Святой храм. Методическая разработка урока по православной культуре
методическая разработка (9 класс) по теме

Данная разработка уникальна в своем роде. Разнообразный материал, повествующий о внешнем и внутреннем устройстве православного храма. Урок интегрированный ПК плюс геометрия. В основании любого храме лежит геометрическая фигура: круг, прямоугольник...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mou.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка интегрированного урока

православной культуры и геометрии

(для 9 класса)

«Святой Храм».

О.М. Гаранина

учитель православной культуры

Н.М. Карпешина

учитель математики

МОУ «ООШ № 6»

г.Старый Оскол

                                                                                                     Эпиграф к уроку

«Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее»
                                                   (Мф. 16:18)

Тема урока: « Святой Храм».

Тип урока: Интегрированный. Урок проводится в кабинете с мультимедиа.

Цели и задачи урока:

обучающие:

  1. повторить ранее пройденный материал по истории  возникновения христианских храмов,
  2. сообщить учащимся новые сведения о единстве внутреннего устройства христианских храмов;
  3. рассказать о символизме форм христианских храмов;
  4. повторить формулы нахождения площадей фигур (прямоугольника, квадрата, круга).

развивающие:

  1. развитие кругозора учащихся;
  2. развитие образного мышления;

воспитательные:

  1. способствовать развитию интереса у учащихся к храмовому зодчеству Руси, православным традициям и истории своей страны.
  2. эстетически воспитывать обучающихся.

Оборудование и наглядные материалы: компьютеры с Microsoft Office, презентация выполненная в приложении Microsoft Power Point, проигрыватель Windows Media c записями в формате Mp3, пособия с видами храмов Старого Оскола и храмовыми интерьерами, тесты на повторение пройденного материала по ПК, карточки для практической работы по геометрии, карточки с домашним заданием.

План урока:

  1. Организационный момент. /3 минуты/

Учитель знакомит учащихся с темой и целями урока. 

  1. Повторение пройденного материала. /6 минут/

провести первичную проверку понимания учащимися материала «Библия о  истории возникновения христианских храмов» в  форме теста.

  1. Изложение нового материала. /24 минуты/
  2. Практическая работа.  /8 минут/
  3. Подведение итогов. /2 минуты/
  4. Домашнее задание. /2 минуты/

Ход урока:

Тест.

1. Согласно книгам Ветхого  Завета, во времена Адама, Ноя, Авраама богослужение совершалось:

А) на жертвенниках,

Б) в Скинии,

В) в Храме.                          

(а)

2. Для установления жертвенников выбирались специальные места:

А) открытая местность,

Б) местность с красивой природой,

В) место, где Бог являлся человеку…

(в)

3. После ухода иудеев из Египта пророк Моисей провел на горе Синай:

А) 30 дней и ночей,

Б) 40 дней и ночей,

В) 70 дней и ночей.

(б)

4. Скиния имела:

А) 2 отделения,

Б) 3 отделения,

В) 4 отделения.

(б)

5. Чем отделялось Святилище от Святая Святых:

А) завесой,

Б) каменной плитой,

В) металлической решеткой.

(а)

6. Что находилось в Святая Святых:

А) жертвенник,

Б) Ковчег Завета,

В) стол с двенадцатью хлебами.

(б)

7. Скиния возведенная за один год Моисеем служила евреям:

А) 440 лет,

Б) 400 лет,

В) 480 лет.

(в)

8. Первый Иерусалимский храм был построен:

А) царем Давидом,

Б) царем Соломоном.

(б)

9. Строительство Первого Иерусалимского храма было завершено в течении:

А) 7 лет,

Б) 10 лет,

В) 15 лет.

(а)

10. Первый Иерусалимский храм простоял:

А) 400 лет,

Б) 500 лет,

В) 550 лет.

(б)

11. Строительство Второго Иерусалимского храма продолжалось:

А) 10 лет,

Б) 15 лет,

В) 19 лет.

(в)

12. Второй Иерусалимский храм был разрушен:

А) в 60г. от Р.Х.,

Б) в 70г. от Р.Х.,

В) в 80г. от Р.Х.

(б)

   

    При работе с тестом, учащиеся самостоятельно подсчитывают количество набранных баллов, за правильные ответы, по системе (за каждый правильный ответ присваивается – 10 баллов и подсчитывается сумма: 40 баллов – «двойка», 50 баллов – «тройка», от 60 до 100 баллов – «четверка», свыше 100 баллов – «пятерка»).

Объяснение нового материала.

     Учитель читает стихотворение: 

В Божий Храм

Всех приглашаем  в Божий Храм:

Богатых, нищих, пессимистов,

Убогих, рыжих, пап и мам,

Закоренелых атеистов.

Приди, политик и поэт,

Оставь быт суетный на время,

Ведь в мире места боле нет,

Где дум тяжелых сбросишь бремя.

Где колокольный слышен звон,

Где слово Божье на амвоне,

И, где среди святых икон

Застыть нам хочется в поклоне.

Приди в Храм Божий, человек!

Здесь все, поверь, друг другу родня,

И обрети в душе навек

Неугасимый свет Господний!

                                                     Андрей и Роман Уваровы

     У всех, кто впервые входит в храм, непременно замирает душа от удивительного чувства, что это – не просто здание, а особое, пронизанное духовным светом место. Здесь все таинственно, спокойно, возвышенно и величаво. Как не похож мир храма на обычную жизнь! Здесь исчезают тревоги, печали, душа умиряется, и на глазах невольно наворачиваются слезы…

     В старину церковь называли «лечебницей души». Принеси сюда груз своих соблазнов, грехов и печалей, и излечится любая болезнь греховная, ибо врачует не человек, но врач Всемогущий.

     Святитель Иоанн Златоуст так говорил о храме: «Как пристань, огражденная от ветров и волн, великую доставляет безопасность входящим в нее кораблям, так и дом Божий, исхищая входящих в него от мятежа житейских дел, как от бури, дает им стоять в великой тихости и безмятежности и слушать слово Божие».

     Почему так хорошо здесь? Потому что в храме, как нигде в другом месте, рядом с нами, близко – близко, незримо пребывает Сам Бог.

     А там, где Бог, там мир и покой.

    Во все времена люди нуждались в помощи Бога, и поэтому ни одна цивилизация не обходилась без храма. И в самом деле, где нет храма, пуст и уныл этот город, суетен он и тревожен, и нет у него сердца. Невозможно себе представить русское поселение без церкви, потому что храм для русского человека – сокровищница самого дорогого для него.

     В храме нас крестят, там омывается наша душа от грехов во время покаяния, там мы принимаем причастие, которое есть частица Самого Бога. Там венчаются вступающие в брак и там же отпевают, прощаются с умершими. Из храма возносится к Небу молитвенное заступничество нашему государству и нашему воинству, болящим, путешествующим и всем, нуждающимся в помощи Бога.

     Церковь Нового Завета основал Сам Христос. Это произошло во время Тайной вечери, когда Учитель, омыв ноги Своим ученикам, Сам совершил первую Божественную Литургию – Таинство претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь.

     Иисус Христос часто бывал в храме, молился, учил народ и смотрел на храм как на величайшую святыню. Обычно кроткий и милостивый, Он гневно обрушился на торговцев, превративших знаменитый Иерусалимский Храм в безобразный базар.

     Христос учил: «…дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников» (Лук. 19:46).

     Это благоговейное отношение к храму сохранилось и у древних христиан. Первые христиане продолжали посещать и ветхозаветный иудейский храм, где они проповедовали Евангелие.

     Во времена гонений императоров – язычников, жестокие истязания и публичные казни, ранние христиане не отреклись от Христа, но продолжали славить его тайно, скрываясь в таинственных подземельях усыпальниц, где погребались мученики за веру. Гробница особо почитаемого мученика служила престолом катакомбного храма, стены которого украшали сохранившиеся до наших дней надписи и символические изображения Христа в виде рыбы или пастуха.

     Здесь, среди надгробных плит, при мерцающем свете факелов гулко неслись к небу их вдохновенные молитвы и песнопения.

     Прошли века, язычество было бескровно побеждено христианством, и в начале 4 века во время правления императора Константина, вера в Христа стала официально признанной религией. В это время возводятся истинные памятники храмового строительства, венцом которого стал знаменитый храм Софии в Константинополе.

     Храм представлял собой как бы огромную художественную галерею из сверкающих золотом мозаик, росписей и орнаментов. Использованный для отделки стен и пола мрамор был столь разнообразным по цвету и узору, что приходившие сюда люди уверяли, что в спилах мраморных узоров зашифрована вся история человечества как прошлая, так и будущая. Именно в константинопольском храме русские послы пережили глубокое потрясение и мощью христианской веры, и явным присутствием Бога, и величием высокой, духовной культуры. «И не знали мы, где пребывали: на земле или на небе!» Эти взволнованные слова сыграли решающую роль в выборе князем Владимиром веры для Руси.

     После падения Константинополя, именуемого на Руси Царьградом, в 15 веке турки превратили главный христианский собор в мечеть, уничтожив почти все бесценные христианские мозаики и фрески. Существует предание, согласно которому в тот день, когда турки ворвались в храм, где в это время шла служба, священник, дабы не позволить осквернить Святые Дары, читая молитву, вошел со святыней в разверзшуюся перед ним стену храма. Предание утверждает, что этот священник до сих пор читает молитву в стене и, если приложить к ней ухо с правой стороны храма, то можно услышать неясный шум. Только тогда, когда над Святой Софией вновь засияет крест, священник со Святыми Дарами вернется в алтарь и продолжит службу.

     Знаменитые на всю Русь Киевский Софийский собор, София Новгородская, Владимирский Успенский собор были построены по подобию константинопольского храма, со временем русские церкви благодаря гению русских зодчих приобрели самобытные национальные черты.

     Все храмы отличались друг от друга и архитектурой, и разнообразной удивительной отделкой как внешних стен, так и внутреннего убранства.

     В далекие времена, закладывая храм, его форме придавали какое-либо символическое значение. Если храм строился в виде корабля – это означало, что мир – бурное, житейское море, а храм – корабль, спасительный Ноев ковчег, на котором можно его переплыть. Храм в виде звезды означал, что мир – пустыня, а храм – путеводная звезда в ней. Если храм строился в виде креста – это свидетельствовало о том, что Церковь получила свое начало и силу через Крест Христов, а если в виде круга – вечность и неодолимость Святой Церкви.

     Почему так ценят христиане свои храмы, почему они для них дороги и святы? Здесь Ангелы невидимо служат священнику. Преподобный Серафим Саровский видел Ангелов, поющих и сослужащих братии, а однажды, в Великий Четверг, во время службы он внезапно замолчал, весь изменился и не мог сойти с места. Его под руки отвели в алтарь, где он простоял три часа, то возгораясь лицом, то бледнея, и все не в силах вымолвить ни слова. Когда же преподобный пришел в себя, то рассказал старцам, что он увидел Господа и Бога нашего Иисуса Христа сияющего неизреченным светом, окруженного Ангелами, Архангелами, Херувимами и Серафимами. Приблизясь в таком виде до амвона и воздвигнув пречистые Свои руки, Господь благословил служащих и предстоящих.

Итак, ребята давайте мысленно распахнем двери храма и попробуем окунуться в его таинственную и благодатную атмосферу.

        Учитель предлагает посмотреть компьютерную презентацию «Святой Храм».

         Просмотр презентации (смотри приложение).

Содержание презентации.

2 слайд.

   У всех, кто впервые входит в храм, непременно замирает душа от удивительного чувства, что это не просто здание, а особое, пронизанное духовным светом место. Здесь исчезают тревоги, печали, душа умиряется, и на глазах невольно наворачиваются слезы.

3 слайд.

  Церковь Нового Завета основал Сам Христос.

  Иисус Христос часто бывал в храме, молился, учил народ и смотрел на храм как на величайшую святыню. Обычно кроткий и милостивый, Он гневно обрушился на торговцев, превративших знаменитый Иерусалимский Храм в безобразный базар. Христос учил: «…дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников» (Лук. 19:46).

  4 слайд.

    Храм, все его великолепие: позолоченный иконостас, удивительной красоты настенные росписи, горящие свечи, расшитые золотом одежды священников, торжественное и возвышенное пение хора – все это предназначено для самой главной цели православной веры – для богослужения.

  5 слайд.

    Господи, благослови пути мои и сохрани меня от всякого зла.

   Как же устроен наш православный храм? Первое, что мы видим, подходя к храму, - это купол с крестом. Купол храма напоминает нам о Небе, о котором мы всегда должны помнить, а крест – это распростертые руки Бога, зовущие нас к Себе. Луковичные формы куполов символизируют пламя свечи, горение во имя Господа.

   Один купол на храме олицетворяет Единого Бога, три – Святую Троицу. Пять куполов – это Христос и четыре Евангелиста. Семь куполов – семь Таинств церкви, девять число ангельских чинов, тринадцать – Христос и двенадцать апостолов, тридцать три главы – сколько лет прожил Господь на земле. Сверкающие на солнце золотые купола бывают на главных храмах и храмах, посвященных Христу Спасителю. Синие купола с золотыми звездами венчают Богородничные храмы, а зеленые Троицкие, потому что зеленый – цвет Святого Духа.

  6 слайд.

  Рядом с храмом или над его входом находится колокольня или звонница. Колокольный звон созывает верующих на молитву.

  Входят в храм всегда с Запада, от закатной тьмы, и идут к Востоку, к свету, туда, откуда вновь придет Господь и где сейчас находится алтарь.

  В старых храмах для усиления акустики в стены храма мастера замуровывали полые горшки и кувшины, которые увеличивали силу звука.

7 слайд.

   Как должен быть одет человек, решивший идти в церковь?
Женщины не должны приходить в церковь в брюках, коротких юбках, с яркой косметикой на лице, недопустима помада на губах. Голова должна быть покрыта платком или шарфом. Мужчины перед входом в церковь должны снять головной убор.

   Перед входом в храм надо остановиться и осенить себя крестным знамением и войдя в храм, нужно снова перекреститься.

    Мы вошли в храм и попали в притвор. В прошлые века здесь должны были стоять кающиеся грешники и так называемые «оглашенные» - те, кто только хотел стать христианином. Из притвора мы попадаем в большой, торжественный зал храма, все стены которого покрыты росписями. Росписи не только украшают храм и делают его нарядным и праздничным, но и учат людей, наставляют их в вере. В старину иконы и фрески, то есть росписи, называли «Библией для неграмотных».

8 слайд.

   Все живописные наставления в вере располагаются в храме в строго определенном порядке. В куполе, как правило, изображают Бога Вседержителя в образе Иисуса Христа. Ниже в барабане купола образы древних библейских пророков. На парусах всегда изображаются Евангелисты. Купол храма, как правило, поддерживают мощные столбы, на них изображают святых мучеников, воинов, благоверных князей и всех тех, кого называют «столпами церкви».

   9 слайд.

   Всю восточную стену храма занимает алтарь, который символизирует Царство Небесное. Святость алтаря настолько велика, что в древности вход сюда был запрещен всем мирянам. Главнейшие предметы в алтаре – святой престол, жертвенник и горнее место, семисвечник, запрестольная икона, запрестольный крест. Перед входом в алтарь находится амвон, возвышение со ступеньками. На амвоне до самого купола величественно возвышается сияющая золотом стена из икон. Это иконостас, который отделяет алтарь от молящихся. Иконостас похож на грандиозную, удивительно красивую книгу, в которой можно увидеть историю мира и историю Господа нашего Иисуса Христа.

   Когда во время Богослужений открываются Царские врата, в алтаре можно увидеть святая святых – святой престол, на котором находится Крест, святое Евангелие и Дарохранительница. Здесь на престоле, совершается главное церковное Таинство – претворение вина и хлеба в Кровь и Тело Господа нашего.

10 -11 слайд.

    В храме вместе молятся сотни людей, и их общая, соборная молитва становится такой мощной, что непременно бывает услышана Господом.

12 слайд.

   Иконы и тем более иконостас освящаются особыми молитвами и святой водой. Чин освящения придает им благодатную силу Духа Святого.

   Справа от Царских Врат иконостаса всегда находится икона Спасителя, а рядом с ней икона покровителя этого храма, или икона церковного праздника, в честь которого назван храм. Слева от Царских Врат всегда икона Пресвятой Богородицы. Этот самый нижний ряд иконостаса называется «местным», а всего в иконостасе пять рядов.

  Во втором ряду находятся иконы двенадцати православных праздников.

13 слайд.

   Третий, «деисусный», молитвенный ряд – самый главный в иконостасе, в центре икона «Спас в силах», представляющая Христа как Судью мироздания.

   В четвертом ряду иконы пророков. В пятом находятся иконы самых древних, ветхозаветных святых, с которых и началось Богопочитание. Иконостас всегда венчает Крест, символизирующий любовь Господа к заблудшим людям падшего мира.

   Во время церковного богослужения происходит таинственное, непостижимое единение человека и Бога, Который незримо пребывает в каждом храме.

14 слайд.

   Что такое таинства, являющиеся одной из главных составляющих Церкви?

Таинством называется священное действие, через которое тайно, невидимым образом, человек получает спасительную силу благодати Святого Духа. Святых Таинств семь: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Брак, Священство и Елеосвящение. Таинство может совершать только рукоположенный.

15 слайд.

   Почему в храмах ставят свечи?

   Свеча – это бескровная жертва. Огонь свечи символизирует вечность. В древности, в ветхозаветной Церкви, человек, приходящий к Богу, приносил ему в жертву внутренний жир и шерсть закланного животного, которые возлагались на жертвенник всесожжения. Теперь же, приходя в храм, мы приносим в жертву не животное, а символически заменяющую его свечу.

16 слайд.

1. Вифлеем. Церковь Рождества. Звездица на месте Рождества.
2. Иерусалим. Храм Гроба Господня (именно в этом храме в Великую Субботу происходит чудо – сошествие Благодатного Огня на Гроб Господень).

17 слайд.

   Иерусалим. Церковь двенадцати апостолов.

18 слайд.

   Древние римляне говорили: «Если хочешь завоевать страну – разрушь ее святыню». После революции за короткий срок было уничтожено 500 храмов и монастырей, в том числе и главная Российская святыня – храм Христа Спасителя.

19 слайд.

   Писатель Владимир Солоухин сказал: «Когда думаешь об этой казни, о разрушении храма Христа Спасителя, хочешь понять, что это было: недомыслие, умопомрачение, злонамерение, жестокость? И останавливаешься на слове «поругание». Это было трижды поругание: поругание красоты, поругание веры, поругание памяти народной…»
Наш долг возродить все разрушенные храмы. Ведь воссоздание храма – символ воскресения Руси, знамение надежды на лучшие времена для народов, оставивших Бога, но ныне к Нему возвращающихся.

     В презентации присутствуют аудиофайлы фрагменты, которых необходимо прослушать с помощью щелчка мыши на значке «аудиофайл».

     Последние слайды о символизме форм православных храмов (после просмотра, которых учащиеся выполняют задания по геометрии).

     Учитель геометрии обращает внимание учащихся на то, что некоторые виды храмов в основании имеют форму геометрической фигуры: прямоугольника (крест состоит из нескольких прямоугольников), круга. Учащимся предлагается выполнить работу на карточках по нахождению площади основания храма.

     Карточка № 1

     Найти площадь основания храма имеющего прямоугольную форму, если а=10 ед., в=5 ед.

   

   Карточка № 2

Найдите площадь основания храма имеющего крестообразную форму, если

Карточка  № 3

Найти площадь основания храма имеющего форму круга, если радиус равен 7 ед.

     Подведение итогов.

Оценки выставляются по результатам выполненного теста (православная культура) и заданий на карточках (геометрия).

     Домашнее задание.

     Выполняется учащимися по заранее подготовленным карточкам (карточки распечатываются на отдельных листах и раздаются каждому учащемуся).

     Содержание карточки.

  1. Задание по ПК.

1. Вставьте пропущенные слова.

Христос учил: «…дом Мой есть дом________   , а вы сделали его вертепом _________». (Лук. 19:46)

2. Что символизируют луковичные формы куполов?

3. Допишите.

1 купол олицетворяет………………

3 купола олицетворяют ……………

13 куполов олицетворяют…………

33 купола олицетворяют……………

4. Какого цвета купола венчают Богородничные храмы?

5. Какую роль выполняет находящаяся рядом с храмом колокольня или звонница?

6. В какой части храма находится алтарь?

7. Как называли в старину храмовые фрески и росписи?

8. Почему в храмах ставят свечи?

9. Вставьте пропущенные слова.

Святых Таинств семь: Крещение_____________ , Миропомазание__________ , Покаяние___________ , Елеосвящение.

  1. Задание по геометрии

Повторить формулы нахождения площадей геометрических фигур (прямоугольника, параллелограмма, ромба, треугольника, трапеции, квадрата, круга, кругового сектора).

Решить задачи.

1.Найти площадь круга,  вписанного в квадрат со стороной 4 см.

2. Площадь прямоугольника равна 36 см2, а стороны относятся как 1:4. Найдите площадь квадрата, периметр которого равен периметру данного прямоугольника.

Список использованных литературных источников.

  1. Юдин Г.Н. Святой храм. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007г (серия «Божий мир»);
  2. «Закон Божий». Руководство для семьи и школы на основе текста протоирея Серафима Слободского: САТИСЬ ДЕРЖАВА Санкт-Петербург, 2005;
  3. Полная популярная иллюстрированная библейская энциклопедия Архимандрита Никифора. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000г;
  4. «Евангелие». Мультимедийное издание Teach Pro, главный консультант проекта Иеродиакон Макарий (Петанов), Москва 2004г;
  5. «Начинающему христианину». Составитель И.А. Горбова по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: «Издательство Паломник», 2003г;
  6. Александро-Невский кафедральный собор. Оригинал макет изготовлен в информационном отделе Александро-Невского кафедрального собора города Старый Оскол, Белгородской области;
  7. Электронное пособие «Азбука иконописца». Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005г.
  8. Геометрия: Учеб. Для 7-9 кл. общеобразоват. Учреждений/ А.В. Погорелов. – 5-е изд.- М: Просвещение, 2004. – 224с.: ил.

Приложение на диске.

Компьютерная презентация.

Папка с аудиофайлами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков по физической культуре по разделу "Баскетбол"

Конспекты уроков по баскетболу для учащихся 5 классов...

«Жизнь - как святая свеча» Методическая разработка урока по предмету «Основы православной культуры»

Методическая разработка урока по предмету - Основы православной культуры 4-5 класс, посвященная годовщине со дня рождения Сергия Радонежского....

методическая разработка урока "Русские православные традиции в романе И.С. Шмелёва "Лето Господне" (гл. "Великий Пост")

Урок открытия нового знания построен в ТРКМЧП (стратегии "ЗХУ" и "Инсерт") и призван познакомить обучающихся с церковными и бытовыми традициями русского народа в период Великого Поста.Обычаи чистого п...

Методическая разработка урока по православной культуре «Лето Господне» - церковный календарь ( по повести И. Шмелева) (возраст детей - 15-16 лет, срок реализации – 1 год)

      Увлекаемая мерным движением колеса времени, жизнь течет по кругу. Бесконечно повторяются  религиозные праздники с их традициями, обрядами и приметами. Иван Шмелев...

Методическая разработка урока на тему «Культура. Понятие, формы, виды культуры»

Методическая разработка урока на тему «Культура. Понятие, формы, виды культуры» для учащихся средних профессиональных учебных заведений сцелью в рамках урока по предмету Общество...

Методическая разработка урока по физической культуре по теме: «Применение инновационных педагогических технологий на уроках волейбола как способ повышения мотивации и интереса к занятиям физической культурой».

Данная разработка представляет собой конспект урока физической культуры по ФГОС с использованием инновационных технологий, проведение которых в системе, помогает решить одну из главных задач физическо...