Урок-фрейм на тему « Отклоняющееся поведение»
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему
Тип урока по дидактической цели: изучение нового материала;
по способу организации: урок - фрейм.
Цель урока: создание условий для формирования учебной мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся при изучении темы.
Задачи:
• ввести понятия «социальные нормы», «отклоняющееся поведение »;
• формировать познавательные потребности учащихся;
• продолжить формирование ключевых компетенций: умений анализировать, сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи, работать в группах, получать информацию из источников разного вида;
развивать навыки социального поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_avtosohranennyy.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 г. Ак-Довурака
Чапчын Солангы Сергеевна
учитель истории и обществознания
Урок-фрейм на тему
« Отклоняющееся поведение»
Ак-Довурак-2014
Тип урока по дидактической цели: изучение нового материала;
по способу организации: урок - фрейм.
Цель урока: создание условий для формирования учебной мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся при изучении темы.
Задачи:
- ввести понятия «социальные нормы», «отклоняющееся поведение »;
- формировать познавательные потребности учащихся;
- продолжить формирование ключевых компетенций: умений анализировать, сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи, работать в группах, получать информацию из источников разного вида;
- развивать навыки социального поведения.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийное оборудование, планшетные компьютеры, презентация к уроку, дидактический раздаточный материал для работы индивидуально и в группах, учебники.
Литература и информационные ресурсы:
Обществознание: учебник для 10 кл.: базовый уровень/под ред. Л.Н. Боголюбова. – М., 2009.
Достоевский ФМ. Преступление и наказание. – диалог Раскольникова и Сони.
Закон о курении //www.spravkoved.ru/home/103-zakon-o-kurenii
Изменения в быту в эпоху Петра I //http://www.costumehistory.ru/view_post.phpid=95
Милосердова Л.А. Урок-фрейм по теме «Производная» //festival.1september.ru/articles/508742/
Ход урока:
1. Организационный момент.
Озвучивается эпиграф к занятию: «Великая цель образования – не знания, а действия» (Герберт Спенсер)
2. Восстановление общего для всех уровня знаний – базовой «рамки» - фрейм (англ.)
- Данный тип урока позволяет учащимся оценить собственные силы и выбрать для себя уровень целей, соответствующий их потребностям и возможностям в данный момент, а со временем – перейти на более высокий уровень.
- Фрейм означает консолидацию разнородной информации, имеющей центром то или иное реальное явление, действие, событие, ситуацию, воспринятую психикой в ограниченных рамках пространства и времени.
- Урок-фрейм охватывает все информационное окружение данного понятия. Фреймовое представление знаний имеет ту особенность, что в нем поневоле участвуют как все процессоры мозга, так и наблюдения, опыты, эмоции, аналогии и гипотезы, доказанное и предполагаемое, готовое и составляемое.
Для того, чтобы повторить пройденный материал, используем интерактивную технологию:
Учитель: у вас на столах лежат карточки, возьмите любой из них, прочитайте, у вас там что-то написано, подумайте и попытайтесь найти какой-то принцип объединения и создайте группы, это сделайте здесь.( у доски). Разговаривайте между собой не только в вашей группе, но и в других группах. (должно получиться три группы)
- Функции социальных норм 4 (регулируют общий ход социализации, интегрируют индивидов в группы, а группы – в общество, контролируют отклоняющееся поведение, служат образцами, эталонами поведения)
- Социальные санкции 5 (правительственная награда Ф+, дружеская похвала Н+, смертная казнь Ф-, наказания не предусмотренные официальными инстанциями Н-, УЛЫБКА Н+)
- Социальный контроль 5 (способ саморегуляции системы, упорядоченное воздействие посредством нормативного регулирования, особый механизм социальной регуляции поведения, поддержание общественного порядка, элементы: нормы и санкции)
ОТКЛОНЕНИЕ ОТ ОБЩЕПРИЗНАНЫХ НОРМ
Ученики: размышляют между собой, находят друзей по смыслу и объединяются в группы, садятся по желанию на любой стол.
УЧИТЕЛЬ: ИТАК ТЕМА НАШЕГО УРОКА «ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ»
Отклоняющееся поведение – это поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество. К сожалению мы все чаще и чаще видим, становимся свидетелями его проявления в человеческом обществе. Отклоняющееся поведение
2. Учитель: Вы все творческие группы. Давайте рассмотрим причины отклоняющегося поведения
Работа в группах.
Основной вопрос для всех: как главная мысль вашего фрагмента соотносится с понятием «О.П»?
1 группа: филологи.
Анализ фрагмента произведения «Преступление и наказание».
Вывод – есть нормы непреходящие, ценные в любое время и в любом обществе – жизнь. Убийство - поведение, нарушающее социальные нормы во все времена.
2 группа: правоведы.
Работа с интернет-ресурсами на планшетах с целью анализа проблемы курения в свете последних законодательных инициатив.
Вывод: в настоящее время власть реагирует на потребности общества, создавая одни из важнейших социальных норм – правовые нормы, запрет на курение в общественных местах, но пока это скорее идеал поведения, чем норма.
3 группа: биологов причины возникновения
Общий вывод: социальные нормы различаются по важности для государства и общества, во многом зависят от конкретно исторических условий.
После презентации работы каждой группы выделяем социальное действие, которое подвергалось анализу, размещаем на слайде соответственно линии социальных норм (работа в тетрадях и у доски).
Учитель обращает внимание учащихся к учебнику. С его помощью они могут ввести понятие девиации и добавить примеры отклоняющегося поведения (стр. 177, 4 абзац).
Отклоняющееся (девиантное) поведение – поведение индивида или группы, не соответствующее социальным нормам.
4. Возвращение к эпиграфу. Как связать эпиграф нашего занятия с темой «Социальные нормы»?
Мало знать социальные нормы, их нужно выполнять.
Выставление отметок учащимся.
Домашнее задание: тест – перейти по ссылке в Дневник.ру; найти 3-4 примера девиантного поведения, привлекая дополнительные источники информации.
5. Рефлексия.
Сегодня на уроке я узнал, что….
Я понял, что…
Научился …..
Мне понравилось (не понравилось), что…..
Хочу узнать о…..
Самоанализ урока за рамками учебного занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока для 11 класса по теме "Отклоняющееся поведение и социальный контроль"
Урок организован в форме практикума, применяются следующие виды деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная. В ходе всего урока работает группа экспертов, которые в ходе уро...
Презентация по обществознанию для 10 класса .Тема "Отклоняющееся поведение"
Презентация по обществознанию для 10 класса на тему "Отклоняющееся поведение " используется на уроках и для подготовки к ЕГЭ.Представляет собой сжатый материал по теме,иллюстрации,а также тесты по тем...
Опорный конспект по обществознанию по теме "Отклоняющееся поведение и социальный контроль"
Опорный конспект...
Учебное занятие по теме: " Отклоняющееся поведение". 10-й класс
Учебное занятие по теме: " Отклоняющееся поведение". 10-й класс ...
Технологическая карта урока обществознания по теме "Отклоняющееся поведение"
Технологическая карта урока обществознания по теме "Отклоняющееся поведение"...
Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме "Отклоняющееся поведение"
Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме "Отклоняющееся поведение"...
Презентация к уроку обществознания в 8 классе по теме "Отклоняющееся поведение"
Презентация к уроку обществознания в 8 классе по теме "Отклоняющееся поведение". Учебник. Обществознание. 8 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. И. Городецкой...