ИГРА ДПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9-11 КЛАССЫ : ТВОЙ ВЫБОР""
план-конспект занятия по обществознанию (11 класс) на тему

САЙФУЛИНА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

Цель игры:

пропаганда политической и правовой культуры среди молодежи.

Задачи игры:

  •  
  • показать смысл и значение демократических выборов, особенности предвыборной кампании, процедуры голосования в демократическом обществе;
  • формировать активную гражданскую позицию и способности школьников к осознанному выбору, личному самоопределению;
  • развивать у учащихся интерес к изучению социальных дисциплин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РАЗРАБОТКА24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Цель игры:

пропаганда политической и правовой культуры среди молодежи.

Задачи игры:

  • показать смысл и значение демократических выборов, особенности предвыборной кампании, процедуры голосования в демократическом обществе;
  • формировать активную гражданскую позицию и способности школьников к осознанному выбору, личному самоопределению;
  • развивать у учащихся интерес к изучению социальных дисциплин.

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

На мероприятие приглашены старшеклассники, которые предварительно были ознакомлены с избирательным правом, процедурой проведения выборов. 

Учитель: Сегодня мы проводим с вами игру“ Мы – будущие избиратели”, на которой каждый из вас может представить себя избирателем, кандидатом в депутаты или на должность президента, членом избирательной комиссии, представителем СМИ. Часто люди жалуются на то, что тот или иной депутат не справляется с возложенной на него ответственностью, не помогает людям справиться с проблемами! А если люди не ходили на выборы, то они его не выбирали! Тогда предъявлять к нему какие-либо претензии безосновательно. Быть избирателями не так просто, это – сложная и ответственная задача. Участвуя в политической жизни, мы можем изменить свою жизнь или жизнь своих близких в лучшую сторону. Так, что же такое избирательное право? (заслушиваются ответы учащихся).

2. Выдвижение кандидата.

Игра начинается с того, что желающие из присутствующих выдвигают себя “кандидатами” в депутаты или на должность президента. На этом этапе проходит обсуждение кандидатур (можно в шутливой форме). “Кандидаты” пишут заявления о своем выдвижении. При этом следует оговорить то,что по закону кандидатом в депутаты Саратовской областной Думы, Государственной Думы РФ может быть гражданин, достигший 21 года, а в президенты– 35 лет. 

На основании этого заявления составляются подписные листы и затем пускаются по рядам для того, чтобы все остальные участники игры поставили на этих подписных листах свои подписи в поддержку того или иного “кандидата”. Каждый“ избиратель” может ставить только одну подпись на подписном листе. Учащимся напоминаю: “ В соответствии с Федеральным законом “О выборах Президента Российской Федерации” в поддержку кандидатов должно быть собрано не менее одного миллиона подписей избирателей”.

Учитель:

Что является основаниями для регистрации кандидатов? (заслушиваются мнения учащихся).

Вывод:

1.Наличие необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, избирательного объединения;

2. Решение о выдвижении кандидатов политической партией, которая представлена в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а на выборах регионального и местного значения – также и в Саратовской областной Думе.

После составленных заявлений участники“ подписной кампании” регистрируют“ кандидатов”; последние получают удостоверения о том, что они зарегистрированы как “кандидаты”. “Кандидатам” сообщается, что список с указанием их данных передается СМИ.

Ситуация: “

При сборе подписей одного из кандидатов я не смогла присутствовать, но моя подруга, зная, что я разделяю его точку зрения по многим вопросам, расписалась за меня, впоследствии я подтвердила эти намерения. Будет ли “моя” подпись признана достоверной?”

3. Предвыборная агитация.

Участники разбиваются на 3 группы: одна представляет СМИ, другая – кандидатов в депутаты и на должность президента, третья – избирателей.

Учитель

обращает внимание, что предвыборная агитация начинается с момента регистрации и заканчивается в ноль часов за сутки до дня голосования. Предвыборная агитация в день голосования и предшествующий ему день запрещается.

Учитель

зачитывает права и обязанности доверенных лиц, объединений, блоков и инициативных групп избирателей, представляющих кандидатов.

  1. Проводить предвыборную кампанию через СМИ;
  2. Проводить публичные предвыборные мероприятия (события, встречи с избирателями, публичные дебаты и дискуссии, демонстрации и так далее);
  3. Выпускать и распространять печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы и др.

Разыгрывается ситуации

я.

“Доверенные лица” организовали “встречу с избирателями”, на ней выступают “кандидаты” и те, кто их представляют. “Избиратели” и “представители СМИ” задают вопросы. “Кандидаты” излагают свои позиции.

Задание:

Составьте вопросник для возможного кандидата на должность Президента РФ.

В игре полезно зафиксировать внимание на вопросе равенства возможностей тех или иных “кандидатов” получить доступ к экрану ТВ или микрофону на радио, на страницы газет. В соответствии с законом представители государственных СМИ отводят для предвыборных выступлений кандидатов и иных лиц равное количество бесплатного времени. В игре “телевизионщики” и “кандидаты” проводят обсуждение времени в эфир, соотнесения с другими передачами, возможности приглашения деятелей искусств и других известных лиц.

Учитель:

Выборы – довольно дорогостоящее дело. Чтобы они проходили эффективно, их необходимо финансировать. В Российской Федерации расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов осуществляются за счет федерального бюджета. Все средства поступают в Центральную избирательную комиссию, а от туда – в избирательные комиссии субъектов РФ и далее в другие избирательные комиссии.

Задание:

Почему государство оплачивает основные расходы по выборам в органы власти и не дает дело их финансирования в руки частных лиц? (обсуждение учащихся)

Учитель:

Деньги из бюджета получают не только избирательные комиссии, но и кандидаты в депутаты и на должность Президента РФ. Эти деньги составляют основу их избирательных фондов. Кроме этих средств, избирательные фонды могут включать личные средства кандидатов, а также добровольное пожертвование физических и юридических лиц. По окончании избирательной кампании кандидаты представляют финансовые отчеты в вышестоящие избирательные комиссии в строго определенные сроки по форме, установленной избирательной комиссией.

4. Голосование и подсчет голосов.

На этом заключительном этапе избирательной кампании особое значение приобретает четкое и точное следование процедуре, предусмотренной в законах о выборах. Можно тщательным образом реализовать все предшествующие этапы избирательного процесса, но стоит допустить сбой на этом, завершающем, – и результаты выборов потеряют законную силу, не приобретут того знания, которое они должны иметь в политической жизни страны.

Учитель:

Голосование на выборах в России проводятся в один из выходных дней. Как вы думаете почему?

– К этому дню вы уже внимательно ознакомились со списком кандидатов, с предвыборными платформами кандидатов, посетили предвыборные собрания, посетили избирательный участок, заранее ознакомились с образцами избирательных бюллетеней и так далее. Сейчас я процитирую вам выдержку из Федерального закона “О выборах Президента РФ”: “В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины, специально оборудованные места или комнаты для тайного голосования. Кабины, специально оборудованные места или комнаты для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями”.

На доске рисуется схема зала.

– Почему закон предусматривает специальные помещения для тайного голосования?

– Внимательно изучите схему зала для голосования. Поскольку у вас уже есть достаточно полное представление об избирательном праве и избирательном процессе, попытайтесь самостоятельно ответить на следующие вопросы:

  1. Зачем в зале предусмотрены две двери: вход и выход?
  2. Почему нет общего стола для выдачи бюллетеней, а предусмотрен ряд таких столов, на каждом из которых – часть списков избирателей?
  3. Почему после заполнения бюллетеней в кабине голосования избиратель выходит к избирательным ящикам не в ту сторону, где располагаются члены избирательной комиссии, а в противоположную?
  4. Чем обусловливается выбор места для наблюдателей?

– День выборов на избирательном участке начинается с того, что в восемь утра представитель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем с соблюдением четких правил в ящики опускаются бюллетени тех, кто проголосовал досрочно. После этого начинается голосование. Допустим, вы вошли в зал для голосования. Вы сможете сделать это в день выборов с восьми до двадцати часов по местному времени. Дальше вы идете к тому столу для членов комиссии, стоят таблички с буквами, среди которых – начальная буква вашей фамилии (или улица, на которой вы живете). Там вам выдадут избирательные бюллетени. При выборах Президента РФ избиратель получает один бюллетень, в котором в алфавитном порядке приведены фамилии, имена, отчества всех зарегистрированных кандидатов и их данные: год рождения, место работы, занимаемая должность и место жительства. В ходе выборов депутатов Государственной Думы избиратель получает два бюллетеня разной формы: избирательный бюллетень по одномандатному избирательному округу и избирательный бюллетень по федеральному избирательному округу. При этом вы должны подать свой паспорт членам избирательной комиссии и поставить подпись за полученные бюллетени. В конце перечня кандидатов помещается строка: “Против всех кандидатов”. Вы ставите крестик или другой знак против фамилии одного из кандидатов или в графе “Против всех кандидатов” (в зависимости от ваших личных предпочтений).

Далее участники игры разбиваются на следующие группы: “члены участковой избирательной комиссии”, “наблюдатели”, “избиратели”. “Члены комиссии” выбирают “председателя”.

Начинаются выборы. В ходе игры создаются нестандартные ситуации: например, один из “избирателей” выходит из кабины и подходит не к ящику, а к “членам комиссии” и говорит, что он испортил бюллетень и хотел бы повторно проголосовать. Каковы действия игроков? Или: кто-то из “избирателей” делает пометки в бюллетенях, не войдя в кабину. Можно представить себе и некоторые грубые нарушения избирательных прав граждан (попытка запугивания “избирателей”, продолжение предвыборной агитации в день голосования и др.)

Вопросы для обсуждения.

  1. Студент академии права  , обучающийся на очном отделении, имеет временную прописку в общежитии данной академии, а постоянное место его проживания  . На каком из участков он будет голосовать? (голосует по месту нахождения общежития; гл 2 ст. 16 п. 5)
  2. Все вы знаете, что участковая комиссия обычно работает до глубокой ночи. Наблюдатель от одной из партии предложил свою помощь в подсчете голосов на участке, но комиссия ему в этом отказала. Правомерны ли действия участковой комиссии, поясните ответ? ( Правомерны. Так как наблюдатель не имеет право принимать участие в подсчете голосов; гл. 4 ст. 30 п.7)
  3. Если на момент голосования вы уезжаете в другой город и точно знаете, что в день голосования вас не будет какой документ вы должны получить в участковой или территориальной комиссии. ( открепительное удостоверение)
  4. Во сколько открывается участок в день голосования, и до какого времени вы имеете право голосовать на своем участке (с 8.00 до 20.00; гл. 10 ст. 75 п.1)
  5. На избирательных участках, образованных в воинских частях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, в труднодоступных или отдаленных местностях, на полярных станциях участковая комиссия может объявить голосование законченным раньше времени, в каком случае? (если все проголосовали; гл. 10 ст. 75 п.3)
  6. В какой день недели назначается голосование на выборах? (воскресенье)
  7. Когда прекращается агитационный период? (в день голосования и предшествующий ему день или в 0 часов по местному времени за сутки до дня голосования; гл. 8 ст. 56 п.1)
  8. Сколько наблюдателей от одной партии может находиться одновременно на избирательном участке?
  9. За сколько дней до дня голосования начинается предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях? (28; гл. 8 ст. 56 п.1)

После завершения голосования учитель объясняет ученикам правила подсчета голосов.

Учитель:

Члены комиссии дожидаются двадцати часов, чтобы приступить к подсчету голосов. Процедура подсчета голосов включает ряд существенных требований, которые строго соблюдаются членами избирательной комиссии, в частности проверку целостности печатей и пломб на ящиках, отсев недействительных бюллетеней и т.д. Действительные бюллетени членами избирательной комиссии, группируются по каждому кандидату или объединению (блоку), затем подсчитываются их количество. После этого в присутствии наблюдателей и других аккредитованных лиц составляются протокол по итогам голосования. 

Задание:

Исходя из содержания краткой сравнительной таблицы и опираясь на собственный опыт, определите, кому сложнее достичь своей цели: кандидату в депутаты Госдумы или кандидату на должность Президента РФ? Почему?

Детали положений о выборах кандидатов

Кандидаты в депутаты Госдумы

Кандидаты на должность Президента РФ

Возраст кандидатов

С 21 года

С35 лет

Оседлость кандидата (срок постоянного проживания в России)

Не оговорено в законе

10 лет

Сбор подписей в процессе выдвижения кандидата (их количество)

1% от общего числа избирателей по округу

1 млн.

Финансирование выборов: средства избирательных объединений

Не более 1500 минимальных зарплат

Не более 50000 минимальных зарплат

Пожертвования физических лиц

Не более 20 минимальных зарплат

Не более50 минимальных зарплат

Признание выборов состоявшимися ( при количестве принявших участие в голосовании)

Не менее 25% от списочного состава избирателей

Не менее 50% от списочного состава избирателей

Получает мандат кандидат набравший

Большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании

Более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании

Учащиеся в группах анализируют таблицу и отвечают на вопросы.

Учитель:

Как видим, основные принципы выборов Президента РФ и депутатов Госдумы, условий их организаций,  контроля  за их осуществлением, освещение в прессе имеют много общего, а иногда и аналогичны. Но есть еще одно существенное уточнение. Если в избирательный бюллетень было включено более 2-х кандидатов на должность Президента РФ и ни один из них не был избран (то есть не получил более 50% голосов), Центральная избирательная комиссия назначает повторное голосование по 2-м кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Оно проводится не позднее чем через 15 дней со дня установления результатов общих выборов, В исключительных случаях могут быть и повторные выборы. Они проводятся не позднее чем через 4месяц со дня первоначальных выборов.

5. Подведение итогов.

Учитель:

С момента совершеннолетия право выбирать станет вашим конституционным правом, а вместе с тем и гражданским долгом. Помните о том, что “плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами… не участвующими в голосовании”  (Д. Натан).

Разработка

к  уроку  по обществознанию

для 9–11-х классов

"Мы - будущие избиратели"

Подготовила:

Учитель обществознания

и истории

МБОУ СОШ № 16

Сайфулина Т.А.

с. Молдаванское 2013-14  уч.г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по обществознанию в 10 классе «Демократические выборы и политические партии».

Урок по обществознанию  в 10 классе «Демократические выборы и политические партии».Учебник: «Обществознание. 10 класс» (авторов Л.Н.Боголюбова, Ю.И Аверьянова и др. - М.: Просвещение, 2008Урок ...

«Своя игра» по обществознанию в 8 классе СКОУ 8 вида «По страницам правовых знаний»

Внеклассное мероприятие по обществознанию в 8 классе в СКОУ 8 вида  в игровой форме "Своя игра" на тему "По страницам правовых знаний"...

Разработка урока в форме деловой игры по обществознанию "Гражданское общество - зона свободного выбора" 11 класс

Урок в 11 классе  обществоведческого профиля в форме деловой игры "Прими решение"   по теме "Гражданское общество - зона свободного выбора".Занятие проводится как практикум по моделированию ...

Игра по обществознанию в 9 классе в формате "Крестики и Нолики" на тему "Политическая жизнь общества"

В данной разработке представлен материал по теме "Политическая жизнь общества". Игровое поле представляет собой квадрат из девяти секторов: "Зарубежье", "Фразы", "Из истории права", "Конституция", "Сю...

Урок-игра по обществознанию в 9 классе

урок - игра на закрепелние пройденного материала по теме "Политика"...

Урок - игра по обществознанию для 6 класса

quot;Своя игра" - интеллектуальное состязание....