Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) 10 класс (Л.Н. Боголюбов)
рабочая программа по обществознанию (10 класс) по теме
Программа учебной деятельности по обществознанию (3 часа в неделю, профильный уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_10_klass.docx | 76.57 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:
• Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. №1089);
• Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 г. №1312);
• Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
• Приказа Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
• Учебного плана МОУ «СОШ №24 Кировского района г. Саратова»;
- примерной программы по предмету «Обществознание»;
- программы по обществознанию для учащихся 10-11 классов профильного уровня авторов Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, А.Ю. Лазебниковой.
Программа включает в себя: пояснительную записку, основное содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование учебных часов и основные требования к уровню подготовки учащихся.
Согласно государственному образовательному стандарту учебный предмет обществознание на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно- нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществоведения требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.
Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Изучение обществоведения (как части обществознания) в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- Развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
- Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;
- Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимые для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
- Овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизация полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
- Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.
II. Учебно-методический план
№ п/п | Тематический блок | Количество часов (в год) |
Повторение тематических блоков | 3 | |
Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность | 20 | |
1 | Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их классификация | 1 |
2 | Философия как общественная наука | 1 |
3 | Воззрения древневосточных мыслителей на мир и место человека в нем | 1 |
4 | Моральная философия эпохи Средневековья | 1 |
5 | Социально-философские идеи Нового времени | 1 |
6 | Философы-просветители о человеке, обществе и прогрессе | 1 |
7 | Экономические воззрения А. Смита | 1 |
8 | Идеи гражданского общества и правового государства в трудах И. Канта и Г. Гегеля | 1 |
9 | Русская философская мысль XI-XVIII века | 1 |
10 | Зарождение социологии как отрасли научного знания | 1 |
11 | Философские искания XIX века | 1 |
12 | Марксистское учение об обществе | 1 |
13 | Идеи технократизма в социальной философии Запада | 1 |
14 | М. Вебер о специфике социального познания | 1 |
15 | Проблема свободы и ответственности человека в философии экзистенциализма | 1 |
16 | Цивилизационный путь России: продолжение споров | 1 |
17 | Общественные потребности и мир профессий | 1 |
18 | Мотивы выбора профессии | 1 |
19 | Особенности профессий социально-гуманитарного профиля | 1 |
20 | Зачет по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» | 1 |
Тема 2. Общество и человек | 20 | |
21 | Наука о происхождении человека. Становление общества | 1 |
22 | Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции | 1 |
23 | Человек – биосоциальная система | 1 |
24 | Мышление и деятельность. Мышление и язык | 1 |
25 | Общество и социум. Уровни социально-философского анализа общества | 1 |
26 | Общественные отношения | 1 |
27 | Системное строение общества. Сферы общественной жизни как подсистемы общества | 1 |
28 | Изменчивость и стабильность | 1 |
29 | Традиционное общество | 1 |
30 | Становление индустриального общества. Индустриальное общество как техногенная цивилизация | 1 |
31 | Современное общество в зеркале цивилизационного опыта. Восток и Запад в диалоге культур | 1 |
32 | Теория локальных цивилизаций. Теория общественно-экономических формаций | 1 |
33 | Теория постиндустриального общества. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия | 1 |
34 | Типы социальной динамики. Факторы изменения социума | 1 |
35 | Участники исторического процесса | 1 |
36 | Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса | 1 |
37 | Критерии прогресса. Многообразие путей и форм общественного развития | 1 |
38 | Свобода как познанная необходимость | 1 |
39 | «Свобода от» или «свобода для». Свободное общество | 1 |
40 | Зачет по теме «Общество и человек» | 1 |
Тема 3. Деятельность как способ существования людей | 10 | |
41 | Сущность и структура деятельности. Потребности и интересы | 1 |
42 | Многообразие видов деятельности. Творческая деятельность | 1 |
43 | Создание и освоение ценностей | 1 |
44 | Духовная жизнь общества | 1 |
45 | Труд как вид человеческой деятельности | 1 |
46 | Человеческий фактор производства. Социальное партнерство | 1 |
47 | Политика как деятельность | 1 |
48 | Власть и властная деятельность | 1 |
49 | Легитимность власти | 1 |
50 | Зачет по теме «Деятельность как способ существования людей» | 1 |
Тема 4. Сознание и познание | 18 | |
51 | Бытие и познание. Познание как деятельность | 1 |
52 | Чувственное познание: его возможности и границы | 1 |
53 | Сущность и формы рационального познания | 1 |
54 | Свойства и критерии истины | 1 |
55 | Виды истины | 1 |
56 | Истина и заблуждение | 1 |
57 | Миф и познание мира | 1 |
58 | Народная мудрость и здравый смысл | 1 |
59 | Познание средствами искусства | 1 |
60 | Особенности и уровни научного познания. Методы научного познания | 1 |
61 | Дифференциация и интеграция научного знания | 1 |
62 | Основные принципы научного социального познания | 1 |
63 | Виды социальных знаний. Проблемы социальных наук | 1 |
64 | Сознание индивидуальное и общественное | 1 |
65 | Теоретическое и обыденное сознание | 1 |
66 | Самосознание и самопознание. Роль самооценки в формировании личности | 1 |
67 | Развитие самопознания и формирование личности | 1 |
68 | Зачет по теме «Сознание и познание» | 1 |
Тема 5. Личность и межличностные отношения | 30 | |
69 | Понятие «личность» | 1 |
70 | Индивид и индивидуальность | 1 |
71 | Структура личности | 1 |
72 | Периодизация развития личности | 1 |
73 | Возраст и становление внутреннего мира | 1 |
74 | Социальное поведение. Структура направленности личности | 1 |
75 | Жизненные цели. Социальные установки | 1 |
76 | Коммуникация или общение. Средства общения | 1 |
77 | Невербальное общение | 1 |
78 | Особенности общения в современном мире | 1 |
79 | Две стороны взаимодействия | 1 |
80 | Стратегия взаимодействия в процессе общения | 1 |
81 | Общение в юношеском возрасте | 1 |
82 | Общение как понимание | 1 |
83 | Как происходит восприятие | 1 |
84 | Стереотипы и «эффекты восприятия» | 1 |
85 | Малые группы. Классификация малых групп | 1 |
86 | Референтные группы. Интеграция в группах разного уровня развития | 1 |
87 | Межличностная совместимость | 1 |
88 | Групповая сплоченность. Конформность | 1 |
89 | Положение личности в группе | 1 |
90 | Лидерские роли, стили лидерства. Взаимоотношения в ученических коллективах | 1 |
91 | Особенности семьи как малой группы. Психология семейных отношений | 1 |
92 | Гендерное поведение. Воспитание в семье | 1 |
93 | Неформальные молодежные группы. Криминализация в асоциальных группах | 1 |
94 | Антисоциальная субкультура. Опасность криминальных групп | 1 |
95 | Структура и динамика межличностного конфликта | 1 |
96 | Поведение личности в конфликте | 1 |
97 | Как успешно разрешать конфликты? | 1 |
98 | Зачет по теме «Личность. Межличностные отношения» | 1 |
Повторение и обобщение по курсу | 1 | |
Всего часов | 102 |
III. Содержание тем учебного курса
Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность
Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Науки об обществе. Естественнонаучные и социально-гуманитарные знания. Классификация социально-гуманитарных наук.
Социология, политология, социальная психология как общественные науки. Специфика философского знания. Как философия помогает постигать общество.
Мифологическое сознание древнего человека. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества». Философия древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества.
Кризис средневековых представлений о человеке и обществе. Политика и государство: новый взгляд. Просвещение: вера в разум и прогресс. Становление общественных наук. Справедливое общество и пути к нему. Марксистское учение об обществе.
Социально-философская мысль XX в. Русская философская мысль в XI-XVIII вв. Философские искания XIX в. Цивилизационный путь России: продолжение споров.
Общественные потребности и мир профессий. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда. Мотивы выбора профессии. Особенности профессий социально-гуманитарной направленности.
Тема 2. Общество и человек
Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности.
Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира.
Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.
Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный. Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций. Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации.
Цивилизация и культура. Понятие культуры. Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.
Тема 3. Деятельность как способ существования людей
Деятельность и её мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Сущность и структура деятельности. Потребности и интересы.
Создание и освоение духовных ценностей. Духовная жизнь общества. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.
Труд как вид человеческой деятельности. Человеческий фактор производства. Социальное партнерство.
Политика как деятельность. Цели и средства политической деятельности. Политические действия. Власть и властная деятельность. Легитимность власти.
Тема 4. Сознание и познание
Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание.
Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение. Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл. Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания.
Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.
Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание. Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.
Тема 5. Личность и межличностные отношения
Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности. Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности.
Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение.
Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе. Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте. Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения.
Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.
Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития. Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения.
Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства.
Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье.
Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп.
Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.
IV. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Обществознание» на профильном уровне ученик должен:
Знать/понимать:
• Социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
• Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
• Основные социальные институты и процессы;
• Различные подходы к исследованию человека и общества;
• Особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.
Уметь:
• Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
• Осуществлять комплексный поиск, систематизацию, интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных и неадаптированных текстов;
• Анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах, переводить ее из одной знаковой системы в другую;
• Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
• Объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;
• Раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• Участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
• Формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• Оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
• Подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
• Применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• Эффективного выполнения социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
• Ориентирования в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
• Оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей;
• Самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений, критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
• Нравственной оценки социального поведения людей;
• Предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• Ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
• Осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Календарно-тематическое планирование
по обществознанию
Учитель Геращенко Сергей Андреевич
Класс 10
Количество часов на год:
Всего 102 час.; в неделю 3 час.
Плановых контрольных уроков ______, зачётов _______, тестов__________ ч.
Административных контрольных уроков ________ ч.
Планирование составлено на основе:
примерной программы среднего общего образования по обществознанию
Учебник Обществознание: учебник для 10 класса: профильный уровень / Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2013.
Дополнительная литература
- Лазебникова А.Ю., Калачева Е.Н., Демидов Б.В. Поурочные методические разработки по обществознанию: 10-11 классы. М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 320 с.
- Лазебникова А.Ю. Современное школьное образование. Вопросы теории и методики. М.: Школа-Пресс, 2000. – 160 с.
- Методические рекомендации по курсу «Обществознание». 10-11 кл. / Л.Н. Боголюбов и др. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2012. – 159 с.; 191 с.
- Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 кл: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2002. – 175 с.
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем уроков | Оборудование, основные понятия и термины | Домаш-нее задание | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||||
Первое полугодие | 47 | |||||
1 | Повторение тематических блоков «Личность и общество», «Сфера духовной культуры», «Социальная сфера» | Записи в тетрадях, ИКТ | 02.09.15 | |||
2 | Повторение тематического блока «Экономика» | Записи в тетрадях, ИКТ | 02.09.15 | |||
3 | Повторение тематических блоков «Политика», «Право» | Записи в тетрадях, ИКТ | 05.09.15 | |||
Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность | 20 | |||||
4 | Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их классификация | ПК, мультимедийный проектор. Общественные науки, социально-гуманитарное знание, философия, плюрализм, умозрительная деятельность. История развития философии, из практики работы социолога, психолога, политолога. Представления о происхождении мира у разных народов древности (в Древнем Египте, Шумере, Китае, Иудее, Др. Греции, Индии). Понятия: миф, мифологическое сознание, даосизм, буддизм, конфуцианство, веды, реинкарнация, йога, дао, логос | §1-2 | 1 | 09.09.15 | |
5 | Философия как общественная наука | §3 | 1 | 09.09.15 | ||
6 | Воззрения древневосточных мыслителей на мир и место человека в нем | §3 | 1 | 12.09.15 | ||
7 | Моральная философия эпохи Средневековья | §3 | 1 | 16.09.15 | ||
8 | Социально-философские идеи Нового времени | ПК, мультимедийный проектор. Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо о сущности общества и его устройстве, общественном договоре. Проблема равенства у Вольтера и Ж.-Ж. Руссо. Идея естественного догосударственного состояния общества в трудах Т. Гоббса и Дж. Локка. Взгляды Б. Спинозы на общество, государство, свободу. Взгляды на идеальное общество Т. Мора и Т. Кампанеллы, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Трудовая теория стоимости А. Смита. Закон народонаследия Т. Мальтуса. Становление социологии как науки: О. Конт, Г. Спенсер. Социологические теории. Абсолютизация государства Г. Гегелем. «Философия права». Различие между гражданским обществом и государством. Диалектический метод Гегеля. К. Маркс, Ф. Энгельс – основоположники нового философского мировоззрения. Предпосылки возникновения марксизма. Исторический материализм. Марксизм как альтернатива западному пути развития общества. Понятия: гуманизм, разделение властей, социалистический идеал, технократизм, экзистенциализм, социальная статика, социальная динамика | §3 | 1 | 16.09.15 | |
9 | Философы-просветители о человеке, обществе и прогрессе | §3 | 1 | 19.09.15 | ||
10 | Экономические воззрения А. Смита | §3 | 1 | 23.09.15 | ||
11 | Идеи гражданского общества и правового государства в трудах И. Канта и Г. Гегеля | §3 | 1 | 23.09.15 | ||
12 | Русская философская мысль XI-XVIII века | ПК, мультимедийный проектор. Ф. Прокопович, В.Н. Татищев, А. Кантемир, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев. Философские искания XIX в. М. Вебер о социальном познании. Развитие социальной философии. Экзистенциализм. Цивилизационный путь России. Понятия: цивилизационный подход, культурный раскол, цивилизация догоняющего типа, всеединство, деизм, культурный тип | §4 | 1 | 26.09.15 | |
13 | Зарождение социологии как отрасли научного знания | §4 | 1 | 30.09.15 | ||
14 | Философские искания XIX века | §4 | 1 | 30.09.15 | ||
15 | Марксистское учение об обществе | §4 | 1 | 03.10.15 | ||
16 | Идеи технократизма в социальной философии Запада | §4 | 1 | 07.10.15 | ||
17 | М. Вебер о специфике социального познания | §4 | 1 | 07.10.15 | ||
18 | Проблема свободы и ответственности человека в философии экзистенциализма | §4 | 1 | 10.10.15 | ||
19 | Цивилизационный путь России: продолжение споров | §4 | 1 | 14.10.15 | ||
20 | Общественные потребности и мир профессий | ПК, мультимедийный проектор. Общественные потребности и мир профессий. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда. Мотивы выбора профессии. Особенности профессий социально-гуманитарной направленности. Профессии: политолог, социолог, психолог, преподаватель, социальный педагог | §5-6 | 1 | 14.10.15 | |
21 | Мотивы выбора профессии | §5-6 | 1 | 17.10.15 | ||
22 | Особенности профессий социально-гуманитарного профиля | §5-6 | 1 | 21.10.15 | ||
23 | Зачет по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» | Обзор §1-6 | 1 | 21.10.15 | ||
Тема 2. Общество и человек | 20 | |||||
24 | Наука о происхождении человека. Становление общества | ПК, мультимедийный проектор. Наука о происхождении человека. Становление общества. Понятие об обществе. Необходимость изучения общества. Сведения о научных отраслях, изучающих человека и общество. Науки об обществе. Общество как сложная и динамическая система. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Становление культуры – неотъемлемая часть становления человека и человечества. Современные теории происхождения человека, нетрадиционный взгляд на проблему зарождение человека Понятия: человечество, антропогенез, социогенез, антропосоциогенез, исторический тип, культура | §7 | 1 | 24.10.15 | |
25 | Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции | §8 | 1 | 28.10.15 | ||
26 | Человек – биосоциальная система | ПК, мультимедийный проектор. Великая тайна – человек. Человек – биосоциальная система. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Мышление и язык. Анализ общества как формы совместной жизнедеятельности людей. Понятия: человек, субъект, деятельность, мышление, философская антропология, субъективность, философия жизни | §8 | 1 | 28.10.15 | |
27 | Мышление и деятельность. Мышление и язык | §8 | 1 | 11.11.15 | ||
28 | Общество и социум. Уровни социально-философского анализа общества | ПК, мультимедийный проектор. Что отличает общество от социума. Уровни социально-философского анализа общества. Общество и природа. «Вторая природа» человека. Общественные отношения. Понятия: общество, социум, общественные отношения, культура, закономерности общественного развития, законы, тенденции, природа | §9 | 1 | 11.11.15 | |
29 | Общественные отношения | §9 | 1 | 14.11.15 | ||
30 | Системное строение общества. Сферы общественной жизни как подсистемы общества | ПК, мультимедийный проектор. Системный подход к обществу. Системное строение общества. Сферы общественной жизни как подсистемы общества. Изменчивость и стабильность. Понятия: общество как система, общественный институт, сфера жизни общества, система, саморазвивающаяся система, социальная революция | §10 | 1 | 18.11.15 | |
31 | Изменчивость и стабильность | §10 | 1 | 18.11.15 | ||
32 | Традиционное общество | ПК, мультимедийный проектор. Традиционное (аграрное) индустриальное, постиндустриальное (информационное) общества. Индустриальное общество как техногенная цивилизация. Современное общество. Современный мир в зеркале цивилизационного опыта. Восток и Запад в диалоге культур. Понятия: традиционное общество, индустриальное общество, техногенная цивилизация, постиндустриальное общество, западное общество, цивилизация восточного типа, социальный контракт | §11-12 | 1 | 21.11.15 | |
33 | Становление индустриального общества. Индустриальное общество как техногенная цивилизация | §11-12 | 1 | 25.11.15 | ||
34 | Современное общество в зеркале цивилизационного опыта. Восток и Запад в диалоге культур | §11-12 | 1 | 25.11.15 | ||
35 | Теория локальных цивилизаций. Теория общественно-экономических формаций | ПК, мультимедийный проектор. Теория локальных цивилизаций. Теория общественно-экономических формаций. Теория постиндустриального общества. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия. Учения философов о цивилизационном подходе. Понятия: цивилизация, стадиальный подход к истории, локально-цивилизационный подход к истории, культурно-исторический тип | §13 | 1 | 28.11.15 | |
36 | Теория постиндустриального общества. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия | §13-14 | 1 | 02.12.15 | ||
37 | Типы социальной динамики. Факторы изменения социума | ПК, мультимедийный проектор. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Роль народа в историческом процессе. Философия истории. Социальные группы и общественные объединения. Исторические личности. Понятия: исторический процесс, типы социальной динамики, субъекты исторического процесса | §15 | 1 | 02.12.15 | |
38 | Участники исторического процесса | §15 | 1 | 05.12.15 | ||
39 | Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса | §15 | 1 | 09.12.15 | ||
40 | Критерии прогресса. Многообразие путей и форм общественного развития | §15 | 1 | 09.12.15 | ||
41 | Свобода как познанная необходимость | ПК, мультимедийный проектор. Свобода как познанная необходимость. Свобода и ответственность. Свободное общество. Проблема «де-индивидуализации», «предопределения» Понятия: свобода, свобода выбора, необходимость, ответственность, свободное общество | §16 | 1 | 12.12.15 | |
42 | «Свобода от» или «свобода для». Свободное общество | §16 | 1 | 16.12.15 | ||
43 | Зачет по теме «Общество и человек» | Обзор §7-16 | 1 | 16.12.15 | ||
Тема 3. Деятельность как способ существования людей | 10 | |||||
44 | Сущность и структура деятельности. Потребности и интересы | ПК, мультимедийный проектор. Деятельность человека: сущность и структура деятельности. Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения. Бессознательное в деятельности Понятия: деятельность, мотивы, потребности, интересы, творчество, цель, средства достижения цели, действия | §17 | 1 | 19.12.15 | |
45 | Многообразие видов деятельности. Творческая деятельность | §17 | 1 | 23.12.15 | ||
46 | Создание и освоение ценностей | ПК, мультимедийный проектор. Создание и освоение духовных ценностей. Духовная жизнь общества. Духовный мир человека. Анализ особенностей духовной деятельности. Понятия: духовная деятельность, духовный мир, духовное самоопределение личности, аксиология | §18 | 1 | 23.12.15 | |
47 | Духовная жизнь общества | §18 | 1 | 26.12.15 | ||
Второе полугодие | 55 | |||||
48 | Труд как вид человеческой деятельности | ПК, мультимедийный проектор. Труд как вид человеческой деятельности. Понятия: труд, социология труда | §19 | 1 | 13.01.16 | |
49 | Человеческий фактор производства. Социальное партнерство | ПК, мультимедийный проектор. Человеческий фактор производства. Перспективы развития социального партнерства в России. Резюме. Социальное партнерство. Понятия: социальное партнерство, содержание труда, культура труда, человеческий фактор производства | §19 | 1 | 13.01.16 | |
50 | Политика как деятельность | ПК, мультимедийный проектор. Политическая деятельность. Политика как деятельность. Цели и средства политической деятельности. Политические действия. Власть и властная деятельность. Легитимная власть. Понятия: политика, власть, политическая власть, легитимность власти, властвование, харизма | §20 | 1 | 16.01.16 | |
51 | Власть и властная деятельность | §20 | 1 | 20.01.16 | ||
52 | Легитимность власти | §20 | 1 | 20.01.16 | ||
53 | Зачет по теме «Деятельность как способ существования людей» | Обзор §17-20 | 1 | 23.01.16 | ||
Тема 4. Сознание и познание | 18 | |||||
54 | Бытие и познание. Познание как деятельность | ПК, мультимедийный проектор. Бытие и познание. Познавательность мира как философская проблема. Познание как деятельность. Чувственное познание: его возможности и границы. Сущность и формы рационального познания. Способы познавательных деятельностей. Формы чувственного познания, формы рационального (логического) познания. Познание в жизни человека и общества. Интуиция, как способ познания. Понятия: знание, антология, гносеология, ощущения, восприятие, представление, понятие, суждение, агностицизм | §21 | 1 | 27.01.16 | |
55 | Чувственное познание: его возможности и границы | §21 | 1 | 27.01.16 | ||
56 | Сущность и формы рационального познания | §21 | 1 | 30.01.16 | ||
57 | Свойства и критерии истины | ПК, мультимедийный проектор. Объективность истины. Критерии истины. Абсолютная и относительная истина. Истина и заблуждение. Понятия: эмпиризм, рационализм, относительная истина, абсолютная истина, сенсуализм, критерий | §22 | 1 | 03.02.16 | |
58 | Виды истины | §22 | 1 | 03.02.16 | ||
59 | Истина и заблуждение | §22 | 1 | 06.02.16 | ||
60 | Миф и познание мира | ПК, мультимедийный проектор. Миф и познание. Жизненная практика, опыт повседневной жизни. Народная мудрость. Познание средствами искусства. Понятия: уровни человеческих знаний, жизненный опыт, здравый смысл, эсхатология, паранаука | §23 | 1 | 10.02.16 | |
61 | Народная мудрость и здравый смысл | §23 | 1 | 10.02.16 | ||
62 | Познание средствами искусства | §23 | 1 | 13.02.16 | ||
63 | Особенности и уровни научного познания. Методы научного познания | ПК, мультимедийный проектор. Особенности научного познания. Уровни научного знания. Методы научного познания. Дифференциация и интеграция научного знания. Научные революции. Научное мышление и современный человек. Теория как форма научного познания. Методы научных исследований. Наука о человеке и обществе. Виды познания: обыденное, научное, образное, философское. Понятия: научная теория, эмпирический закон, гипотеза, научный эксперимент, моделирование | §24 | 1 | 17.02.16 | |
64 | Дифференциация и интеграция научного знания | §24 | 1 | 17.02.16 | ||
65 | Основные принципы научного социального познания | ПК, мультимедийный проектор. Социальные и гуманитарные знания. Виды человеческих знаний. Основные направления познания: самопознание, познание общества, познание природы. Научное познание природы и общества. Основные принципы научного социального познания. Идеальный тип – инструмент научного социального познания. Обыденное и научное социальное знание. Социальные науки и гуманитарное знание. Понятия: социальное знание, обыденное знание, социальный факт, культурный контекст, идеальный тип, конкретно-исторический подход | §25 | 1 | 20.02.16 | |
66 | Виды социальных знаний. Проблемы социальных наук | §25 | 1 | 24.02.16 | ||
67 | Сознание индивидуальное и общественное | ПК, мультимедийный проектор. Сознание. Сознание индивидуальное и общественное. Сущность и особенности общественного сознания. Практическое и обыденное сознание. Понятия: общественное сознание, индивидуальное сознание, обыденное сознание, массовое сознание, общественное мнение | §26 | 1 | 24.02.16 | |
68 | Теоретическое и обыденное сознание | §26 | 1 | 27.02.16 | ||
69 | Самосознание и самопознание. Роль самооценки в формировании личности | ПК, мультимедийный проектор. Основные направления познания: самопознание, познание общества, познание природы. Человек в системе социальных связей. Биологическое и социальное в человеке. Личности, ее самооценка. Единство свободы и ответственности личности. Самооценка. Развитие самосознания и формирование личности. Понятия: самосознание, самопознание, самооценка, Я-концепция, Я-образ, идентичность | §27 | 1 | 02.03.16 | |
70 | Развитие самопознания и формирование личности | §27 | 1 | 02.03.16 | ||
71 | Зачет по теме «Сознание и познание» | Обзор §21-27 | 1 | 05.03.16 | ||
Тема 5. Личность и межличностные отношения | 33 | |||||
72 | Понятие «личность» | ПК, мультимедийный проектор. Понятия и термины: индивид, индивидуальность, личность, экзистенциализм, ид, эго, супер-эго | §28 | 1 | 09.03.16 | |
73 | Индивид и индивидуальность | §28 | 1 | 09.03.16 | ||
74 | Структура личности | §28 | 1 | 12.03.16 | ||
75 | Периодизация развития личности | ПК, мультимедийный проектор. Понятия и термины: возраст, периодизация развития личности, персонализация, адаптация, интеграция, рефлексия, универсализация, интенциальность | §29 | 1 | 16.03.16 | |
76 | Возраст и становление внутреннего мира | §29 | 1 | 16.03.16 | ||
77 | Социальное поведение. Структура направленности личности | ПК, мультимедийный проектор. Понятия и термины: социальная установка, направленность личности, социальное действие, влечение, желание, стремление, интересы, альтруизм, идеалы, убеждения, мировоззрение, фрустрация | §30 | 1 | 19.03.16 | |
78 | Жизненные цели. Социальные установки | §30 | 1 | 23.03.16 | ||
79 | Коммуникация или общение. Средства общения | ПК, мультимедийный проектор. Понятия и термины: общение как обмен информацией, коммуникация, невербальное общение, хронотоп, средства межличностной коммуникации, вербальное и невербальное общение | §31 | 1 | 23.03.16 | |
80 | Невербальное общение | §31 | 1 | 06.04.16 | ||
81 | Особенности общения в современном мире | §31 | 1 | 06.04.16 | ||
82 | Две стороны взаимодействия | ПК, мультимедийный проектор. Понятия и термины: общение как межличностное взаимодействие, кооперация, конкуренция, интеракция, доминантный собеседник, недоминантный собеседник, экстраверт, интроверт, особенности общения как межличностного взаимодействия, типы взаимодействия, особенности общения в юношеском возрасте | §32 | 1 | 09.04.16 | |
83 | Стратегия взаимодействия в процессе общения | §32 | 1 | 13.04.16 | ||
84 | Общение в юношеском возрасте | §32 | 1 | 13.04.16 | ||
85 | Общение как понимание | ПК, мультимедийный проектор. Понятия и термины: взаимопонимание, идентификация, эмпатия, стереотип, социальная перцепция, механизмы взаимовосприятия, казуальная атрибуция; процессы взаимовосприятия в процессе общения; эффекты и стереотипы межличностного восприятия | §33 | 1 | 16.04.16 | |
86 | Как происходит восприятие | §33 | 1 | 20.04.16 | ||
87 | Стереотипы и «эффекты восприятия» | §33 | 1 | 20.04.16 | ||
88 | Малые группы. Классификация малых групп | ПК, мультимедийный проектор. Понятия и термины: малая группа, условная группа, референтная группа, групповая интеграция, дружеские отношения, групповые нормы, социометрия, де-индивидуализация; особенности малой группы; виды малых групп; особенности межличностных отношений в малых группах | §34 | 1 | 23.04.16 | |
89 | Референтные группы. Интеграция в группах разного уровня развития | §34 | 1 | 27.04.16 | ||
90 | Межличностная совместимость | ПК, мультимедийный проектор. Понятия и термины: межличностная совместимость, групповая сплоченность, конформность, нон-конформность, самоопределение личности; особенности межличностной совместимости, групповой сплоченности; сущность конформного поведения в группе | §35 | 1 | 27.04.16 | |
91 | Групповая сплоченность. Конформность | §35 | 1 | 30.04.16 | ||
92 | Положение личности в группе | ПК, мультимедийный проектор. Понятия и термины: групповая дифференциация, лидерство, лидер, стиль лидерства; особенности групповой дифференциации; взаимоотношения в ученических группах | §36 | 1 | 04.05.16 | |
93 | Лидерские роли, стили лидерства. Взаимоотношения в ученических коллективах | §36 | 1 | 04.05.16 | ||
94 | Особенности семьи как малой группы. Психология семейных отношений | ПК, мультимедийный проектор. Понятия и термины: гендер, гендерное поведение, семейное воспитание, многопоколенная семья, нуклеарная семья, гендерные различия, личностные ресурсы семьи, стиль воспитания; я психология семейных отношений; проблемы семейного воспитания; особенности гендерного поведения | §37 | 1 | 07.05.16 | |
95 | Гендерное поведение. Воспитание в семье | §37 | 1 | 11.05.16 | ||
96 | Неформальные молодежные группы. Криминализация в асоциальных группах | ПК, мультимедийный проектор. Понятия и термины: неформальные молодежные группировки, антисоциальная субкультура, криминальные группы, криминогенные группы, дедовщина; особенности антисоциальных групп; явления дедовщины | §38 | 1 | 11.05.16 | |
97 | Антисоциальная субкультура. Опасность криминальных групп | §38 | 1 | 14.05.16 | ||
98 | Структура и динамика межличностного конфликта | ПК, мультимедийный проектор. Понятия и термины: конфликтная ситуация, инцидент, соперничество, компромисс, избегание, приспособление, переговоры, конфликт; проблемы межличностного конфликта | §39 | 1 | 18.05.16 | |
99 | Поведение личности в конфликте | §39 | 1 | 18.05.16 | ||
100 | Как успешно разрешать конфликты? | §39 | 1 | 21.05.16 | ||
101 | Зачет по теме «Личность. Межличностные отношения» | Обзор §28-39 | 1 | 28.05.16 | ||
102 | Повторение и обобщение по курсу | Краткое повторе-ние изу-ченного материа-ла | 1 | 28.05.16 | ||
Всего | 102 |
VI. Используемый учебно-методический комплекс
- Обществознание: учебник для 10 класса: профильный уровень / Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2013.
- Методические рекомендации для учителя / Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2013.
- Рабочая тетрадь по обществознанию / Под ред. О.А. Котовой, Т.Е. Лисковой. М.: Просвещение, 2012.
Материалы для проведения тестирования
- Нижников С.А. ЕГЭ. Обществознание. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. Учебно-методическое пособие. - М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 96 с.
VII. Список литературы
- Бабленкова И.И., Акимов В.В., Сурова Е.А. Обществознание: учебное пособие для поступающих в вузы. М.: Эксмо, 2014. – 352с.
- Бергер П., Лукман Т.Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / Перевод Е. Руткевич. М.: Медиум, 1995.
- Болтунов А.П. Метод анкеты в педагогическом и психологическом исследовании. М., 1961.
- Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии: Учебное пособие для студентов гуманитарных ВУЗов. М.: Педагогическое общество России, 2012. – 256 с.
- Кравченко А.И. Основы социологии. М.: Академический проект, 2002. – 384 с.
- Лазебникова А.Ю. Современное школьное образование. Вопросы теории и методики. М.: Школа-Пресс, 2000. – 160 с.
- Социология. Учебное пособие. М.: Знание, 1995. – 272 с.
- Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. М.: Наука, 1987.
Образовательные инернет-ресурсы
http://www.school-collection.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) для 11 класса
Данная программа по обществознанию (профильный уровень) для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования, Примерной программы ...
Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) 10 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) 10 класс
Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) 10 класс к учебнику Боголюбова Л.Н....
Рабочая программа по обществознанию профильный уровень 10 класс учебник Л.Н. Боголюбова
Рабочая программа по обществознанию профильный уровень 10 класс учебник Л.Н. Боголюбова...
Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) 11 класс (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова)
Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) 11 класс (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова), рассчитана на 102 часа....
Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень). 10-11 классы.
Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) для 10-11 классов по линии учебников Л.Н. Боголюбова....
Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) 10-11 класс
Рабочая программа по обществознаию (профильный уровень)...