Методическая разработка урока по обществознанию "Православный храм"
методическая разработка по обществознанию (8 класс) на тему
Методическая разработка урока по обществознанию "Православный храм" 8 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_obshchestvoznaniyu_pravoslavnyy_hram.doc | 691 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ
Подготовила
Данилова Татьяна Алексеевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ СШ №16,
г. Арзамас, Нижегородская область
Арзамас, 2016
Технологическая карта урока
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Данилова Татьяна Алексеевна |
Район | Г. Арзамас |
Место работы | МБОУ СШ №16 |
Должность | Учитель истории и обществознания |
УМК по курсу «Религии России» | |||
Религии России. Часть 2: учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных школ / авт.сост. В.К. Романовский, Л.А.Гончар. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013 В.А. Сомов, В.К. Романовский. Религии России: учебная программа и тематическое планирование для 8 – 9 класса для общеобразовательных учреждений. - Н.-Новгород.: НГЦ, 2010 |
Общая информация | |
Тема урока | Православный храм |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний |
Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные) | Цель: Познакомить с понятием «храм», с назначением, внешним видом и устройством православного храма; приобщение обучающихся к вечным ценностям через развитие интереса к духовно-историческому и культурному наследию своего народа; дать представление о назначении православного храма и его устройстве, используя краеведческий материал. Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Необходимое оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор, презентации учеников «Внешний вид православных храмов», «Купола православного храма», «Внутреннее устройство православного храма», «Воскресенский собор – жемчужина г. Арзамаса» |
Дидактическое обеспечение | Религии России. Часть 2: учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных школ / авт.сост. В.К. Романовский, Л.А.Гончар. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013 Материал Воскресенском соборе г. Арзамаса Фотографии |
Планируемые результаты урока | |||
|
| ||
|
| ||
|
- принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно определяют и формулируют цель; составляют план последовательно действий - развитие навыка работы с учебником, иллюстрациями, компьютерными презентациями
| ||
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения | Электронная презентация учащихся (опережающее задание) Индивидуальное задание по истории Воскресенского собора г. Арзамаса (опережающее задание) Оценочные листы |
Литература и Интернет-ресурсы | |||
Основная |
| ||
Дополнительная |
| ||
Интернет-ресурсы | http://arzblag.ortox.ru | ||
ЭОРы |
|
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся | |||
Этап урока | Цель | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации |
Организационный 1 мин | Приветствует детей. | Настраиваются на деловую работу | |
Вводно – мотивационный 5 мин | Мотивация учебной деятельности обучающихся | Слайд 1. Православный храм, звон колоколов. Ребята, хотелось бы прочитать стихи монаха Варнавы (в миру Евгений Санин) из книги для детей «Духовная азбука» Этот дом - не просто дом! Он красивый и с крестом, Золотые купола, Звонкие колокола! Помолиться в этот дом Ходят в трепете святом По утрам и вечерам. Это – православный храм Попробуйте определить, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? Сформулируйте цели урока. Определяется проблема: Православный храм часто называют энциклопедией православной жизни. Что это значит? | Анализируют проблему (познавательные УУД), формулируют цель урока (регулятивные УУД) Запись темы урока. Формулируют цели урока. (коммуникативные УУД, регулятивные УУД) Предлагают свои версии по решению проблемы (познавательные УУД) |
Актуализация знаний 3 мин | Формирование нравственных категорий: красота, восхищение. | Писатель П.И. Меликов – Печерский не раз подъезжая к городу Арзамаса писал: «Верст за восемь Арзамас весь открывается прекрасной панорамою. Довольно значительная возвышенность, полукругом огибающая Тёшу, покрыта красивыми каменными домами, из-за которых смотрят колокольни, одна другой выше, одна другой великолепнее… В России немного губернских городов, которые бы при таком счастливом месторасположении были так красивы, как Арзамас» По каким внешним признакам можно узнать православный храм? | Ответы учащихся: купол, крест, колокола, колокольни. (коммуникативные УУД) |
Первичное усвоение новых знаний 25 мин | Формирование понимания понятия ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ, его особенности.
Формирование уважительного отношения к национальной культуры Формирование понятийного аппарата: храм, алтарь, паперть, колокольня, иконостас, закомара, «царские врата» Формирование чувства гордости. Формирование эстетического отношения к миру прекрасного, воспитание трепетного отношения к национальной культуре. Формирование понятия значимости православного храма в истории Руси, значимости для развития духовности русского народа. | Ребята, послушаем защиту проектов по предложенным темам. Вам необходимо сгруппировать основные тезисы в тетрадь, выслушав своих одноклассников. Составьте список понятий, раскройте их
Учитель до урока дал задание учащимся по группам: подготовить проекты и защиту их в форме презентаций: «Внешний вид православного храма» «Купола православного храма (число, цвет, значение) «Внутреннее устройство православного храма» (исследовательские метод обучения, метод проектов) Уточнение учителем, какие тезисы записали учащиеся, просит оценить свои ответы (по критериям в оценочных листах) Использование ИКТ – технологии Технология сотрудничества Какие новые термины вы записали в тетрадь? В начале 20 века в нашем городе с десятитысячным населением насчитывалось 36 церквей. Одним из самых красивых храмов был Воскресенский собор. Послушаем сообщение о нем. Используя фотографии арзамасского храма «Воскресенского собора», запишем в тетради применительно к нашему храму основные его детали. Совместная работа с фотографиями (технология развития критического мышления)
Как вы думаете, зачем люди приходят в ХРАМ? Обоснуйте свою позицию «И действительно, в храме наши души исполняются благодатным миром Христовым. Бывает, приходишь в Дом Божий с внутренним смятением, тяжестью на сердце. А уходишь – успокоенным, утешённым, примиренным», - так отозвался о пребывании в храме протоиерей А. Владимиров в книге «Учебник жизни» | Группы учеников представляют результаты своих проектов в форме презентации (групповые формы работы) «Внешний вид православного храма» «Купола православного храма (число, цвет, значение) «Внутреннее устройство православного храма»
Учащиеся записывают тезисы в тетрадь, отмечая основные особенности православного храма, составляют список понятий. (Индивидуальная форма работы) (познавательные УУД). (самооценка – свои баллы учащиеся фиксируют в оценочных листах) Обсуждение результатов работы (коммуникативные УУД, познавательные УУД) (самооценка – свои баллы учащиеся фиксируют в оценочных листах) Ответы учащихся.
Ученик рассказывает: 1.Воскресенский собор построен в 1814-1842 гг. 2.Архитектор М.П. Коринфский 3. Построен в честь победы над Наполеоном. 4. Строился на пожертвования арзмасских жителей и государственной казны. 5. Стиль – классицизм. (познавательные УУД, коммуникатиные УУД) Рассматривают фотографии и записывают: (пятикупольный, черный цвет (что означает) куполов, что изображено на фронтоне, паперть, внутреннее устройство храма) (предметные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД) Индивидуальная форма работы Ответы учащихся (коммуникативные УУД, познавательные УУД) |
Первичное закрепление 7 мин | Закрепление полученных знаний | Вернемся к стихам Е. Санина. Он в своих стихах рассказывает о деталях храма. Пользуясь знаниями, полученными на уроке, определите, чему строки посвящены. … — это главное место храма, Столик высокий, крышка с наклоном — Божьей силою полна, Сколько икон разместили для нас ……….— это башня, В алтаре мы видим стол. Ах, какая красота — К середине первого тысячелетия сформировалась традиция, по которой все христианские храмы снаружи смотрелись особенно. Что означало?
Вернемся к проблеме урока. Православный храм часто называют энциклопедией православной жизни. Почему? Что означает слово собор? С какими словами связан? На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей. Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны. | Ученики записывают в тетрадь: (индивидуальная форма работы) Познавательные УУД, регулятивные УУД Алтарь Аналой Икона Иконостас Колокольня Престол Царские врата крест (храм посвящен распятому за нас Господу Иисусу Христу), круг (символ вечности Церкви Христовой), корабль (означает, что Церковь, подобно Ноеву Ковчегу ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном), звезда в виде восьмиугольника (означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире). Ответы учащихся. Постройка храма всегда связана историческими событиями, происходящими в стране. Каждая деталь имеет важное значение. Иконы находятся в определенном порядке, цвет имеет значение. Храм играл СОБОР- 1)собрание, съезд (устар.) 2) Главная церковь в городе, в монастыре. СОБОРНОСТЬ-духовная общность многих совместно живущих людей. СОБОРНО - совместно в мире и любви. Ученики высказывают свои мнения, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, обмениваются мнениями, слушают позицию партнера (коммуникативные УУД, познавательные УУД) (самооценка – свои баллы учащиеся фиксируют в оценочных листах) |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 2 мин | Сообщает дифференцированное д/з и проводит инструктаж по его выполнению (технология личностно-ориентированного обучения) | §6, 1)Составить памятку для мужчины и женщины «Как вести себя в храме» 2)Подготовить сообщение – презентацию «Арзамасские православные храмы» (один по выбору), чтобы сформировать общую презентацию от класса (можно использовать сайт Арзамасского благочиния)
| |
Рефлексия (подведение итогов занятия) 2 мин | Выяснить эмоциональное состояние детей. Самооценка деятельности учащихся | Рефлексия деятельности: подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников. 1. Какую тему мы изучали? 2. Над решением какой проблемы работали? 3. Нашли решение? 4. Что осталось непонятым? 5. Что предстоит, на ваш взгляд, изучать далее? Определите свою деятельность на уроке. Организует самооценку учащихся. Выставление оценок | Ученики суммируют баллы в оценочных листах и выставляют самооценку. Ученики продолжают следующие фразы. • На уроке я работал (а)... (активно / пассивно). • Своей работой на уроке я.... (доволен (довольна) / недоволен (недовольна)). • Урок мне показался... (коротким / длинным). • За урок я (не устал(а) / устал(а)). • Материал урока мне был... (полезен / бесполезен, интересен / скучен).
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Святой храм. Методическая разработка урока по православной культуре
Данная разработка уникальна в своем роде. Разнообразный материал, повествующий о внешнем и внутреннем устройстве православного храма. Урок интегрированный ПК плюс геометрия. В основании любого храме л...
Методическая разработка урока по историческому краеведению "Дорога к храму"
Цели урока: изучить и обобщить материал по теме; способствовать раскрытию творческих способностей учащихся, дать возможность детям проявить себя; развивать умение правильно формулироват...
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Православные храмы России"
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Православные храмы России"...
Методическая разработка "Виртуальная экскурсия: "Многоликие храмы Невского проспекта"
Презентация к виртуальной экскурсии по Невскому проспекту...
Методическая разработка игры-викторины "Дивный храм, открытый всем сердцам"
Методическая разработка игры-викторины "Дивный храм, открытый всем сердцам"...
Методическая разработка урока "Храм" (по теме образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры», 4 класс)
Тема "Храм" (с использованием регионального компонента). Данную методическую разработку можно использовать как на уроках ОРКСЭ, так и на внеклассных мероприятиях по патриотическому воспитани...
Методическая разработка: урок - образовательное путешествие «Православные храмы – памятники культуры и истории города»
Образовательное путешествие как педагогический метод краеведческого компонента на уроках ОДНКНР дает возможность учащимся быть погруженными в городское пространство, прикоснуться к миру культуры, почу...