Игра по обществознанию в 9 классе в формате "Крестики и Нолики" на тему "Политическая жизнь общества"
учебно-методический материал по обществознанию (9 класс) на тему
В данной разработке представлен материал по теме "Политическая жизнь общества". Игровое поле представляет собой квадрат из девяти секторов: "Зарубежье", "Фразы", "Из истории права", "Конституция", "Сюрприз", "Символы", "4-я власть", "Политики", "Выборы". В каждом секторе по 5-6 вопросов. Игра проходит в формате детской игры "Крестики и Нолики".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок в игровом формате "Крестики и Нолики" по обществозна | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
1 вариант
Повторительно–обобщающий урок по теме «Политическая жизнь общества»
(9 класс)
2 вариант - игра «Крестики – нолики»
внеурочная форма работы в неделю гуманитарных наук (обществознание, история), с учащимися 9-10-11классов.
Из истории права | Конституция | Сюрприз |
4-я власть | символы | выборы |
политики | Фразы | зарубежье |
Сектор «Политики»
1. Этот лидер стал автором политики гласности и нового политического мышления
На политическом небосклоне испытал как взлеты, так и падения. Ему присудили Нобелевскую премию мира, но в истории он останется навсегда как первый и последний президент уже не существующего государства.
(Ответ: М. С. Горбачев.)
2. После отставки С. Степашина он был назначен на пост главы правительства. О его новом назначении вся страна узнала в ночь на 31 декабря. Свою деятельность на новом посту он начал с укрепления «вертикали власти».
(Ответ: В. В. Путин.)
3. Этот лидер в историю вошел как своеобразный «рекордсмен»: во – первых, он получил беспрецедентный перевес голосов избирателей (89,44%) в уже не существующем государстве. Во – вторых, был избран первым президентом большинством голосов путем всенародного голосования. В третьих, народ оказал ему небывалое доверие в трудный год нарастания нестабильности в стране – в его поддержку высказались 58,7% от принявших участие в голосовании.
(Ответ: Б. Н. Ельцин)
4. В 1970 году президент Жорж Помпиду обратился к французам: «Он умер, и Франция овдовела». В память о его заслугах в Париже назвали аэропорт, и даже площадь Звезды переименовали.
(Ответ: Шарль де Голль)
5. В своей политической жизни он был консерватором, либералом, снова консерватором. Живопись была для него серьезным увлечением, а литература – профессиональной работой, именно как писатель-историк он создал себе состояние, но в истории он остался как один из самых выдающихся политиков ХХ века.
(Ответ: Черчилль Уинстон Леонард Спенсер)
Сектор «Выборы»
- В Англии эту систему называют «Кто первым пришел – тот и избран» («The first – the post»). Действует она во Франции, а до 1993 года действовала и в России.
(Ответ: мажоритарная избирательная система)
2. В Новгородской и Псковской республиках свободные горожане голосовали на вече за своих избранников именно при помощи этого.
(Ответ: берестяными «бюллетенями»)
3. Парламент этой страны до сих пор голосует «выходя в двери»
(Ответ: Великобритания.)
- В Голландии и Бельгии это является обязанностью. В Австралии за уклонение от этого с вас могут взыскать штраф, а в Греции вы можете лишиться паспорта.
(Ответ: участие в выборах)
- В России эта система впервые была применена во время заседаний первой Государственной Думы. Автором этой системы был русский инженер Аваев П.М.
Нынешние парламентарии лишь повторяют опыт своих предшественников.
(Ответ: система электронного голосования)
- Так политологи определяют слишком активное участие государства в жизни людей.
(Ответ: этатизм).
7. Совершеннолетний гражданин пришел на избирательный участок в день голосования, но член избирательной комиссии не обнаружил его фамилию в списках избирателей. Как гражданину следует поступить в этом случае: уйти, не проголосовав, или потребовать внести свою фамилию в дополнительный список голосующих? Приведите два объяснения своего ответа.
(Ответ: Гражданину следует потребовать внести свою фамилию в дополнительный список голосующих, так как участие в выборах – право гражданина; участие в выборах – проявление гражданской ответственности.)
Сектор «4-я власть»
- Этот редактор известий создал Конституцию, получившую имя «Сталинской».
(Ответ: Н. И. Бухарин)
- Этот военный корреспондент «Морнинг пост» прославился дерзким побегом из Бурского плена, в своей первой военной кампании получил испанскую медаль за участие в боевых действиях, перенял у испанцев привычку спать после обеда, научился курить сигары, за долгие годы сменил много министерских портфелей, стал первым человеком в государстве.
(Ответ: Черчилль Уинстон Леонард Спенсер).
- Эту аферу президента расследовали репортеры «Вашингтон пост» Вудворт и Бердстайн. В результате президент ушел в отставку, а его помощники – в тюрьму.
(Ответ: «Уотергейтское дело»: Ричард Никсон и его помощники решили прослушивать разговоры демократов – соперников в борьбе за власть)
- Этот политик заявлял: «Я принадлежу всем, и все принадлежат мне», а журналисты иронизировали: «Главное – это слушайся папу». Не случайно производное понятие от имени этого известного политика отождествляется с такими понятиями, как «патернализм» и «дирижизм».
(Ответ: Шарль де Голль, «голлизм»)
- Публичное распространение сведений, подрывающих репутацию какого – либо лица, неблаговидный прием в политической борьбе, чтобы не допустить избрания на государственные посты неугодных политических деятелей, называется этим сложным словом.
(Ответ: диффамация)
Сектор «Конституция»
1. Это была самая первая писаная Конституция в мире.
(Ответ: США, 1787 год)
2. Назовите самую старейшую Конституцию в Европе.
(Ответ: Конституция Польши, 3 мая 1791 года)
3. В правление какого императора в нашей стране широко распространились идеи конституционализма, было подтверждено действие Конституции Финляндии и принята Конституция Польши, а также были разработаны конституционные проекты для России?
(Ответ: в период правления императора Александра I (1801-1825).
4. Одна из важных проблем, которые волнуют специалистов во всем мире, заключается в том, что большинство демократических конституций не отличаются долгим сроком жизни. По подсчетам американских ученых большинство Конституций, принятых в период между 1789 и 2005 годами не дожили до своего «совершеннолетия» (средний срок их существования составляет около 17 лет). Назовите государство, где Конституция уже на несколько лет перешла рубеж своего «совершеннолетия».
(Ответ: РФ, Конституция 12 декабря 1993 года)
5. Какая глава занимает более 1/5 (23 %) текста современной Конституции РФ?
(Ответ: глава о правах и свободах человека и гражданина, в которой высшей ценностью признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина.)
6. В 1993 году в Российской Федерации было 89 субъектов. Сколько субъектов осталось в результате процесса их объединения (укрупнения) к настоящему времени?
(Ответ: их осталось 85).
Сектор «Сюрприз»
1. Если демократ, значит – «осел». А если республиканец – тогда кто?
(Ответ: Символы главенствующих американских партий – демократический Осел и республиканский Слон. Автор графических образов – Томас Наст)
2. Как называется международный фонд помощи детям ООН?
(Ответ: ЮНИСЕФ)
3. Какие международные документы о правах ребенка Вы знаете?
(Ответ: Декларация прав ребенка 1959 г., Конвенция по правам ребенка 1989 г.)
4. Законодательная власть в РФ принадлежит парламенту. Как он называется и из каких палат состоит?
(Ответ: Федеральное собрание состоит из Совета Федерации и Государственной Думы.)
5. Назовите любые три причины низкой явки избирателей на выборах в ряде ведущих стран мира и в России.
(Ответ: низкая активность может быть связана с политической стабильностью, отсутствием интриги; избиратели утратили веру в демократические институты, не доверяют властям; люди заняты частной жизнью и бизнесом, нет интереса к политике.)
Сектор «Символы»
1. Мелодия какой песни была Российским гимном в дни Февральской революции и в первые месяцы Советской власти?
(Ответ: «Марсельеза» - главная песня французской революции и гимн Франции.)
2. В апреле 1918 года по предложению Якова Свердлова был утвержден флаг, позаимствованный у европейских социалистов прошлого века. Как он выглядел и до какого времени просуществовал?
(Ответ: Красный флаг, в левом верхнем углу золотая звезда и серп и молот. Этот флаг просуществовал до августа 1991 г.)
3. Каждый российский государь считал своим долгом внести изменения в российскую символику. Так, в 1858 г. царь Александр II утверждает третий флаг для правительственных, казенных и административных учреждений. Как называется этот флаг, какие цвета его составляли?
(Ответ: «Монархический», «Гербовый», черно-желто-белый.)
4. Как можно истолковывать изображение всадника на гербе?
(Ответ: символ борьбы добра со злом, света и тьмы.)
5. Какой гимн после победы Октябрьской революции становится новым
государственным гимном молодой Советской республики и до какого года он существовал?
(Ответ: «Интернационал», слова Э. Потье, музыка П. Дегейтера. Существовал до 1944 года, оставался гимном Коммунистической партии.)
Сектор «Зарубежье»
1. В этой стране за 200 лет было принято 18 конституций.
(Ответ: Франция.)
2. Судебный произвол, допущенный над одним человеком, отразил все противоречия, существовавшие в стране в 90-х годах XIX века. При обсуждении этого дела в парламенте вспыхивали потасовки, а на улицах городов дело доходило подчас до вооруженных столкновений. Вся страна разделилась на два враждебных лагеря.
(Ответ: «Дело Дрейфуса» во Франции)
3. Когда она взошла на престол, еще ходили почтовые кареты, женщины не имели прав на собственное имущество, а бедняков вешали за ничтожные преступления. Шестьдесят четыре года покровительства собственности создали крупную буржуазию, приглаживали, шлифовали, поддерживали ее до тех пор, пока она манерами, нравами, языком. Внешностью. Привычками и душой почти не перестала отличаться от аристократии.
(Ответ: время правления королевы Виктории, Великобритания)
4. Когда во Франции отмечают национальный праздник, и в честь какого события он был унаследован?
(Ответ: в честь взятия Бастилии – День взятия Бастилии, 14 июля.)
5. Эта международная организация,
- создана в 1949 году
- имеет постоянную квартиру в Страсбурге, на территории Франции
- ее целью является укрепление политического, социального, юридического и культурного сотрудничества в Европе
- приоритет человеческим ценностям
(Совет Европы)
Сектор «Фразы»
1. Закончите фразу: «Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается … » Ш. Монталамбер (1810-1870)
(Ответ: «вами»)
2. Закончите фразу Конфуция (551-479 гг. до н. э.): «Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда, когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны … и …».
(Ответ: «богатства и почести»)
3. Закончите фразу: «Политическая партия – это союз людей, которые соединились для того, чтобы добиться нужных им всем …», И. Ильин (1882-1954)
(Ответ: «законов»)
4. Закончите фразу Вольтера: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от …»
(Ответ: «законов»)
5. Закончите фразу И. В. Гете: «У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их …».
(Ответ: «нарушать»)
Сектор «Из истории права»
1. В каком году была принята Конвенция ООН о правах ребенка? Когда была ратифицирована в нашей стране?
(Ответ: 1989г., 1990г.)
2. Назовите любые три источника права, существующие в РФ.
(Ответ: нормативно-правовой акт, нормативно-правовой договор, правовой прецедент)
3. В различных государствах законодательные органы называются по-разному. Как называются законодательные органы в РФ, в США, в Великобритании, во Франции?
(Ответ: Федеральное собрание, Когресс, Парламент, Национальное собрание)
4. Почему часто любой законодательный орган называют парламентом?
(Ответ: исторически первым законодательным органом являлся английский Парламент, который возник в 1265 г.)
5. Эта международная организация
- состоит из 15 судей и 9-ти главных адвокатов, которые выполняют свою работу в течение 6 лет
- находится в Люксембурге
- одновременно является конституционным, административным, гражданским и уголовным судом
(Ответ: Европейский Суд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обществознания в 10 классе по теме "Роль СМИ в жизни общества"
Конспект урока обществознания "Роль СМИ в жизни общества" и презентация к уроку. Цель урока: подвести к выводу о той роли ,которую играют СМИ в политической, экономической, духовной жизни общест...
Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе : «Экономика и её роль в жизни общества»
Урок по обществознанию в 11 классе имеет цель обобщить и систематизировать знания по разделу "Экономика". Учащиеся получат возможность научиться анализировать, преобразовывать и использовать экономиче...
Контрольная работа №3 по обществознанию на тему "Экономика и её роль в жизни общества" (8 класс)
Контрольная работа имеет 4 части (Часть 1. Тестовые задания; Часть 2. Теоретические задания; Часть 3. Вопросы; Часть 4. Дополнительные задания с текстом). В комплект докуменета добавлены ответы и...
Конспект урока по обществознанию в 10 классе по теме "Роль экономики в жизни общества"
Цели урока.· знать: понятия экономики как науки, хозяйства и сферы общественной жизни, структуру экономики, ее основные институты;·...
Технологическая карта урока обществознания 8 класс "Экономика и ее роль в жизни общества"
Технологическая карта урока обществознания в 8 классе "Экономика и ее роль в жизни общества"...
Обществознание 8 класс. Экономика и ее роль в жизни общества
для 8 класса...
Урок обществознания 6 класс Конфликты и их роль в жизни человека и общества
Урок реализуется в форме групповой работы, соответствует требованиям ФГОС, нацелен на формирование УУД...