятся на: художественные, научные, научно-популярные, описательные.
Лекция — устное изложение большого по объему, сложного по логическим построением учебного материала.
Беседа — метод обучения, предполагает вопросы-ответы.
По назначению в учебном процессе различают вступительную беседу, беседу-сообщение, повторение, контрольную.
Работа с учебником — организация самостоятельной работы учащихся с печатным текстом, что дает им возможность глубоко осмыслить учебный материал, закрепить его, проявить самостоятельность в обучении.
Наглядные методы обучения:
Иллюстрирование — оснащение иллюстрациями статистической наглядности, плакатов, рисунков на доске, схем и др.
Демонстрация — использование компьютера при объяснении нового материала. Этот метод эффективен, когда все ученики имеют возможность воспринимать предмет или процесс, а учитель сосредотачивает их внимание на главном, помогает выделить основное, делая соответствующие пояснения.
Самостоятельное наблюдение — непосредственное восприятие явлений действительности.
Эффективность метода наблюдения во многом зависит от того, в какой мере собранные во время наблюдения материалы изучают и соответственно обрабатывают под руководством учителя и на их основании делают определенные выводы, обобщения[1].
Практические методы обучения:
Предусматривают различные виды деятельности учащихся и учителя, но требуют большой самостоятельности учащихся в обучении.
Упражнения — многократное повторение определенных действий или видов деятельности с целью их усвоение, опирающееся на понимание и сопровождающееся сознательным контролем и корректировкой. Практические работы — изучение некоторых приемов работы на компьютере. Они предусмотрены учебными программами, их выполняют после изучения темы или раздела курса. Практические работы имеют важное учебно-познавательное значение, способствуют формированию умений и навыков, необходимых для будущей жизни и самообразования.
Исследовательские работы — поисковые задачи и проекты, предусматривающие индивидуализацию обучения, расширение объема знаний учащихся.
В практической деятельности учителя словесные, наглядные и практические методы обучения тесно взаимосвязаны. Например, во время рассказа, лекции или беседы учитель использует методы иллюстрирования и демонстрации, на лабораторных и практических занятиях осуществляется инструктаж с помощью методов объяснения и рассказы. Задача учителя — найти оптимальное сочетание этих методов, не допуская необоснованного превалирования одних и пренебрежение другими.
2. Выбор методов обучения
Методы обучения в школе отвечают образовательной и воспитательной цели, смысловые образования. Процесс обучения в школе определяется системой дидактических принципов, вытекающих из его закономерностей.
Дидактические принципы следует учитывать и при выборе методов обучения, посредством которых учитель должен постепенно, систематически обучать учащихся, оказывать им учебный материал доступно, наглядно, научно, заботиться, чтобы ученики проявляли самостоятельность и активность и сознательно усваивали его[4, c.129].
Выбор метода в значительной мере зависит от учебной дисциплины. В каждом конкретном случае учитель решает, какой метод самый эффективный на уроке. При этом следует учитывать определенные факторы. Выбирая метод обучения, учитель, прежде всего, должен учитывать тему урока, его цель. Каждый урок имеет определенную структуру, которая определяет последовательность его этапов.
На каждом этапе решаются конкретные задачи, что также сказывается на выборе методов обучения. Выбор метода зависит и от возрастных особенностей детей. В значительной степени выбор метода обучения обусловлен учебно-материальной базой учебного заведения. Выбирая метод обучения, учитель должен учитывать необходимость смены видов деятельности учащихся на уроке, чтобы поддерживать их внимание, заинтересованность[5].
Методы обучения зависят и от времени, отведенного на проведение урока. Следует подбирать методы, которые позволяют достичь учебной цели как можно меньшими затратами времени. На выбор метода обучения влияет и личность педагога. Педагогическое мастерство заключается в совершенном владении всей их совокупностью.
Длительная педагогическая практика дает учителю возможность, опираясь на свои теоретические знания в области дидактики, использовать в зависимости от обстоятельств эффективные методы. Только правильный выбор и применение методов обучения могут обеспечить высокий уровень знаний учащихся и воспитать в них потребность в систематической, сознательной, творческой учебной работы.
Выводы
Проанализировав методы и методические приемы теоретического обучения и целесообразность их использования на уроке, можно сделать выводы, что каждый из методов имеет свои преимущества и недостатки, учитель не может отдать предпочтение тому или иному методу, а использует их в системе, во взаимосвязи, стремясь достигнуть наилучших результатов в усвоении учащимися знаний, выработки у них умений и навыков, развития умственной активности.
Для повышения эффективности качества подготовки специалистов необходимо, во-первых, анализ и оценка целесообразности каждого метода подходя к конкретному содержанию, и, во-вторых, не отдельный метод или прием, а определенная совокупность, система педагогических мер, построенная на основе дидактических принципов. Все эти доводы должен учитывать учитель, выбирая наиболее целесообразные методы и методические приемы, определяя последовательность их использования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Л. Г. Семушина, Н.Г.Ярошенко. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях. – М.: Высш. шк., 2011. – 192 с.
2. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
3. Ярмаченко Н.Д. Педагогическая деятельность и творческое наследие А. С. Макаренко: Кн. для учителя. – К.: Рад. шк., 2012.
4. Педагогическое мастерство: Учебник / И.А. Зязюн и др. / За ред. И.А. Зязюна. – К., 2013.
5. Якуба Ю. А. Взаимосвязь теории и практики в учебном процессе. – М.: Высш. шк.., 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование Техники активно-продуктивного чтения для изучения нового материала на уроках иностранного языка по ФГОС".
Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников.Почему описываемая техника называется активно-...
Изучение нового материала на уроках математики
В материале рассматривается ключевой элемент в структуре многих уроков - изучение нового материала...
Игровые технологии при изучении нового материала на уроках английского языка в 6-9 классах.
Каждый урок – это время, которое ученик должен провести интересно. Как показывает педагогическая практика по всему миру, интересные уроки позволяют лучше осваивать школьникам материал по любым предмет...
выпускная квалификационная работа "Организация проблемного изучения нового материала на уроках алгебры 7 классе"
Дипломная работа студентки 5 курса...
Разработка урока по математике в 5 классе. Урок – изучение нового материала. Тема урока «Треугольник. Виды треугольника»
Цели урока: Образовательная: познакомить учащихся с определением треугольника, его элементов, обозначением; видами треугольников.Развивающая: развивать пространственное воображение учащихся, гео...
ОБЩАЯ МОДЕЛЬ проблемно-диалогического урока при изучении нового материала на уроке русского языка
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем ил...
Доклад на тему "Методические особенности изучения нового материала на занятиях в условиях санатория"
Доклад для педсовета учителям русского языка и литературы....