Урок по обществознанию в 10 классе «Демократические выборы и политические партии».
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме
Урок по обществознанию в 10 классе «Демократические выборы и политические партии».
Учебник: «Обществознание. 10 класс» (авторов Л.Н.Боголюбова, Ю.И Аверьянова и др. - М.: Просвещение, 2008
Урок изучения нового материала.
Он является логическим продолжением занятий по теме «Политическая сфера». После общей темы, которая раскрывает вопросы, следует обсудить проблемы демократических выборов и политических партий, которые имеют место в нашей стране.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
erofeevaie.zip | 429.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Подробный конспект образовательного мероприятия
Организационная информация | ||||
Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО, должность) | Ерофеева Ирина Евгеньевна, учитель истории и обществознания | |||
Образовательное учреждение | МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 » | |||
Республика/край | Республика Татарстан | |||
Город/поселение | Мензелинск | |||
Предмет | обществознание | |||
Класс, профиль класса/ коллектив/ группа | 10 А класс, естественно-математический | |||
Методическая информация | ||||
Тема урока /занятия/мероприятия | Демократические выборы и политические партии | |||
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) | «Обществознание. 10 класс» (авторов Л.Н.Боголюбова, Ю.И Аверьянова и др. - М.: Просвещение, 2008 | |||
Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями) | Урок изучения нового материала. Он является логическим продолжением занятий по теме «Политическая сфера». После общей темы, которая раскрывает вопросы, следует обсудить проблемы демократических выборов и политических партий, которые имеют место в нашей стране. | |||
Краткая характеристика класса /коллектива/группы | Урок составлен с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 10 а класса и специфики классного коллектива. Отличительной возрастной особенностью является появление интереса к предмету, что объясняется необходимостью сдачи ЕГЭ. При работе с учащимися будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностных и индивидным особенностям. Основная масса обучающихся класса – это дети со средними и высокими уровнями способностей и высокой мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету. Ученики проявляют желание и возможность изучать предмет на продвинутом уровне. С учётом этого в содержание урока включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки зунов, так и на этапе контроля. В организации работы с этой группой обучающихся учтен и тот факт, что они отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе творческого характера. Эти ребята часто уверены в себе. В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы. Между обучающимися достаточно ровные отношения. | |||
Цели урока/ занятия/ мероприятия | Познакомить учащихся с понятиями демократические выборы и политические партии. | |||
Задачи урока/ занятия/ мероприятия | Образовательная: сформулировать представление учащихся о структуре политической системы
Развивающая: развитие терминологического мышления; умения ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.
Воспитательная: воспитание чувства ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе.
| |||
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия | Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни. | |||
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс (личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия). | Общеучебные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - моделирование Логические - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Действия постановки и решения проблем: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | |||
Необходимое оборудование и материалы | Компьютер ( с выходом в Интернет), проектор | |||
Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия (изложение в предложенной форме и последовательности с учётом обязательного включения основных этапов модерации, указанных ниже) | ||||
Этап урока/занятия/мероприятия | Время, продолжительность этапа | Подробное описание АМО по установленной схеме[1] (если есть) | Описание действий участников образовательного процесса | Обоснование отсутствия этапа/АМО на этапе (если такое существует) |
Инициация | 3 мин | Упражнение содействует знакомству участников, их раскрытию, созданию в группе доверительных отношений и позитивной обстановки. Материалы: карточки с вопросами Время: 3 минуты, в зависимости от количества участников. | Описание: Учитель раздает карточки с вопросами | |
Вхождение или погружение в тему | 5 мин | Ученики пытаются по просьбе учителя определить тему урока, учитель помогает им с формулировкой. Он использует приём, который позволяет ученикам соотнести свои знания и незнания по теме демократические выборы и партии. | Учитель записывает на доске слева ответы на вопрос: “Что вы знаете о выборах и партиях?”, а справа – “Что ещё хотелось бы узнать?”. Таким образом, происходит работа над прогнозированием учебных результатов урока с целью обеспечения понимания обучающимися смысла их деятельности, то есть того, чего они должны достичь в результате занятия и что от них ожидает преподаватель. Учащиеся сами формируют задачи урока и план изучения темы. | |
Формирование ожиданий учеников/воспитанников/обучающихся | 2мин | Сформулировать задачи-ожидания и опасения. | ||
Интерактивная лекция | 10 мин | Интерактивная лекция требует от участников активного участия и постоянной обработки информации. Интерактивная лекция объединяет в себе аспекты традиционной лекции и тренинговой игры. Существует множество форм интерактивных лекций, но их всех объединяет то, что: • Она интерактивна. Участникам предлагается, а иногда даже требуется разговаривать друг с другом и с лектором. • Она активна. В отличие от традиционной лекции, интерактивная лекция требует от участников активного участия и постоянной обработки информации. • Это двусторонний процесс. Лекция-игра предполагает частую обратную связь как от учителя, так и от обучающихся. • Она регулируема. Учитель полностью контролирует уровень взаимодействия между участниками. • Она эффективна. Информация, полученная пассивно, быстро забывается. Информация, поступающая через интерактивную лекцию, активно обрабатывается и может быть легко извлечена из памяти по истечении долгого времени. | Интерактивная лекция представляет собой выступление учителя с применением следующих активных форм обучения:
| |
Проработка содержания темы | Деление на группы 20 мин. | Упражнение "Зеленый – красный – желтый – белый" Метод-кластер | Учитель раздает квадраты 4 цветов: Каждого участника он просит выбрать цвет, который ему больше всего нравится. После этого участники объединяются в мини-группы согласно того цвета, который они выбрали. Мини-группы получают следующие задания: - Люди, любимой цвет которых является зеленый, как правило, хорошо умеют взаимодействовать с окружающими и строить отношения. цвет природы, естества, самой жизни, весны. Тот, кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способ самоутверждения, так как для него это жизненно важно. Поэтому группа обучающихся, выбравших зеленый цвет, членами будут избирателями. - Люди, выбравшие желтый , как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру, для них важным является выполнение правил. Символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость Поэтому группа обучающихся, выбравших желтый цвет, будут членами участковой избирательной комиссии - Любители красного обычно хорошие практики, знающие свои цели и умеющие их достигать. Если это любимый цвет, то такой человек смел, это волевой, властный тип, вспыльчивый и общительный. Поэтому мини-группа из участников, выбравших красный будут депутатами от партий. - Участники, выбравшие белый, как правило, творческие натуры, иногда увлеченные оторванными от реальности идеями, но всегда готовые придумать новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое. Белый — синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом. В нем заложен многозначительный смысл, поскольку он одновременно передает и блеск света, и холод льда. Поэтому группа, состоящая из этих людей, придумывает кластер “Демократические выборы ” (можно воспользоваться визуальным словарём http://www.vslovar.ru/jur/9857.html ВЫБОРЫ - Способ формирования органов государства и местного самоуправления с помощью голосования.(Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских.-М., 2002) На этом этапе учитель инструктирует каждую группу о выполнении задания и формах представления результатов работы. Это могут быть оформленные на листах ватмана схемы, кластеры, презентация | |
Подведение итогов | 5 мин | Метод “Мозаика из слов”, “Индивидуальный баннер | Ученики разобрали основной вопрос из прогнозируемых ими в начале урока. Учитель отметил его на доске особым знаком. Цель использования метода - визуализация рефлексии. Использование электронного сервиса: Imagechef.: поработать с разными шаблонами- текст из цветов, лента сопричастности, мозаика из слов и символов. | |
Домашнее задание (если имеется) | Домашнее задание логично вытекает из той информации, которую дети получили на уроке | |||
Дополнительная информация | ||||
Результативность урока/занятия/мероприятия, его методическая ценность (возможность использования урока или мероприятия другими учителями) | Результативность урока зависит от технологии его проведения, основанной на соблюдении основных правил организации учебного процесса и чем качественнее технология, тем выше результат урока. Поэтому вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учетом новейших психолого-педагогических достижений. На данном уроке применялись активные формы и методы обучения в образовательном процессе. Материал данного урока может быть использован во внеурочной деятельности, так и на уроках истории России. | |||
Какие АМО, используемые на уроке/занятии/мероприятии, являются авторскими (Перечислите, пожалуйста, названия методов) | Упражнение "Зеленый – красный – желтый – белый" , используемое при проработке содержания темы. Метод-кластер | |||
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия/мероприятия | Работа с применением АМО позволяет учащимся выразить себя , учителю лучше узнать учеников и их способности. Оценивается наличие собственного мнения. | |||
Анализ и оценка учителем/преподавателем апробации урока/занятия/мероприятия построенного на основе технологии модерации и с применением АМО (если апробация состоялась) | На уроке сочетались приёмы сравнения, классификации. Занимательный характер урока способствовал вовлечению учащихся в тему. Ученики легко поставили учебную задачу урока и приступили к поэтапному её решению. Комплексно решались образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Изучена новая тема в форме лекции с элементами беседы. На уроке прослеживается сочетание всех видов работ: индивидуальная, групповая, фронтальная. Выбранные учителем активные методы ведения урока обеспечили продуктивную деятельность учащихся. Использованы технические средства обучения, презентация по теме. Оптимальный объём, актуальность заданий способствовали проявлению и развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Разнообразные виды деятельности позволили учителю поддерживать высокую работоспособность на уроке. | |||
Указание приложений к уроку/занятию/мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. | Презентация, выполненная учащимися по партям | |||
Обоснование целесообразности использования АМО и технологии модерации для выполнения целей и задач урока/занятия/мероприятия (Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования АМО и технологии модерации) | Использование АМО создают условия для всестороннего развития познавательных возможностей школьников. При этом должна быть соблюдена мера разнообразия. Учитель должен при выборе методов учитывать: -в каждом конкретном случае их оптимальное сочетание; -специфика содержания учебного материала; -учет возможностей учащихся (их познавательной поисковой деятельности и т.д.) | |||
Использованная литература, источников информации. | 1.Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских.-М., 2002Степанищев 2.А.Т. Визуальный словарь по обществознанию http://www.vslovar.ru/jur/9857.html 3.Методика преподавания и изучения истории: Учебное пособие для студ. Высш. учеб. заведений: в 2 ч.- М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2002.- ч. 1.- 191 с. 4.Педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. Учеб. заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред.В.А. Сластенин. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 184 с. 5.Короткова М.В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. Пособие для учителей.- М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 1999.- 174 с. | |||
Примечания автора/ов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Демократические выборы и политические партии 10 класс
презентация...
Урок обществознания по теме "Демократические выборы и политические партии". 10-й класс
Урок обществознания по теме"Демократические выборы и политические партии".10-й класс...
Демократические выборы и политические партии
nИзбирательная система – порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определения результатов голосования....
Разработка урока на тему "Демократические выборы и политические партии"
Данная разработка поможет провести урок в 10 классе в нестандартной форме и сделать его полезным с практической точки зрения...
Открытый урок "Демократические выборы и политические партии".
Демократические выборы и партии Демократичные выборы – один из главнейших институтов легитимизации действующего политического режима и политической системы.Демократичные выборыДемократичные выбор...
«ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ВЫБОРЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ»
Урок изучения нового материала. Он является логическим продолжением занятий по теме «Политическая сфера». После общей темы, которая раскрывает вопросы, следует обсудить проблемы демократиче...
Презентация. Демократические выборы и политические партии. 10 класс. Базовый уровень.
Презентация. Демократические выборы и политические партии. 10 класс. Базовый уровень....