Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме "Отклоняющееся поведение"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Надежда Петровна Фомина

Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме "Отклоняющееся поведение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otklonyayushcheesya_povedenie.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 8 классе

«Отклоняющееся поведение».

Подготовила: Фомина Надежда Петровна,

учитель истории и обществознания

ГБОУ «Черемшанская КШИ»

Черемшан-2020

Тип урока:         открытие нового знания

Цель урока: создать условия для усвоения подростками понятия «отклоняющееся поведение», познакомить с признаками отклоняющегося поведения, его проявлениями и социальными последствиями

Задачи:

образовательная: раскрыть сущность понятия «отклоняющееся поведение», научить учащихся определять виды и группы отклоняющегося поведения, а также причины и последствия негативного отклоняющегося поведения;

развивающая: способствовать развитию умения подростков анализировать реальные жизненные ситуации, выбирать адекватную модель поведения в рамках свойственных им социальных ролей;

воспитательная: продолжить формирование отрицательного отношения подростков к психоактивным веществам, высокой оценки социального значения здорового образа жизни, правового поведения.

Формируемые УУД:

регулятивные: самостоятельно определять цели, формулировать и ставить перед собой учебные задачи; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

познавательные: определять понятия, устанавливать аналогии,  причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы, использовать полученные знания для решения конкретных задач;

коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально, в паре и группе; формулировать, аргументировать и корректно отстаивать свою точку зрения.

Оборудование:  компьютер, проектор, компьютерная презентация, учебник

Л.Н. Боголюбова «Обществознание», 8  класс. М.: Просвещение, 2014.

Раздаточный материал: опорные листы у обучающихся, карточки с ситуациями.

Основные понятия:

социальная норма, отклоняющееся поведение, девиация, делинкветное поведение

Ход урока

  1. Актуализация

1 слайд

Вопросы:

         

Тема:  «Отклоняющееся поведение» 2  слайд

Отклоняющееся поведение – поведение, которое не согласуется с нормами,   не соответствует тому, чего ждёт от человека

        общество.        

                                          (определение записывается в опорный лист)

  • Говоря об отклоняющемся поведении, мы будем использовать понятия девиантное поведение и делинквентное.

Отклоняющееся поведение

девиантное

(от лат. deviat:o - уклонение)

-  не соответствует требованиям социальных норм, вызывает соответствующее реагирование общества

делинквентное

 (delictum)

-  преступное поведение, влечет за собой уголовное наказание

Вопрос:  Прочитайте, в чем заключается разница?

Тема преступности – это отдельная тема для серьёзного разговора, поэтому сегодня мы в основном будем говорить о девиации.

Причины отклоняющегося поведения

(пустая таблица)

Внутренние

Внешние

Заполните таблицу: работа с учебником стр.

Внутренние

1.  Биологические (размер черепа, выступающая нижняя челюсть, темперамент)

2.  Психологические:

-  жестокость

-  агрессивность

-  тревожность

-  жадность

-  внушаемость

Внешние

  1. Семья
  2. Школа
  3. Социальная и экономическая обстановка в стране.  
  4. Конфликт между субкультурой и доминирующей культурой.

Особенности отклоняющегося поведения

Вопрос: рассмотрите фотографии, чем они отличаются?

 (1 человек  и  множество человек)

1.  Отклонения

индивидуальные      групповые

Вопросы:  1) В чем отличие этих фотографий  от  предыдущих?

                   2) Какие эмоции вызывают у вас эти люди («+»).

                                           

                                      2.  Отклонения

                  негативные                              позитивные

        (социально осуждаемые -          (социально одобряемые -        

         алкоголизм, азартные игры,      чудачество, гениальность,

          психические расстройства,         необычные хобби)

          наркомания)

Работа с ситуациями (карточки на партах)

Вопросы: (можно разделить по рядам)

I.        1)  Можно  ли считать Деточкина преступником?

        2)  Почему он вызывает у многих симпатию?

        3)  Относительно чего его действия можно считать отклонением?

II.        1)  Как   можно оценивать действия заговорщиков с точки зрения

     морали и права?

  1. Можно ли отнести их к террористам?
  2. Почему этот акт в советские времена прославился как героический, революционный?
  3. Можно ли считать их действия героизмом (относительно чего или кого?), а отклонением (относительно кого)?

III.        1) Является  ли поведение гражданки Н. отклоняющимся?

    (нет   чудачество, упрямство)

  1. А относительно соседей?  и их взглядов?

Выводы:  о какой особенности отклоняющегося поведения можно говорить,

исходя из этих примеров?

Т.о.  не всегда бывает просто определить, что является отклоняющимся поведением, а что нет. Может ли, например, убийство оказаться социально одобренным?  Может (но: самооборона или война).

Существуют социальные отклонения, которые носят массовый характер.

Задание: (работа в парах)

    1)  Статистика:  рассмотрите статистические данные и назовите

    отклонения, носящие массовый характер.

  1. Какие еще выводы можно сделать из представленных данных?

Количество преступников, наркоманов, алкоголиков , что несёт в себе огромную опасность для общества.

  • преступления и правонарушения
  • алкоголизм
  • наркомания
  • религиозный фанатизм
  • расовая нетерпимость
  • терроризм

Прослушайте сообщение об алкоголизме и наркомании и ответьте на вопросы: в чем их последствия?  (для человека, общества, семьи)

                          Последствия алкоголизма и наркомании

                             для личности          для семьи                для общества

                          (деструктивный                                    (асоциальный тип –

                          тип – вредит самой                               вредит обществу,

                          личности)                                              нарушение дисциплины)

Подведём итоги:  

1.  Что такое «отклоняющееся поведение»?

                2.  Что может стать причинами отклоняющегося поведения?

                3.  О каких особенностях  отклоняющегося поведения вы узнали?

                4.  Можно ли избавить общество от отклонений? Как?

Спасибо за работу!

Д/з:                

Статистические данные

 

1. Изменения в России в области употребления алкоголя:

Годы

1987

1992

1995

1998

2002

2009

Литры

3,8

5,8

6,8

7,1

8,3

10,2

        

2. Доля поставленных на наркологический учет хронических алкоголичек (%):

Годы

1987

1992

1998

2002

2009

Доля

(%)

8

12

15

17

18

3.   Динамика совершения преступлений (по сводкам МВД) в состоянии опьянения:

Годы

1987

1992

1998

2002

2009

Количество

(в тыс.)

35,0

36,0

36,5

37,0

37,3

Статистические данные

 

1. Изменения в России в области употребления алкоголя:

Годы

1987

1992

1995

1998

2002

2009

Литры

3,8

5,8

6,8

7,1

8,3

10,2

        

2. Доля поставленных на наркологический учет хронических алкоголичек (%):

Годы

1987

1992

1998

2002

2009

Доля

(%)

8

12

15

17

18

3.   Динамика совершения преступлений (по сводкам МВД) в состоянии опьянения:

Годы

1987

1992

1998

2002

2009

Количество

(в тыс.)

35,0

36,0

36,5

37,0

37,3

Опорный лист к теме:

«Отклоняющееся поведение»

Ученика(цы) (Ф.И.)________________________________________________

Новая тема

1.  Отклоняющееся поведение ______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Девиантное поведение ___________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Делинквентное поведение ________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.  Причины отклоняющегося поведения:

Внутренние

Внешние

1.

2.

1.

2.

3.

4.

3.  Особенности (характеристика) социальных отклонений

1.  Отклонения                       2.  Отклонения                    3.  Отклонения

4.  Социальные отклонения, носящие массовый характер:

1)___________________________________________

2)___________________________________________

3)___________________________________________

4)___________________________________________

5)___________________________________________

6)___________________________________________

  • Последствия алкоголизма и наркомании

для личности                     для семьи                         для общества

Вывод:  можно ли избавить общество от отклонений? _________________

__________________________________________________________________

Ситуации

I.  Фильм «Берегись автомобиля»

        Главный герой – человек средних лет по фамилии Деточкин. Он когда-то работал шофёром, но попал в аварию, не смог больше водить машину и перешёл на службу в страховую фирму. В его обязанности входило посещать людей на дому и предлагать заключать с его фирмой договор страхования. Среди его клиентов попадались люди нечестные, имущество которых было нажито путём воровства и прочих преступных действий. Чудаковатый Деточкин сначала сигнализировал в «органы» о ворах и расхитителях, но, поскольку те не принимали никаких мер, стал в качестве наказания красть у «своих клиентов» автомобили, продавать их на «чёрном рынке», а вырученные деньги пересылать … детским домам. То есть он действовал как современный Родин Гуд.

Вопросы:

  1. Можно ли считать его преступником?
  2. Почему Деточкин вызывает у многих симпатию?

II.   Покушение  на  императора Александра II 1 марта 1881 г.

      (в  результате которого он был убит)

Вопросы:

  1. Как можно оценивать действия заговорщиков с точки зрения морали и права?
  2. Можно ли квалифицировать этот акт как террористический?
  3. Почему этот акт прославлялся при советской власти как революционный, героический?

III.   Гражданка Н. каждый день без просьб с чьей-либо стороны подметает лестничную клетку на своем этаже, а раз в неделю ее моет. Соседи не раз обращали ее внимание на то, что это должен делать уборщик, который за это получает зарплату. На это она постоянно отвечает, что не хочет, чтобы ее дети и приходящие к ней друзья видели грязь на лестничной клетке, так как ей из-за этого стыдно.

Вопросы:

  1. Является ли поведение гражданки Н. отклоняющимся?

Общий вопрос:  о какой особенности отклоняющегося поведения можно говорить, исходя из этих примеров?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обществознанию 11 класс. Тема: "Рынок труда. Беработица"

"Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не оказалось работы" (Томас Карлейль). Цели урока: сформировать у учащихся научное представление о современной экономике, разъяснить сущность такого явл...

План-конспект урока "Конфликт" (обществознание, 7 класс)

Интегрированный урок с использованием современных технологий и мультимедийной презентации....

конспект урока по обществознанию "Социальные нормы и отклоняющееся поведение" в 10 классе

Урок обществознания представлен с использованием интерактивных технологий для учащихся 10 класса....

Отклоняющееся поведение конспект урока по обществознанию 8 класс

 План урока: 1Фронтальный опрос  по теме: социальная норма. 2.Новая тема: «Отклоняющееся поведение »  : А). Понятие отклоняющегося поведения. Б). Девиантное  и деликвентное поведение. В). Позитивный и...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...