Рабочая программа Клуба молодого избирателя
рабочая программа по обществознанию на тему

Казанцев Артем Олегович

Рабочая программа клуба молодого избирателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klub_molodogo_izbiratelya_rabochaya_programma.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 22»

ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА ГОРОДА БАРНАУЛА

СОГЛАСОВАНО                                                                         УТВЕРЖДАЮ

на методическом объединении учителей                           Директор гимназии

истории                                                                  _____________ А.В.Громов

протокол №___от________________              «___»______________2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Клуба молодого избирателя «Выбор»

на 2016-2017 учебный год

Составители:

Казанцев А.О., Старцева Ю.К.,

учителя истории

Барнаул

2016

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………...с. 3

Тематический план………………………………………………………………..с. 6

Содержание тем учебного курса………………………………………………..с. 10      

Список литературы и                                                                                        

цифровые образовательные ресурсы……………………………………………с.12                                                

Перечень используемого оборудования………………………………………...с.13

Календарно-тематическое планирование……………………………………….с.14    

Лист регистрации изменений, внесённых в рабочую программу…………......с.16

Пояснительная записка

Программа определяет содержание, основные пути развития личности ребенка  и способствует формированию гражданина демократического, правового государства, в том числе правовой культуры будущего избирателя.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

В современном российском обществе, вопросы гражданского образования и воспитания выходят на первый план. Необходимо создавать условия для освоения учащимися роли гражданина в демократическом государстве, гражданском обществе. Обучающиеся должны не только овладеть определённой суммой знаний, но и уметь применить их на практике, уже в школьные годы, участвуя в выборах и деятельности органов школьного самоуправления, а затем в жизни страны.

        Цель программы:

– создание условий для повышения гражданско-правовой и электоральной культуры будущих избирателей; содействие повышению уровня политической грамотности и деловой активности.

        Задачи:

– формировать представления об избирательном праве и избирательном процессе;

– развивать правовую  культуру избирателей;

– систематизировать информацию по вопросам избирательного права и избирательного процесса;

– осуществлять информационное обслуживание по вопросам права.

При рассмотрении данного курса в 8-11-х классах актуализируются знания по истории России, отражающие этапы становления российской государственности, формирование парламентарной системы. Привлекаются также обществоведческие знания, представления об основных положениях Конституции РФ, моральных и правовых нормах, принятых в современном российском обществе. В ходе изучения используется беседа с учащимися, объяснение учителя, встречи с депутатами молодежного парламента, АКЗС, специалистами избирательных комиссий города, сообщения школьников.

Предпочтение отдается активным формам работы школьников, предусматривается  привлечение актуального краеведческого материала.

Под руководством учителя обучающиеся могут подготовить серию бесед, викторин, семинаров, провести научно-исследовательскую работу, используя при этом наглядный материал, видео- и аудиозаписи.

В результате изучения курса учащиеся должны знать / понимать:

основные понятия и категории избирательного права;

основные принципы и характеристики демократических выборов;

права и обязанности избирателя на различных этапах избирательного марафона и механизмы их реализации;

уметь:

  • правильно употреблять основные понятия и категории избирательного права;
  • объяснять содержание основных понятий и категорий избирательного права, прав и обязанностей, ответственности гражданина - избирателя, особенности избирательного права;
  • приводить примеры различных видов правоотношений, гарантий реализации избирательных прав граждан;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • поиска, анализа, интерпретации и использования информации по избирательному праву;
  • анализа текстов законодательных актов, норм избирательного права с точки зрения конкретных условий их реализации;
  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящем избирательном процессе с точки зрения избирательного права;
  • подготовки к встрече с кандидатом;

     Для организации познавательной деятельности учащихся предполагается использование:

  • групповой работы (приемы «Мозговой штурм», «Учимся вместе»);
  • индивидуальной самостоятельной работы;
  • таких видов занятий как: лекции, семинары, конференции, пресс-конференции, лабораторные работы, дискуссии, круглые столы, диспуты, дебаты.

Результатами образовательной деятельности обучающихся могут стать: тезисы, опорные конспекты, схемы, таблицы, написание эссе, подготовка выступлений, составление статей, выпуск агитационных материалов, сборников материалов круглых столов, проекты, решение проблемных заданий и задач, мини – исследования и другие продукты образовательной деятельности обучаемых, формирующие не только компетентного гражданина-избирателя, но и, в целом, реализующие цели современного образования.

Структура программы

     При составлении программы использованы: Конституция Российской Федерации, федеральное и региональное законодательство по избирательному праву, учебное пособие для 10-11 классов для общеобразовательных учреждений Гаджиева К.С. и др. «Введение в политологию»; учебное пособие для вузов Каткова Д.Н. «Избирательное право»; учебник для вузов Большакова СВ. и др. «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации» и др.

     Программа рассчитана на учащихся 8-11 классов (возраст 14-18 лет) сроком на год (35 часов).

     Клуб осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, комплексом мер по правовому обучению избирателей, нормативными документами Центральной избирательной комиссии.

     Клуб призван сотрудничать с общественными организациями, функционирующими на территории города, отделами и службами администрации города, избирательными участками.

Содержание работы

- проведение встреч с членами избирательных комиссий;

- проведение лекций, обучающих семинаров;

-организация конкурсов, бесед, круглых столов, деловых игр с молодыми избирателями.

Принципы реализации программы:

-деятельностный подход;

-личностно-ориентированный подход;

-гуманистическая основа деятельности.

Этапы реализации программы:

-организационный, адаптационный;

-развивающий и обучающий;

-заключительный, демонстрационный.

     Данная программа предполагает развитие коммуникативных умений и навыков, творческих способностей и знаний по Избирательному праву. Она позволяет привить подрастающему поколению чувство собственного достоинства, осознание ценности каждой конкретной личности, каждого мнения, толерантное отношение к политике своего государства и, в частности, к Избирательному праву, особенно к их культурным составляющим.

Тематический план  

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

практические

работы

контрольные

экскурсионные

Примечание

1

Вводное занятие.

Обсуждение проекта плана работы на 2014-2015 год.

Подборка материала и оформление  уголка молодого избирателя в течение года.

3

2

Знакомство с новыми членами клуба. Презентация клуба.

1

3

Разработка и подборка материалов, создание тематических 15-минуток «Мы – активные граждане России» для 5-6, 7-8, 9-11 классов.

5

4

Участие в подготовке выборов в школьный парламент совместно со «Школой жизни»

1

5

Современная политическая система РФ

1

Беседа-презентация для 7-х классов

6

Участие в подборке книг, оформление выставки книг по избирательному праву и избирательному процессу в школьной библиотеке.

1

7

Подготовка к игре «Знаешь ли ты избирательное право?»

2

8

 Правовая игра «Знаешь ли ты избирательное право?»

1

9

Подготовка к конкурсу «Нам выбирать будущее» (разработка викторин, игр, кроссвордов).

1

10

Встречи с членами избирательных комиссий города.

По согласованию

11

Месячник молодого избирателя

По отдельному плану

12

Современные избирательные системы. Особенности избирательной системы современной России.

2

13

Субъекты избирательных правоотношений

3

14

Избирательные права граждан: принципы и реализация

1

15

Анализ тем исследовательских работ для участия в конкурсах и НПК.

1

16

Избирательный процесс. Референдум

1

17

Защита  избирательных  прав  граждан.  Юридическая

ответственность за нарушение избирательных прав граждан

2

18

Выборы президента

1

19

 Выборы  депутатов  Государственной  Думы  Федерального

Собрания  Российской  Федерации  и  формирование  Совета  Федерации

Федерального Собрания РФ.

1

1

20

Подготовка викторины «Имя в политике»

2

21

Викторина для 6 классов «Имя в политике»

1

22

Подготовка игры-проекта «Я – будущий избиратель»

1

23

 Игра-проект «Я - будущий избиратель»

1

24

Круглый стол «Думай. Решай. Выбирай»

1

25

Анализ работы клуба за год.

1

Итого

35

                                                                                     

Содержание тем  учебного курса

     № 1. (3 часа) Вводное занятие. Обсуждение проекта плана работы на год.

Подборка материала и оформление  уголка молодого избирателя в течение года.

     № 2. (1 час) Знакомство с новыми членами клуба. Презентация клуба. 

     № 3. (5 часов) Разработка и подборка материалов, создание презентаций  для тематических 15-минуток «Мы – активные граждане России» для 5-6, 7-8, 9-11 классов.

     № 4. (1 час) Участие в подготовке выборов в школьный парламент совместно со «Школой жизни»

     № 5. (1 час) Современная политическая система РФ. Реформирование  политической  системы  РСФСР  (РФ).  Принятие Конституцияи Российской Федерации в 1993 году. Закрепление  в  Конституции  Российской  Федерации  1993  года  основ государственного  строя  России.  Высшие  органы  государственной    власти: Президент  Российской  Федерации,  Федеральное  Собрание  Российской Федерации,  Совет  Федерации,  Государственная  Дума  Федерального Собрания  Российской  Федерации,  Правительство  Российской  Федерации.

     № 6. (1 час)  Участие в подборке книг, оформление выставки книг по избирательному праву и избирательному процессу в школьной библиотеке. 

     №7.(2 часа) Подготовка к игре «Знаешь ли ты избирательное право?»

     № 8. (1 час)  правовая игра «Знаешь ли ты избирательное право?»

     № 9. (1 час)  Подготовка к конкурсу «Нам выбирать будущее» (разработка викторин, игр, кроссвордов).

     № 10.Встречи с членами избирательных комиссий, помощниками депутатов, депутатами (по согласованию).

     № 11. (2 часа) Современные избирательные системы. Особенности избирательной системы современной России.

Понятие  избирательной  системы  и  избирательного  процесса. Законодательные  основы  избирательного  процесса.  Воля  народа.  Порядок организации  и  проведения  выборов,  формирование государственных  и  муниципальных органов,  конституционное право, право граждан избирать и быть  избранными,  активное  избирательное  право,  пассивное  избирательное

право.  Понятие  избирательного  округа  и  его  виды.  Мажоритарная  и

пропорциональная системы выборов. 

     № 12 (3 часа) № 7. Субъекты избирательных правоотношений  

Понятие  избирательного  правоотношения  и  его  структура.  Граждане Российской Федерации  -  основные  носители  избирательных  прав  и  свобод. Виды  субъектов  избирательных  правоотношений.  Кандидат  в  депутаты  и избиратель  –  основные  субъекты  избирательного  правоотношения. Доверенные  лица,  наблюдатели,  уполномоченные  представители,  члены избирательных  комиссий.  Избирательная  комиссия  –  основной  орган организации  и  проведения  выборов.  Участие  в  избирательном  процессе  иных организаций и учреждений.

     № 13 (1 час) Избирательные  права  граждан:  понятие  и  принципы реализации.

Понятие  субъективного  права  гражданина  и  его  реализации. Содержание  избирательного  права  гражданина  РФ.  Конституционное регулирование избирательных прав человека и гражданина в РФ.

     № 14. (1 час) Анализ тем исследовательских работ для участия в конкурсах и НПК.

     № 15. (1 час) Избирательный процесс. Референдум. 

Понятие избирательного процесса и его стадии.  Понятие  референдума.  Виды  референдума.  Федеральный конституционный  закон  от  28.06.2004  года  № 5-ФКЗ  «О  референдуме  в Российской  Федерации»  (в  действующей  редакции)  и  его  краткая характеристика.

     № 16. (2 часа) Защита  избирательных  прав  граждан.  Юридическая ответственность за нарушение избирательных прав граждан

Конституционно-правовая  ответственность  за  нарушение  норм избирательного права. Субъекты конституционно-правовой ответственности. Обжалование  решений  и  действий  (бездействия)  избирательных  комиссий, нарушающих  избирательные  права:  субъекты,  предмет  обжалования, порядок  обжалования,  результат  рассмотрения.  Отмена  решения  о результатах  выборов  или  референдума. Административная  ответственность за  нарушение  норм  избирательного  права:  классификация  объектов правонарушения,  субъекты  правонарушений,  виды  административных правонарушений.  Уголовная  ответственность  за  нарушение  норм избирательного  права:  преступления,  посягающие  на  интересы  граждан  и публичный интерес в отношениях,  связанных  с подготовкой и проведением выборов, референдумов; состав преступления.

     № 17 (1 час) Выборы Президента РФ.

Президент  России —  высшая  государственная  должность  Российской Федерации,  глава  государства,  гарант  Конституции  России,  прав  и  свобод человека  и  гражданина  в  России;  главнокомандующий Вооружёнными силами Российской Федерации; Федеральный  закон  от 10 января  2003  года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», его содержание.

     № 18 (2 часа) Выборы  депутатов  Государственной  Думы  Федерального Собрания  Российской  Федерации  и  формирование  Совета  Федерации Федерального Собрания РФ.

Депутат  Государственной  Думы  Федерального  Собрания  РФ  и  его правовой  статус.  Федеральный  закон  от  18  мая  2005  года  №  51-ФЗ  «О  выборах  депутатов  Государственной  Думы  Федерального  Собрания РФ» (в действующей редакции) и его содержание.   Совет  Федерации  Федерального  Собрания  РФ  и порядок его формирования. Федеральный закон от 05.08.2000 года № 113-ФЗ «О  порядке  формирования  Совета  Федерации  Федерального  Собрания РФ» (в действующей редакции).

     №19 (2 часа) Подготовка викторины «Имя в политике».

     №20 (1 час) Викторина для 6 классов «Имя в политике».

     №21 (1 час) Подготовка игры-проекта «Я – будущий избиратель».

     №22. (1 час) Игра-проект «Я - будущий избиратель».

     № 23 (1 час) Круглый стол «Думай. Решай. Выбирай».

     №24 (1 час) Анализ работы клуба за год.

Список литературы

1. Конституция РФ. Москва, издание Центральной избирательной комиссии РФ, 2013 г.

2. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в действующей редакции).

3. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (в действующей редакции).

4. Федеральный закон от 05.08.2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (в действующей редакции).

5. Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51—ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в действующей редакции).

6. Федеральный закон от 01.04.2005 года № 182-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (в действующей редакции).

7. Федеральный закон Российской Федерации от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в действующей редакции.

8. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 года № 5-ФКЗ О референдуме в Российской Федерации» (в действующей редакции)

9. Устав Алтайского края (в действующей редакции).

10.Плаксин А.В. Избирательное право и избирательный процесс в схемах и таблицах /РЦОИТ-М., 2007 (с изменениями)

11. И.В.Синова. Государственное устройство России. Справочник школьника. Санкт-Петербург. Литера, 2006.

12. А.А. Двигалева. Экзамен на пять. Обществознание. Санкт-

Петербург. «Виктория плюс», 2008 (раздел «Конституционное право»).

13. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право: Учебник. – М.: Юстицинформ, 2008. – 308с.

14. Димова И.Г., Курганова М.С. Экзамен на гражданственность // Журнал о выборах. 2007. № 1. С. 46-48.

15. Большаков С.В., Головин А.Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: РЦОИТ, Издательство «Весь Мир», 2007. – 304 с.

16. Ж. «Право в школе» № 1, 2007 17.http://www.rcoit.ru/ - Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (РЦОИТ при ЦИК России)

18. www.altairegion22.ru – официальный сайт Алтайского края

Перечень используемого оборудования

  1. Мультимедийный компьютер;
  2. Мультимедиапроектор;
  3. Экран навесной.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

1

Вводное занятие. Обсуждение проекта плана работы на 2014-2015 год.

1

02.09

2

Подборка материала и оформление  уголка молодого избирателя.

1

09.09

3

Подборка материала и оформление  уголка молодого избирателя

1

16.09

4

Знакомство с новыми членами клуба. Презентация клуба.

1

23.09

5

Разработка и подборка материалов, создание тематических 15-минуток «Мы – активные граждане России»

1

30.09

6

Разработка и подборка материалов, создание тематических 15-минуток «Мы – активные граждане России»

1

7.10

7

Разработка и подборка материалов, создание тематических 15-минуток «Мы – активные граждане России»

1

14.10

8

Разработка и подборка материалов, создание тематических 15-минуток «Мы – активные граждане России»

1

21.10

9

Разработка и подборка материалов, создание тематических 15-минуток «Мы – активные граждане России»

1

28.10

10

Участие в подготовке выборов в школьный парламент совместно со «Школой жизни»

1

11.11

11

Современная политическая система РФ.

1

18.11

12

Участие в подборке книг, оформление выставки книг по избирательному праву и избирательному процессу в школьной библиотеке.

1

25.11

13

Подготовка к игре «Знаешь ли ты избирательное право?»

1

02.12

14

Подготовка к игре «Знаешь ли ты избирательное право?»

1

09.12

15

Правовая игра «Знаешь ли ты избирательное право?»

1

16.12

16

Подготовка к конкурсу «Нам выбирать будущее» (разработка викторин, игр, кроссвордов).

1

23.12

17

Современные избирательные системы. Особенности избирательной системы современной России.

1

30.12

18

Современные избирательные системы. Особенности избирательной системы современной России.

1

13.01

19

Субъекты избирательных правоотношений.

1

20.01

20

Субъекты избирательных правоотношений.

1

27.01

21

Субъекты избирательных правоотношений.

1

3.02

22

Избирательные права граждан: принципы и реализация.

1

10.02

23

Анализ тем исследовательских работ для участия в конкурсах и НПК.

1

17.02

24

Избирательный процесс. Референдум.

1

24.02

25

 Защита  избирательных  прав  граждан.  Юридическая

ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

1

03.03

26

Защита  избирательных  прав  граждан.  Юридическая

ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

1

10.03

27

Выборы президента.

1

17.03

28

Выборы  депутатов  Государственной  Думы  и  формирование  Совета  Федерации Федерального Собрания РФ.

1

24.03

29

Подготовка викторины «Имя в политике».

1

31.03

30

Подготовка викторины «Имя в политике».

1

07.04

31

Викторина для 6 классов «Имя в политике».

14.04

32

Подготовка игры-проекта «Я – будущий избиратель».

1

21.04

33

Игра-проект «Я - будущий избиратель».

1

28.04

34

 Круглый стол «Думай. Решай. Выбирай».

1

12.05

35

Анализ работы клуба за год.

1

19.05

Итого

35

Лист регистрации изменений,

внесённых в рабочую программу

№ п\п

Дата

Стра-ницы с измене-ниями

характеристика изменений

реквизиты документа, закрепляю-щего изменения

фамилия работника, внесшего изменения

подпись работника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа клуба "Мои истоки"

Важнейшие задачи образования в школе (формирование предметных и универсальных способов действий; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индиви...

Клуб молодого избирателя в школе как средство гражданского образования молодежи (обобщение опыта работы).

Обобщение педагогического опыта «Клуб молодого избирателя в школе как  средство гражданского образования  молодежи». Представлен материал об организации и работе Клуба молодого изб...

Развивающе-консультативный программа "Клуб молодого специалисты"

Программа имеет развивающее-консультативный характер и проходит в виде семинаров-тренингов. Рассчитана на молодых специалистов – выпускников психологических факультетов и факультетов смежных специальн...

Клуб молодого избирателя как эффективный механизм воспитания гражданской инициативы

Современное общество предъявляет к школам особые требования – выпустить из своих стен грамотного, всесторонне развитого, толерантного гражданина Российской Федерации, способного выполнять ...

Презентация "Клуб молодого избирателя".

В презентации представлен опыт работы клуба молодого избирателя....