Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) 10 класс
рабочая программа (10 класс) на тему
Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) 10 класс к учебнику Боголюбова Л.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvo_10_profil.docx | 57.2 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Клеповой Ирины Васильевны,
(Ф.И.О.)
учителя высшей квалификационной категории,
(категория или разряд)
по обществознанию в 10А,Б классах
(предмет или курс) (класс или возраст)
муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №25»
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от 29 августа 2014уч.г.
Пояснительная записка.
Цели
Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
- овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.
Приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования при профильном обучении являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- исследование реальных связей и зависимостей;
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
владение навыками редактирования текста;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта по обществознанию (профильный уровень), утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
- примерной программы по обществознанию (профильный уровень), созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
- федерального перечня учебников, утвержденного приказом от 7 декабря 2005 г. № 302, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа рассчитана на 105 часов.
Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений; формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции; оппонирование иному мнению;
- осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;
- подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;
- осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.
При изучении обществознания на профильном уровне преобладают частично-поисковые, проблемные и исследовательские методы обучения. Основными формами организации учебных занятий помимо традиционного комбинированного урока являются лекция, семинар, практическое занятие, дискуссия, обучающая игра и тренинг. Для контроля знаний применяется тестирование.
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
на 2014 -2015 уч.год
Предмет: обществознание Классы: 10А,Б (профильный уровень)
Учитель: Клепова И. В. Количество часов в неделю: 3
Программа (какая и кто автор, кем утверждена):. составлена на основе Примерной программы по обществознанию (профильный уровень), созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Учебный комплект для учащихся:
1.Обществознание.10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил.уровень/(Л.Н.Боголюбов,А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др.) под ред Л.Н.Боголюбова.М.: Просвещение,2012.-416с.-
Наличие методических пособий для учителя:
1.Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс.-М.: Вако,2012.-512с.-
Программа не корректирована
№/п | Дата проведения | Название раздела.Тема урока. | час | Вид урока | Домашнее задание | корректировка |
Тема 1.Социально – гуманитарные знания и профессиональная деятельность. | 16ч | |||||
1. | 1-6 сентября | 1.Естественно – научные и социально – гуманитарные знания. | 1ч | Урок изучения нового материала | с..7-9, опережающие инд. задания: подготовить презентации – наука социология, политология, социальная психология | |
2. | 1-6 сентября | 2.Социология, политология, социальная психология как общественные науки. | 1ч | Урок с применением ИКТ | С. 9-11 | |
3. | 1-6 сентября | 3.Философия как общественная наука. | 1ч | Урок - беседа | С.11-15 | |
4. | 8-13 сентября | 4.Мифологическое сознание древнего человека. | 1ч | комбинированный | №2 (с.17-19), выписать особенности миф. сознания | |
5. | 8-13 сентября | 5.Древнеиндийская и древнекитайская философия. | 1ч | комбинированный | №2 (19-22) | |
6. | 8-13 сентября | 6.Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества. | 1ч | комбинированный | №2 (с.22-24) | |
7. | 15-20 сентября | 7. Философия и общественные науки в новое время.Становление общественных наук. | 1ч | Урок - лекция | №3 (с.26-30), лекция | |
8. | 15-20 сентября | 8.Марксистское учение об обществе. | 1ч | комбинированный | №3 (с.32-34) | |
9. | 15-20 сентября | 9. Социально – философская мысль 20 века. | 1ч | лекция | №3(35-36), подг. к тестированию по №3 | |
10. | 22-27 сентября | 10.Русская философская мысль 11-18 веков. | 1ч | Лабораторное занятие | №4 (С.38-40). | |
11. | 22-27 сентября | 11.Философские искания 19 века. | 1ч | Лабораторное занятие | С.41-42 | |
12. | 22-27 сентября | 12. Цивилизационный путь России: продолжение споров. | 1ч | лабораторное занятие | С.43-45 | |
13. | 29-4 октября | 13.Общественные потребности и мир профессий. | 1ч | Урок - беседа | С.48-49 | |
14. | 29-4 октября | 14.Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда. Мотивы выбора профессии. | 1ч | комбинированный | №5 -6 (49-51), составление резюме, подготовить инд. задания | |
15. | 29-4 октября | 15. Особенности профессий социально – гуманитарного профиля. | 1ч | Урок с использованием ИКТ | № 5-6 (51-67) | |
16. | 6-11 октября | 16. Повторительно – обобщающий урок по теме «Социально – гуманитарные знания и профессиональная деятельность» | 1ч | Урок - обобщения | Повторить термины к теме | |
Тема 2.Общество и человек. | 25ч | |||||
17. | 6-11 октября | 1.Наука о происхождении человека. Становление общества. | 1ч | Урок изучения нового материала | №7 (с.70-75) | |
18. | 6-11 октября | 2.Человечество как результат биологической и социокультурной революции. | 1ч | комбинированный | №7 (с.75-77) | |
19. | 13-18 октября | 3.Становление культуры – неотъемлемая часть становления человека и человечества. | 1ч | комбинированый | №7 (с.77-78), подг. к тестовому контролю | |
20. | 13-18 октября | 4.Великая тайна – человек. .Социальная сущность деятельности. | 1ч | Урок изучения нового материала | №8 (с.81-86) | |
21. | 13-18 октября | 5.Мышление и деятельность. Мышление и язык. | 1ч | комбинированный | №8 (с.86-88) | |
22. | 20-25 октября | 6. Общество и социум. Общество и природа. | 1ч | комбинированный | №9 (с.90-93) | |
23. | 20-25 октября | 7. « Вторая природа» | 1ч | комбинированный | №9 (с.93-95) | |
24. | 20-25 октября | 8.Общественные отношения | 1ч | комбинированный | №9 (с.95-97) | |
25. | 27-31 октября | 9.Сферы общественной жизни как подсистемы общества. | 1ч | комбинированный | №10 (с.99-104) | |
26. | 27-31 октября | 10. Изменчивость и стабильность общества. | 1ч | комбинированный | №10 (с.104-106) | |
27. | 27-31 октября | 11.Традиционное общество. | 1ч | комбинированный | №11-12 (с.110-112) | |
28. | 10-15 ноября | 12.Индустриальное общество как техногенная цивилизация. | 1ч | комбинированный | №11-12 (с.112- 119) | |
29. | 10-15 ноября | 13.Восток и Запад в диалоге культур. | 1ч | лекция | №11-12 (с.119-125) | |
30. | 10-15 ноября | 14. Теория локальных цивилизаций. | 1ч | комбинированный | №13 (с.126-130) | |
31. | 17-22 ноября | 15. Теория общественно – экономических формаций. | 1ч | комбинированный | №13 (с.130-131) | |
32. | 17-22 ноября | 16.Теория постиндустриального общества. | 1ч | комбинированный | №13 (с.131-133), заполнить таблицу | |
33. | 17-22 ноября | 17.Типы социальной динамики. | 1ч | Урок изучения нового материала | №14 9 (с.136-139) | |
34. | 24-29 ноября | 18.Факторы изменения социума. | 1ч | комбинированный | №14 (с.139-141) | |
35. | 24-29 ноября | 19. Участники исторического процесса. | 1ч | лекция | №14 (с.141-147) | |
36. | 24-29 ноября | 20.Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса. | 1ч | комбинированный | №15 (с.147-150) | |
37. | 1-6 декабря | 21. Критерии прогресса. | 1ч | комбинированный | №15 (с.150-154) | |
38 -40 | 1-6 декабря 1-6 декабря 8-13 декабря | 22-24.Семинарское занятие по теме «Свобода в деятельности человека» | 3ч | Семинарское занятие | №16, вопросы к семинарскому занятию | |
41. | 8-13 декабря | 25.Повторительно – обобщающий урок по теме : «Общество и человек» | 1ч | Урок - обобщение | Повторить термины к теме, написать эссе к одной из заданных тем | |
Тема №3. Деятельность как способ существования людей. | 12ч | |||||
42. | 8-13 декабря | 1.Сущность и структура деятельности. | 1ч | комбинированный | №17 (с.169-174) | |
43. | 15-20 декабря | 2.Многообразия видов деятельности. Творческая деятельность. | 1ч | комбинированный | №17 (с.174-177), подг. к тестовому контролю. | |
44. | 15-20 декабря | 3.Создание и освоение ценностей. | 1ч | Урок - лекция | №18 (с.179-183) | |
45. | 15-20 декабря | 4. Духовная жизнь общества. | 1ч | комбинированный | №18 (с.183-185) | |
46. | 22-27 декабря | 5.Духовный мир человека. | 1ч | комбинированный | №18 (с.185-186) | |
47. | 22-27 декабря | 6.Труд как вид человеческой деятельности. | 1ч | комбинированный | №19 (с.192-197) | |
48. | 22-27 декабря | 7.Человеческий фактор производства. | 1ч | комбинированный | №19 (с.197-199) | |
49. | 29декабря | 8.Социальное партнёрство. | 1ч | комбинированный | №19 (с.199-201) | |
50. | 12-17 января | 9.Политика как деятельность. | 1ч | комбинированный | №20 (с.203-208) | |
51. | 12-17 января | 10.Власть и властная деятельность. | 1ч | комбинированный | №20 (с.208-210) | |
52. | 12-17 января | 11. Легитимность власти | 1ч | комбинированный | №20(с.201-211). Заполните таблицу | |
53. | 19-24 января | 12.Повторительно- обобщающий урок по теме «Деятельность как способ существования людей» | 1ч | Урок - обобщение | Повторить термины к теме, написать эссе к одной из заданных тем | |
Тема №4. Сознание и познание. | 17ч | |||||
54. | 19-24 января | 1.Познание как деятельность. | 1ч | Урок изучения нового материала | №21 (с.216-221) | |
55. | 19-24 января | 2.Чувственное и рациональное познание. | 1ч | комбинированный | №21 (с.221-224) | |
56. | 26-31 января | 3.Свойства и критерии истины. | 1ч | Урок изучения нового материала | №22 (с.227-230) | |
57. | 26-31 января | 4.Виды истины. Истина и заблуждения. | 1ч | комбинированный | №22 (с.230-234) | |
58 -60. | 26-31 января | 5-7.Многообразие путей познания: 1. Миф и познание мира.2. Там, где кончается наука.3. Народная мудрость и здравый смысл. | 3ч | Семинарское занятие | №23, вопросы к семинарскому занятию | |
61. | 2-7 февраля | 8.Особенности научного познания. | 1ч | комбинированный | №24 (с.248-252) | |
62. | 2-7 февраля | 9.Дифференциация и интеграция научного знания. | 1ч | комбинированный | №24 (с.252-255) | |
63. | 2-7 февраля | 10.Особенности социального познания | 1ч | комбинированный | №25 (с.258-263) | |
64. | 9-14 февраля | 11.Виды социальных знаний. | 1ч | комбинированный | №25 (с.264-267) | |
65. | 9-14 февраля | 12.Сознание индивидуальное и общественное. | 1ч | Урок изучение нового материала | №26 9с.269-273) | |
66. | 9-14 февраля | 13.Теоретическое и обыденное сознание. | 1ч | комбинированный | №26 (с.274-277) | |
67. | 16-21 февраля | 14.Самосознание и самопознание. | 1ч | комбинированный | №27 (с.279-282) | |
68. | 16-21 февраля | 15.Роль самооценки в формировании личности. | 1ч | комбинированный | №27 (с.282) | |
69. | 16-21 февраля | 16.Развитие самопознания и формирование личности. | 1ч | комбинированный | №27 (с.283-286) | |
70. | 24-28 февраля | 17. Повторительно – обобщающий урок по теме «Сознание и познание». | 1ч | Урок - обобщение | Повторить термины к теме, написать эссе к одной из заданных тем | |
Тема №5. Личность. Межличностные отношения. | 33ч | |||||
71. | 24-28 февраля | 1.Понятие «личность» | 1ч | комбинированный | №28 (с.290-293) | |
72. | 24-28 февраля | 2.Индивид и индивидуальность. | 1ч | комбинированный | №28 (с.293-295) | |
73. | 2-7 марта | 3.Структура личности. | 1ч | комбинированный | №28 (с.295-298) | |
74. | 2-7 марта | 4.Периодизация развития личности. | 1ч | комбинированный | №29(с.301-304) | |
75. | 2-7 марта | 5.Возраст и становление внутреннего мира. | 1ч | комбинированный | №29 (с.305-309) | |
76. | 9-14марта | 6. Социальное поведение. | 1ч | комбинированный | №30 (с.311-313) | |
77. | 9-14 марта | 7.Структура направленности личности. | 1ч | комбинированный | №30 (с.313-316) | |
78. | 9-14марта | 8.Жизненные цели. Социальная установка. | 1ч | комбинированный | №30 (с.313 -316) | |
79 | 16-21 марта | 9.Средства общения. Особенности общения в современном мире. | 1ч | комбинированный | №31 (с.323-327), составьте текст объявление для поиска друга | |
80. | 16-21марта | 10.Средства общения. | 1ч | комбинированный | №31 (с.323-327) | |
81 | 16-21марта | 10. Общение как обмен информацией. | 1ч | Урок - практикум | Выучить термины к уроку | |
82. | 1-4 апреля | 11.Две стороны взаимодействия. | 1ч | комбинированный | №32 (с.329-332) | |
83. | 1-4 апреля | 12.Стратегия взаимодействия в процессе общения. | 1ч | комбинированный | №32 (с.332-334) | |
84. | 1-4 апреля | 13.Общение в юношеском возрасте. | 1ч | Урок - практикум | №32 (с.334-338) | |
85. | 6-11 апреля | 14.Как происходит восприятие. | 1ч | комбинированный | №33 (с.340-344) | |
86. | 6-11 апреля | 15.Стереотипы и «эффекты восприятия». | 1ч | комбинированный | №33 (с.344-348) | |
87. | 6-1апреля | 16.Общение как понимание. | 1ч | Лабораторное занятие | Выучить термины к теме, написать эссе к одной из заданных тем | |
88. | 13-18 апреля | 17. Классификация малых групп. | 1ч | Урок изучения нового материала | №34 (с.349-355) | |
89. | 13-18 апреля | 18.Межличностные отношения и интеграция в группах. | 1ч | комбинированный | №34 (с.355-359) | |
90. | 13-18 апреля | 19.Межличностная совместимость. | 1ч | Урок с элементами дискуссии | №35 (с.361-363) | |
91. | 20-25 апреля | 20.Групповая сплочённость. | 1ч | комбинированный | №35 (с.363-366) | |
92. | 20-25 апреля | 21.Конформность. | 1ч | Урок - лекция | №35 (с.366-368) | |
93. | 20-25 апреля | 22.Что такое «лидерство»? | 1ч | комбинированный | №36 (с.370-372) | |
94. | 27-30 апреля | 23.Лидерские роли, стили лидерства. | 1ч | Лабораторное занятие | №36 (с.373-378) | |
95. | 27-30 апреля | 24.Особенности семьи как малой группы. | 1ч | лекция | №37 (с.380-283) | |
96. | 27-30 апреля | 25.Психология семейных отношений. | 1ч | Урок- проблема с элементами ролевой игры | №37 (с.383-384) | |
97. | 5-10 мая | 26. Гендерное поведение. Воспитание в семье. | 1ч | Урок с элементами дискуссии | №37 (с.387-388) | |
98. | 5-10мая | 27.Криминализация в ассоциальных группах. | 1ч | Лабораторное занятие | №38 (с.390-394) | |
99. | 5-10 мая | 28.Антисоциальная субкультура. | 1ч | Лабораторное занятие | №38 (с.394-399) | |
100. | 12-17 мая | 29.Структура и динамика межличностного конфликта | 1ч | Урок изучения нового материала | №39 (с.400-403) | |
101. | 12-17мая | 30.поведение личности в конфликте. | 1ч | комбинированный | №39 (с.403-408) | |
102. | 12-17мая | 31. Как успешно разрешить конфликты? | 1ч | комбинированный | №39 (с.408-409) | |
103. | 19-24 мая | 32.Конфликты в межличностных отношениях | 1ч | Игра - тренинг | Написать эссе на одну из заданных тем | |
104. | 19-24 мая | 33.Повторительно – обобщающий урок по теме «Личность. Межличностные отношения». | 1ч | Урок -обобщения | выучить термины к теме | |
105. | 19-24 мая | 34.Повторительно – обобщающий урок по всему курсу «обществознание. 10 класс» | 1ч | Урок - обобщение |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО
ЗНАНИЯ
Социальные науки, их классификация. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Профессиональные образовательные учреждения. Основные профессии социально-гуманитар-ного профиля.
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ
Место философии в системе обществознания. Философия и наука[1].
Сущность человека как проблема философии. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Понятие информации. Мышление и деятельность. Понятие культуры. Многообразие и диалог культур. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
Виды и уровни человеческих знаний. Теоретическое и обыденное сознание. Мировоззрение, его виды и формы. Мифологическое и рационально-логическое знание. Религия. Мораль. Нравственная культура. Право. Искусство.
Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Наука, основные особенности методологии научного мышления. Понятие научной истины, ее критерии. Относительность истины. Дифференциация и интеграция научного знания. Особенности социального познания.
Социум как особенная часть мира. Факторы изменения социума. Типология обществ. Системное строение общества. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Формации и цивилизации. Процессы глобализации и становление единого человечества.
Духовная жизнь людей. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и его роль в развитии личности.
Социальная и личностная значимость образования. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.
ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ
Социология как наука.
Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.
Социальные институты. Социальная инфраструктура.
Социальная стратификация и мобильность. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Социализация индивида. Социальное поведение. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Социальный контроль. Социальные ценности и нормы. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальные последствия отклоняющегося поведения.
Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.
Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Экономика и культура. Качество и уровень жизни. Экономика и политика.
Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.
Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации. Культура бытовых отношений.
Этническое многообразие современного мира. Этнос и нация. Этнокультурные ценности и традиции. Ментальные особенности этноса. Межнациональное сотрудничество и конфликты. Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации.
Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Религиозные объединения и организации в России. Церковь как общественный институт. Принцип свободы совести.
Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТОЛОГИЮ
Политология как наука.
Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимация власти.
Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и функции.
Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Основные направления политики государства. Политический режим. Типы политических режимов. Демократия и ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.
Гражданское общество. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти. Истоки и опасность политического экстремизма в современном обществе.
Политическая идеология. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России.
Политическая элита. Типология элит, особенности их формирования в современной России.
Понятие политического лидерства. Типология лидерства. Группы давления (лоббирование).
Выборы в демократическом обществе. Избирательная кампания. Избирательные технологии.
Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры. Политическая психология и политическое поведение.
Политический процесс, его формы. Особенности политического процесса в современной России. Место и роль СМИ в политическом процессе. Политический конфликт, пути его урегулирования. Современный этап политического развития России.
ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Социальная психология как наука.
Общение как обмен информацией. Особенности общения в информационном обществе. Общение как межличностное взаимодействие. Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Общение как взаимопонимание. Идентификация в межличностном общении. Конфликт. Общение в юношеском возрасте.
Индивид, индивидуальность, личность. Периодизация развития личности. Направленность личности. Социальная установка. Ролевое поведение. Гендерное поведение.
Межличностные отношения в группах. Этнические и религиозные взаимоотношения. Группы условные. Референтная группа. Интеграция в группах разного уровня развития. Групповая сплоченность. Антисоциальные группы. Особая опасность криминальных групп. Межличностная совместимость. Дружеские отношения. Групповая дифференциация. Стиль лидерства. Взаимоотношения в ученических группах.
Психология семейных взаимоотношений. Воспитание в семье.
ОПЫТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- работа с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений; формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументация своей позиции; оппонирование иному мнению;
- осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработка индивидуальных и групповых ученические проектов;
- подготовка рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;
- осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправлении
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен:
Знать/понимать
- социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы ;
- основные социальные институты и процессы;
- различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
- особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.
Уметь
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
- анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
- объяснять: внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
- осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции,
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;
- нравственной оценки социального поведения людей;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Учебно-методический комплект.
Учебники.
- Человек и общество. Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой,Н.М.Смирновой – М.: Просвещение, 2010.- 415 c.
- Мухаев Р.Т. Политология. 10-11 кл. – М.: Дрофа, 1997. – 384 с.
- Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф. Политика и право. М.: Дрофа, 2005. - 432 с.
- Человек и общество. Обществознание / Под. ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. В 2 ч. Ч. 1. —10 кл.; — М.: Просвещение, 2001
Методическая литература для учителя
- Кравченко А.И. Основы социологии. – М.: Академический проект, 2012. – 384 с.
- Лазебникова А.Ю., Калачева Е.Н., Демидов Б.В. Поурочные методические разработки по обществознанию: 10-11 классы. –М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 320 с.
- Лазебникова А.Ю. Современное школьное образование. Вопросы теории и методики. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 160 с.
- Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». 10-11 кл. \ Л.Н. Боголюбов и др\. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2011.- 159-191 с.
- Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 кл: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.
- Лазебникова А.Ю., Бранд М.Ю. Уроки обществознания в 11 кл.: Методическое пособие по курсу «Человек и общество». – М.: Дрофа, 2012. – 288 с.
- Малышевский А.Ф. Введение в философию. 10-11 кл.: Методические рекомендации к учебному пособию. – М.: Дрофа, 2011. – 96 с.
- Гуревич П.С. Введение в философию. 11 кл.: Методическое пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2011. – 112 с.
- Сухолет И.Н. Вопросы культуры в школьном обществознании: Пособие для учителя. – М.: Школьная Пресса, 2011.- 144 с.
- Лазебникова А.Ю., Котова О.А. ЕГЭ 2005. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. - М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 160 с.
- Певцова Е.А. Обществознание. 10-11 классы: книга для учителя. – М.: ТИД «Русское слово - РС», 2011. – 224 с.
- Хрестоматия по социальной психологии. – М.: Международная педагогическая академия, 2004. – 222 с.
- Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества: Учебное пособие. – Брянск: «Курсив», 2008. – 340 с.
- Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 класс. – М.: ООО «ТИД Русское слово – РС», 2001. – 192 с.
- Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». В 2 ч. — Ч. 1. — 10 кл. — М.: Просвещение, 2001;
- Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». В 2 ч. — Ч. 2. — 11 кл. — М.: Просвещение, 2001.
Список литературы
Дополнительная литература для учеников
- Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание. – М.: Дрофа, 2012. – 480 с.
- Практикум по обществознанию. – М.: Рольф, 2012. – 320 с.
- Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф. Политика и право. Школьный практикум. – М.: Дрофа, 2013. – 224 с.
- Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф. Политика и право. Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2014. – 224 с.
- Человек и общество: Доп. материалы к учеб. — М.: Дрофа, 2011
- Школьный словарь по обществоведению. — М.: Просвещение, 2011;
- Гаджиев К.С. и др. Введение в политологию: Учеб. Пособие для 10-11 кл.
Материалы для проведения тестирования.
- Обществознание: Тесты для 11 кл. варианты и ответы централизованного тестирования – М.: Центр тестирования МО РФ, 2001. – 107
- Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. ЕГЭ 2005. Обществознание. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 144
- Нижников С.А. ЕГЭ. Обществознание. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. Учебно-методическое пособие. - М.: Издательство «Экзамен», 2013.- 96 с.
- Тесты. Обществознание 11 класс. – М.: Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр тестирования», 2010. – 96 с.
- Единый государственный экзамен: обществознание: контрол. измерит. материалы: 2012-2013. – М.: Просвещение, 2013. – 112 с.
- Задания и тесты по обществознанию: 10 кл. — М.: Школа-пресс, 2011;
- Задания и тесты по обществознанию: 11 кл. — М.: Школа-пресс, 2012.
- Образцы заданий (измерителей) для проверки достижения требований к уровню подготовки средней (полной) школы по обществознанию // Оценка качества подготовки выпускников средней школы по обществознанию. — М.: Дрофа, 2012;
- Итоговая аттестация по обществознанию. — М.: Дрофа, 2013.
- Готовимся к единому государственному экзамену: Обществоведение / Боголюбов Л. Н. , Брандт М. Ю. ,
Городецкая Н. И. и др.; Под ред. Боголюбова Л. Н. - М.: Дрофа, 2013.
Интернет-ресурсы.
- vor-stu.narod.ru. – учебное пособие по социологии
- people.nnov.ru. - электронный учебник по социологии
- humanities.edu.ru. – материалы по различным разделам гуманитарных наук, варианты ЕГЭ по обществознанию.
- ido.edu.ru – «федеральный фонд учебных ресурсов»
- sputnik.mto.ru. – рекомендации по изучению обществознания на базовом и профильном уровне.
- som.fio.ru – в помощь учителю
- energy-mgn.mn.ru – электронный учебник по политологии
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. По программе Боголюбова Л. Н.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию 6 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа для 6 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 Програм...
Рабочая программа по обществознанию 7 класса по программе Боголюбова
· Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 0...
Рабочая программа по обществознанию 8 класса по программе Боголюбова
Рабочая программа создана на основе· Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Прика...
Рабочая программа по обществознанию 9 класса по программе Боголюбова
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова...
Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профиль) по программе Л.Н. Боголюбова.
Рабочая программа содержит: пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, КИМы для проверки знаний учащихся за полугодие,год....