Урок 4 "Правонарушения и юридическая ответственность"
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме
Тема: «Правонарушения и юридическая ответственность»
Класс: 9 «А»
Дата: 14.12.16
Предмет: история
Учитель: учитель истории МБОУ СОШ с.Сосновка Манзай-оол С.Ю.
Тип урока: урок изучения нового материала.
1. Цели урока:
1) Личностные:
- формировать правовое сознание учащихся
2) Метапредметные:
- развивать умение поиска и выделения информации
- развивать умение анализа с целью выделения признаков
- развивать умение строить логическую цепь рассуждения
- развивать умение планировать коллективную деятельность
- развивать умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
3) Предметные:
- ознакомиться с понятиями «правонарушение», «проступок», «преступление», «юридическая ответственность», с видами юридической ответственности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопрос урока: П очему государство устанавливает специальное наказание за совершение правонарушения?
Правонарушение –
Правонарушение – деяние (действие / бездействие) Дееспособного лица Общественно опасное Противоправное Виновное
Правонарушение – это виновное противоправное общественно опасное деяние дееспособного лица
Виды правонарушений преступление проступок
Проступок – это правонарушение, которое отличается малой степенью наносимого общественного вреда
Преступление – это правонарушение, которое отличается высокой степенью наносимого общественного вреда
Определите ситуации в качестве проступка или преступления Дмитрий Сонин, 20 лет, торопясь в зоомагазин, перебежал улицу перед близко идущим транспортом, хотя в 20 метрах находился подземный переход. Десятиклассник Сергей шел домой. На пустынной улице к нему подошли двое подвыпивших ребят, Вадим и Игорь. Они начали оскорблять его, жестоко избили и нанесли ему несколько ножевых ранений, затем скрылись в неизвестном направлении.
Классифицируйте указанные противоправные деяния на проступки и преступления грабеж торговля с рук в неустановленных местах кража невыполнение договора неоплаченный проезд в транспорте вымогательство повреждение телефона-автомата мошенничество
"Каково твоё деяние, таково и воздаяние"
Юридическая ответственность – это ответственность за совершенное правонарушение, т.е. это ответственность перед законом, выраженная в форме наказания.
Виды юридической ответственности Виды Характеристика Наказание
Виды юридической ответственности Виды Характеристика Наказание Уголовная За преступление Арест, лишение свободы, конфискация имущества Административная За нарушение в сферах государственного управления и общественного порядка Административные работы, штраф, краткосрочный арест до 15 суток Дисциплинарная За нарушение в сфере служебных отношений Выговор, понижение, увольнение Материальная За нанесение имущественного ущерба Возмещение ущерба Гражданская За нарушения имущественных прав Возмещение ущерба, принудительное восстановление
Выберите ситуации, за которые наступает уголовная ответственность Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу. Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один направил ружье на другого и нажал курок. Неожиданно для обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб. Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло. На перемене подросток зашел в раздевалку и забрал понравившуюся чужую меховую шапку. Подростки курили в школьном туалете. Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору школы и сообщил, что в школе заложена бомба. Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег. Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора.
Вопрос урока: П очему государство устанавливает специальное наказание за совершение правонарушения?
Домашнее задание: § 10, найти крылатые фразы и стихи, относящиеся к понятиям «правонарушение» и «юридическая ответственность»
Предварительный просмотр:
Тема: «Правонарушения и юридическая ответственность»
Класс: 9 «А»
Дата: 14.12.16
Предмет: история
Учитель: учитель истории МБОУ СОШ с.Сосновка Манзай-оол С.Ю.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: метопредметный , урок с использованием ТСО, ИКТ.
- Цели урока:
- Личностные:
- формировать правовое сознание учащихся
- Метапредметные:
- развивать умение поиска и выделения информации
- развивать умение анализа с целью выделения признаков
- развивать умение строить логическую цепь рассуждения
- развивать умение планировать коллективную деятельность
- развивать умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
- Предметные:
- ознакомиться с понятиями «правонарушение», «проступок», «преступление», «юридическая ответственность», с видами юридической ответственности
- Понятия: правонарушение, проступок, преступление, юридическая ответственнос
- Оборудование: раздаточные материалы, компьютер, проектор.
- Межпредметные связи:
- филология
- история
- Литература
- Обществознание. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. – М., 2010.
- Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. – М., 2010.
- Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учеб. для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М., 2004. – Гл. 10. – С. 517-528.
- Правонарушение и юридическая ответственность // Проблемы общей теории права и государства: Учеб. для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М., 2004. – Гл. 5. – С. 477-498.
- Правонарушение и юридическая ответственность // Теория государства и права: Учеб. / Под ред. М.Н. Марченко. – М., 2006. – Гл. XXVII. – С. 595-611.
Ход урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Используемые ИКТ | Деятельность учеников | Формируемые УУД | Время |
1 | Организационно-психологический этап | Учитель входит в класс, приветствует учащихся, объявляет тему и цель урока (слайд 1): «Сегодня мы изучаем новую тему – “Правонарушения и юридическая ответственность”. Записываем её в тетрадях. Наша цель на уроке – охарактеризовать понятие “правонарушение” и объяснить его связь с понятием “юридическая ответственность”. | Презентация (слайд 1) | Ученики записывают тему в тетрадях | Личностные: Создать условия для формирования смыслообразования. | 2 мин |
2 | Постановка проблемного вопроса | Слова учителя: «Древнеримское юридическое изречение гласит: “Где есть правонарушение, там есть и возмездие”. К концу урока нам нужно ответить на следующий вопрос: почему именно государство устанавливает наказание за совершение правонарушения? При ответе на этот вопрос нам пригодится схема, которая висит на доске и которая нам будет помогать во время урока» (слайд 2). | Презентация (слайд 2) | Ученики смотрят на доску и схему на доске, слушают учителя | Метапредметные: Развивать умение формулировать цели своей деятельности | 1 мин |
3 | Изучение нового материала А) изучение понятия «правонарушение» Б) Рассмотрение видов правонарушений В) Рассмотрение понятия «юридическая ответственность» Г) Рассмотрение видов юридической ответственности Физминутка | Слова учителя: «Для начала дадим определение понятию “правонарушение”». Слова учителя: «Правильно. Но это слишком общее определение. Выделим признаки и свойства правонарушения. Для этого мы обратимся к документу (раздаточный материал 1). В данном документе мы должны найти основные признаки правонарушения, которые мы представим в виде схемы (слайд 3). Схему мы рисуем в тетради. В ней мы указываем главный признак понятия «правонарушение», которым будет являться имя существительное, и свойства, выражаемые чаще всего именами прилагательными. Итак, в течение трёх минут мы ищем в тексте один главный признак и несколько свойств и отмечаем их в самом тексте следующим образом: признак – с помощью квадрата, свойства – с помощью кружков. После этого мы проверяем результаты вашей работы и заносим их в схему». Слова учителя: «Теперь проверим результаты вашей работы». Учитель демонстрирует готовую схему в презентации (слайд 4, приложение 1) и говорит: «Сравним найденные вами признак и свойства с образцом. Занесём данные в свои тетради. Теперь давайте составим из этих признаков определение понятия “правонарушение”. Какое определение вы могли бы дать?». Учитель формулирует определения понятия «правонарушение»: Правонарушение – это виновное противоправное общественно опасное деяние дееспособного лица (слайд 5). «Теперь запишем данное определение». Слова учителя: «Правонарушения принято разделять на два вида». Показывает схему «Виды правонарушений» (слайд 6, приложение 2). «Записываем схему в тетрадях». Слова учителя: «Вначале запишем определение понятия «проступок». Проступок – это правонарушение, которое отличается малой степенью общественного вреда (слайд 7). А теперь дадим самостоятельно определение понятию “преступление”». Учитель формулирует определения понятия «преступление»: Преступление – это правонарушение, которое отличается высокой степенью общественного вреда (слайд 8). «Теперь запишем данное определение». Слова учителя: «Обратимся к ситуациям, иллюстрирующим на практике примеры проступка и преступления. Ваша задача – определить, где указывается проступок, а где преступление» (слайд 9, приложение 3). Слова учителя: «Теперь выполним аналогичное задание, текст которого можно увидеть на экране (слайд 10, приложение 4). Смотрим на экран и поднимаем руки, если у нас готов ответ». Слова учителя: «Таким образом, как мы все увидели, любое правонарушение характеризуется определённой степенью общественной опасности, т.е. той угрозы, которую оно представляет для общества». Слова учителя: «“Каково твоё деяние, таково и воздаяние” (слайд 11), - говорили древние. Как вы думаете, что они имели в виду?». Слова учителя: «Правильно. Именно поэтому возникло понятие «юридическая ответственность». Запишем его. Юридическая ответственность – это ответственность за совершенное правонарушение, т.е. это ответственность перед законом, выраженная в форме наказания (слайд 12)». Слова учителя: «Как вы думаете, от чего зависит строгость наказания?» Слова учителя: «Правильно. Поскольку наказание бывает разным, значит и ответственность делится на несколько видов. Сейчас мы разделимся на пять групп, каждой из которых будет дано задание – рассмотреть на основе текста (раздаточный материал 2) определённый вид юридической ответственности. Результаты своей деятельности вы должны представить в виде таблицы, шаблон которой лежит у каждой группы на парте (слайд 13, раздаточный материал 3). В шаблоне таблицы мы отмечаем название вида ответственности, характеристику и наказание, устанавливаемое в соответствии с данным видом ответственности. Каждая группа в течение пяти минут изучает текст и заполняет таблицу по своему виду юридической ответственности, а также выбирает эксперта, который ознакомит членов других групп с результатами их работы. В процессе выступления эксперта из одной группы учащиеся, члены других групп, заполняют общую таблицу на основе информации, даваемой экспертом. Задача эксперта – дать ответ строго на основе плана, чтобы информация могла быть сразу записана в таблицу». Учитель демонстрирует учащимся таблицу-образец (слайд 14, приложение 5). Слова учителя: «Откроем учебник на странице 90 и сравним данные в таблице с материалом параграфа. Что можно добавить?». | Презентация (слайды 3-5) Презентация (слайды 6-10) Презентация (слайды 11-12) Презентация (слайды 13-14) | Ответ учеников: «Правонарушение – это нарушение права, правового предписания». Ученики чертят схему в тетрадях, читают текст, отмечают нужный материал. Ученики называют выделенные ими признак и свойства. Ученики заполняют схему в тетради и дают свои варианты определения Ученики записывают определение в тетрадях Ученики чертят схему в тетрадях Ученики записывают определение понятия «проступок» в тетрадях, дают свои варианты определения понятия «преступление». Ученики записывают определение в тетрадях Ученики слушают, дают свои ответы Ученики смотрят на экран проектора, дают свои ответы Ученики слушают слова учителя. Ответ учеников: «Ответственность за совершённое правонарушение». Ученики записывают определение в тетрадях Ответ учеников: «Строгость наказания зависит от характера правонарушения». Ученики работают в группах, читают текст документа, заполняют свою часть таблицу, выбирают эксперта для выступления. По прошествии пяти минут эксперты от каждой группы выступают, остальные ребята слушают и заполняют таблицу. Сравнение учениками данных своих таблиц с таблицей учителя Ответы учеников | Метапредметные: Развивать умение анализа Метапредметные: Развивать умения поиска и выделения информации, анализа с целью выделения признаков, знаково-символические умения отображения учебного материала Метапредметные: Развивать умение строить речевые высказывания в устной форме Метапредметные: Развивать умения синтеза как составления целого из частей, контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Предметные: Знание понятия «правонарушение» Метапредметные: Развивать знаково-символические умения отображения учебного материала Предметные: Знание понятия «проступок». Метапредметные: Развивать умение строить речевые высказывания в устной форме Предметные: Знание понятия «преступление». Метапредметные: Развивать умение подведения под понятие Личностные: Формировать правовую культуру Метапредметные: Развивать умение подведения под понятие Личностные: Формировать правовую культуру Личностные: Формировать правовую культуру Метапредметные: Развивать умения строить речевые высказывания в устной форме и логическую цепь рассуждения Предметные: Знание понятия «юридическая ответственность». Метапредметные: Развивать умения строить речевые высказывания в устной форме и устанавливать причинно-следственные связи Метапредметные: - умения поиска и выделения информации, - знаково-символические умения отображения учебного материала - умение планировать коллективную деятельность - умение строить речевые высказывания в устной форме Предметные: Знание видов юридической ответственности. Личностные: Формировать правовую культуру Метапредметные: - умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном и коррекцию в виде внесения необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта | 30 мин 7 мин 7 мин 3 мин 10 мин |
4 | Закрепление А) Выполнение тестового задания Б) Решение проблемного вопроса | Слова учителя: «Сейчас мы проверим полученные нами на уроке знания. С этой целью мы выполним задания теста, которые лежат у вас на партах (раздаточный материал 4). Задания теста близки к тем, которые используются в ГИА по обществознанию. Задания теста требуют выбора только одного правильного ответа. На работу отводится четыре минуты». Слова учителя: «Давайте теперь попробуем ответить на вопрос, вынесенный в начале урока (слайд 16). Обратимся к схеме на доске. О какой роли государства говорит она? Что представляет собой правонарушения для общества?». Выставление учителем оценок за работу на уроке. | Презентация (слайд 16) | Ученики выполняют задания теста Ответ учеников: «Государство обеспечивает исполнение права. Правонарушение представляет собой общественную опасность. Поэтому государство устанавливает специальные наказания в связи с общественной опасностью правонарушений». | Метапредметные: Развивать умение осуществлять оценку в виде выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознания качества и уровня усвоения Метапредметные: Развивать умения строить речевые высказывания в устной форме и логическую цепь рассуждения | 6 мин 4 мин 2 мин |
5 | Домашнее задание | § 10, найти крылатые фразы и стихи, относящиеся к понятиям «правонарушение» и «юридическая ответственность» (слайд 17). | Презентация (слайд 17) | Запись домашнего задания | Метапредметные: Развивать умения поиска и выделения информации | 1 мин |
Предварительный просмотр:
Раздаточный материал 1
Правонарушение — это некое деяние, это активное действие, но в некоторых случаях и бездействие (например, неоказание помощи, неисполнение должностным лицом возложенных на него служебных обязанностей, неисполнение условий договора и т. и.)…
Правонарушением нарушаются нормы права. Это деяние, запрещенное нормами права, противоправное…
Правонарушение причиняет вред охраняемым правом общественным отношениям, ущемляет субъективные права участников правоотношения, т. е. это деяние вредное и в силу этого в большей или меньшей степени общественно опасное.
Правонарушение — это виновное деяние. Лицо должно осознавать, что оно действует противоправно. Если оно не осознает вредоносности и общественной опасности своих поступков в силу малолетства, невменяемости либо других обстоятельств то не будет и правонарушения.
Правонарушение — это деяние лица, способного нести юридическую ответственность, дееспособного лица…
Раздаточный материал 2
1 группа
Уголовная ответственность – это наказание за состав преступления, предусмотренный действующим уголовным законом. Уголовное наказание назначается только по приговору суда. Действующий УК РФ (ст. 44) предусматривает следующие виды наказаний: конфискация имущества; ограничение свободы; арест; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.
При назначении наказания судом учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личности виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
2 группа
Административная ответственность – это предусмотренное административным законодательством административное взыскание за нарушение в сфере государственного управления.
За совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды административных взысканий: предупреждение; штраф; исправительные работы; административный арест.
Юридическая ответственность за административные правонарушения устанавливается соответствующими компетентными государственными органами и должностными лицами (судами, административными комиссиями, органами внутренних дел, таможенной службы, санитарного надзора и т.д.).
3 группа
Дисциплинарная ответственность – это дисциплинарное взыскание за нарушение в сфере служебных отношений.
Видами дисциплинарных взысканий являются замечание, выговор, строгий выговор, увольнение и т.д.
До применения дисциплинарного взыскания от работника должно быть затребовано письменное объяснение. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения и не позднее шести месяцев со дня его совершения.
Дисциплинарная ответственность налагается администрацией предприятия и учреждения либо руководством соответствующего государственного органа, в котором работает лицо, совершившее дисциплинарное правонарушение.
4 группа
Гражданская ответственность – это юридическая ответственность за правонарушение в сфере имущественных отношений.
Видами гражданско-правовой ответственности являются: возмещение убытков (реального ущерба и упущенной выгоды); взыскание неустойки; компенсация морального вреда; прекращение или изменение правоотношения и т.д.
Применение этих видов юридической ответственности за гражданские правонарушения осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной гражданским процессуальным законодательством, судом общей юрисдикции, арбитражным судом или третейским судом.
5 группа
Трудовое законодательство предусматривает материальную ответственность работника за ущерб, причиненный по его вине предприятию, учреждению, организации. Такая материальная ответственность представляет собой возмещение ущерба и может быть ограниченной (определенной частью заработка работника) или в ряде случаев – полной (в полном размере ущерба).
Возмещение ущерба работниками в размере, не превышающем среднего месячного заработка, производится по распоряжению администрации предприятия, учреждения, организации. При несогласии работника с решением администрации, а также в случае, если размер ущерба превышает среднемесячный заработок, вопрос о материальной ответственности решается в судебном порядке».
Раздаточный материал 3
Виды юридической ответственности | Характеристика | Наказание |
Раздаточный материал 4
1. Леонид заключил договор на ремонт автомобиля, но работники автосервиса нарушили установленные сроки. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации?
1) Административного
2) Уголовного
3) Гражданского
4) Трудового
2. Что является примером административного правонарушения?
1) Безбилетный проезд в общественном транспорте
2) Кража шубы в меховом салоне
3) Опоздание сотрудника к началу рабочего дня
4) Порча имущества другого гражданина
3. Что из перечисленного является примером правонарушения
1) отказ одного из супругов от совместного проживания в семье;
2) ложное свидетельство в процессе уголовного расследования;
3) досрочный уход студента из института;
4) отказ избирателя от голосования.
4. Преступление отличается от административного проступка
1) наличием угрозы применения государственного принуждения;
2) виновностью деяния;
3) степенью общественной опасности;
4) наличием возможности рассмотрения в суде
5. В отличие от административного проступка, к преступлению относится
1) оскорбительное приставание в гражданам;
2) нецензурная брань в общественном месте;
3) управление автомобилем в нетрезвом виде;
4) изготовление, хранение, сбыт наркотиков
Ответы
Задание | Ответ |
А1 | 3 |
А2 | 1 |
А3 | 2 |
А4 | 3 |
А5 | 4 |
Приложение 1 (слайд 4)
ПРАВОНАРУШЕНИЕ – деяние (действие / бездействие)
Виновное противоправное общественно опасное дееспособного лица
Приложение 2 (слайд 6)
Проступок Преступление
Приложение 3 (слайд 9)
«1. Дмитрий Сонин, 20 лет, торопясь в зоомагазин, перебежал улицу перед близко идущим транспортом, хотя в 20 метрах находился подземный переход (проступок). 2. Десятиклассник Сергей шел домой. На пустынной улице к нему подошли двое подвыпивших ребят, Вадим и Игорь. Они начали оскорблять его, жестоко избили и нанесли ему несколько ножевых ранений, затем скрылись в неизвестном направлении (преступление)».
Приложение 4 (слайд 9)
«Классифицируйте указанные противоправные деяния на проступки (1) и преступления (2): Грабеж, торговля с рук в неустановленных местах, кража, невыполнение договора, неоплаченный проезд в транспорте, вымогательство, повреждение телефона-автомата, мошенничество».
Ответы: 1 – торговля с рук в неустановленных местах, невыполнение договора, неоплаченный проезд в транспорте. 2 – грабеж, кража, вымогательство, мошенничество.
Приложение 5 (слайд 14)
Виды юридической ответственности | Характеристика | Наказание |
Уголовная | За преступление | Конфискация имущества; ограничение свободы; арест; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь |
Административная | За нарушение в сферах государственного управления и общественного порядка | Предупреждение; штраф; исправительные работы; административный арест |
Дисциплинарная | За нарушение в сфере служебных отношений | Замечание, выговор, строгий выговор, увольнение и т.д. |
Гражданская | За нарушения имущественных прав | Возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсация морального вреда; прекращение или изменение правоотношения |
Материальная | За нанесение имущественного ущерба | Возмещение ущерба |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Правонарушения и юридическая ответственность"
Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме:"Правонарушения и юридическая ответственность"...
Конспект урока "Правонарушения и юридическая ответственность" 9 класс
Данная разработка предназначена для проведения обобщающего урока по теме «Правонарушения и юридическая ответственность». Рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся с учебником....
Конспект урока "Правонарушение и юридическая ответственность" 9 класс
Цель: охарактеризовать понятие “правонарушение” и объяснить его связь с понятием “юридическая ответственность” (слайд 1).Планируемые результаты:Личностные: формировать правовое сознание учащихся.Предм...
Конспект урока "Правонарушения и юридическая ответственность"
Конспект урока "Правонарушения и юридическая ответственность"...
Разработка урока по теме: Юридическая ответственность
Разработка урока по теме: "Юридическая ответственность", 9-11 классы. В игровой форме урока....
Технологическая карта урока: "Правонарушения и юридическая ответственность"
Формирование знаний о правонарушении и видах юридической ответственности, воспитание у учащихся гражданской ответственности, уважения к правовым нормам....
Методическая разработка урока : "Правонарушения и юридическая ответственность"
Цель урока: Познакомить учащихся с определением, основными признаками и видами правонарушений, расширить и углубить представления учащихся о правонарушении как юридическом понятии...